Тренинг по телефонному консультированию по теме:Профилактика подросткового суицида

Тренинг по телефонному консультированию

Цель тренинга: подготовка специалистов для телефонного консультирования в рамках «Горячей линии (Телефона доверия) по вопросам профилактики суицида»
Задачи: ознакомить участников с методикой консультирования;
обучить практическим навыкам консультирования в рамках тренинга;

Ожидаемые результаты: по окончании тренинга участники получат возможность ориентироваться в теме тренинга, использовать приобретенные знания в работе с клиентами
Для кого был разработан тренинг?
Для педагогов, психологов, волонтеров, планируемых для работы на Телефоне Горячей линии ( Телефона Доверия) по вопросам профилактики суицида:
- равных консультантов по вопросам профилактики суицида;
- волонтеров (добровольцев) в сфере профилактики суицида;
- специалистов-психологов, педагогов, социальных работников
Количество участников: 8-12 человек
Специалисты, проводящие консультирование по Телефону Горячей линии (Телефону Доверия) должны обладать необходимыми знаниями, как в области медицины, так и в области психологии. Медицинские знания необходимы для получения информации о состоянии клиента. Знание психологии необходимо для оказания воздействия, направленного на изменение поведения человека, а также при оказании психологической поддержки клиенту, находящемуся в сложной жизненной ситуации. Равные консультанты, волонтеры, педагоги, да и педагоги-психологи нуждаются в психологических знаниях, навыках эмпатического рефлексивного и нерефлексивного слушания, в навыках поэтапного телефонного консультирования, дабы эффективно оказывать помощь людям, обратившимся на Горячую линию (Телефон Доверия).
Продолжительность тренинга: 2 дня, 12 учебных часов
Методологические аспекты
Во время тренинга используются:
Информационные блоки
Презентации
Мозговой штурм
Работа в малых группах
Упражнения
Дискуссии
Ролевые игры
Наполнение:
Этапы телефонного консультирования;
Техники телефонного консультирования;

Программу подготовила психолог: Красовская Алина Александровна



План занятия. Первый день

Этапы работы
Продолжительность

1.
Знакомство
Упражнение «Интервью»
Упражнение направлено на знакомство друг с другом и умение слушать других людей.
Время: 15 мин.
Задание: Участники разбиваются на пары. Каждый участник должен рассказать своему соседу что-нибудь о себе (что нравится или не нравится в людях, о своем хобби, интересах). Слушатель должен, не перебивая рассказчика, внимательно следить за его рассказом. По времени рассказ не должен превышать 5 мин. После того, как каждый партнер «потренируется» в терпеливом выслушивании соседа, группа собирается вместе. Каждый участник представляет своего соседа: « Мой сосед – человек особенный» и рассказывает, что он запомнил из его рассказа.
20 мин.

2.
Ожидания участников
Упражнение «Дерево ожиданий»
Цель: обсудить, какую ответственность за реализацию ожиданий берет на себя тренер и что возлагается на участников.
Материалы: ватман с нарисованным большим деревом, стиккеры, по числу участников (два комплекта по 3 листа).
Тренер раздает участникам по 2 набора листочков (всего 6) и дает задание: в течение 5 мин. Написать на трех листках свои ожидания от тренинга и еще на трех свои опасения. После того как задание выполнено, участники приклеивают на одну сторону кроны дерева ожидания, а на другую - опасения. Затем ведущий читает ожидания и опасения и комментирует, за что он берет ответственность на себя, а за что будет отвечать группа.
15 мин.

3.
Принятие правил группы
«Для того, чтобы работа нашей группы достигла своих целей, нужно, чтобы мы не отвлекались по пустякам, чтобы каждый из нас мог свободно высказывать свои мысли. Любая деятельность нуждается в упорядочении, поэтому я как ведущий, предлагаю несколько правил. Вот они»
10 мин.

4.
Игра-разминка
«Автобус»
Цель: активизировать, «разогреть» членов группы, создать у них определенное эмоциональное настроение, снять напряжение, которое может возникнуть на первоначальных этапах работы группы.
Участники выстраиваются лицом друг к другу. Эти две шеренги образуют автобус с пассажирами. Любой желающий может стать пассажиром, которому надо пробраться в другой конец автобуса. Пассажиры автобуса оказались не совсем воспитанными, и поэтому не хотят пропускать пассажира. Все желающие могут попробовать протиснуться «по автобусу». Игра проходит очень весело и шумно.
5-10 мин.

5.
Оценка коммуникативных навыков.
Упражнение «Карусель»
Упражнение направлено на выявление сформированности навыков быстрого реагирования при вступлении в контакт, эмпатии и рефлексии.
Задание: В упражнении осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком. Члены группы встают по принципу «Карусель», т. е. лицом друг к другу, образуя два круга: внутренний (неподвижный) и внешний (подвижный).
Задача: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься. Время на установление контакта и проведение беседы 3-4 минуты. Потом внешний круг сдвигается на одного человека вправо.
Примеры ситуаций:
Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но которого долго не видели. Вы рады встрече
Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним
Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте его
После длительной разлуки вы встречаете любимого/любимую, вы очень рады встрече.
Шеринг :
Вопросы обратной связи: возникали ли сложности? Если да, то какие? Что помогало, что мешало входить в контакт? С кем легче было входить в контакт?
Что для вас, как для будущего консультанта, оказалось полезным?

