НОД по развитию речи Зима.Зимующие птицы. (старшая группа)


Конспект образовательной деятельности по развитию речи (Речевое развитие) в старшей группе ЧУ ОО «Морозко» на тему
«Зима. Зимующие птицы».
Цель: учимся составлять рассказ по сюжетной картине на тему «Покормите птиц зимой».
Задачи:
Образовательные:
- обобщить знания о зиме, признаках зимы,
- учимся подбирать родственные (однокоренные) слова к слову «снег»,
- утонить понятие «зимующие птицы»,
- продолжаем учиться разгадывать загадки по теме «Зимующие птицы»,
- составление и рассказывание по сюжетной картинке «Покормите птиц зимой».
Развивающие:
- развитие связной речи,
- развитие внимания, памяти,
- развитие интереса к изучаемой теме.
Воспитательные:
- воспитание бережного отношения к природе, заботливого отношения к птицам,
- воспитание дружеских отношений в детском коллективе.
Материалы и оборудование:
мультимедийная установка (компьютер, проектор, экран) для демонстрации презентации, магнитная доска, картинки для составления рассказа (кормушка, зимнее дерево, облако со снежинками, мальчик, птицы – синицы, снегири, воробьи), мяч, снежинки.
Ход НОД:
Создание проблемной ситуации (презентация, слайд №1):
В группу вбегает ребёнок в костюме «Каркуши».
Каркуша: - Кар-Кар-Кар!!! Помогите!!! Помогите!!!
Воспитатель: - Что случиось? Как тебя зовут?
Каркуша: Здравствуйте! Я ворона «Каркуша». Вы знаете какое время года наступило?
Дети: Зима.
Каркуша: Да и моим друзьям птицам в лесу плохо стало жить, им нужна помощь, им нечего есть.
Воспитатель: Да, зима - это проблема для птиц и эту проблему нам предстоит решить, как помочь птицам зимой.
Актуализация знаний (презентация, слайд №2):Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что мы знаем о зиме и поиграем в игру «Доскажи словечко». Воспитатель проводит игру «Доскажи словечко» в процессе которой дети подбирают слова связанное со словом снег.
Воспитатель: Зимой всё укрыто белым снегом. Давайте поиграем с этим словом.
Воспитатель читает стихотворение и бросает ребятам мяч, а дети ловят его и добавляют слово.
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю… (снег).
С неба всё скользят пушинки –
Серебристые … (снежинки).
На посёлки, на лужок
Всё снижается … (снежок).
Вот веселье для ребят –
Всё сильнее … (снегопад).
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в … (снежки).
Словно в белый пуховик
Нарядился… (снеговик).
Рядом снежная фигурка –
Это девочка … (снегурка).
На снегу-то, посмотри? –
С красной грудкой … (снегири).
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил … (снег).
Воспитатель: Какие слова вы добавляли? На какие слова они похожи?
Дети перечисляют слова, которые они называли и называют главное слово этой игры - «снег».
Воспитатель: Ребята, так, что мы знаем о зиме.
Дети: Зимой очень холодно, много снега. Часто бывают снегопады, метели. Деревья, земля укрыта толстым слоем снега. Реки и озёра замерзают. Зимние дни короткие, а ночи длинные.
Постановка цели: Нам надо спасти друзей Каркуши, а для этого нам надо составить рассказ на тему «Покормите птиц зимой».
План (презентация, слайд № 3):
Давайте поговорим о том, как мы будем это делать, последовательность наших действий.
1. Мы вспомним какие птицы остаются с нами зимой и как они называются.
2.Затем мы соберём картину «Покормите птиц зимой» на магнитной доске.
3. Потом мы составим рассказ на эту тему и так спасём друзей Каркуши.
Давайте начнём работу по плану. Воспитатель говорит детям о том, когда будет получен ответ на вопрос в плане, на доске будем выставлять часть картинки. К последнему пункту плана на доске соберём картинку полностью. Активно отвечая на вопросы воспитателя, вы получите снежинки и в конце, посчитаем их и увидим, кто активно играл и отвечал на вопросы.
Загадки о зимующих птицах (презентация, слайд № 4).
Воспитатель загадывает детям загадки (снегирь, синица, воробей, голубь, ворона, сорока, дятел). Дети отгадывают загадки и вместе с воспитателем уточняют обобщающее понятие «зимующие птицы».
Чернокрылый, красногрудый. Я по дереву стучу,
Он везде найдёт приют. Червячка добыть хочу,
Не боится он простуды – Хоть и скрылся под корой -
С первым снегом тут как тут. Всё равно он будет мой!
(снегирь) (дятел)
Спинкою зеленовата, Снег идёт, и ветер свищет,
Животиком желтовата, А малютка пищу ищет.
Чёрненькая шапочка - Ты всегда его жалей -
И полоска шарфика. Это серый …
(синица) (воробей)
Окраской – сероватая, Эти птицы рядом с нами -
Повадкой – вороватая, Мы зовём их сизарями,
Крикунья хрипловатая, И зимой в мороз и голод
Известная персона. Кто она? … Не покинет город …
(ворона) (голубь)
Физкультминутка:
Каркуша проводит с ребятами физкульминутку.
В поле волк-волчище едет
На своём велосипеде.
Обогнал сегодня он воробья и двух ворон.
Только ветер-ветерок обогнать никак не смог.
Составление сюжетной картинки «Покормите птиц зимой» на магнитной доске (презентация, слайд №5).
Дети на магнитной доске выкладывают сюжетную картинку с помощью схемы представленной на пятом слайде презентации, объясняя свои действия.
Воспитатель задаёт вопросы по составленной картине:
- Какое время года наступило?
- Какая погода?
-Кто стоит рядом с деревом?
- Что он делает?
- Что мальчик повесил на дереве?
- Кто сидит на дереве?
- Кто сидит на кормушке?
- Кто под деревом?
Составление рассказа по сюжетной картинке «Покормите птиц зимой».
Дети составляют рассказ «Покормите птиц зимой».
«Наступила холодная, снежная зима. Снег крыл землю и деревья. В парке мальчик Серёжа повесил на большое дерево кормушку для птиц. Он пришёл насыпать зёрнышек и хлебных крошек в кормушку. На ветке сидят два снегиря. Три птички клюют зёрнышки в кормушке. А синичка и воробей слетели на землю и клюют зёрнышки около Серёжи. Так Серёжа спасает птиц зимой.»
Мы достигли своей цели? Да. Мы составили рассказ и этим спасли друзей Каркуши.
Рефлексия:
_ Давайте вспомним, что было самым важным для нас. Спасти птиц зимой.
Как мы это сделали?
- Что вам понравилось, что вызвало затруднение?
- А мы можем с вами помочь птицам зимой? Вы дома во дворе можете повесить кормушку и подкармливать птиц.
- Давайте сосчитаем снежинки, которые вы заработали в процессе работы. И узнаем кто принимал активное участие. Молодцы, ребята! (презентация, слайд № 6) Скажем до свидания Каркуше. Желаю вам удачи!