Консультация для родителей Сюжетно-ролевая игра средняя группа


Консультация для воспитателей
Тема: «Сюжетно-ролевая игра в процессе организации и эффективности дошкольников».
Воспитатель средней группы «Золотой ключик»
Миронова Галина Викторовна.
В жизни детей 4-5 лет сюжетно-ролевая игра продолжает развиваться и занимать ведущее место. Ребенок с увлечением выстраивает сюжеты, стремится к проигрыванию самых разнообразных ролей, становится более инициативным. Возросшие возможности позволяют ему выбирать тему и намечать замысел игры, обустраивать игровое пространство при помощи предметов, использовать в игре различные атрибуты.
Игра-самовыражение человека, способ его совершенствования.
Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности.
Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.
Сюжетно-ролевая игра-это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С.Л.Рубинштейн подчеркнул, что игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка с взрослым. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка, это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является в ней наличие воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.
Сюжет игры - это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры - характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.
Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаше всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар, делает укол как врач и т.д.), вступает в разнообразные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочь, осматривает больного). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.
В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобразительные - «как будто». Наряду с игрушками в игру включаются разнообразные вещи, при этом им придается воображаемое, игровое значение. В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т.п.). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитан и матрос, врача и пациента и т.д.). Наиболее общий мотив сюжетно-ролевой игры стремление ребенка к совместной социальной жизни с взрослыми. Это стремление сталкивается с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой- с растущей самостоятельностью детей. Это противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре: в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность и отношения.
Основным содержанием сюжетно-ролевых игр детей, является общественная жизнь взрослых в ее разнообразных проявлениях. Таким образом, игра есть деятельность, в которой дети сами моделируют общественную жизнь взрослых.
Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку. Но наличие детского общества-это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр.Особенности сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте.
Соблюдение правил.
Социальный мотив игры.
В сюжетно-ролевой игре идет эмоциональное развитие.
В ходе сюжетно-ролевой игры происходит развитие интеллекта.
В сюжетно-ролевой игре развивается воображение и творчество.
Развитие речи.
Виды сюжетно-ролевых игр:
1.Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», « праздники», «дни рождения». И в этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то. Что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.
2. Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, больница, парикмахерская, милиция, пожарные, цирк, театр, строительство и т.д.)3. Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т.д.)
4.Игры на тему литературных произведений, кино, мультфильмов, теле и радиопередач.
5. «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует при этом в двух планах за куклу и за себя, направляя все действия.