Прграмма родительского всеобуча по профилактике детского суицида.


Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 170
Ново- Савиновского района г.Казани
Программа родительского всеобуча по профилактике детского суицида
Срок реализации программы – 1 год
Авторы программы:
Ерофеева Татьяна Леонидовна – педагог-психолог
Решетникова Наталья Петровна – педагог-психолог
г. Казань
2013г.
Содержание:
Пояснительная записка…………………………………………….
Содержание программы……………………………………………
Учебно-тематический план………………………………………..
Информационное обеспечение программы………………………
Пояснительная записка
«Самоубийство – это мольба о помощи, которую никто не услышал…»                                              Р. Алеев 
Данная программа рекомендована педагогам-психологам, социальным педагогам, для проведения мероприятий с родителями учащихся по профилактике детского суицида.
Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е., представлений и отношении к себе и к миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены. Следовательно, предметом изучения нашей программы являются семья и детско-родительские отношения.
Одним из главных факторов, способствующих преодолению трудностей, являются благоприятные условия воспитания и нормальные детско-родительские взаимоотношения. Нарушения в семейных условиях воспитания и в детско-родительских взаимоотношениях приводят к отклонениям в нормативном развитии личности ребенка, и как следствие, к отклоняющемуся поведению.
Суицид – это глобальная и трагическая проблема для мирового сообщества. По всей Земле после решения покончить с собой умирает больше людей, чем в результате войн и насильственных убийств, вместе взятых. Проблема суицида привлекает внимание психологов, социологов, психиатров многих стран мира. Уполномоченный по правам ребенка в РТ Гузель Удачина привела статистику детских самоубийств в Татарстане. В 2009 году в результате суицида погибло 20 несовершеннолетних детей, в 2010 году - 24, в 2011 году - 27 детей и подростков, сообщают сегодня "Челны ЛТД".
Чаще всего дети совершали оконченные суициды по причине семейных конфликтов, романтических отношений, наличия личностных проблем, замкнутости, психического заболевания, конфликтов со сверстниками и друзьями, неуспехов в учебе. Все более существенную роль в причинах суицида начинают играть безнаказанное размещение в соцсетях информации, популяризирующей самоубийства, провоцирующей ребенка или подростка на лишение себя жизни. В интернете имеется значительное число сайтов, где культивируется тема смерти. На сегодняшний день существующая в России система суицидологической помощи не отвечает как современным требованиям, так и научным достижениям суицидологии. Службы имеют различную ведомственную подчиненность, произвольный подбор кадров, среди которых зачастую отсутствуют психиатры и медицинские психологи, неполные и не соответствующие задачам штаты. Большинство существующих на сегодняшний день суицидологических служб вообще не имеют детско-подросткового звена.
На сегодняшний день существует не много психологических служб и центров, занимающихся именно этой проблемой, и, следовательно, основная роль ложится на школьных психологов.
Цель программы:
Организация профилактической работы c родителями учащихся по предупреждению суицидальных действий среди подростков, создание психолого-педагогических условий, направленных на повышение педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи
и школы в воспитании детей.
Задачи программы:
• Информирование родителей и других взрослых членов семьи по вопросам формирования ценностного отношения детей к своей жизни;
• Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в семейном воспитании. Предоставление возможности задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребенком;
• Расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суицида;
• Дать представление о субкультуре самоубийств, созданной в социальных сетях.
• Воспитывать уважение личности подростка и понимание его проблем.
• Межведомственное взаимодействие со специалистами различных учреждений и организаций города.
Продолжительность реализации программы 1 год. За данный период предполагается 8 занятий, по два на каждую четверть. Этапы реализации программы:
1 этап.
Проведение социально-психологического мониторинга среди родителей и детей (приложение №7, №8).
Сроки реализации: сентябрь 2013 года.
2 этап.
Реализация программы родительского всеобуча по профилактике суицида среди детей.
Сроки реализации: октябрь 2013 года - май 2014 года.
3 этап.
Проведение контрольной диагностики с целью оценки эффективности программы.
Сроки реализации: май 2013 года.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ:
·         Разнообразие форм взаимодействия школы, семьи и социума.
