Конспект урока Механическое движение. Масса. Плотность вещества

Конспект урока по теме «Решение задач по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества», 7 Б класс, Хамалян Ваган Мкртычович, учитель физики МОБУ лицея № 23 г. Сочи

ЦЕЛИ УРОКА:
Ввести понятие о плотности вещества.
Познакомить с формулой для расчёта плотности.
Разъяснить физический смысл понятия плотность.
Научить вычислять массу и объём тела по известной плотности.

ПЛАН УРОКА

Организационный момент.
Повторение пройденного материала.

Ребята, на первом уроке физики мы выяснили, что физика – наука о природе, т.е. она изучает свойства материи. Одна из форм существования материи – вещество. Все вы помните, что все физические тела состоят из вещества. Давайте вспомним, что мы знаем о веществе.
Каково строение вещества?
Назовите агрегатные состояния вещества.
Чем они отличаются друг от друга?
Какая физическая величина определяет размеры тела? Какой буквой обозначается объём, и в каких единицах измеряется в СИ?
Какой буквой обозначается масса, и в каких единицах измеряется в СИ?

Объяснение нового материала.
Каждое тело имеет свои отличительные признаки, например свои размеры и массу – это утверждение ни у кого из вас не вызывает сомнения. Из жизни мы знаем, что масса тела зависит не только от размеров, но и от того, из какого вещества оно состоит

ПРИМЕР: стальная деталь и её модель, изготовленная из дерева

Запишите тему урока : «Плотность вещества»
Окружающие нас тела состоят из различных веществ.
Убедимся на опыте, что тела равного объёма, изготовленные из разных материалов, имеют разную массу.
ДЕМОНСТРАЦИЯ: взвешивание тел равного объёма.

(результаты эксперимента записываются в тетрадь)
V1 = V2 тела изготовлены из разных веществ m1
· m2
Рассмотрим следующий опыт
ДЕМОНСТРАЦИЯ: взвешивание тел равной массы и сравнение их размеров.
Из опыта видно, что тела равной массы, изготовленные из разных веществ,
имеют разные объёмы.
(результаты эксперимента записываются в тетрадь)
m1 = m2 тела изготовлены из разных веществ V1
· V2


Чем это можно объяснить?
Запись в тетрадь: Разные вещества имеют разную плотность.
Запись в тетрадь: ФИЗИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ПЛОТНОСТИ:
Плотность – это физическая величина, показывающая, какая масса вещества приходится на единицу объёма тела.
Как же найти плотность?
РАСМОТРИМ ПРИМЕР: Льдина объёмом 8 м3 имеет массу 7200 кг. Как найти массу
1 м3 льда?
7200кг : 8 м3 = 900 кг/м3 – плотность льда
Запись в тетрадь: Плотность = масса/ объём

· = m/V

·(ро)- плотность
Запись в тетрадь: ПЛОТНОСТЬ – это физическая величина, равная отношению массы
тела к его объёму.
Запись в тетрадь: В системе СИ :{
·}= 1 кг/м3 дополнительная единица : г/см3 Следующий кадр
7200 кг/м3= 7200000г /1000000 см3 =7,2 г/см3 ( т.е. разделить на 1000)
Для обратного перевода умножить на 1000
РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ № 2 (стр. 50) – закрепление понимания физического смысла понятия плотность.
Почему разные вещества обладают разной плотностью?
Лёд, вода, водяной пар – одно, и тоже вещество, но в разных агрегатных состояниях. Одинаковы ли плотности льда, воды, водяного пара? (Ребята работают с таблицей в учебнике “Плотности веществ”). Как вы думаете, почему плотности льда, воды и водяного пара различны.
Запись в тетрадь: Плотность вещества зависит:

от массы атомов, из которых оно состоит, и от плотности упаковки атомов и молекул в веществе. Чем больше масса атомов и чем они ближе расположены друг к другу, тем больше плотность.
Знать плотность различных веществ важно для различных практических целей:
Инженер , зная плотность материалов из которых изготовлен станок, может рассчитать его массу.
Строитель – размер здания завода и прочность фундамента и т.п.
Киноляпы ( рассказ о неправдоподобности кадров из боевиков об ограблении золотого запаса банка)
Формула плотности позволяет рассчитать массу тела, если известна плотность и объём тела, и объём тела – если известна плотность и масса тела.

И так, как же рассчитать массу и объём?

Запись в тетрадь: m=
·.V V = m/
·

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ.

( с использованием таблицы № 2 стр. 50 учебника)

Масса алюминиевого чайника 0,3 кг. Какой объём алюминия пошёл на изготовление чайника.
(решение задачи учителем на доске, дети делают запись решения в тетрадь) Следующий кадр

Объём стальной детали 0,1 м3. Найдите её массу.
(решение задачи учителем на доске, дети делают запись решения в тетрадь)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: §21,22 упр.7(2,5), упр.8 (2)

ВЫПОЛНЕНИЕ ТЕСТА.


ИТОГИ УРОКА


Используемая литература
1.Жукова О.П. Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества
2.Давыдова Е.А. Механическое движение. Плотность вещества
15