Презентация Голосуем за жизнь


Профилактика суицидального риска«Голосуем за жизнь вместе» Образовательный комплекс «Озерки»Титова Дарья Цель: повышение профессиональной компетентности социальных педагогов по профилактике суицида среди подростков. Задачи: - Изучить особенности суицидального поведения подростков для своевременного выявления признаков пресуицида;- Информировать специалистов социальной службы ОУ об особенностях профилактической работы по предупреждению суицида;- Изучить опыт работы социального педагога по профилактике суицидальных явлений; - Разработать механизмы работы социального педагога по профилактике суицида. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РАБОЧИХ ГРУПП Найти 5 общих признаков, которые объединяют всех членов группы, или 3 признака, которые у всех разные. По истечении времени работы группы представляют результаты, назвав вначале имена всех членов своей группы. «ЯБЛОНЯ ОЖИДАНИЙ» Нам не хотелось бы… Нам хотелось бы… «ЯБЛОНЯ ОЖИДАНИЙ» Не надо спасать всё человечество. Стремитесь спасти хотя бы одну человеческую душу. В таком стремлении я вижу залог спасения России...Ю.Азаров. СУИЦИД - способность поставить под вопрос свою жизнь и изменить своё местонахождение. Смерть — побочный продукт суицида. Это акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания, осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при которых собственная жизнь как высшая ценность теряет для данного человека смысл. Россия занимает третье место в мире по числу законченных суицидов. Ежегодно, каждый двенадцатый подросток в возрасте 15-19 лет пытается совершить попытку самоубийства. По абсолютному количеству подростковых самоубийств Россия занимает первое место в мире Общие черты Цель: поиск решения в проблемной ситуации.Причина: фрустрированная (неудовлетворенная) потребность.Эмоция: безнадёжность, безысходность.Когнитивная характеристика: резкое сужение сознания.Мотивация: бегство.Отношение к суициду: амбивалентность (человек не хочет умирать, но и жить не может).Тенденция: сообщение о своих попытках в той или иной форме; соответствие суицидальных попыток общей личностной структуре. Виды суицидов 1. ДемонстративныйВнимание! Демонстративные по замыслу действия вследствие неосторожности, неправильного расчёта или иных случайностей могут обернуться роковыми последствиями. 2. Аффективный 3. Истинный Особенности подросткового суицидального поведения Одной из важнейших причин самоубийств у подростков считается отсутствие уверенности и самоидентификации. Спусковым крючком для подросткового суицида часто становится подобный поступок молодёжного кумира, героя книг или фильмов, близких друзей или любимых. Подростки часто рассматривают суицидальные попытки как своеобразную, но подконтрольную взрослым игру, оставаясь в глубине души уверенными, что те не разрешат им довести суицид до конца. Группа риска подростков, склонных к суициду Отличники, т. к. к ним все предъявляют повышенные требования. К тому же эти дети редко бывают приняты в социальной группе сверстников, что также может привести к суицидальному исходу.Дети, которые резко снижают успехи в учебной деятельности, естественно вызывая тем самым недоумение и возмущение родителей и учителей.Дети, к которым окружающие предъявляют завышенные требования, а они в силу субъективных причин не могут их выполнить.Дети с повышенной тревожностью и склонностью к депрессиям (в основном это дети с родовыми травмами, правополушарные и те, у которых в роду или ближайшем окружении были случаи или попытки самоубийства), особенно в пубертате. Характерные черты суицидальных личностей Настойчивые или повторные мысли о самоубийстве.Депрессивное настроение, часто с потерей аппетита, жизненной активности, проблемы со сном.Может присутствовать зависимость от наркотиков или алкоголя.Чувство изоляции, отверженности; их депрессия может быть вызвана уходом из семьи и лишением систем поддержки.Ощущение безнадежности и беспомощности. В такой момент угроза суицида может быть первым сильным чувством.Неспособность общаться с другими людьми из-за чувства безысходности и мыслей о самоубийстве.Они считают, что лучше не станет «никогда». Их речь и мысли полны обобщений и фатальны: «жизнь ужасна», «всем все равно».Они обладают туннельным видением, т. е. неспособностью увидеть то положительное, что могло бы быть приемлемо для них. Они видят только один выход из сложившейся ситуации.Они амбивалентны - хотят умереть, и в то же время, некоторым образом, хотят жить. Вербальные (речевые) ключи Непосредственные заявления типа «Я подумываю о самоубийстве», или «Было бы лучше умереть», или «Я не хочу больше жить».Косвенные высказывания, например: «Вам не придется больше обо мне беспокоиться», или «Мне все надоело», или «Они пожалеют, когда я уйду».Намек на смерть или шутки по этому поводу. Многозначительное прощание с другими людьми. Поведенческие ключи Отчаяние и плач.