Урок русского языка для 6 класса на тему «Различие на письме суффиксов прилагательных «-к-» и «-ск-»»

Урок русского языка для 6 класса на тему «Различие на письме суффиксов прилагательных "-к-" и "-ск-"».
(§ 65. Различие на письме суффиксов прилагательных "-к-" и "-ск-").

Примечание: урок разработан в соответствии с новым учебником русского языка для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 6 класс», переработанным в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) основного общего образования. Обновленный учебник реализует идею интегрированного обучения языку и речи, предполагающего формирование лингвистической и коммуникативной компетенций, а также привлечение большого объёма сведений культурологического характера.

Цель урока:
- показать учащимся условие написания суффиксов -к- и -ск- в прилагательных.

Задачи:
1) обучающие:
- объяснить условия различения на письме суффиксов -к- и -ск- в прилагательных;
- показать особенности образования с помощью суффикса -ск- относительных прилагательных.
2) развивающие:
- научить различать на письме суффиксы -к- и -ск- прилагательных;
- познакомить с особенностями графического обозначения условия выбора на письме суффиксов -к- и -ск-.
3) воспитательные:
- воспитание любознательности, желания развивать кругозор;
- воспитание внимательности и доброжелательности к одноклассникам, высокой культуры поведения.

Тип урока: комбинированный (урок изучения и закрепления нового материала).

Методы и формы работы: комментированное заполнение таблицы, самостоятельное конструирование сложных предложений, выполнение упражнений из учебника и дополнительного дидактического материала (задания, см. конспект урока).

Оборудование: учебник, дидактический материал.

Ход урока
I. Проверка домашнего задания.

1). Рассказ учащихся об условиях написания одной и двух «н» в суффиксах прилагательных.
2). Упражнение № 374.

II. Работа с теоретическим материалом в учебнике на странице 34 (чтение правила о различии на письме суффиксов прилагательных – к- и -ск).

Оформление в тетради таблицы:

NB! Орфограмма № 39:

-к-

-ск-

1.
Если у прилагательного есть краткая форма:
Резкий (полная форма) – резок (краткая форма).
1.
Если у прилагательного нет краткой формы:
Украинский


2.
Если прилагательное образовано от существительных с основой на -к, -ч, -ц:
Кулацкий – кулак.
Ткацкий – ткач.
Немецкий – немец.
2.
Если прилагательное образовано от существительных с основой не на -к, -ч, -ц:
Киргизский – киргиз.
Казахский – казах.
Примечание:
У прилагательных, образованных от существительных на «нь» и «рь», буква «ь» не пишется: Астрахань - астраханский, богатырь – богатырский.
Исключение: у прилагательных, образованных от названий месяцев, «ь» пишется:
февральский, апрельский, июньский, июльский, сентябрьский, октябрьский, декабрьский (но: январский).


III. Закрепление нового материала. Выполнение упражнений из учебника.


· 376: комментированное заполнение таблицы, самостоятельное конструирование сложных предложений.

Упражнение № 377: комментированное письмо.

IV. Выполнение дополнительного дидактического материала.

Дополнительный дидактический материал

Задание № 1: образуйте от существительных прилагательные с суффиксами -ск-, -к-; суффиксы выделите. Какого разряда все эти прилагательные?
Образец: пассажир – пассажирский.
(1) Узбек, (2) молодец, (3) немец, (4) бурлак, (5) монгол, (6) богатырь, (7) рыбак, (8) море, (9) француз, (10) Русь, (11) март, (12) учитель, (13) киргиз.

Задание № 2: спишите прилагательные, вставляя суффиксы -ск- или -к-; объясните способ образования прилагательных:
Образец: украинский – Украина.
(1) Сибирий, (2) январий, (3) ткаций, (4) кубание, (5) рыбаций, (6) немеций, (7) городой, (8) одесий, (9) морой.

Задание № 3: вставьте пропущенные буквы; выделите суффиксы; волнистой чертой подчеркните относительные прилагательные:
(1) Низий, (2) сентябрьий, (3) близий, (4) резий, (5) немеций, (6) гигантий, (7) дерзий, (8) октябрьий, (9) туристий, (10) матросий, (11) казаций, (12) сибирий, (13) январий, (14) казаний, (15) декабрьий, (16) низий, (17) вязий, (18) детий, (19) ткаций, (20) кавказий, шведий, (21) белорусий, (22) комендантий.

Задание № 4: распределите прилагательные в две колонки: 1) суффикс -ск-; 2) суффикс -к-:
(1) Рыбаций, (2) лейтенантий, (3) кузнеций, (4) гигантий, (5) калмыций, (6) киргизий, (7) горняций, (8) эскимосий, (9) стрелеций, (10) индусий.

Задание № 5: выделить суффиксы прилагательных, определите их разряд:
(1) Настойчивый, (2) отзывчивый, (3) участливый, (4) расчетливый, (5) бревенчатый, (6) уступчатый, (7) игривый, (8) дождливый, (9) полевой, (10) сиреневый, (11) лёгонький, (12) серенький, (13) маленький, (14) парчовый, (15) песцовый, (16) ситцевый, (17) грушевый, (18) беловатый, (19) желтоватый, (20) синеватый, (21) близкий, (22) низкий, (23) рыбацкий, (24) ткацкий, (25) киргизский, (26) декабрьский.

Домашнее задание: § 65; упражнение № 378 (по заданию).

 Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др., научный редактор Н. М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2012. – 175 с.: ил.