Конспект урока по русскому языку Развитие умения находить суффиксы в словах


Тема: Развитие умения находить суффиксы в словах
Цели:
Развивать умение находить суффиксы в словах.
Обогащать словарный запас учащихся, развивать коммуникативные навыки, творческие способности на уроке.
Прививать интерес к русскому языку; расширять кругозор, воспитывать чувство культуры и интеллектуального труда.
ХОД УРОКА
1.Актуализация знаний
- Откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату, классная работа. Раздать части ёлочек.
- Минутка чистописания
дом мир лес ушк нос
- Найдите лишнее, пропишите верхнее соединение
Составьте и запишите слова с этим суффиксом с корнями: верх, изба, игр, выделите суффиксы
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие новых знаний.
На доске записаны ключевые слова темы: суффикс, значение, части слова.
– Сформулируйте тему урока. (Суффикс.)
План.
Учитель вместе с детьми составляет план.
1. Находить суффикс в слове.
2. Определять его значение.
3. Выделять другие части слова.
– Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)
- Что мы знаем о суффиксе?
- Для чего он нам нужен?
III. Словарная работа
– Прочитаем слова:
трамвай – стакан –барабан –
– Спишите их, поставьте ударение (с комментированием ученик работает у доски; дети оценивают работу)– Жил был суффикс -чик-. Он был такой ласковый, такой добрый, что все слова, к которым он подходил, сразу же превращались в таких же добрых и ласковых, как и сам суффикс. Запишите, какие слова получатся.
– Оцените его работу: нет ошибок – 5, 1 ошибка – 4, 2 ошибки – 3.
трамвай – трамвайчик,стакан – стаканчик,барабан – барабанчик
Оцените себя, наклейте на ёлочку шарики.
Вывод: Какую роль играет суффикс –чик? Он делает слово ласковым и носит уменьшительное значение.
ΙII. Развитие умений – применение знания.
Упражнения в выделении суффикса в словах.
1. Упр. 196 – развивается умение образовывать слова с помощью суффиксов.
Соревнование: кто больше запишет слов с корнем кот-. Запись слов на доске, разбор их по составу.
center000Оцените работу группы, наклейте только один шарик.
2. Упр. 197 – развиваются навыки анализа структуры слов с ласкательным значением (на фольклорном материале).
– Чем отличаются слова корова – коровушка, Бурёнка – Бурёнушка? (Значением ласкательности.)
– Есть ли в этих словах значение уменьшительности? (Нет.)
– Какая часть слова передаёт значение ласкательности? (Суффикс-ушк-.) Назовите ещё слова с таким же суффиксом. (Крапивушка, волюшка.) С.р. Выпишите их и разберите по составу. Взаимопроверка
– Какую роль выполняют в них суффиксы? (Придают оттенок нежности, задушевности, ласки.)
Оцените себя.
Работа в группе
– Однажды произошла путаница. Суффиксы и приставки перепутали свои места, и получились неизвестные слова. Помогите всем частям слова найти свои места.
ушккорму прискморий ушкизба юшкполо нгородзаыйкормушка (приморский) (избушка) полюшко загородный
Оцените работу группы, наклейте один шарик.
– Мы видим письмо мальчика своему другу. В нем он сообщает: «На нашей улице вырос многоэтажный домик. Моего старшего братишку взяли в армию, а старшая сестренка учится в университете». SOS! Помогите мне исправить ошибки мальчика. (Ответы детей с комментированием) – Какой совет вы бы дали мальчику?
Вывод: нужно быть очень внимательным в подборе суффиксов
ΙV. Итог урока.
Соединить ёлочки. Посмотреть каких шариков больше.
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
V. Домашнее задание.1. Упр. 5, с. 163.