30 мин.


Перерыв на чай-кофе
15 мин.

6.
Игра-разминка «Постройтесь по росту»
Цель: преодоление барьеров в общении между участниками и их раскрепощение.
Построится по цвету глаз ( от самых светлых до самых темных)
Виды консультирования.
Работа в МГ.
Одна группа формулирует достоинства и недостатки кабинетного консультирования, другая достоинства и недостатки телефонного консультирования с последующей презентацией и обсуждением.
Игра «Сотворение кумира» Группа делится на 2 команды. Каждая команда создает портрет идеального телефонного консультанта (рисует или описывает словами, изображает скульптурой) с последующей презинтацией и обсуждением.

15 мин.



30 мин.


20 мин.

7.
Информационный блок «Этапы и техники консультирования: установление эмпатического контакта, выслушивание» Презинтация слайдов.
Основные этапы
Эмпатическое слушание
Собственно психокоррекционная работа
Нерефлексивное слушание
Элементарная поддержка

15 мин.


Перерыв на обед
60 мин.

8.
Психогимнастика.
Цель: стимулирование рабочего состояния участников тренинга.
Задание: Участники встают в круг на небольшом расстоянии друг от друга. Тренер показывает упражнения на напряжение и расслабление мышц, участники повторяют:
«Удивление». Брови поднимаем высоко-выше, удерживаеми опускаем
«Мыло попало в глаза».Зажмуриваем глаза крепко-сильно-еще сильнееи расслабляем веки
«Нюхаем цветок»Розу- нашатырь -Розу
«Задуваем свечу» дуем до-лго
«Улыбка Буратино» от уха до ухаи задуваем свечу
«Черепашка». Поднимаем плечи высоко к ушам-удерживаеми опускаем
«Стираем носки»,наклоняясь над тазиком
«Пролезаем в дырку в заборе»
«Слон тонет в болоте» с трудом вытягиваем ноги из болота
«Ммммммммм-ААААААААА!!!!!» присели-встали
Лабилизация. Упражнение: «А ну-ка расскажи»
Цель: отработка навыка установления эмпатического контакта, выражение эмпатии и симпатии, нерефлексивного выслушивания (пассивного)
Задание:
1-ый этап: Работа в режиме Аквариум.
Тренер предлагает попробовать роли слушающего и говорящего 2-м добровольцам. Говорящий рассказывает историю своей жизни, например, «Как я начал свою профессиональную деятельность» в течение 5 минут. Слушающему во время беседы нужно установить эмпатический контакт, выражать эмпатию, симпатию, применяя нерефлексивное слушание. Группа наблюдает.
Обсуждение с группой. Какие особенности поведения слушающего вы отметили?
Какую невербальную реакцию внимательного слушателя можно назвать правильной, а какую нет? К говорящему и слушающему вопросы: « Что помогало и что мешало , опишите поведение»
2-ой этап: Тренер разбивает группу на тройки и предлагает им выполнить следующее задание: «Определитесь, кто в вашей паре будет консультант, клиент, супервизор. В течение 5 минут клиент говорит о своей проблеме, для консультанта задание прежнее, супервизор наблюдает за всем происходящим. Затем поменяйтесь ролями.
Вопросы обратной связи: Как вы можете прокомментировать ситуацию? Как можно оценить действия консультанта, которыми он хотел подтвердить свою заинтересованность и внимание? Что наблюдал супервизор, опишите поведение? Насколько такой вид слушания может быть полезен именно для вас?

10 мин.













60 мин.


Игра- заминка «Клич индейцев»
Цель: эмоциональная разгрузка.
Задание: Участники разбиваются на тройки и по команде тренера ( не сговариваясь заранее) выбрасывают на пальцах число, которое объявит тренер. Участникам нельзя договариваться, сколько пальцев покажет каждый. Если в сумме число получится, то «тройка» издает клич индейцев.
5 мин.


Перерыв на кофе, чай
15 мин.

9.
Упражнение «Машина с характером»
Упражнение на слаженность работы и сплочение группы.
Задание: Вся группа должна построить воображаемую машину. Во время игры участники не должны разговаривать. На середину комнаты выходит первый доброволец, он начинает делать какое-либо повторяющееся движение. Он становится первой деталью машины. Его задача – подстроиться под движения первого. Например, когда первый вытягивает руки вперед, второй может говорить «Бум». Когда движения первых добровольцев обретут скоординированность, к ним может присоединиться третий, и так далеевсе.
Вопросы обратной связи: Смогла ли группа создать интересную машину? Трудно ли было придерживаться общего ритма? Как влияло на работу то, что нельзя было разговаривать друг с другом?


20 мин.