Повторное прослушивание грустной музыки и песен.Нехватка жизненной активности.Изменение суточного ритма (бодрствование ночью и сон днем).Повышение или потеря аппетита.Вялость и апатия.Неспособность сконцентрироваться и принимать решения, смятение.Уход от обычной социальной активности, замкнутость.Приведение в порядок своих дел.Отказ от личных вещей.Стремление к рискованным действиям, например, безрассудное хождение по карнизам.Суицидальные попытки в прошлом.Чувство вины, упрек в свой адрес, ощущение бесполезности и низкая самооценка.Потеря интереса к увлечениям, спорту или школе.Не соблюдение правил личной гигиены и ухода за внешностью.Скудные планы на будущее.Стремление к тому, чтобы их оставили в покос, что вызывает раздражение со стороны других людей. Ситуационные ключи Любое заметное изменение личной жизни, в любую сторону.Смерть любимого человека, особенно родителей или близких родственников.Недавняя перемена места жительства.Семейные неурядицы.Неприятности с законом.Коммуникативные затруднения.Проблемы со школой или занятостью.Социальная изоляция.Хроническая, прогрессирующая болезнь.Нежелательная беременность. Система профилактики суицидального риска в образовательном учреждении. Профилактика суицида – -своевременное диагностирование и соответствующее лечение; -активная эмоциональная поддержка человека, находящегося в депрессии; -поощрение его положительной направленности с целью облегчения негативной ситуации. Нормативные документы Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" Письмо Минобразования России от 26.01.2000 №22-06-86 «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков» Принципы моделиПринцип ценности личности, заключающийся в самоценности каждого участника образовательного процесса. Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности каждого участника образовательного процесса.Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка. Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика. Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса. Цель профилактической деятельности ОУ создание в oбщеoбразoвательных учреждениях благоприятного социально-психологического климата, способствующего укреплению психического и психологического здоровья учащихся Задачи укрепление социальной защищенности учащихся;выявление причин, способствующих проявлению суицидального поведения;совершенствование организации профилактических мероприятий по предупреждению суицидов;развитие социальной активности учащихся;вовлечение учащихся в социально полезную деятельность;активное привлечение учащихся в деятельность органов ученического самоуправления;организация работы информационных групп из числа юношей и девушек по принципу «равный обучает равного»;активное привлечение учащихся для участия в волонтерской деятельности. РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА В УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ УРОВНИ ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДА В УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ І УРОВЕНЬ – ОБЩАЯ ПРОФИЛАКТИКАЦель: повышение групповой сплочённости и оптимизация психологического микроклимата в школе.ІІ УРОВЕНЬ – ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКАЦель: повышение компетентности участников образовательного процесса в области профилактики суицидального риска, оказания помощи и поддержки детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.ІІІ УРОВЕНЬ – ВТОРИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКАЦель: предотвращение самоубийства.ІV УРОВЕНЬ – ТРЕТИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКАЦель: снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев, социальная и психологическая реабилитация суицидентов. Для профилактики суицидальных мыслей, намерений и попыток целесообразно Формировать «ПОЗИТИВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ» окружающего мираПринципиальный подход к «позитивному мышлению» заключается в переориентации восприятия окружающего мира, формировании оптимистичных тенденций в характере подросткаНаучиться ПЕРЕКЛЮЧАТЬ ПСИХИЧЕСКУЮ ЭНЕРГИЮ подростка с деструктивного НА КОНСТРУКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕНайдти зону наибольшего проявления интересов и увлечений подростка и направьте туда его внимание, время и энергиюФОРМИРОВАТЬ АНТИСУИЦИДАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ личности подростка Антисуицидальные факторы личности эмоциональная привязанность к значимым родным и близким;выраженное чувство долга, обязательность;концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического ущерба;учёт общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих, представления о позорности самоубийства и неприятие (осуждение) суицидальных моделей поведения;убеждения о неиспользованных жизненных возможностях;наличие жизненных, творческих, семейных и других планов и замыслов;психологическая гибкость, умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия психической напряжённости;наличие актуальных жизненных ценностей и целей;планирование ближайшего и перспективного будущего. Для формирования антисуицидальных установок следует постоянно общаться с подростком, не оставляя его наедине со своими мыслями;вселять уверенность в свои силы и возможности;внушать оптимизм и надежду;проявлять сочувствие, окружать теплом и пониманием;осуществлять мягкий контроль за поведением подростка, анализировать его слова и действия. