«Использование различных танцевальных направлений при работе над ролью в театральной постановке»

Детско-юношеский центр № 14








«Использование различных танцевальных направлений при работе над ролью в театральной постановке»









Педагог дополнительного образования
А.М.Холоша








г. Набережные Челны
2016 год.
Танец имеет чрезвычайно близкое отношение к театральному искусству. Само – собой разумеется, танец можно, стало быть рассматривать как искусство лишь тогда, когда в него вложена душа.
« Танец есть не что иное, как последовательная цепь разных механических , телесных движений, согласованных с настроением человека и подчиненных музыкальному ритму»
Можно считать, что если жесты у различных народов выглядят по-разному, то мимика – этот нужный спутник танцев, без которой танцы бессмысленны.
Танец – вид искусства, который отражает жизнь в образно – художественной форме . Надо сказать то, что мысли ,чувства, поведение так сказать передаются через движения и мимику средствами танцевального искусства. И действительно, образ – это определенный нрав человека, проявляющийся в его отношении к окружающей реальности. Возможно и то, что т.к. искусство танца тесно соединено с музыкой, то наконец – то следует хореографический образ определять через выразительные средства музыки.
Процесс сотворения сценического вида сложен.
Чтобы хореографический образ в танце вышел понятным по содержанию и выразительным по выполнению. Хореограф обязан ставить перед исполнителем четкие и определенные сценические задачи, исходящие из деяния, сюжета, идеи произведения, содержания. При работе над определенной задачей хореограф обязан четко поведать о герое, да и уметь средствами показа раскрыть стиль и характер движения. Главной целью актерского мастерства является практическая и методическая помощь исполнителю танца.
На основе примера спектакля « Радуга в ладошке» хотела бы с вами поделиться своими наблюдениями и навыками. Как известно хореография не стоит на месте. Каждый день зарождаются новые движения, плавно перетекающие в новые стили. И я в свою очередь стараюсь не отставать от данного изобилия.
В первую очередь хотела бы сказать, что использование стиля зависит от сюжета и конкретно поставленной задачи. Да и ребенку легче осмысливать воплощать танцевальные образы, если танец имеет сюжет, рассказывающий о каких- либо конкретных событиях, с участием взаимодействующих между собой разнохарактерных персонажей. Цель зависит от конечного результата - это постановки к данному спектаклю. Мы работаем командой, создавая общими усилиями зрелищный ,а самое главное интересный и современный чудо-проект, как я уже выше упомянула спектакль «Радуга в ладошке». Мои постановки используются в проекте это мой результат. Мои работы это часть данного проекта. Одно целое.
Чтобы постановка оказалась танцевально-выразительной, я выбираю различные стили, стараюсь себя реализовать в других современных направлениях и стилях. Например, постановочный номер - стилизованный Индийский танец. За основу легли базовые движения рук, ног, головы и самое важное и главное, дети научились играть глазами и мимикой. В этом и заключался основной секрет их фурора. Настроение танца можно передавать и без движений, а просто показать лицом, т. е. сыграть лицом. Это был своего рода вызов мне с поставленной задачей. Эксперимент прошел успешно. Результатом я довольна.
Основа всех стилей лежит классика. Классический экзерсис - это подготовка и тренировка всех групп мышц к дальнейшей танцевальной работе. Поза классического танца – это основная его речевая единица и в то же время – это своего рода жест, вытекающий из осмысленного и выразительно выполненного действа, но жест такой, в котором принимает участие все тело танцовщика. Жест – это пластическая эмоция , яркое проявление, чувства ,отношения. Любое движение есть иероглиф со своим собственным, особенным значением. При рассмотрении естественной природы танцевальных движений как основы в изучении « азбуки» классического танца, танцевальный элемент будет осознаваться не как простое движение, а как действие, побужденное мыслью, чувством, как « движение - жест», наполненное смыслом. Например: это можно увидеть в моей постановке « Кошки ». Характер кошек, не похожа одна на другую. Каждая кошка раскрывается в своем амплуа по - своему. У каждой своя манера, свой стиль и образ. В целом задействовано несколько стилей, а именно классика, элементы модерна и немного уличного стиля.
Так же за основу я использую модерн. Но не беру за основу только модерн, а разбавляю его несколькими стилями. Например: постановка « Веера» китайский колорит, но за основу берется китайский шаг, манера, четкость линий и постановка корпуса, рук и ног. В конечном итоге получается модернизированный народный (китайский)танец.
В другой постановке «Духи леса» можно увидеть нити современного танца с элементами джаз модерна и контемпа. Получается довольно таки вкусная и современная композиция.
Хочу отметить, так же, что в обучении и пояснении большую роль играет музыка. Детям легче понять, что от них хочет донести педагог. Через музыку раскрывается характер, манера исполнения, определенный образ героя или персонажа.



ДТМ "ОТРАЖЕНИЕ"