Презентация к работе Способы решения логических адач


Логические задачи и методы их решенияРаботу выполнил ученик 5 класса МОБУ СОШ с. ТюрюшляМурзабаев Ринат Логика – это необходимый инструмент, освобождающий от лишних, ненужных запоминаний, помогающий найти в массе информации то ценное, что нужно человеку. Без логики – это слепая работа». (П. Анохин) Цель: познакомиться с видами логических задач и методами их решения,научиться решать логические задачи.Задачи:изучить литературу с целью ознакомления с разными видами логических задач;познакомиться с основными способами решения логических задач;научиться применять данные методы к решению задач;выявить преимущества и недостатки каждого метода;выяснить, какие способы более эффективны;подготовить подборку наиболее интересных задач и их решения. Сократ – человек; все люди смертны; значит Сократ смертен. Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) "Можно придумать некий алфавит человеческих мыслей, и с помощью комбинации букв этого алфавита и анализа слов, из них составленных, все может быть открыто и разрешимо" Виды логических задачЗадачи о правдолюбцах и лжецахЗадачи на переливание и взвешиваниеЗадачи «Кто есть кто?»Задачи на пересечение и объединение множеств Методы решения логических задачМетод рассужденийМетод графовМетод таблицМетод кругов ЭйлераМетод бильярда Решение логических задач методом рассуждений Способ рассуждений - самый примитивный способ. Этим способом решаются самые простые логические задачи. Идея метода: проводим рассуждения, используя последовательно все условия задачи, и приходим к выводу, который и будет являться ответом задачи Решение логических задач методом рассужденийЗадача Вадим, Сергей и Михаил изучают различные иностранные языки: китайский, японский и арабский. На вопрос, какой язык изучает каждый из них, один ответил: "Вадим изучает китайский, Сергей не изучает китайский, а Михаил не изучает арабский". Впоследствии выяснилось, что в этом ответе только одно утверждение верно, а два других ложны. Какой язык изучает каждый из молодых людей? Кто играет в Ляпкина-Тяпкина? В школьном драмкружке решили ставить гоголевского «Ревизора». И тут разгорелся жаркий спор. Все началось с Ляпкина-Тяпкина.- Ляпкиным-Тяпкиным буду я! – решительно заявил Гена.- Нет, я буду Ляпкиным-Тяпкиным, - возразил Дима. – С раннего детства мечтал воплотить этот образ на сцене.- Ну, хорошо, согласен уступить эту роль, если мне дадут сыграть Хлестакова, - проявил великодушие Гена.- А мне – Осипа, - не уступил ему в великодушии Дима.- Хочу быть Земляникой или Городничим, - сказал Вова.- Нет, Городничим буду я, - хором закричали Алик и Боря. – Или Хлестаковым, - добавили они одновременно.Удастся ли распределить роли так, чтобы исполнители были довольны? Сварливые соседи. Жители пяти домов поссорились друг с другом и, чтобы не встречаться у колодцев, решили поделить их (колодцы) так, чтобы хозяин каждого дома ходил к «своему» колодцу по «своей» тропинке. Удастся ли им это сделать? Решение логических задач методом графовГраф – множество точек, изображенных на плоскости, некоторые пары из которых соединены отрезками. Выделяем из условия задачи главное – объекты и отношения между ними, при этом объекты будем изображать точками, а соответствия между ними - отрезкамисплошными – два объекта, соответствующие друг другу, штриховыми - два объекта, не соответствующие друг другу. Решение логических задач методом графовккккссссззззжжжжG1G2Красный, синий, желтый и зеленый карандаши лежат в четырех коробках по одному. Цвет карандаша отличается от цвета коробки. Известно, что зеленый карандаш лежит в синей коробке, а красный не лежит в желтой. В какой коробке лежит каждый карандаш? Решение логических задач методом таблицИдея метода:Оформлять результаты рассуждений в виде таблицыПреимущества метода:Наглядность Возможность контролировать процесс рассуждений Решение логических задач методом таблицАлгоритм методаЭлементы первого множества записываем в строках, элементы второго – в столбцы. После формирования шапки таблицы заполняются связи между объектами и их свойствами: плюсами отмечаются свойства присущие объекту, а минусами – свойства не характерные для объекта. В каждой строке и в каждом столбце может стоять только один знак соответствия ( «+»). Если в строке (столбце) все «места», кроме одного, заняты «-», то на свободное место нужно поставить знак «+», если в строке (или столбце) уже есть знак «+», то остальные места должны быть заняты знаком «-». Далее ответ получается автоматически Решение логических задач методом таблицВ нашем городе живут 5 друзей: Иванов, Петров, Сидорчук, Веселов и Гришин. У них разные профессии: маляр, мельник, парикмахер, почтальон, плотник. Но я точно знаю, что Петров и Гришин никогда не держали в руках малярной кисти, а Иванов и Гришин давно собираются посетить мельницу, где работает их товарищ. Петров и Иванов живут в одном доме с почтальоном. Иванов и Петров каждое воскресенье играют в городки с плотником и маляром, а Гришин и Веселов по субботам встречаются в парикмахерской, где работает их друг. Почтальон же предпочитает бриться дома. Помогите мне установить профессию каждого из друзей. Решение логических задач методом таблиц{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ПочтальонМалярМельникПарикмахерПлотникГришинИвановСидорчукПетровВеселов Решение задачи о друзьяхПетров и Гришин никогда не держали в руках малярной кисти Решение логических задач методом