Конспект урока письма и развития речи Падежи имени существительного

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Нижнеомская средняя школа № 2».








Конспект урока письма и развития речи
«Падежи имени существительного»
5 класс, адаптированная программа для детей с умственной отсталостью









Составитель:
учитель коррекционного класса
МБОУ «Нижнеомская СШ №2»
Воробьева Елена Ивановна





2016 г.
Тема: «Падежи имени существительного».

Цели:
1) Формирование умения определять падеж имени существительного.
2) Закрепление знания о падежах имени существительного.
3) Развитие познавательной активности, самооценки, интереса к предмету; умения анализировать, сравнивать, обобщать.
4) Воспитание коммуникативной культуры учащихся (умения слушать и понимать других).

Оборудование: учебники, тетради, парные карточки-задания, таблица "Падежи имени существительного", презентация, компьютер, мультимедийный проектор, карточки контроля.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Методы, применяемые на уроке:
Наглядный
Практический
Рефлексивный

Формы обучения:
Парная
Индивидуальная
Фронтальная





Ход урока:
I. Организационный момент
- Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем наш урок.
Вы друг к другу повернитесь,
Вы друг другу улыбнитесь,
А теперь все тихо сели,
На меня все посмотрели.

- Ребята, умеете ли вы преодолевать трудности? Поднимите руку те, кто уверен, что он на уроке справится со всеми заданиями, какими бы трудными они ни были. А трудности можно преодолеть, если человек все делает с хорошим настроением, с уверенностью в своих силах и рядом с ними верные друзья.

- Перед тем, как мы начнем работать, давайте выполним с вами пальчиковую гимнастику:
- Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальцы по одному)
Мы во двор пришли гулять ("идем" пальчиками по столу).
Бабу снежную лепили ("лепим" комочек двумя ладонями),
Птичек крошками кормили (крошащие движения всеми пальцами).
С горки мы потом катались (ведем указательным пальцем правой руки по левой ладошке),
А еще в снегу валялись (кладем ладошки на стол то одной стороной, то другой).
Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки),
Съели суп и спать легли (движения воображаемой ложкой, руки под щеки).
- Хорошо, молодцы! Теперь ваши пальчики готовы к работе. Открываем тетради.

- Ребята, посмотрите на доску. Какое сегодня число? В тетрадях отступите две строчки от написанного и запишите число и классную работу. Не забывайте проговаривать слова при написании и в конце поставить точки. (Слайд 1).

II. Актуализация знаний
- Ребята, на слайде написаны слова. (Слайд 2). Одно из них не относится к словарным. Запишите в тетради только словарные слова, исключив лишнее слово. Подчеркните в словах букву, которую нужно запомнить. (Слова: болото, герой, зимний, область, творог, победа, компас).
- Какое слово лишнее? Почему? (Зимний, т.к. не является словарным). (Слайд 3).
- На какие вопросы отвечают все записанные вами словарные слова? (Кто? Что?)
- Какая часть речи отвечает на вопросы кто? что? (Имя существительное).
- Что обозначает имя существительное? (Название предмета).
- Какие существительные отвечают на вопрос кто? (Одушевленные).
- Какие существительные отвечают на вопрос что? (Неодушевленные).
- Как называются существительные, которые пишутся с заглавной буквы? (Собственные).
- Как называются существительные, которые пишутся с маленькой буквы? (Нарицательные).
- Сколько родов имеют имена существительные? Назовите. (Три – мужской род, женский род и средний род).
- Как определить род имени существительного? (К существительным мужского рода можно добавить слова он мой, женского рода – она моя, среднего рода – оно мое).
- В каких числах могут стоять имена существительные? Назовите. (Единственное и множественное число).
- Что еще можно определить у имени существительного? (Падеж).
- Сколько падежей в русском языке? Назовите. (Шесть: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный).
- Молодцы!
III. Определение темы урока
- Ребята, послушайте стихотворение.
- В рощах птичье пение,
А в классе тишина.
Проходим мы склонение,
Склоняется "весна".
Весна, весны, весне, весну,
Весною, о весне
Гуляет зайчик по окну,
Как солнце на блесне.
- Как изменяется слово "весна"? (По падежам).
- Как называется такое изменение имен существительных? (Склонение).
- Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? (Падежи имен существительных).
- Правильно. Молодцы! (Слайд 4).
- Исходя из темы, предположите, какова цель нашего урока. (Находить имена существительные и определять их падеж).
- Что нам нужно, чтобы достичь цели урока? (Внимание, аккуратность, умение слушать, терпение, знание, самостоятельность, поддержка друга).

