Конспект урока по русскому языку по теме: падежи имен существительных.

Дата:26.01.15
Предмет: Русский язык
Класс: 3 «Б»
Студент: Зуборева Юлия
Учитель: Верёвкина Светлана Викторовна
Руководитель практики: Жданова Татьяна Викторовна
Тема: Падежи имен существительных
Тип урока: урок закрепления
Цель: закрепить знания у учащихся о  падежных формах на основе знания вопросов и вспомогательных слов, закрепить умений изменять имена существительные по падежам в ходе смены видов учебной деятельности.
Задачи:
Образовательные: закрепить знания о системе падежей русского языка; отработать алгоритм определения падежа имен существительных в предложении.
Развивающая: Развитие у учащихся памяти, внимания, мышления и речь; развитие учебной самостоятельности ,параллельное развитие устной и письменной речи; развитие навыков контроля и самоконтроля ,т.е. развитие навыков сотрудничества и контрольно-оценочных действий.
Воспитательная: Воспитание любви к родному языку; самостоятельности, активности; воспитывать нравственные качества, умение работать в парах.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:
Называть падежи русского языка; определять падежи имен существительных в предложении; наблюдать как падежная форма существительных зависит от смысла предложения; ставить слова в нужную падежную форму; находить и выделять окончания.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД:
Регулятивные:
Познавательные: построение речевого высказывания в устной и письменной форме; сравнение, анализ и синтез, установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные: умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций обучения.
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Средства обучения: Учебник Русский язык . 3 класс. 2 часть. Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И.,
Ход урока:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Мотивация к учебной деятельности.

-Здравствуйте, дети.
-Меня зовут Юлия Юрьевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.
- Иван Сергеевич Тургенев сказал:
(на доске)
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».
-Скажите, как вы понимаете это высказывание.

Размышляют.
Рассуждают.
Комментируют.
Объясняют.
-

2. Актуализация знаний.

-Начнём урок с минутки чистописания.
На доске
Вв ввв вjвjв ва вы во Волга ветер Валя

В чернеющем небе зажглись первые звезды.


- Написание какой буквы мы будем вспоминать?
- Какие звуки обозначает буква в?
- Дайте характеристику звуку [ в ]
-Дайте характеристику звуку [ в' ]
-посмотрите на 1 строку
-прочитайте слоги
-прочитайте слова
-обратите внимание на соединения
-Какие орфограммы вы видите в словах?

-Запишите 1 строку как у меня на доске.
1 ученик у доски
-прочитайте предложение, запишите в тетради
-Дайте характеристику предложения


-Проведите полный синтаксический разбор предложения









- вспомним алгоритм определения падежей имен существительных








-Определите падежи имен существительных (в небе, звезды)






































Индивидуальная работа
Задание:
Определить падежи имен существительных
Подошел к столу, жил в деревне, работал без отдыха, прыгнул на лавку, любовался закатом, гулял с другом, боялся грозы, спел о дружбе, добрали1сь до дома.



-Ребята, вы догадались, чему мы будем продолжать учиться на уроке?







-Написание строчной и заглавной буквы в
-звук [ в ], [ в' ]
-звук [ в ] согл., зв., парный, тв.,
-звук [ в' ] согл, зв.. парный, мяг.

-ва, вы, во
-Волга, ветер, Валя

-имена собственные и непроверяемая безударная гласная в корне слова
Записывают


-это предложение по цели высказывания повествовательное, по интонации невосклицательное, по наличию второстепенных членов распространенное.
-О чем говорится в предложении? О звездах. Кто? что? звезды это подлежащее, подчеркиваем одной чертой. Звезды что сделали? Зажглись. Это сказуемое, подчеркиваем двумя чертами. Находим группу подлежащего, задаем вопрос от подлежащего: звезды какие? Первые. Это определение, подчеркиваем волнистой линией. Находим группу сказуемого, задаем вопрос от сказуемого, зажглись где? В небе. Это обстоятельство подчеркиваем черточка точка. В небе каком? Чернеющем - это определение, подчеркиваем волнистой линией.
-вспоминают алгоритм(стр.12)
1) найди в предложении слово, к которому относится имя существительное.
2)задай от этого слова к имени существительному вопрос как к члену предложения.
3) Задай к имени существительному вопрос как к части речи (то есть задай падежный вопрос)
4) по падежному вопросу и окончанию определи падеж. Для проверки подбери вспомогательное слово.
1) находим в предложении слово, к которому относится слово (в) небе . Это слово зажглись.
Ч
зажглись в небе
2)задаем от этого слова к существительному (в) небе вопрос как к члену предложения.
Ч
зажглись ( где?) в небе
3) Задаем падежный вопрос к существительному.
Зажглись (в чем?) в небе
4) по падежному вопросу и по окончанию определяем падеж:
в чем? – ( в) неб [е] – П. п.
Для проверки подберем вспомогательное слово.
Вижу в небе
Делаем вывод: имя существительное (в) небе стоит в форме предложного падежа, потому что отвечает на вопрос в чем?, имеет окончание –е, к нему можно подобрать вспомогательное слово вижу.
1) находим в предложении слово, к которому относится слово звезды. Это слово зажглись.
Ч
зажглись звезды
2)задаем от этого слова к существительному (в) небе вопрос как к члену предложения.
Ч
зажглись ( что?) звезды
3) Задаем падежный вопрос к существительному.
Зажглись (что?) звезды
4) по падежному вопросу и по окончанию определяем падеж:
Что ? – звезд [ы] – И. п.
Для проверки подберем вспомогательное слово.
мерцают
Делаем вывод: имя существительное звезды стоит в форме именительного падежа, потому что отвечает на вопрос что?, имеет окончание –ы, к нему можно подобрать вспомогательное слово мерцают.

