Урок развития речи в 5 классе. Описание природы. Сочинение по картине И.И.Левитана Октябрь


Урок развития речи в 5 классе «Сочинение-описание картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» разработала Павлова Вера Николаевна, учитель русского языка высшей категории МБОУ «Уютненская ОШ-гимназия» Сакского района Республики Крым.
Тема. Сочинение-описание картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».
Цель: совершенствовать умение учащихся коллективно и с помощью учителя подобрать материал для сочинения-описания картины, составить простой план сочинения картины, устно и письменно создать собственный текст.
Оборудование: репродукция картины; аудиозапись музыкальной композиции П.И.Чайковского «Времена года».
Основное содержание работы.
Объявление темы урока и целеполагание (учащиеся сами ставят цель урока).
Работа по теме.
Слово учителя.
Природа – удивительная мастерица, волшебница, труженица. Своими яркими красками разрисует себя в пору осеннего гулянья после жаркого лета, набросит на себя серебристую ризу в зимнюю пору, а весной облачится в изумрудную зелень молодой листвы, не забыв надеть на себя бело-розовую фату ароматного цветения.
Каждому из нас она предложит себя для творческого наслаждения, поведёт в самые сокровищные уголки и откроет великую силу магического воздействия на наши души, чтобы оставить о себе неизгладимые впечатления.
В русской живописи есть десятки, сотни пейзажей, которые всегда волнуют зрителя своей искренностью и простотой.
- Обратите внимание, ребята, на репродукцию картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь». Что на ней изображено?
Ответ уч-ся: (Зима).
- Как художнику удаётся передать красоту русской зимы?
Ответ уч-ся: (Использование красок различных цветов и оттенков).
- Какой цвет преобладает более и почему?
Ответ уч-ся: (Лазурь).
Работа с дополнительным материалом (материал на партах).
- Прочитайте воспоминания художника И.Э.Грабаря, а затем рассмотрите его картину «Февральская лазурь».
Настали чудесные солнечные февральские дни. Утром, как всегда, я вышел побродить вокруг усадьбы и понаблюдать. В природе творилось нечто необычное. Казалось, она праздновала какой-то небывалый праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу…
Я стоял около дивного экземпляра берёзы. Заглядевшись на неё, я уронил палку и наклонился, чтобы её поднять. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликание всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба. «Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно», - подумал я.
(По Л.Зельмановой).
Заглянем в словарь. (Карточки под названием «Словарь» на парте).
Лазурь – светло-синий цвет, синева (в народной поэзии - лазоревый).
- Так почему художник назвал картину «Февральская лазурь»?
(Ответы учащихся).
- Как бы вы назвали картину?
(Ответы учащихся).
- Каково ваше общее впечатление от картины? Почему?
(Ответы учащихся).
- Что изображено на переднем плане?
Ответ уч-ся: (Берёза).
- Какой нарисовал И.Грабарь берёзу?
- Каковы деревья на заднем плане?
- Как художник нарисовал небо, снег около деревьев?
- Каково общее настроение картины?
(Ответы учащихся).
Прослушивание увертюры П.И.Чайковского «Времена года. Февраль».
- Как удалось великому композитору передать красоту природы в феврале?
(Ответы учащихся).
- Удалось ли П.И.Чайковскому передать звуками то, что увидел художник И.Грабарь?
(Ответы учащихся).
Лексическая работа.
- Подберите синонимы к словам художник, картина, восхищаться.
(Автор, живописец, пейзажист; полотно, произведение искусства; удивляться, поражаться).
- Назовите и запишите названия цветов и оттенков, использованных автором для написания картины.
Лазурный – светло-синий, голубой, сапфировый;
сиреневый – нежно-лиловый;
жемчужный – белый;
чёрно-коричневый;
коралловый – ярко-красный.
- Запишите словосочетания, которые можно использовать при написании сочинения, добавьте к ним 2-3 составленных самостоятельно.
(Чудесный зимний пейзаж; белоствольная красавица; запечатлел на картине; праздник неба; низкий горизонт; фантастическая красота родной природы; причудливые переплетения; гимн красоте простого пейзажа; ослепительное солнце; чувствуется приближение весны; появляется ощущение счастья; создаётся радостное настроение).
- Подберите эпитеты к словам берёза, небо, снег.
Берёза – высокая, раскидистая, белоствольная;
небо – высокое, лазоревое, необыкновенное;
снег – голубой, плотный, улежавшийся.
Составление плана сочинения и устного высказывания.
План.
Автор картины И.Э.Грабарь.
Время года, изображённое на картине.
Берёза – главная героиня картины.
Деревья на заднем плане, небо, снег.
Общее настроение картины.
Домашнее задание. Написать сочинение, используя материал урока.
Примерное сочинение.
Природа – удивительная фантазёрка и мастерица. В любое время года она может быть одновременно и художницей, и красавицей, и модницей. И.Э.Грабарю, известному художнику-живописцу, удалось запечатлеть один из таких моментов в жизни природы.
На картине «Февральская лазурь» изображён солнечный зимний день в феврале. Вся природа как будто отмечала праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на бирюзовом снегу.
В какой-то миг мне показалось, что берёзы демонстрировали всю свою зимнюю красоту. Верхушки их заискрились на солнце коралловыми бусинками. На фоне тёмно-синего неба в сочетании с бирюзой эти бусинки напомнили мне золотой осенний наряд берёзы. С высоты словно доносились лирические перезвоны и перекликание всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба.
Вдали чёрной полосой выделялся густой лес, а светло-голубой снег плотным покрывалом устилал землю, напоминая о том, что не прошла пора зимних бурь.
Картина природы выглядит на полотне радостной, светлой, и весёлое настроение передаётся мне. Появляется желание побродить по лесу и раствориться в необыкновенной тишине. А на устах уже звучит гимн красоте простого русского пейзажа, заметить который не всегда удаётся в мирской суете.