·         Психолого-педагогическое просвещение семьи.
·         Профилактика негативного семейного воспитания.
·         Формирование интереса родителей к личностному развитию ребенка.
. Обучение родителей навыкам распознавания суицидального поведения у детей разного возраста.

Учебно-тематический план
№ Темы занятий Кол-во час Формы проведения Форма подведения итогов по теме
1 Понятие суицида и суицидального поведения. Отношение к суициду народов мира в различные исторические эпохи. 1 Мини лекция, беседа Вопросы на обсуждение «Развеем мифы» Приложение №1
2 Динамика суицидального поведения
1 Мини лекция, практическая работа по группам Анкетирование, работа с опросниками. Приложение №2
3 Признаки суицида. 1 Работа в группах, круглый стол, Анкета. Приложение №3
4 Причины подросткового суицида. Формы и методы профилактики суицидального поведения. 4 4.1 Конфликты, семейные отношения 1 Дискуссия, круглый стол Опросник «Мера заботы» Приложение №4
4.2 Несчастная любовь. Мода на суицид. 1 Работа в проблемных группах Анкета Приложение №5
4.3 Школа и учеба 1 Дискуссия, работа в группах Анкета. Приложение №6
4.4 Суицид и СМИ 1 Дискуссия, работа в группах Анкета. Приложение №7
5. Знакомство с работой ппс «Сердэш», медико-психологического центра «Тин-Клиник», Службы «Телефон доверия»
1 Выступление специалистов, беседа. Анкете для родителей № 8
Содержание программы:
Понятие суицида и суицидального поведения
Понятие суицид, суицидальное поведение. Формы суицидального поведения: демонстративное, аффективное, истинное. Первые суицидальные кризисы, их возникновение. Отношение к суициду народов мира в различные исторические эпохи.
Форма занятия: лекция-информация, беседа.
2. Динамика развития суицидального поведения
Стадии суицида. Характерные признаки каждой стадии суицидального поведения. Стратегия действий в каждой стадии развития суицидального поведения.
Форма занятия: мини лекция, работа в группах (анализ проблемных ситуаций).
3. Признаки суицида
Симптомы подростковой депрессии. Признаки эмоциональных нарушений.  Словесные признаки. Поведенческие признаки. Как помочь подросткам выйти из депрессии. Советы родителей по профилактике подростковых суицидов.
Форма занятия: работа в группах, круглый стол.4. Причины подросткового суицида
4.1. Конфликты. Семейные отношения
Семейные конфликты. Стили семейного воспитания. Неблагополучные семьи. Общение в семье. Семейные традиции. Досуг в семье.
Форма занятия: тест, дискуссия, круглый стол.
4.2. Несчастная любовь. Мода на суицид
Подростковая любовь. Чувство одиночества, стыда, недовольства собой. Нестандартная сексуальная ориентация.  Внушаемость подростков, их стремление подражать другим. Молодежные объединения и субкультуры которые могут быть потенциально опасными. Сайты в интернете, песни, аниме посвященные суициду.
Форма занятия: групповая дискуссия, работа в группах.
4.3. Школьные проблемы
Трудности в учебе. Развитие и поддержка интересов детей в учебной и вне учебной деятельности. Развитие познавательной активности. Формирование нормативного поведения школьников. Разочарование в себе, неспособность соответствовать критериям строгих родителей.
Форма занятия: работа в проблемных группах.
4.4. Суицид и СМИ
Насилие и смерть в телевизионных программах. Освещение каждого случая в средствах массовой информации, провоцирует молодое поколение на попытки самоубийства. «Синдром Вертера» - массовая волна подражающих самоубийств.  Подросток – это зеркало состояния общества. Бездуховность, безнравственность нашего общества.
Форма занятия: мозговой штурм, круглый стол
5. Знакомство с работой психолого-педагогической службы «Сердэш», медико-психологического центра «Тин-Клиник», Службы «Телефон доверия»
Встреча со специалистами психолого-педагогической службы «Сердэш» (Казань, ул. Годовикова, д.14). Беседа о методах профилактики подросткового суицида.
