Разработка урока по теме: Развитие умения находить суффиксы в словах

Урок русского языка (2-й класс, «Школа-2100») «Развитие умения находить суффиксы в словах»
Цели:
Развивать умение находить суффиксы в словах.
Обогащать словарный запас учащихся, развивать коммуникативные навыки, творческие способности на уроке.
Прививать интерес к русскому языку; расширять кругозор, воспитывать чувство культуры и интеллектуального труда. Мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, классификация.
Тип урока: урок повторения.
Оборудование: презентация, мультимедийное оборудование. Учебник: Р.Н.Бунеев «Русский язык», «Баласс» 2011 г.;
ХОД УРОКА
I. Вступление (звучит песня)
– Сегодня у нас необыкновенный урок. Это урок-путешествие. Путешествие полное приключений, опасностей и неожиданностей, путешествие по Земле Знаний.
Слайд 1
– Отгадайте загадку и скажите, как вы думаете, на чем мы будем путешествовать? (Ответы детей) 
Это что за чудеса: Дует ветер в паруса? Ни паром, ни дирижабль По волнам плывет ... . – Как вы догадались?
- А что нам надо для путешествия еще? (карта)
- Посмотрите на нашу карту. Где мы сегодня побываем?
Слайд 2
– Прошу всех занять свои места (положение стула, осанка). Открыть бортовые журналы (тетради) Какую дату запишем в бортовом журнале? (Записывают дату и классная работа) 
- Начинаем наше путешествие. И мы оказываемся в Проливе Мудрых школяров.
– А на чем еще можно путешествовать по морям? (Ответы детей)
Слайд 3
Баркас (это большая многовесельная лодка), яхта (бывает спортивная или прогулочная), лайнер (быстроходное судно для перевозки пассажиров, регулярно выполняет рейсы).
– Какими качествами должны обладать путешественники? (Упорством, наблюдательностью, терпением, знаниями)  – Вы обладаете этими качествами? – Как вы думаете кто самый главный на корабле? (Капитан) – Какие профессии есть еще на корабле?
Слайд 4
Матрос, Юнга (молодой неопытный матрос),  Кок (повар),  Боцман (начальник палубной команды, выполняет хозяйственные работы), Лоцман (человек, хорошо знающий дно)
- Рассмотрите иллюстрации на слайде и объясните значения этих слов?
– В каком из словарей можно посмотреть значение неизвестного слова? (Ответы детей)
Слайд 5

А) Толковом  Б) Орфографическом В) Этимологическом
На слайде сказочная карта знаний, куда отправляемся теперь? (океан Словарных слов)
Слайд 6
– Прочитаем слова:
Трмвай –  сткан – брбан –
– Спишите их, поставьте ударение
Проверка написанного.
Слайд 7.
– Жил был суффикс -чик-. Он был такой ласковый, такой добрый, что все слова, к которым он подходил, сразу же превращались в таких же добрых и ласковых, как и сам суффикс. Запишите, какие слова получатся.
– Обменялись бортовыми журналами и проверьте своего соседа по слайду.
– Оцените работу: нет ошибок – 5, 1 ошибка – 4, 2 ошибки – 3.
Трамвай – трамвайчик, стакан – стаканчик, барабан – барабанчик
– Встаньте, кто справился с заданием на 5, на 4, на 3.
– Что мы знаем о суффиксе? – Какое умение развиваем? – Какие суффиксы мы встречали на предыдущих уроках?
Вывод: Какую роль играет суффикс -чик-? Он делает слово ласковым и носит уменьшительное значение.  Чем же будем заниматься на уроке? Назовите тему.
Слайд 9: «Развитие умения находить суффиксы в словах»
– Мы приближаемся к полострову Повторения.
Слайд 10
Мини-опрос:
Суффикс образует (новые слова)
Суффикс –онок имеет значение (детёныш), а –ат (страусят, тигрят, акулят) имеет значение (много детенышей).
В словах слониха и ежиха есть суффикс ( -их).
- Назовите все суффиксы, которые встретились нам сегодня на уроке.
(По ходу урока все суффиксы, встречающиеся на уроке, вывешиваются на доску).
- Как вы думаете, это все суффиксы, или есть еще и другие?
Посмотрите на слайд
Слайд 11
- Прочитайте стихотворение.
- В каких словах увидели знакомые суффиксы? (-ок) Определите их значение.
- Какие еще увидели? (-ушк). Какое значение у этого суффикса?
Слайд 12 Физминутка Разноцветная Морская
Слайд 13 Работа по учебнику с.92 №129
– Вдали виден мыс Ошибок
Слайд 14
– Мы видим письмо мальчика своему другу. В нем он сообщает: «На нашей улице вырос многоэтажный домик. Моего старшего братишку взяли в армию, а старшая сестренка учится в университете». SOS! Помогите мне исправить ошибки мальчика. (Ответы детей с комментированием)  – Какой совет вы бы дали мальчику?
Вывод: нужно быть очень внимательным в подборе суффиксов.
– Мы попали в океан фразеологизмов. Давайте вспомним, что это такое?
Слайд 15-16
Морской волк –  море по колено –  ждать у моря погоды –  капля в море –
– Объясните смысл. (Дети поясняют смысл фразеологизмов)
Морской волк – опытный моряк; море по колено – все нипочем; ждать у моря погоды – бездействовать; капля в море – очень мало.
– Найдите однокоренные слова. Назовите.
Слайд 17. Мыс Отдыха
Физминутка для глаз.
Слайд 18. Океан Дружбы
Групповая работа (по карточкам)
– Мы с вами в океане Дружбы. Какой на море шторм. Мы с вами дружная команда? Тогда нам не страшно. Но что это? Это сообщение от корабля, попавшего в кораблекрушение. Нужно их срочно выручить, выполнив задание по группам. Готовим сообща, один рапортует.
Командам раздаются задания.
Слайды 19-23
Вычеркни лишнее:
приставка  корень  суффикс  предлог  окончание

Присоедини нужные суффиксы к слову
Лес -онк, -ник, -ищ, -ок

Выбери слова с одинаковым суффиксом
снежинка  осинка  пылинка  изюминка

(Если группа не справится дать совет – нужно подобрать как можно больше однокоренных слов)
Выберите правильное определение
Суффикс – это:
часть речи часть слова главная часть слова

Вставь пропущенные слова
Суффикс служит для
 
 

Команды рапортуют о выполненных заданиях. И проверяют правильность выполнения по слайдам.
- Молодцы! Мы спасли корабль и людей! Слайд 24
– Какие знания закрепляли? – Какие умения отрабатывали? – Что знали раньше, а что узнали сегодня?
- Давайте посмотрим на нашу карту. Куда мы вернулись? (домой)
Слайд 25
- Сегодня мы путешествовали по Земле Знаний.
– С каждым уроком, с каждой новой книгой мы приближаемся к ней. Сегодня наше путешествие подошло к концу. Сколько чудесных походов в мечтах и наяву ждет вас впереди. По океану книг, через океан языкознания и многие другие моря вы обязательно придете к своей Земле знаний.
Слайд 26.
-Благодарю за работу.