Решение:
Подошел (к чему?) к столу – Д.п. , жил (в чем?)в деревне – П.п., работал ( без чего?)без отдыха – Р.п., прыгнул (на что?)на лавку – В.п., любовался (чем?) закатом –Т.п. , гулял (с кем?)с другом – Т.п., боялся(чего?) грозы – Р.п., спел (о ком?) о дружбе – П.п., добрались (до чего?)до дома – Р.п..

-мы будем продолжать учиться определять падежи имен существительных

3. Закрепление ранее изученного материала.

-Откройте учебник на странице 22, упражнение 1
(Фронтальная работа: 1 ученик у доски, работают по цепочке)







-Подумай, какими членами предложения могут быть слова, падеж которого определен.
-Назови предлоги, с которыми употребляется родительный падеж.
Рубрика «давай подумаем»
Галя выполняла упражнение 1, у нее получились такие ответы: тень (от чего?) от сосны – родительный падеж, так как вопрос чего? и вспомогательное слово нет; в предложении является дополнением, так как вопрос от чего?
Стоять (у чего?) у доски – родительный падеж, так как вопрос чего? и вспомогательное слово нет; в предложении является дополнением, так как вопрос чего?
Сережа тоже определил падеж этих слов как родительный, но вопросы как к членам предложения задал какая? и где? Какая тень – от сосны (определение). Где стоять? - у доски (обстоятельство).
Кто из ребят прав? Почему?

-Следующее упражнение 2
-Прочитайте задание
(Работа в парах)






-Выполним упражнение 3
-Распространи предложения, добавляя обстоятельства или дополнения.
(один человек у доски)







-следующее упражнение 4 выполним устно.
-Сравните пары предложений







ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Записывают у доски
Р.п. Р.п.
Тень (от чего?) от сосны, конверт (для чего?) для письма,
Р.п. Р.п.
стоять (у чего?) у доски, добраться(до чего?) до дома,
Р.п.
уехать (без кого?) без друзей, коробка (из чего?) из
Р.п.
картона.

-второстепенные члены предложения (дополнение, определение, обстоятельство)

-от, для, у, до, без, из.











Объясняют:
-Оба правы, потому что, Галя определила по падежному вопросу, каким членом предложения является, а Сережа определил по вопросу как к члену предложения.

Читают: прочитай текст, выпиши слова в форме родительного падежа. Определи, какими членами предложения они являются.
а) в стихотворении все слова в Р.п. во мн.ч.
б) у шести из восьми слов нулевое окончание
в) про определении формы Р.п. мн.ч. появляется беглая гласная.
-В предложении могут быть или определением, или обстоятельством, или дополнением.

Машины едут (по чему?) – вопрос дательного падежа, но вопрос как к члену предложения где? - «Где едут машины?», значит, слово нужно поставить в форму дательного падежа, а в предложении оно будет обстоятельством.
по реке, по полю, по дороге, мимо дома, по воде.
Ребята готовятся (к чему?) к уроку, к празднику, к соревнованию
Каждому вручили (по чему?) по мячу, по карандашу, по велосипеду, по подарку.
1)Я долго искал подарок друга.
Я долго искал подарок другу
Подарок (чей?) друга (определение)
Подарок (кому?) другу (дополнение)

2)Почтальон принес письмо бабушке.
Почтальон принес письмо бабушки.
Письмо (кому?) бабушке (дополнение)
Письмо (чье?) бабушки (определение)

4. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-Откройте дневники и запишите домашнее задание.
Д/з: с. 24; упр.5
Организует рефлексию учебной деятельности.
Какую учебную задачу мы ставили в начале урока?
Поднимите руку, кто считает, что решил поставленную задачу.
Подведите итог и оцените себя за весь урок.
Кто оценил себя за весь урок «на высоте», можете поставить себе на полях карандашом «5»
Кто оценил себя « чуть ниже» «4»
«Посередине» «3»
-Урок окончен.


Участвуют в рефлексии.





Осуществляют самооценку.


Учитель:
Руководитель практики:
Оценка:













- 13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415 -




Заголовок 115