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей, т.е. ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с учащимися.Привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе.Формирование у родителей потребности в самообразовании. Педагогические мастерские ПОРТРЕТ РЕБЕНКА группы риска Задание:из предложенного словесного описания личностной характеристики подростка определить признаки, вызывающие тревогу по группе суицидального риска Объяснить выбор. Обучающийся 9 класса Ал. не вызывает тревоги у классного руководителя: учится в меру своих возможностей, успевает по всем предметам. Дисциплину в школе не нарушает. Отношения с одноклассниками ровные, близких друзей в школе нет. Иногда в разговоре проявляется неудовлетворенность подростка в доверительных отношениях с родителями, сетование на недостаток внимания и заботы с их стороны. Мальчик болезненный, имеются хронические соматические заболевания. Свободное время чаще всего проводит за компьютером, родители не знают, какие игры предпочитает подросток, какие сайты посещает. Ал. не знает, чем будет заниматься в будущем, профессиональных предпочтений не имеет. Не может объяснить и не понимает ценности жизни. Обучающаяся 11 класса К. проживает и воспитывается в полной, материально обеспеченной семье. Отец отличается авторитарностью, его слово в семье – закон. Строго следит за дочерью: оценки в школе, посещение школы иностранных языков, подготовка домашнего задания, помощь матери по дому – всё по расписанию. При малейшем нарушении девушка слышит упрёк: «Ты плохая дочь, из тебя не получится хорошего человека». В коллективе сверстников К.авторитета не имеет, потому что не участвует в коллективных делах, не посещает мероприятия (папа не разрешает). Девушка часто испытывает страх наказания или позора. Вад. всегда отличался плохим поведением в школе, последнее время ещё больше жалоб: курит в туалете, грубит учителям, прогуливает уроки. Сейчас учится в 8-ом классе. По мнению самого подростка, педагоги ставят ему «2» не за знания, а за поведение, из личного неприятия подростка. Со многими учителями длительные конфликты, т. к. подросток не стесняется поправить учителя, указать на фактическую ошибку. Подростка отличает высокий интеллект, владеет многообразной информацией. Воспитывается одной матерью, которая работает по сменам. Отец год назад ушёл из семьи и вычеркнул сына из своей жизни. Обучающегося Н. (10 класс) характеризуют как «среднего» ученика: учится на «3» и «4», иногда опаздывает на уроки, изредка прогуливает занятия, дисциплину на уроке нарушает редко, от учителей старается держаться на расстоянии. В классе заметной роли не играет. Мама подростка заметила, что у сына исчезли все школьные друзья, звонят совсем незнакомые ребята. Подросток плохо ест, много пьёт жидкости. Настроение обычно подавленное. Возникает ощущение, что Н. кого-то боится, но помощи не просит. Обеспокоенные родители обратились за помощью к психологу, но подросток отказался от встречи со специалистом. Р. (9 класс) всегда была активисткой в классе. Некоторое время назад классный руководитель заметил изменения в поведении девочки. Она изменила внешний вид (тёмная одежда, мрачный макияж, небрежность), перестала общаться со многими одноклассниками. Появились новые друзья, которые не допускают в свою компанию посторонних людей. В порыве откровения рассказала прежним подругам о своём кумире, который «очень красиво окончил земную жизнь – вылетел из окна подобно птице»… З. и Денис (11 класс) встречались более года. Их любовные отношения были у всех на виду. Денис - авторитетный человек в школе, хороший спортсмен. З. приехала из другого города, имеет мало знакомых, все друзья – приятели Дениса. Отношения имели и сексуальный характер, о чём знала мама девушки. Некоторое время назад в 10 классе появилась новая ученица, очень яркая и активная. Денис на глазах всей школы стал проявлять к новенькой знаки внимания, на З. перестал обращать внимание. По школе поползли слухи о беременности З. « План работы классного руководителя по профилактике суицидального риска»Задание: Разработать комплекс мероприятий по профилактике суицидального риска Вертушка (до 5 мин.) «ЯБЛОНЯ ОЖИДАНИЙ» Благодарю за внимание!