Статья Формирование познавательных умений и интересов учащихся под влиянием межпредметных связей


«Люди, будьте гуманны! Это ваш первый долг.
К чему вся ваша мудрость без милосердия?»
Ж.-Ж. Руссо
Формирование познавательных умений и интересов учащихся
под влиянием межпредметных связей.
Е.В. Короткая учитель географии ,
директор ГБОУ СОШ № 75
с углубленным изучением немецкого языка
Петроградского района СПб

Развитие познавательных интересов зависит от овладения учащимися обобщенными умениями поисковой деятельности и умениями осуществлять межпредметные связи. Изучение психологии мышления доказало, что в качестве внутреннего побудителя поисковой деятельности, действующего сопряженно со знаниями и способами, выступает осознание цели, познавательной потребности, которая регулирует процесс поиска, отражаясь и на его эмоциональной насыщенности.
Принятие межпредметной задачи в значительной мере зависит от теоретической направленности познавательных интересов ученика, его стремления к познанию философских, мировоззренческих аспектов в предметных знаниях. При выполнении межпредметных заданий на разных дисциплинах наблюдается повышенный интерес учащихся к данным предметам, который мотивирует их к самостоятельной, исследовательской работе. В процесс решения познавательных задач, учащиеся включают предметные умения, их активность зависит и от мотива интереса к соответствующим учебным дисциплинам. Наблюдается тесная связь между уровнем интереса к предмету, широтой и успешностью использования знаний из него. Учащиеся привлекают новые сведения из дополнительных источников информации, находят оригинальные способы их анализа, и связи с программным материалом. Умения, проявляемые при решении поставленных задач, зависит от интереса к тому или иному предмету. Как показывает практика из работы ГБОУ СОШ №75, часто проявляется интерес к тем предметам у учащихся, к которым он относился более «холодно».
У учащихся возникает познавательный интерес, осознанный, творческий подход к поставленным задачам. Развивает умение познавательную самостоятельность ученика. Развитие познавательной самостоятельности учащихся формируют мировоззренческую, ценностную ориентацию личности, регулируют ее социальную активность.