Работа службы «Телефон доверия», знакомство со специалистами, работающими в ней.
Беседа со специалистами медико-психологического центра «Тин-Клиник», работающими с детьми и подростками. (Казань, Гудованцева, д.19).
Форма занятия: практическое занятие.
Литература:
Обращение Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка П.А.Астахова по вопросу совершенствования деятельности в сфере профилактики суицидального поведения несовершеннолетних http://5psy.ru/oficialnie-novosti/o-suicidalnoie-situacii-v-srede-nesovershennoletnix.html
Аванесов C. С. Философская суицидология / Курс лекций http://www.klex.ru/7zjВахрушева В.А., Блинова И.Г., Путь к успеху. Пособие по работе с родителями для педагогов общеобразовательных школ\ под общ. редакцией И.Г. Вахрушевой - Казань: РИЦ «Парус», 2008.
Зотов М. В. Суицидальное поведение: механизмы развития, диагностика, коррекция. — СПб.: Речь, 2006. — 144 с.
Игумнов С.А. Психотерапия и психокоррекция детей и подростков http://www.klex.ru/7hg
Исаев Д. С., Шерстнёв К.В. Психология суицидального поведения/ Методические рекомендации для студентов по спецкурсу “Суицидология” – Самара 2000
Моховиков А.Н. Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах // Киев: Издательство А.Л.Д., 1996
Положий Б.С., Панченко Е.А. Суициды у детей и подростков в России: современная ситуация и пути ее нормализации. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. N 2. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 16.09.2012)
Рязанцев С.А. Танатология (учение о смерти). С-Пб.,1994.
Середина Н. В., Шкуренко Д. А. Основы медицинской психологии: общая, клиническая, патопсихология / Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 512 с.
www.ProKazan.ru
Приложение 1:
Развеем мифы МИФ 1. Люди, говорящие о самоубийстве, никогда не осуществляли его на деле. Это не так. На самом деле 4 из 5 суицидентов не раз подавали сигнал о своих намерениях. МИФ 2. Человек в суицидальном состоянии твердо решил покончить жизнь самоубийством. Это не так. Большинство самоубийц не пришли к однозначному решению жить или умереть. Они «играют со смертью», предоставляя окружающим спасать их. МИФ 3. Самоубийство происходит внезапно, без всякого предупреждения. Это не так. Суициду предшествует ряд сигналов, выражающих внутреннюю борьбу человека между жизнью и смертью. МИФ 4. Суициденты постоянно думают о смерти. Это не так. Позывы к смерти кратковременны. Если в такой момент помочь человеку преодолеть стресс, его намерения могут измениться. МИФ 5. Улучшение, наступающее после суицидального кризиса, означает, что угроза самоубийства прошла. Это не так. Большинство самоубийств происходит в течение примерно 3 месяцев после начала « улучшения», когда у человека появляется энергия для воплощения своих мыслей и чувств к жизни. МИФ 6. Суицид, чаще всего, совершают молодые люди. Это не так. Суицид примерно в равной мере проявляется среди всех возрастных категорий. МИФ 7. Самоубийства, происходят гораздо чаще в среде богатых или, наоборот, исключительно среди бедных. Это не так. Уровень самоубийства одинаков во всех слоях общества. МИФ 8. Суицид – это наследственная «болезнь». Это не так. Добровольная смерть одного из членов семьи может усилить суицидальный кризис у других лишь в том случае, когда они сами подвержены мысли о смерти. МИФ 9. Все самоубийцы – душевнобольные или умственно неполноценные люди. Это не так. Уходят из жизни глубоко несчастные люди.  МИФ 10. Женщины угрожают самоубийством, а мужчины осуществляют его. Это не так. Мужчины в 3 раза больше женщин заканчивают жизнь самоубийством, а женщины в 3 раза чаще мужчин предпринимают попытки суицида. Женщины используют средства с большими шансами на спасение: таблетки, яды, газ и т.д. мужчины предпочитают огнестрельное оружие или веревку, где шансы на спасение минимальны.
Приложение № 2
Что нового вы узнали сегодня на нашем занятии?