IV. Повторение пройденного материала
- Ребята, давайте вспомним, сколько падежей в русском языке. Назовите. ((Шесть: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный).
- На какие вопросы отвечают падежи? (И.п. – кто? что?; Р.п. – кого? чего?; Д.п. – кому? чему?; В.п. – кого? что?; Т.п. – кем? чем?; П.п. – о ком? о чем?).
- Назовите вспомогательные слова падежей. (И.п. – есть; Р.п. – нет; Д.п. – дать; В.п. – винить; Т.п. – творить; П.п. – думать).
- Ребята, выполните первое задание: заполните таблицу.
Падеж
И. п.
Р. п.

В. п.
Т. п.


Вопросы
Кто?
Что?

Кому?
Чему?
Кого?
Что?

О ком?
О чем?

Вспомогательное слово

нет
дать

творить


- Давайте проверим, справились ли вы с этим заданием.
- Сравните с эталоном. Таблица падежей на слайде. (Слайд 5).
- У каждого из вас на парте лежит карточка с таблицей, на которой указаны номера заданий. Это ваши карточки контроля. Если вы все сделали верно, то напротив первого задания поставьте плюс, если ошиблись, то знак вопроса.
- Поднимите руки, кто все сделал верно. Молодцы!
- Поднимите руки, кто ошибся. Где ошиблись? Причина. Что нужно сделать, чтобы не допускать ошибок?

V. Физминутка
(Слайд 6).
Именительный подпрыгнул,
А Родительный летал.
Дательный полез на горку,
А Винительный устал.
Наш Творительный поплавал,
А Предложный убежал.
Падежи нам все нужны –
И при этом все важны.

VI. Работа по теме
- Следующее задание мы с вами будем выполнять у доски, а для начала мы вспомним, как определить падеж? (Нужно найти слово, с которым связано существительное, задать от него вопрос, по вопросу (и по предлогу) определить падеж).
- Ваша задача записать на доске поговорку, объяснить, как вы ее понимаете, определить падеж слова "дело" и выделить окончание в этом слове. После выполнения задания не забудьте отметить в карточке контроля справились вы с заданием или нет.
- Дело шуток не любит. (И.п.)
- От слова до дела целая верста. (Р.п.)
- Жизнь дана на добрые дела. (В.п.)
- Умен на словах, да глуп на делах. (П.п.)
- Делу время, потехе час. (Д.п.)
- За делом и день пролетел незаметно. (Т.п.)

VII. Работа с учебником/ самостоятельная работаг
- Откройте учебники на странице 134. Найдите упражнение 213. Прочитайте задание к упражнению. (Слайд 7).
- Что вам нужно сделать? (Списать, поставить вопрос к существительным, по вопросам определить падеж существительного и выделить окончания)
- На выполнение этого задания вам дается 10 минут.
- А теперь давайте проверим, как вы справились с упражнением. (Слайд 8).
- Отметьте качество выполнения задания в карточке контроля.

VIII. Рефлексия
- Теперь вы готовы самостоятельно оценить продуктивно ли вы работали на уроке. Для этого посчитайте количество своих плюсов и знаков вопроса в карточке контроля.
- У кого все плюсы? Молодцы!
- У кого есть знаки вопроса? В каких заданиях? Теперь вы знаете над чем вам дома нужно поработать.
- Вспомните, как называлась тема урока?
- Какова была цель урока?
- Достигли ли мы цели урока?
- Сколько падежей в русском языке? Назовите их.
- Как определить падеж имени существительного?
- Оцените свою работу на уроке. На карточке контроля нарисуйте соответствующий смайлик и объясните свой выбор. (Учащиеся сами определяют успешность своей работы на уроке, независимо от количества плюсов и вопросов). (Слайд 9).
Я работал хорошо, все выполнил.

Я хорошо работал, но остались вопросы.

Мне нужно повторить материал.

- Все сегодня работали плодотворно и активно. Спасибо за работу на уроке.
(Слайд 10).