таблиц{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ПочтальонМалярМельникПарикмахерПлотникГришин-ИвановСидорчукПетров-Веселов Решение задачи о друзьяхИванов и Гришин давно собираются посетить мельницу, где работает их товарищ. Решение логических задач методом таблиц{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ПочтальонМалярМельникПарикмахерПлотникГришин--Иванов-СидорчукПетров-Веселов Решение задачи о друзьяхПетров и Иванов живут в одном доме с почтальоном Решение логических задач методом таблиц{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ПочтальонМалярМельникПарикмахерПлотникГришин--Иванов--СидорчукПетров--Веселов Решение задачи о друзьяхПетров и Иванов живут в одном доме с почтальоном Решение логических задач методом таблиц{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ПочтальонМалярМельникПарикмахерПлотникГришин--Иванов----СидорчукПетров---Веселов Решение задачи о друзьяхИванов и Петров каждое воскресенье играют в городки с плотником и маляром Решение логических задач методом таблиц{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ПочтальонМалярМельникПарикмахерПлотникГришин---Иванов----СидорчукПетров---Веселов- Решение задачи о друзьяхПочтальон предпочитает бриться дома Решение логических задач методом таблиц{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ПочтальонМалярМельникПарикмахерПлотникГришин----Иванов----СидорчукПетров---Веселов-- Решение логических задач методом таблиц{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ПочтальонМалярМельникПарикмахерПлотникГришин----Иванов----Сидорчук+Петров---Веселов-- Решение логических задач методом таблиц{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ПочтальонМалярМельникПарикмахерПлотникГришин----Иванов----Сидорчук+----Петров---Веселов-- Решение логических задач методом таблиц{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ПочтальонМалярМельникПарикмахерПлотникГришин----Иванов----Сидорчук+----Петров---Веселов-+- Решение логических задач методом таблиц{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ПочтальонМалярМельникПарикмахерПлотникГришин----Иванов----Сидорчук+----Петров---Веселов-+--- Решение логических задач методом таблиц{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ПочтальонМалярМельникПарикмахерПлотникГришин----+Иванов----Сидорчук+----Петров--+-Веселов-+--- Решение логических задач методом таблиц{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ПочтальонМалярМельникПарикмахерПлотникГришин----+Иванов----Сидорчук+----Петров--+--Веселов-+--- Решение логических задач методом таблиц{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ПочтальонМалярМельникПарикмахерПлотникГришин----+Иванов---+-Сидорчук+----Петров--+--Веселов-+--- Круги Эйлера

Решение логических задач методом кругов ЭйлераАлгоритм для решения задач с помощью кругов Эйлера:Читаем условие задачи.Выполняем рисунок, изображая множества в виде круговЗаписываем данные в круги, сначала внесем условие, которое содержит больше свойств.Анализируем, рассуждаем, рассчитываем, записываем результаты в части круга.Ищем ответ на вопрос задачи Решение логических задач методом кругов ЭйлераИз 100 туристов немецким языком владеют 30 человек, английским – 28, французским – 42, английским и немецким владеют 8 человек, английским и французским -10 , немецким и французским – 5, всеми тремя языками – 3. Сколько туристов не владеют ни одним языком? Решение логических задач методом кругов ЭйлераИз 100 туристов немецким языком владеют 30 человек, английским – 28, французским – 42, английским и немецким владеют 8 человек, английским и французским -10 , немецким и французским – 5, всеми тремя языками – 3. Сколько туристов не владеют ни одним языком?А28Ф42Н30 Решение логических задач методом кругов ЭйлераИз 100 туристов немецким языком владеют 30 человек, английским – 28, французским – 42, английским и немецким владеют 8 человек, английским и французским -10 , немецким и французским – 5, всеми тремя языками – 3. Сколько туристов не владеют ни одним языком?3 А28Ф42Н30 Решение логических задач методом кругов ЭйлераИз 100 туристов немецким языком владеют 30 человек, английским – 28, французским – 42, английским и немецким владеют 8 человек, английским и французским -10 , немецким и французским – 5, всеми тремя языками – 3. Сколько туристов не владеют ни одним языком?3 725А28Ф42Н30 Решение логических задач методом кругов ЭйлераИз 100 туристов немецким языком владеют 30 человек, английским – 28, французским – 42, английским и немецким владеют 8 человек, английским и французским -10 , немецким и французским – 5, всеми тремя языками – 3. Сколько туристов не владеют ни одним языком?3 725А28Ф42Н30133020 Какую профессию выбрать? Что я люблю делать? Что у меня Чем я могу получается? заработать? Решение логических задач методом математического бильярдаИдея метода: нарисовать бильярдный стол и интерпретировать действия движениями бильярдного шара, фиксирование состояний в отдельной таблице.Преимущества метода:• Наглядность• Привлекательность идеи бильярда Решение логических задач методом математического бильярда Решение логических задач методом математического бильярда. Сравнительный анализ методовРассуждениеПростойДоступный всемНадо только думатьРазвивает мышлениеРазвивает памятьПрименим ко всем задачамМетод графовМетод таблицМетод кругов ЭйлераМетод математического бильярдаБыстроНаглядноПривлекательно Классификация логических возможностейКонтроль над процессом рассужденийИзбавляют от лишних рассужденийСокращают нагрузку на память Думай логически !