Оцените в какой мере эта информация актуальна в обществе по 5-ти бальной системе. 1 2 3 4 5
Приложение №3
Какие способы Вы используете для выхода из депрессивного состояния?
Сможете ли Вы помочь своему ребенку выйти из состояния депрессии? Каким способом?
Приложение № 4
Опросник для родителей «Мера заботы»
Цель: Помочь разобраться родителям, насколько верна их воспитательная позиция.
Инструкция: Перед Вами 15 утверждений. На первый взгляд может показаться, что не все они имеют отношение к воспитанию. Тем не менее против каждой фразы отметьте число баллов, соответствующих Вашему суждению по данному вопросу.
«Категорически не согласен» - 1 балл.
«Я не спешил бы с этим согласиться» - 2 балла.
«Это, пожалуй, верно» - 3 балла.
«Совершенно верно, я считаю именно так» - 4 балла.
Родители должны предвидеть все проблемы ребенка, чтобы помочь ему их преодолеть.
Для хорошей матери достаточно общения только общения с собственной семьей.
Маленького ребенка следует всегда крепко держать во время мытья, чтобы он не упал и не ушибся.
Когда ребенок делает то, что обязан, он находится на правильном пути и благодаря этому будет счастлив.
Хорошо, если ребенок занимается спортом. Но спортивными единоборствами ему заниматься не следует, так как это чревато физическими увечьями и нарушениями психики.
Воспитание – это тяжелый труд.
У ребенка не должно быть тайн от родителей.
Если мать не справляется со своими обязанностями по отношению к детям, это, скорее всего, означает, что отец плохо выполняет свои обязанности по содержанию семьи.
Материнская любовь не может быть чрезмерной: любовью ребенка не испортишь.
Родители должны ограждать ребенка от негативных сторон жизни.
Не следует приучать ребенка к рутинной домашней работе, чтобы он не потерял охоту к любой работе.
Если бы мать не руководила домом, мужем, детьми, все происходило бы менее организованно.
В рационе семьи все самое вкусное и полезное должно в первую очередь доставаться ребенку.
Лучшая защита от инфекционных заболеваний – ограничение контактов с окружающими.
Родители должны активно влиять на то, кого из сверстников выбирает ребенок себе в друзья.
Интерпретация: Если Вы набрали свыше 40 баллов, то Вашу семью вероятнее всего, можно назвать детоцентристской. То есть интересы ребенка – главный мотив Вашего поведения. Такая позиция достойна одобрения. Однако у Вас она несколько заострена. Психологи называют это чрезмерной опекой. В подобных семьях взрослые все выполняют за ребенка, стремятся оградить его от мнимых опасностей, заставляют следовать своим требованиям, суждениям, настроениям. В результате у ребенка формируется пассивная зависимость от родителей, которая по мере взросления все более препятствует личностному росту. Вам следовало бы больше доверять своему ребенку, верить в него, прислушиваться к его собственным интересам, ведь верно замечено: «Воспитывать детей – значит учить их обходиться без нас».
От 25 до 40 баллов. Вашему ребенку не грозит стать распущенным и избалованным, поскольку Вы уделяете ему достаточное, но не чрезмерное внимание. Постарайтесь сохранить этот уровень отношений.
Если Вы набрали менее 25 баллов, то Вы явно недооцениваете себя как воспитателя, слишком полагаетесь на случай и благоприятное стечение обстоятельств. Проблемы в деловых и супружеских взаимоотношениях часто отвлекают Ваше внимание от ребенка. А вправе ожидать от Вас большого участия и заботы.
Приложение № 5
Знали ли вы раньше о существовании сайтов пропагандирующих моду на суицид?
Полезна ли вам полученная информация на занятии?
Приложение №6
Варианты решения трудных школьных ситуаций, выработанные рабочими группами, помогут вам в воспитании вашего ребенка?
Приложение №7
Знали ли вы о «синдроме Вертера»?
Будете ли вы отслеживать программы, телепередачи, фильмы и т.д. которые смотрит ваш ребенок?
