Природные зоны. Своеобразие органического мира Австралии. 7 класс

Цели и задачи урока:

Образовательные: познакомить учащихся с природными зонами Австралии; показать особенности флоры и фауны; выявить причины своеобразия органического мира материка
Развивающие: продолжить формирование умений и навыков работы с картой, дополнительным материалом; развивать познавательные интересы учащихся, внимание; стимулировать желание расширить свой кругозор; учить выявлять причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать, делать выводы
Воспитательные: воспитывать умение объективно оценивать свои знания и знания своих товарищей; развивать познавательную активность и самостоятельную деятельность учащихся; формировать информационную и экологическую культуру; показывать значимость географических знаний;

Оборудование: физическая карта Австралии, карта природных зон мира; атласы, компьютер, проектор, экран.

Тип урока: комбинированный
Виды деятельности учащихся:
1.Решение проблемных вопросов и задач, которые содержат противоречия, требуют сравнения известного с неизвестным, нестандартного взгляда на знакомые факты и явления, выдвижение гипотез.
2.Взаимопроверка знаний.
3.Творческая работа учащихся.
4. Практическая работа


Ход урока:
I.Организационный этап:
1. Приветствие. Слайд №1
2. Подготовить учащихся к работе на уроке.

II.Этап актуализации знаний учащихся (слайд №2)
В начале нашего урока я хотела бы зачитать известное изречение
С тех пор, как существует мирозданье,
Такого нет, кто б ни нуждался в знанье.
Какой мы не возьмем язык и век,
- Всегда стремился к знанью человек
Рудаки.
А получать эти знания мы будем в ходе нашего урока при изучении темы: «Природные зоны. Своеобразие органического мира Австралии ». Слайд №3 За время урока рассмотрим природные зоны, растительный и животный мир материка, узнаем, чем отличается органический мир Австралии от других материков, и объясним почему.
Для решения поставленных задач совершим заочное путешествие по природным зонам Австралии, во время которого узнаем и откроем для себя нечто новое и интересное.
С чего же начинается любое путешествие? С изучения карты той местности, куда вы хотите отправиться. Не так ли? На предыдущих уроках вы уже изучили большую часть номенклатуры материка, а теперь давайте посмотрим - сможем ли мы обойтись без посторонней помощи, путешествуя по Австралии? Какие же объекты есть на карте материка.
У вас на партах лежат карточки зеленого и красного цвета.
Слайд №4. Карточки зеленого цвета подразумевают решение тестового задания и получение оценки «хорошо», карточки красного цвета – ответить на вопросы и возможность получить оценку «отлично».
Выберите для себя сами тип задания. На выполнение работы отводится 2 мин. Приступаем.
На оценку “отлично” - карточки с вопросами:
С юга Австралию омывает залив .
На востоке материка протянулись горы ..
Бассовым проливом от Австралии отделён остров
Главной водной артерией материка является река .
С запада Австралию омывает океан
Остров Новая Гвинея от Австралии отделяет пролив

На оценку “хорошо” - тесты
Какое море омывает Австралию с севера?
а) Фиджи, б) Арафурское, в) Тасманово, г) Коралловое;
Самой высокой точкой материка является гора:
а) Брус, б) Либиг, в) Косцюшко, в) Орд;
Остров Тасмания отделяет от Австралии пролив:
а) Бассов, б) Торресов, в) Малаккский, г) Гибралтарский;
Большой Барьерный риф тянется вдоль берегов Австралии:
а) западных, б) восточных, в) северных, г) южных;
Какая пустыня расположена на северо-западе Австралии?
а) Большая Песчаная, б) Большая пустыня Виктория, в) Намиб, г) Гибсон.

(пройти)
Время вышло. Проверяем. Взаимопроверка (обмениваются с соседом по парте) ответы на Слайде № 5 и я показываю на карте.
Оценки . Молодцы.

III. Изучение нового материала
Вводная беседа: Вы показали хорошее знание карты, и теперь мы можем отправиться в путешествие по природным зонам.
-Давайте вспомним, а что же такое природная зона?
Ответ: Природная зона- это крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительности и животного мира.
-В чем главная причина чередования природных зон?
Ответ: Чередование природных зон происходит из-за смены климатических условий и изменения соотношения тепла и влаги.
( слайд №6)
Теперь можно и в путь по природным зонам Австралии
Обратимся к картам атласа стр. 17 «Климатическая карта» и «Природные зоны»
1.Какой климатический пояс занимает наибольшую площадь.(тропический)
2.Как мы можем его охарактеризовать.(высокие температуры воздуха и малое количество осадков на северо-западе и в центре)
3.Какая природная зона сформировалась на этой территории.(пустыни- слайд №7)
4.Север материка занимает субэкваториальный пояс. Какие характеристики к нему подходят.(сухой и влажный сезон)
5.Поэтому здесь сформировалась природная зона?(саванн и редколесий) ( слайд №8)
6.Какое количество осадков выпадает на побережье Тихого океана? (2000мм)Почему?
7.Это способствует формированию природной зоны? (переменно-влажных лесов) ( слайд №9)
8.Определите какой климатический пояс находится на юго-востоке и юго-западе материка и какие климатические области здесь сформировались.(тропический с достаточным увлажнением)
9. Охарактеризуйте их.
10. В каком климатическом поясе расположен остров Тасмания. (умеренный)
11. поэтому здесь располагается природная зона? (смешанных лесов) ( слайд №10)

