Конспект урока по русскому языку по теме Учимся различать глаголы на – тся, — ться


Урок 78
Тема урока: Учимся различать глаголы на – тся, - тьсяЦель урока: познакомить учащихся со способами действия при выборе правильного написания –ться и -тся в глаголах;
Задачи:
-отработать способ действия при выборе написания –ться и –тся, вести работу по предупреждению наиболее распространенных и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы;
- развивать умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость;
- воспитывать положительное отношение к учебе, к знаниям, уважение друг к другу через работу над пословицами.
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки, учебник, алгоритм ;Тип урока: знакомство с новым материалом
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Повторение изученного материала.
Перед тем, как изучить новую тему, давайте повторим ранее изученный материал. Ответим на несколько вопросов. Внимательно посмотрите на экран. А пока остальные отвечают, два ученика поработают индивидуально.(раздаются карточки) .
Глагол- это…
Глаголы изменяются по….
Инфинитив- это…
Глаголы в инфинитиве отвечают на вопросы…
Инфинитив имеет на конце…
Возвратные глаголы- это…
Задание 1
Поставьте глаголы в неопределенной форме. Выдели корни и окончания.
Идешь, бежишь, шагает, ходим, мчимся, берегу, учусь, любишь, охраняем, испеку , радуюсь.
Задание 2.
Ч или ЧЬ? Запишите слова в два столбика: 1) ь пишется, 2) ь не пишется.
Заже…, сила…, ре…, привле…, скрипа…, сбере…, испе…, кала…, стере…, кума…, вра…, обже…, гра…, запря…, зада… А теперь послушаем ваших товарищей. Очень хорошо! Вы справились с заданием.
3. Введение в новую тему. Постановка проблемной ситуации.
Дети, посмотрите на экран.
- Внимательно посмотрите рисунки и прочитайте предложения, записанные на экране.
- Что интересного вы заметили?
- Какие вопросы у вас возникли?
- Разные это слова или в каком-то из них допущена ошибка?
-В этом мы с вами должны разобраться в течение урока.
-Ребята, открыли тетради, написали число и тему сегодняшнего урока:
«Правописание –ться и –тся в глаголах».
Посмотрите на экран. Запишите эти предложения в тетради, подчеркните глаголы, определите число, время, лицо глаголов.
- В каком предложении вы не смогли определить у глагола время, число, лицо? Почему?
- Правильно, дети. В первом предложении глагол учится стоит в настоящем времени, в единственном числе, в 3-ем лице. А во втором предложении глагол стоит в неопределенной форме - это инфинитив. Он не указывает ни на время, ни на число, ни на лицо, он только называет действие.
Ребята, как определить, -ться или –тся следует писать в конце глаголов?
- Правильно, выбор написания зависит от формы слова. А форму глагола мы устанавливаем по вопросу.
- Помните, дети! Вопрос - ваш главный помощник. Если вы сможете правильно поставить вопрос, то вы правильно напишете глагол.
Прежде чем глагол писать
Не забудь вопрос задать.
Если мягкий знак в вопросе,
То в глагол его мы вносим.
-Правильно, дети. Если в вопросе есть мягкий знак, то он будет и в глаголе, а если нет, то не будет и в глаголе.
Перед вами алгоритм правописания –тся и -тся в глаголах. По этому алгоритму вы легко справитесь с задачей.
Алгоритм правописания –тся и –ться.
Неопределенная форма
(что делать?) Форма 3-го лица единственного числа
(что делает?)
Учиться Учится
Трудиться Трудится
Купаться Купается
4. Работа по теме
Открытие нового знания.
Итак, дети, сделаем вывод. В какой форме мягкий знак пишется, а в какой- нет?
Правильно, дети. (Дети формулируют правило, а потом сравнивают его с правилом учебника на стр. 114)
Физкультминутка
5. Закрепление
Отработка умений и навыков.
Молодцы, ребята. Мы отдохнули, продолжим дальше. А теперь закрепим наши полученные знания упражнениями.
1) Перед вами “аукцион пословиц”.
Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму.
Друзья познают(?)ся в беде.
Трус своей тени боит(?)ся.
Всякий человек в деле познает(?)ся.
У него из рук валит(?)ся.
Не стыдно не знать, стыдно не учит(?)ся.
За все брат(?)ся- ничего не сделать.
2) Работа с учебником.
Стр. 115 упр. 360, 362, 359
6. Подведение итогов урока.
- Что новое узнали на уроке?
- Какое «знание» открыли?
-Чему учились? ( как правильно написать на конце глаголов –тся и –ться).
Вопрос - твой помощник.
Хорошо, ребята, молодцы! Я надеюсь, вы и в дальнейшем не забудете правописание –ться и –тся в глаголах. Вы сегодня активно поработали. Молодцы!
7. Домашнее задание. Стр. 115 упр. 361