10.
Заключительный шеринг. Ведущий проводит итоги первого дня тренинга. Каждый участник дает обратную связь, что он получил (не получил) сегодня, что мешало, что помогало, чему научился на тренинге?
Заполняется «Дерево прогресса»
Упражнение диагностирует на каком уровне находятся участники на тренинге, как оценивают свои умения. Листки с «деревом прогресса» раздаются в конце каждого дня тренинга
Материалы: листы А4 с изображением «дерева прогресса». Интерпритация значения рисунка: чем ниже положение человечка на дереве, тем меньше его вовлеченность в процесс работы и большая отстраненностьот групповых процессов.
Задание: Участникам раздаются листы с «деревом прогресса» и просят отметить « себя» - человечка, который больше всего нравится, на листе бумаги цифрой 1(на следующий день цифрой 2 и т.д.

20 мин.
5 мин.



План занятия. День второй
1.
Приветствие
«Меня зовут... Я люблю себя за то, что»
15 мин.

2.
Разминка
«Поход слепых»
Цель: активизировать, «разогреть» членов группы
15 мин.

3.
Потенциальный клиент Горячей линии по вопросам профилактики суицида
Мозговой штурм: «Проблемы, с которыми можно столкнуться при работе на Горячей линии (Телефоне Доверия»


4.
Информационный блок. «Техники консультирования: Рефлексивное слушание». Презентация, слайды.
Приемы рефлексивного слушания:
Выяснение
Перефразирование
Отражение
Резюмирование
Ключевые слова и фразы
Ответ-проекция
Предоставление информации
Конфронтация
Я- послания

20 мин.


5.
Лабилизация
Упражнение «Непрерывное рефлексивное слушание»
Цель: Формирование навыка поддержения рефлексивного слушания
Вопросы для обратной связи:
О каких результатах выполненного упражнения вы можете рассказать? Насколько естественно участники чувствовали себя в роли консультанта и клиента? Насколько трудно было играть роль консультанта, клиента? Какие достоинства вы можете выделить в роли консультанта? Что не удалось? Насколько полезным оказалось для вас это упражнение
30 мин.

6.
Психогимнастика . Прогрессивная мышечная релаксация по Джекобсону.
Цель: стимулирование рабочего настроения, снятие напряжения
30 мин.


Перерыв на брэйк-кофе
15 мин.

7.
Разминка. «Сиамские близнецы».
Цель: мобилизация, активизация рабочего настроя
10 мин.

8.
Лабилизация. Упражнение «Ты хочешь сказать» Работа в Аквариуме.
Цель: Формирование навыка рефлексивного обдумывания
Вопросы для обратной связи: Что наблюдала группа в процессе выполнения упражнения? Что смогли выяснить для себя участники и что группа? Что дало это упражнение?

30 мин




90 мин.

9.
Информационный блок. Из чего складывается телефонная беседа?
Этот блок лучше провести в интерактивной форме (дискуссия, в процессе которой тренер уточняет, исправляет и детализирует ответы участников)
1.Начало разговора (придать человеку уверенность в том, что он обратился туда, где его поймут и поддержат; определить степень серьезности ситуации и состояния абонента) «Привет»
2.Уточнение запроса; запрос сформулирован. В чем проблема?
3.Помощь в овладении проблемой (понять её и оценить) «Чего вы хотите добиться?»
4.Собственно психокоррекционная работа (важно поддержать позитивные сохранные стороны личности, повысить самооценку, укрепить уверенность в себе, поискать ресурсы (семья, друзья, близкие))
5. Выработка плана действий, направленного на преодоление критической ситуации.
6. Заключительный этап беседы. Завершение разговора - это снова поддержка и максимальное одобрение абонента
30 мин.

10
Упражнение «Тон голоса» Произнести фразу «С дерева упало яблоко» с разной интонацией, тоном не похожим на других. Игра на выбывание.
Цель: расширение репертуара коммуникативных средств
10 мин.


Перерыв на обед
60 мин.

11.
Разминка «Бабушка из Бразилии»
Цель: мобилизация, подготовка к работе
5 мин.

12.
Ролевая игра «Горячая линия по вопросам профилактики суицида Телефон Доверия), слушаю...»
Цель: моделирование ситуации, приближенной к реальной жизни, сведение воедино всех навыков, отработка навыка слушания в спонтанном режиме отработка навыка ведения телефонной беседы (с диктофонной записью)
Вопросы для обратной связи: Какие слабые и сильные стороны вы можете выделить в процессе консультирования? Опишите поведение консультанта во время беседы с вами. Что помогало? Что мешало? Опишите поведение клиента во время беседы с вами. Что помогало? Что мешало? Какие были трудности? Чему научила вас эта игра?
90 мин.





13.
Завершение тренинга. Заключительный шеринг.
Анализируем свершение ожиданий («Дерево ожиданий»)
Анализируем достижения по «Дереву прогресса»
Что получилось?
Что не получилось?
Что понравилось?
Что не понравилось?
Что мешало, что помогало?
Какие трудности возникали?
Тренер в заключительном слове подытоживает, отмечает успехи участников, благодарит.

40 мин.


15