Конспект урока по русскому языку на тему Морфологический разбор имени существительного (5класс)


Тема : Морфологический разбор имени существительного.
Цели:
-повторить и углубить сведения об имени существительном;
-формировать умения по определению морфологических признаков
имени существительного;
- воспитать чувство гуманности, любви к близким людям.
Ход урока.
I.Организационный момент.
II. На экране текст и учащимся предлагается задание.
-В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
Л…карствоДоктор проп…сал больной горькое л…карство.
Захв…рала мать Лены.
Маме было неприятно его пить.
Предлож…ла Лена выпить л..карство за мать.
Девоч( ) ке стало жаль маму.
(Захворала мать Лены. Доктор прописал больной горькое лекарство. Маме неприятно было его пить. Девочке стало жаль маму. Предложила Лена выпить лекарство за мать.)III. Вставьте пропущенные буквы и определите падеж имён существительных.
IV. Продолжите рассказ словами:
Мама рассмеялась и сказала…
(Объясните постановку знаков препинания).
V. Выполните синтаксический разбор предложения:
Доктор прописал больной горькое лекарство.
-Какая часть речи в этом тексте встречается чаще других?
Вывод: имя существительное – самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное.
-Дайте определение имени существительного.
VI. Из текста выписать существительные и выделить в них окончания. (Задание выполняется по вариантам. 1 вариант выписывает существительные 1 склонения; 2 вариант выписывает существительные 2 склонения; 3 вариант выписывает существительные 3 склонения).
VII. Поставьте данные слова во множественном числе:
лекарство
доктор
директор
сторож
инженер
шофёр
Расставьте ударение в этих словах.
-Расскажите о собственных и нарицательных именах существительных. Найдите в тексте собственное имя существительное.
-Расскажите об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных.
VIII. Выписать из текста одушевлённые и неодушевлённые имена существительные ( работа по вариантам)
Деление на одушевлённые и неодушевлённые не всегда совпадает с делением всего существующего в природе на живое и неживое. Так к одушевлённым относятся следующие имена существительные:мертвец, валет, леший, идол, а к неодушевлённым: народ, толпа, детвора, стая, группа, молодёжь….
Названия небесных светил – существительные неодушевлённые, но те же слова как названия богов – одушевлённые: изучать Юпитер, но почитать Юпитера.
IX. Объяснение нового материала. ( Работа с учебником_) Учащиеся читают план морфологического разбора имени существительного.
Проводится морфологический разбор 2-3 существительных из текста.
X. Самостоятельная работа. Ученикам предлагается составить синквэйн.
XI. Д.з. Выполнить морфологический разбор существительных из упр. 234.