Презентация Петербургские повести Н.В. Гоголя


Цель урока: - обобщить ранее полученные знания о «петербургских повестях»;- определить место повести «Портрет» в данном цикле. «Красуйся, град Петров, и стойНеколебимо, как Россия, Да умирится же с тобойИ побежденная стихия;Вражду и плен старинный свойПусть волны финские забудутИ тщетной злобою не будутТревожить вечный сон Петра!...» «.. Итак, домой пришед, Евгений Стряхнул шинель, разделся, лег. Но долго он заснуть не мог В волненье разных размышлений. О чем же думал он? о том, Что был он беден, что трудом Он должен был себе доставить И независимость и честь…» За парадной пышностью Петербургаскрывается холодный, жестокий мирчеловеческого бесправия. Город равнодушен ксудьбе «маленького человека». Сопоставьте иллюстрации Бориса Кустодиева и Саввы Бродского Кто из художников ближе подошел к пониманию глобальности поднятой Гоголем проблемы? Сообщение 3 группы :Видение мира через фантастику в повести «Нос» Повесть «Нос» - пародия на чинолюбцев, для которых характерна пустота. Это главнаянелепость, показанная через фантастику: поклонение не уму, а пустышке в мундире. Сообщение 4 группы :сюжет и композиция повести «Портрет» Групповые задания Первая группа. Соотнесите цитаты из текста произведения , отражающие моральное падение Чарткова, с иллюстрациями Кукрыниксов. Вторая группа. Сжато перескажите историю создания таинственного портрета и его влияния на людей. Третья группа. Дайте сопоставительную характеристику двух художников – Чарткова и художника, создавшего портрет ростовщика. Четвертая группа. Внимательно прочитайте отрывок из статьи В.Г. Белинского «О русской повести и повестях г. Гоголя» Подумайте, прав ли В.Г. Белинский. Подтвердите или опровергните мнение критика, доказывая свою точку зрения цитатами из второй части повести. «…художник уже стоял несколько времени неподвижно перед одним портретом… Портрет, казалось, был не кончен; но сила кисти была разительна. Необыкновеннее всего были глаза…»«Старая шинель и нешегольское платье показывали в нем того человека, который с самоотвержением предан был своему труду и не имел времени заботиться о своем наряде…»«Дорогою он вспомнил, что двугривенный, который он отдал, был у него последний.» «Он усадил их, придвинул холст уже с ловкостью и претензиями на светские замашки и стал писать…Сердце его начало даже слегка трепетать, когда он почувствовал, что выразит то, чего еще не заметили другие». «Слава его росла, работы и заказы увеличивались. Уже стали ему надоедать портреты и лица…Кисть его хладела и тупела…» «Слава не может дать наслажденья тому, кто украл ее, а не заслужил… И потому все чувства и порывы его обратились к золоту. Золото сделалось его страстью, идеалом, страхом, наслажденьем, целью.» «Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства. Желчь проступала у него на лице, когда он видел произведение, носившее печать таланта».«…и он узнал ту ужасную муку…ту страшную муку, которая делает человека способным на ужасные злодеяния». «Никогда ни одно чудовище невежества не истребило столько прекрасных произведений, сколько истребил этот свирепый мститель». Чартков Художник - самоучка «Молодой Чартков был художник с талантом, пророчившим многое: вспышками и мгновеньями его кисть отзывалась наблюдательностию, соображением, шибким порывом приблизиться более к природе». « …художник-самоучка,отыскавший в душе своей… правила и законы, увлеченный только жаждою усовершенствованья…» «В душе его возродилось желанье непреоборимое схватить славу сей же час за хвост и показать себя свету». «У него не было честолюбия… Это был твердый характер, честный, прямой человек…» «…оделся с ног до головы…накупил духов, помад, нанял, не торгуясь, первую попавшуюся великолепнейшую квартиру на Невском проспекте…» «Он работал за небольшую плату… которая была нужна ему только для поддержания семейства и для доставленья возможности трудиться». « Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства. Желчь проступала у него на лице, когда он видел произведение, носившее печать таланта». «… картина моя поделом понесла посрамленье. Она была замышлена с тем, чтобы погубить брата. Демонское чувство зависти водило моей кистью, демонское чувство должно было и отразиться в ней». «Он начал скупать все лучшее, что только производило художество. Купивши картину дорогою ценою…с бешенством тигра на нее кидался, рвал, разрывал ее, изрезывал в куски и топтал ногами, сопровождая смехом наслажденья». «Он удалился с благословенья настоятеля в пустынь, чтобы быть совершенно одному. Там… изыскал… все возможные степени терпенья и того непостижимого самоотверженья…» «Припадки бешенства и безумия начали оказываться чаще… присоединились все признаки безнадежного сумасшествия…Наконец жизнь его прервалась в последнем, уже безгласном, порыве страдания». «В один день пришел он в обитель и сказал твердо настоятелю: «Теперь я готов. Если богу угодно, я совершу свой труд». Предмет, взятый им, было рождество Иисуса». В.Г. Белинский прав. Вторая часть повести – это проповедь нравственногоочищения, которую можно представить в виде своданравоучительных правил: 1. «Талант есть драгоценнейший дар бога – не погуби его».2. «Исследуй, изучай все, что ни видишь, покори все кисти, но во всем умей находить внутреннюю мысль и пуще всего старайся постигнуть высокую тайну созданья».3. «Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою». В повести «Портрет» Н.В. Гоголь формулирует предназначение искусства: «… для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое созданье искусства. Оно не может поселить ропота в душе, но звучащей молитвой стремится вечно к Богу». Домашнее задание: Сопоставьте повесть Н.В. Гоголя «Портрет» с повестью Оноре де Бальзака «Гобсек»