Конспект урока по русскому языку на тему: Падежи имен существительных


Конспект урока по русскому языку на тему: "Падежи имен существительных"
Цель урока:
1.         Формирование знаний о падежах в русском языке
2.         Развитие коммуникативной компетентности обучающихся3.         Воспитание интереса к русскому языку
Тип урока: Изучение нового материала
Оборудование: карточки, учебное пособие
 
Ход урока
I.      Организационный момент.
1) Приветствие!
2) Готовность класса к уроку
II.      Этап проверки домашнего задания. Упражнение № 269 письменно. Работа с карточками.
Запишите слово в единственном числе. Выдели окончание.
Письма, орехи, огурцы, осины, крылья, помидоры, комнаты, ракеты, болота, перья, минуты, овощи, обезьяны, мячи, голуби, ручьи, гнёзда, деревья.- Что такое имя существительное?
-Назовите род имен существительных?
III.      Этап подготовки к активному усвоению знаний
Прочитайте слова. Раздаточный материал
Кот, котик, кошечка, котенок, кошачий, котята. Что общего у этих слов? Как называются такие слова? (однокоренные).
IV. Изучение новой темы
– Прочитайте стихотворение, изменяя слово кот по смыслу в каждом предложении.
                                Раз, два, три, четыре, пять,
                                 Будем слово «кот» склонять.
                                 У норы добычи ждёт,
                                 Притаившись, серый… (кот).
                   Мышь осталась без хвоста,
                  Вырываясь от… (кота).
                   А теперь и за версту
                   Не приблизится к… (коту).
                                 Крыса старая – и та,
                                 Видя грозного… (кота),
                                 Удерёт в нору, под дом,
                                 Чтоб не встретиться с… (котом).
                                  Там сидит и в темноте
                                  Вспоминает о… (коте).
Запишем
И.п. кто? кот
Р.п. от кого? от кота
Д.п. к кому? к коту
В.п. кого? кота
Т.п. с кем? с котом
П.п о ком? о коте
– Как изменялось слово кот в стихотворении? (По вопросам, то есть по падежам.)
– Какая часть слова при этом изменяется? (Окончание.)
– Что значит – склонять слово? (Изменять по падежам.)
– Сколько падежей в казахском языке? Назовите их.
В русском языке шесть падежей. У каждого падежа свои вопросы:

Название падежа Вспомогательное слово Падежные вопросы
Именительный Существует кто? что?
Родительный Нет кого? чего?
Дательный Дать кому? чему?
Винительный Вижу кого? что?
Творительный Доволен кем? чем?
Предложный Думаю О ком? о чем?
V. Закрепление нового материала
Чтение текста о падежах. Упражнение 272 устно .Упражнение № 273 письменно. Выпишите существительное обозначьте окончания, определите род, падеж.
Игра на внимание: я назову слово, если оно женского рода- руки поднимает девочки, если мужского - мальчики, если среднего - все.
Стена, пенал, шкаф, солнце, тетрадь, линейка, цвет, книга, платье, дедушка орех, письмо, телефон, картина, кольцо, стол, дерево, машина, подушка.Упражнение 275 письменно. Спишите, вставляя вместо точек нужные окончания.
Упражнение 277 устно, выпишите и выучите скороговорку
VI. Обобщение материала.
-- Что вы узнали на уроке? ( На уроке мы узнали о падежах русского языка, о том, что изменение слова по падежам называется склонением; что падежей всего 6 и каждый падеж имеет свои вопросы).