Разработка урока по русскому языку на тему Падежи имен существительных







Урок русского языка в 3 классе
Тема урока:
«Падежи имён существительных»




Учитель: Радько Т.В.








г. Горловка
2016 год
Цели урока: - ознакомить учащихся с названиями падежей и падежными
вопросами, алгоритмом определения падежа в предложении;
- учить решать проблемные задачи;
- формировать дружеские отношения среди одноклассников.
Ход урока:
Организационный момент. Постановка задач урока.
Начинается урок.
Он пойдёт, конечно, впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку пять!
- Чему вы, ребята, хотели бы научиться сегодня на уроке русского языка?
- Открываем тетради, садимся правильно. Прочитайте дату и вид работы.
Запишите без ошибок.
Каллиграфическая минутка.
На доске: см..шной, верн..сть, п..дружки, з..вёт.
- Прочитайте записанные слова. Сейчас вы сами сможете определить буквы, которые сегодня будем писать на чистописании.
1- ая буква находится: в приставке существительного множественного числа,
в корне глагола,
в суффиксе существительного единственного числа,
в окончании имени прилагательного.
- Какая это буква? Как рассуждали?
2- ая буква обозначает непарный звонкий твёрдый согласный звук и находится в корне слова, в котором имеются все составные части.
- Какая это буква? Обоснуйте свой выбор.
- Посмотрите на данное соединение букв: ор. Напишите его до конца строки, вставляя вместо точки справа, гласные русского языка в алфавитном порядке.
- Запишите 4 данных на доске слова, поставьте ударение, обозначьте безударные гласные, графически покажите, в какой части слова она находится.
3. Актуализация опорных знаний.
- Вы уже много знаете об имени существительном, и я предлагаю вам задать вопросы своему другу об этой части речи. Если он затрудняется, помогите ему.
- Сегодня мы с вами дополним знания об имени существительном, познакомимся с очень интересным явлением в русском языке. А поможет нам такое упражнение. Прочитайте запись на доске:
Друг - это человек, который всё поймёт и поможет. Друга не забудешь через годы. Другу доверишь любую тайну. Я уважаю своего друга. Я горжусь другом. Многие мечтают о настоящем друге.
- Что объединяет эти записи? Выпишите из каждого предложения слово «друг» с вопросом, на который оно отвечает. Выделите окончания в его формах.
Запись на доске: кто? друг кого? друга
кого? друга кем? другом
кому? другу о ком? о друге
- Скажите, что менялось в существительном «друг»? Почему изменялась форма слова и его окончание? Как называется такое изменение формы имени существительного? Для чего же существительные в тексте изменяют свою падежную форму?
4. Изучение нового материала.
а) Знакомство с названиями падежей русского языка: - В русском языке 6 падежей (показ по таблице) : именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Слово «падеж» пришло к нам из латинского языка и переводится «падение». Ещё древние учёные заметили, что слова, употреблённые в речи «падают» той или иной формой.
- Ребята, как вы думаете, а есть ли в других языках, например ,в немецком, падежи? Сколько падежей в нашем языке? В других языках мира иначе: в немецком-4, а у финнов-15. Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. И ваша задача - выучить и понять свои 6, чтобы говорить и писать легко, грамотно, красиво. В этом вам может помочь стихотворение о падежах, послушайте наших учеников.(6 учащихся читают стихи наизусть)
Физминутка: Именительный подпрыгнул,
А родительный – летал.
Дательный полез на горку,
А винительный – устал.
Наш творительный поплавал,
А предложный – убежал.
Падежи нам все нужны
И при этом все важны!
б) Фронтальная работа с таблицей падежей. Учебник: стр. 8 урок 78, тема «Падежи имён существительных».
- Найдите рубрику «Тайны русского языка», прочитайте самостоятельно.
- Работаем вместе. Рубрика «Давай подумаем». Сравните таблицы в учебнике и на доске, похожи ли они? Учимся задавать падежные вопросы: я читаю название падежа, а вы хором – падежные вопросы. Знакомы вам эти вопросы? К какому члену предложения они относятся?
- Подумайте, к каким словам мы будем задавать вопросы кто? кого? кому? кем? о ком?, к каким словам - что? чего? чему? чем? о чём?
- Перед письменной работой прочтём материал рубрики «Обрати внимание!»
Найдите эти вспомогательные слова в таблице.
в) Выполнение упр. 2(письменно), с комментированием у доски.
Образец: пишу (чем?) карандашом (Т. п.)
г) – А теперь посмотрим, как же правильно определить падеж имени существительного в предложении. Чтение алгоритма в учебнике стр. 10.
5. Работа в парах.( карточки : 1 и 2 вариант)
- Спишите предложения и определите падеж выделенных существительных.
Проверка.
6. Словарная работа.
П.льто - Запишите слова в столбик, поставьте ударение,
Адр.с обозначьте безударные гласные. Проверка.
Д.вочка - Выделите в столбике первые буквы. Какое слово
Ед.ница получилось? Верно, «падеж» - это ключевое слово
Ж.лтый нашего урока.
7. Рефлексия урока.
- Подходит к концу сегодняшний урок. Всем ли легко сразу определять падеж имени существительного? Конечно, вы ещё испытываете затруднения. На последующих уроках русского языка мы продолжим знакомство с падежами потому, что для грамотного письма важно знать и уметь определять падеж имени существительного.
- Пожалуйста, вспомните, как вы работали на уроке, как работали ваши друзья-одноклассники. Назовите самых активных учащихся. Да, эти ребята работали хорошо (выставляются оценки).



15