Приложение №8
Анкета № 1 для родителей
(до обучения и после обучения)
Ваш пол……………. Пол Вашего ребенка………..
Ваш возраст………… Возраст Вашего ребенка………..
Какая у Вас семья:
а) полная; б) неполная
4. Сколько времени Вы уделяете своим детям в рабочий день:
а) до 1 часа; б) до 2-х часов; в) до 3-х часов; г) более 3-х часов; д) затрудняюсь ответить.
5. Сколько времени Вы уделяете своим детям в выходной день:
а) до 4-х часов; б) от 4-х до 6-ти часов; в) от 6-ти часов до 8 часов; г) практически весь день; д) затрудняюсь ответить.
6. Как Вы проводите это время с Вашими детьми:
а) общаюсь с ребенком; б) помогаю в учебной деятельности; в) совместные дела по дому и совместные игры; г) выезжаем на природу; д) вместе занимаемся спортом; е) посещаем культурные и развлекательные учреждения; ж) что-то другое……………………………………………………………………………………………………
7. Что для Вас важнее всего в этой жизни? (проранжируйте):
а) получение удовольствий от жизни; б) творческий труд (самореализация); в)семья и ее благополучие; г)духовное развитие; д) материальное благополучие семьи; е)успех в делах моего ребенка; ж) затрудняюсь ответить.
8. Определите, пожалуйста, обычный психологический климат в Вашей семье:
а) доброжелательный; б) равнодушный; в) напряженный; г) конфликтный; д) затрудняюсь ответить.
9. Какое дополнительное образование получает Ваш ребенок:
а) музыкальная школа; б) художественная школа; в) спортивная школа; г) школьные кружки; д) кружки в детских центрах; е)кружки в клубах по месту жительству; ж) что-то другое_________________; з) затрудняюсь ответить.
10. Есть ли у Вас трудности в воспитании ребенка: а) никаких трудностей, полное взаимопонимание; б) бывают сложности, но мы их преодолеваем; в) бывают сложности; г) испытываем трудности в воспитании; д) иногда не справляемся с ребенком; е) часто не справляемся с ребенком; ж) что-то другое _____________; з) затрудняюсь ответить.
11. Обсуждаете ли вы с ребенком его будущую самостоятельную жизнь:
а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.
12. На что Вы в большей степени обращаете внимание при воспитании ребенка:
а) на послушание ребенка; б) на его самостоятельность; в) на его самосознание и ответственность; г) на его трудолюбие; д) на его успешность в делах; е) что-то другое…………………………………………………. ж) не задумывался об этом.
13. Как вы думаете, кто должен осуществлять профилактику суицидального поведения подростков в образовательном учреждении?: а) родители; б) классный руководитель; в) педагог – психолог; г) медицинские работники; д) правоохранительные органы; е) не нужно ее проводить; ж) затрудняюсь ответить; з) что – то другое___________________________
14. Есть ли Вашего ребенка друзья (подруги) относящиеся к субкультурам (эмо, готы и т.д.)?: а) да; б) нет; в) не знаю; г) не задумывался об этом; д) затрудняюсь ответить.
15.Как вы думаете, нужно ли просвещать родителей по вопросам суицидального поведения подростков?: а) обязательно просвещать; б) необязательно просвещать всех, а по желанию; в) не нужно просвещать. Родители грамотные в этом вопросе; г) затрудняюсь ответить; д) что – то другое___________________________
16.Вам трудно было заполнять анкету?: а) нет, не трудно; б) да, трудно; в) затрудняюсь ответить; г) не знаю.
Приложение №9
Опросник для родителей
Рождение Вашего ребенка было желанным?
Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним?
Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день?
Раз в неделю проводите с ним досуг (кино, концерт, театр, посещение родственников, поход на лыжах и т.д.)?
Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?
Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?
Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?
Вы в курсе о его время провождении, хобби, занятиях?
Вы в курсе его влюбленности, симпатиях?
Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах?
Вы знаете, какой его любимый предмет в школе?
Вы знаете кто у него любимый учитель в школе?
Вы знаете, какой у него нелюбимый учитель в школе?
Вы первым идете на примирение, разговор?