Учитель: своими ответами вы мне доказали то, что природные зоны чередуются из-за изменений соотношения тепла и влаги в различных частях материка. Растения также целиком зависят от количества выпадающих осадков получаемого солнечного света и тепла. Какие же растения на нашем пути могут нам встретиться. Создать представление о типичных растениях Австралии нам помогут краткие характеристики, которые приготовили ваши товарищи и фотографии на экране.
1 ученик – эвкалипт Слайд № 11
2 ученик – акации, травяное дерево Слайд № 12
3 ученик – бутылочное дерево слайд № 13
Спасибо. Молодцы.

Динамическая пауза: теперь, когда мы увидели и услышали характеристику основных растений материка самое время пофантазировать. Представим себя деревьями.

Руки подняли и покачали,
Это деревья, деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули,
Ветер стряхивает росу.

В сторону руки – плавно помашем,
Это к нам птицы, птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Руки мы сложим, сложим вот так.


Учитель: Животный мир Австралии также очень своеобразен.
Слайд 14. На материке сохранились многие древние животные, которые можно назвать живыми ископаемыми. Здесь обитает до 100 видов сумчатых животных.
Создать представление о типичных животных Австралии нам помогут краткие характеристики, которые приготовили ваши товарищи и фотографии на экране.

Утконос и ехидна (слайд №15)
Кенгуру, вомбат (слайд №16)
Мир птиц (слайд №17)
Коала (слайд №18)
Учитель: Спасибо ребята, молодцы.

Учитель: Мы с вами побывали в разных уголках Австралии, узнали много нового о растительном и животном мире материка. Ответьте мне, пожалуйста, встречались ли вам при изучении природных зон Африки такие же растения и животные.
Ответ: нет. Почему? Правильно. 75% видов растений и более 95% животных обитает только здесь и не встречается на других материках. Такие растения и животные называются эндемиками (от греч. endemos- «местный») (слайд №19)

Учитель: Но так было, пока на материке не появились европейцы. В Австралии не оказалось растений, которые человек мог бы выращивать. Поэтому все культурные растения были сюда завезены. (слайд №20) В земледелии важное место занимает выращивание лучших сортов пшеницы, сахарного тростника, винограда, фруктов и овощей.
В Австралии не было животных, которых можно было бы приручить. (слайд №21) Переселенцы из Англии завезли овец, и пастбищное овцеводство стало главной сельскохозяйственной отраслью Австралии. В стране царит настоящий культ шерсти.

Вмешательство человека в растительный и животный мир:
Но не обошлось и без ошибок. (слайд №22)В 1839 году на материк был завезен кактус опунция. Сначала его выращивали в горшках , потом в палисадниках, а потом кактус стал расти сам и «захватил » пастбища. Кактус опустошил 20 млн.га плодородных земель. Остановить продвижение «колючего завоевателя» стало возможным лишь после того, как из Южной Америки завезли маленькую бабочку – кактусовую огневку. Она и расправилась с опунцией.
В 1859году на материк попали и кролики. (слайд №23) Моряки по прибытию выпустили их на волю. Кролики начали стремительно размножаться и завоевывать Австралийский континент. Они поедали траву и лишали корма овец, рыли норы на полях и становились катастрофой. С ними пытались бороться, но без особых успехов. Лишь в 1950 году довольно рискованными мерами (распространением вируса микматоза) удалось значительно сократить их численность.
Учитель: Как вы считаете, какие ошибки допустили европейцы при освоении материка?
Итогом исторических уроков стало принятие в 19 веке закона о запрете ввоза диких растений и животных на материк. Как вы думаете, почему он был принят?

IV. Закрепление

Учитель: Наше путешествие заканчивается, и мы можем проверить, что же вы узнали за время нашего путешествия.
Какие природные зоны встретились на нашем пути? (ответить и показать)
В чем своеобразие и неповторимость органического мира материка?
Почему Австралия имеет такой необычный животный и растительный мир?
Внимание на экран – вопросы
Бутылочное дерево Слайд 24
Эвкалипт Слайд 25
Эндемики (кенгуру, ехидна, утконос, собака динго)
слайд 26

V. Итог урока. Оценки.

VI. Рефлексия.
Сегодня мы изображали деревья во время динамической минутки. Любое дерево имеет крону, состоящую из листьев. Я прошу вас создать крону на дерево, но не просто так. Зеленые листья означают то, что вам было комфортно и интересно на уроке, ведь деревья – зеленые! Желтые листочки – не все понравилось и красные мало, что понравилось.
Спасибо за урок. До свидания. (слайд №27)







15