Конспект урока по русскому языку ( различие приставок с буквами о, а)


КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
УМК «Начальная Школа 21 века»
Класс 2 класс
Тип урока: открытия новых знанийТема урока: Различаем приставки с буквами о, а.
Цель: Научиться различаться приставки с буквами о, а.
Задачи:
- учить различать приставки с буквами о и а
- орфографический тренинг написания гласных о, а в приставках;
- обогащать словарный запас,
- развивать устную и письменную речь,
- воспитывать интерес к русскому языку.
- создавать условия для овладения диалогической формой речи;
Планируемые результаты:
-предметные: Научатся различать приставки с буквами о, а.
- метапредметные: Регулятивные: осуществлять констатирующий и
прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.
Познавательные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия.
Коммуникативные: слушать и понимать речь учителя, уважать одноклассников.
- личностные: Установка на эстетические потребности, ценности, чувства
(благородство души, стремление к добру и справедливости,к пониманию красоты,общечеловеческой духовности)
Оборудование: презентация, пропись, учебник 2 класса (1 часть) С.Иванова, А.Евдокимовой и др.,
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
1.Актуализация знаний. Формулирование темы урока. Ребята посмотрите, у вас на столах лежат конверты откройте их.
Дети берут Конверт.
Работа в парах. На карточках в разброс написаны приставки. Детям даётся задание: в конверте написаны сочетания букв, разделите их на группы. Каждую группу выложите на парте с новой строки. На какие группы можно разбить эти сочетания букв?
до-, о-, об-, от-, по-, под-, про-, за-, на-, над-
Ребята сколько групп получилось?
1) до-, о-, об-, от-, по-, под-, про-
2) за-, на-, над-
Почему две?
Молодца, назовите все сочетания букв из первой группы.
Назовите все сочетания букв из второй группы.
Молодцы, хорошо поработали. Открывают конверт и выполняют работу в парах, с соседом по парте.
Две
В 1 группе сочетания с буквой о, а во 2 с буквой а.
До, о, об, от, по, под, про.
За, на, над. Регулятивные УДД:
определять и формулировать цель деятельности (понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить её словесно), умение работать по алгоритму.
Познавательные УУД: умение сравнивать, анализировать.
Самоанализ и самооценка своей деятельности.
2. Мотивация. Ребят, запишите эти сочетания букв в тетрадь, а теперь посмотрите внимательно на эти две группы, и скажите Где вы можете встретить такие сочетания букв?
А что такое приставка?
А как можно найти приставку?
Правильно, не догадались, чем будем заниматься сегодня на уроке?
Какие знания будем открывать?
Правильно, сегодня с вами на уроке будем учиться различать приставки с буквами о, а. В приставках
Это часть слова, которая стоит перед его корнем.
Нужно подобрать однокоренное слово.
Говорить о приставках с буквами о, а.
Когда пишется буква о, а когда а. Регулятивные УУД:
Самостоятельное формулирование темы урока;
принятие целей урока.
Способность прогнозировать деятельность на уроке.
3. Раскрытие сущности правила. Ребята. А сейчас мы с вами проведем маленькую исследовательскую работу.
Посмотрите на доску, там даны слова. Спишите их парами, расставьте ударение и выделите приставки.
(Запись – записать, насыпь – насыпать, надпись – надписать, пошить – подшить, ожить – оживать)
По 1 ученику – у доски
– Назовите приставки
Посмотрите на них внимательно и ответьте: что общего в написании приставок?
– А теперь обратите внимание на место ударения.
Попробуйте сделать вывод, о написании приставок за, на, над, о, под, по.
Как мы можем проверить правильность нашего вывода?
Правильно.
Давайте откроем учебник на стр.154 и проверим правильность вывода За-, на-, над-, о-, по-, под.
Пишутся с буквами о, а.
Пишутся с буквой а, о под ударением и в безударном положении.
С помощью учебника, правила. Личностные УУД: применение правил делового сотрудничества
Коммуникативные УУД: участвовать в учебном диалоге
4. Работа с правилом в учебнике. Откройте учебник на стр. 154, прочитайте правило.
В приставках за- всегда пишется буква а, пишем загрустить. В приставках по- всегда пишется буква о, пишем погрустить.
В приставках по-, под-, всегда пишется буква о, пишем полить, подлить.
В приставках на-, за-, всегда пишется буква а, пишем налить, залить.
Ребят, давайте сравним правило из учебника, и правило которое мы составили сами, похожи они?
А чем они похожи?
А в чем отличия?
Молодцы.
Что нужно сделать, чтобы правильно выбрать приставку?
Когда в приставке пишется о, а когда а?
А, что нам необходимо для того чтобы лучше запомнить правило?
Правильно, чтобы вы лучше запомнили правило, и научились его применять, давайте все вместе составим алгоритм действий, которая нам будет помогать при выполнении заданий.
Итак,
1 шаг: подбираю однокоренные слова.
(шить, пришить, подшить, дошить, прошить)
(При подборе родственных слов меняем приставки.)
– 2 шаг: выделяю приставку (приставка за-)–
3 шаг: вспоминаю правописание.
А сейчас мы с вами проверим наш алгоритм действий на практике. На доске записаны слова с пропущенными буквами, вставьте их и объясните свое исправление.
(З_бежал, п_ход, пр_ходить, д_слушать, н_варить, н_писать, _жить) Читаю правило из учебника.
Да
В них говориться о том, в какой приставке пишется буква о, а какой а.
Правило из учебника более точное, глубокое.
Выучить и запомнить правило.
Памятка, или алгоритм действия.
Ученики совместно с учителем составляют алгоритм к правилу.
Алгоритм высвечивается на слайде.
Читают слово, вставляют пропущенную букву, и объясняют почему вставили именно эту букву. Познавательные УУД:
находить дополнительную информацию
воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.
Познавательные УУД, формирующие умственные операции
5.Закрепление материала. Ребята, откройте учебник на стр 154 № 1. Запишите слова в два столбика: в первый – с приставками, в которых всегда пишется буква о, а во второй – с приставками, в которых всегда пишется а.
Посмотрите на упражнение №3
2. Обозначьте в словах приставки. Запишите по три слова с такими же приставками.
Если у вас возникли трудности вспоминайте правило и памятку.
3. Ребята, самостоятельно в тетради составьте словосочетания с этими словами: нарисовать, полить, ожить, забежать, опустеть, запасать.
Выделите приставку, подчеркните гласную букву. Если необходимо можно меть форму слова. Выполняют упражнение в тетради. Двое учеников работают у доски.
Выполняют задание в тетради самостоятельно, выделяя приставку и подчеркивая гласную букву. Познавательные УУД:
воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, уметь работать по алгоритму.
Личностные УУД: положительное отношение к процессу познания; применение правил делового сотрудничества,
Регулятивные УУД: оценивание и коррекция деятельности