Планирование урока по русскому языку на тему Падежи имен существительных


Тема: Мнемоника «Падежи имен существительных»
Цель урока:
Образовательная – закрепить знания учащихся о падежах, умение определять падеж имен существительных;
Развивающая – развивать умение сравнивать, умение наблюдать материал, развивать творческий подход к выполнению предлагаемой работы;
Воспитательная – воспитать дружеские отношения среди одноклассников.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: повторение пройденных тем.
Форма работы: групповая
Оборудование: карточки, тексты, слайды.
Ход урока:
Орг. момент.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
Постановка задачи урока.
Задача урока – выучить и понять все 6 падежи, чтобы говорить и писать легко, грамотно и красиво.
Слово «Мнемоника» - найти способы, которые облегчали бы запоминание.
- Поэтому сегодня мы постараемся любыми способами запомнить падежи.
Доброму делу – доброе начало. Сегодня вы увидите отрывок из замечательного мультфильма «Крошка Енот »и услышите его песенку.
(Просмотр отрывка из мультфильма. Слайд № 1)
- Эта песенка вызвала у вас улыбку. Каждый из вас, улыбнувшись, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее.

І. Проверка ЗУНа учащихся:
Орфографическая пятиминутка. Записываем слова в тетрадь.
Берёза, солнце, школьник, спортсмен, незабудка, черёмуха, ель, помощь, молодёжь, полотенце.
Взаимопроверка. ( Работа в парах. Выставление оценок друг другу.)
Работа над ошибками, проверяем по буквам.
Слова какой части речи вы записали в орфографической работе? (существительные)
Какая часть речи называется именем существительным? (правило)
Как изменяются имена существительные? (по падежам и числам)
Сколько падежей в русском языке? (6)
Сколько падежей в казахском языке? (7)
Сообщение учителя. «Это интересно».
Школьники Эстонии, изучая родной язык, должны запомнить название 14 падежей, а Финляндии – 15. А вот в грамматике Венгрии целых 22 падежа. Звание чемпиона по количеству падежей могут оспаривать только некоторые языки народов Дагестана, в грамматике может быть свыше 50 падежей.
ІІ. Объяснение нового материала:
Учитель объявляет тему урока:
- Мнемоника «Падежи имен существительных». (Слайд № 2 таблица) В классе 6 команд, так как 6 падежей. Каждая команда знакомит себя. (Слайд № 3 о падежах)
Учащиеся сами выбирают лидера команды, который будет оценивать. (Раздаётся лист оценок за работу.)
- Сегодня мы с вами дополним знания об имени существительном, а поможет нам такое упражнение. Прочитайте запись на доске: ( Слайд № 4)
Друг – это человек, который всё поймет и поможет. Друга не забудешь через годы. Другу доверишь любую тайну. Я уважаю своего друга. Я горжусь другом. Многие мечтают о настоящем друге.
( друг – И.п. кто? друга – Р. п. кого? другу – Д.п. кому? друга – В.п. кого? другом – Т.п. кем? о друге – П.п. о ком? в предложении все слова являются дополнением.)
- Скажите, что менялось в существительном “друг”? Почему изменялась форма слова и его окончание? Для чего же существительные в тексте изменяют свою падежную форму?
Физ.минутка.
И – ый подпрыгнул,
А род- ый – летал.
Д- ый полез на горку,
А вин- ый – устал.
Наш твор- ый поплавал,
А пред – ый убежал.
Падежи нам все нужны
И при этом все важны!
ІІІ. Закрепление:
Задание № 1
Раздаются пословицы со словом “дело” (Слайд №5). Ребята пишут на интерактивной доске, находят падеж, вопрос и предлог, заполняют таблицу.
1 группа:
Велик телом, да мал делом. (Т.п.)
Дело шуток не любит . (И.п.)
2 группа:
От слова до дела целая верста. (Р. п.)
И умён, и крепок и в деле гож. (П. п.)
3 группа:
Всех дел не переделаешь. (Р. п.)
Жизнь дана на добрые дела. (В.п.)
4 группа:
Умен на словах, да глуп на делах. (П. п.)
Языком не спеши, а делами не смеши. (Т. п.)
5 группа:
По твоим делам о тебе судят. (Д. п.)
Дела как сажа бела. (И. п.)
6 группа:
Делу время, потехе час. (Д. п.)
Дело знай, а правду помни. (В.п.)
Задание № 2 «Давай подумаем»
Учитель читает название падежа, а ученики падежные вопросы.
-Кому задаем вопросы: кто? кого? кому? кого? кем? о ком? (одушевлевленным )
Вопросы что? чего? чему? что? чем? о чём?(неодушевленным)
Задание № 3 (по учебнику)Упр. 238 стр. 103
Спишите, вставляя вместо точек нужные окончания.
Выйти ( из чего ? ) из магазина.
Логическая задача «Неожиданные подарки»
Ваня и Саня – блезнецы. Сегодня каждому из них исполняется 10 лет .Они проснулись рано утром. На столе около кроватей, как всегда в этот день, лежали приготовленные для них подарки от мамы и папы. И вот ещё 2 коробки: на одном надпись – «Подарок Вани», а на втором – «Подарок Сани»
Рассматривая эти подарки, Ваня и Саня удивленно переглянулись : раньше они ничего не дарили друг другу. А когда Ваня развернул коробку с надписью «Подарок Сани», а Саня – коробку с надписью «Подарок Вани », оба удивились ещё больше. Ваня получил в подарок то, что хотел иметь Саня, - карандаш, а Саня – краски, о чем мечтал Ваня.
Не успели они удивиться, как в комнату вбежала их сестренка Маша и спросила:
- Понравились вам мои подарки?
- Твои подарки? Какие подарки? Ты нам ничего не дарила, - ответили Ваня и Саня в один голос.
- Да вот же они, - сказала Маша, показывая на карандаш и краски.
Недоразумение, конечно, скоро разъяснилоь.
- А почему оно произошло, как вы думаете?
(Учитель показывает две коробки с надписю подарок Вани и Сани)
- Объясните смысл словосочетаний:
Подарок Ване подарок Сане
Подарок Вани подарок Сани
Заканчиваем урок (Слайд № 6 видео «Мнемоника» которое поможет запомнить падежи)
Иван Рубил Дрова Велел Тащить Пилу.
- Ребята вы запомнили падежи?
- Теперь у вас на партах лежат стикеры, ответьте на вопросы:
Как вы думаете, все ли получилось?
Достигли мы цели урока?
Кому вы расскажите о нашем уроке?
(Слайд № 7) Молодцы!
ІV. Сообщение дом. задания.
Составить кроссворд на тему «Падеж»
V. Ком. оценок:
Лидер команды сдает оценочную таблицу.