Конспект урока русского языка 2 класс Роль суффикса в слове




2 класс

Ефанова Надежда Сергеевна,
учитель начальных классов,
МБОУ СОШ № 4 Г.Тихорецка
2015 год
Г.Тихорецк
Тема: Роль суффиксов в слове. Определение суффикса.
Цель:
– развитие умений выделять отличительные признаки новой части слова – суффикса, характеризовать роль суффикса в слове и графически его обозначать.
Образовательные:
Формировать умение находить суффикс в словах, образовывать слова с помощью суффикса. Совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом (прогнозировать содержание по заглавию и иллюстрации, отвечать на вопросы по содержанию).
Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Предметные:
Знать понятие « суффикс» , его значение.
Уметь находить суффикс в словах, образовывать слова с помощью суффикса.
Личностные:Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Оборудование: - Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. «Русский язык»; презентация к уроку.,рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык»,иллюстрации «Солнце,ветер,туча»(6шт).
Этапы урока Ход урока Деятельность учеников:
Ι. Мотивация учебной деятельности.
-Здравствуйте!(на доске иллюстрации)
К нам в гости пришли солнце,туча и ветер.Посмотрите,какие они хмурые. Опишите,какую погоду могут сделать данные явления? (дети: погода будет холодной,пасмурной).
Сегодня мы будем волшебниками и научимся менять погоду и образовывать новые слова.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
– Рассмотрим новый кадр на киноплёнке в учебнике перед упр. 123.(слайд №2)
– Что вы видите на центральном кадре?
– Что подставил к корню Петя Зайцев? (Буквы ок.)
– Что же получится? (Слово корешок).
– Что же такое -ок? (Это суффикс.) СЛАЙД№3
– Выделять суффикс в доступных словах.
– Характеризовать роль суффикса в слове.
– Разбирать слова по составу, приводить доказательства правильности разбора.
– Образовывать слова с помощью суффиксов.
II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности. Открытие нового знания.
Физминутка – Сформулируйте тему урока. (Суффикс.) Укажите, какие вопросы можно рассмотреть в этой теме. Составим план работы.
После ответов учеников на доске появляется план.
1. Что такое суффикс?
2. Какие бывают суффиксы?
3. Зачем в слове нужен суффикс?(СЛАЙД №4)
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
1. Упр. 123 – развивается умение находить в словах суффиксы, определять их значение.
Совместно вырабатывается алгоритм для определения признаков суффикса.
Эти признаки (ключевые слова) фиксируются на доске.
– Найдите общую часть в словах. (-ок-)
На доске записывается: часть слова.
– Как она называется? (Суффикс.)
– Почему часть (-ок-) нельзя назвать корнем, ведь она же общая у слов? (Эти слова не однокоренные, их нельзя объяснить через другое однокоренное слово.)
– Где находится суффикс в словах? (После корня.)
На доске записывается: после корня.
– Закройте эту общую часть в словах. Изменилось ли значение слова? (Да.)
– Как изменится значение слова, если добавить суффикс? (Слова стали называть маленькие предметы.)
Запись на доске: новые слова.
зуб – зубок (маленький зуб или ласково назвали зуб);
лёд – ледок (тонкий лёд);
глаз – глазок (маленький глаз);
мёд – медок (ласково о мёде).
– Сделайте вывод: какое значение может быть у суффикса -ок-?
(Уменьшительно-ласкательное.)СЛАЙД№5 ΙΙI. Развитие умений – применение знания.
IV.Рефлексия 1. Работа по учебнику.
Упр. 124 – развивается умение находить в словах разные суффиксы, определять их значение и графически обозначать суффиксы.
– Чем отличаются пары слов? (Суффиксами и значением.)
– В каких словах появилось значение «маленький, ласково»? (Дубок, прутик.)
– Какие суффиксы «помогли» в этом? (-ок-, -ик-)
– Выделите эти суффиксы.
На доске появляется запись: -ок-, -ик- – уменьшительно-ласкательный.
– В каких словах появилось значение «детёныш»? (Лосёнок, мышонок.)
– В каких частях слова оно спрятано? (В суффиксах -ёнок-, -онок-.)
На доске запись: -ёнок-, -онок- – «детёныш».
– На основе проведённых наблюдений и записей на доске сделайте вывод по плану (см. план в начале урока).
– Сравните свой вывод с авторским определением в рамке учебника после упр. 125.
– Сколько признаков в этом определении? (Три: часть слова, после корня, новые слова + примеры и обозначение.)
– Все ли признаки вы назвали сами?
2. Игра «Побудь волшебником».
– Вот у меня волшебная палочка, а вот слова: нос, волос, хвост, стол. Кому я дам свою палочку, тот становится волшебником и превращает слова в названия маленьких предметов.
– Запишите получившиеся слова, выделите суффиксы.
3. Работа в Рабочей тетради.
Задание № 4, тема 10.
– В каких словах есть уменьшительное значение?
– Докажите, что именно суффикс вносит это значение. (Прочитать без суффикса – заяц, стул, колокол.)
– Назовите суффикс в словах. Найдите правильный вариант ответа.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
-А теперь научимся менять погоду.Чтобы это сделать мы назовём наших гостей ласково.А помогу нам в этом друзья –суффиксы.Давайте их назовём.(-ышк-,-к-,-ик-).
-Какие слова получились?(солнышко,тучка,ветерок).
-Какая будет погода при этих словах? (ясная,тёплая)
V. Итог урока.
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что? VI. Домашнее задание.
1. Задание № 10, тема 9 в Рабочей тетради.
2. Упр. 102 («Дидактический материал»).