Открытый урок по математике Закрепление знаний и умений по нумерации в пределах 1000.

ХОД УРОКА

І. Организационный момент.


1. 1. Эмоциональный настрой.
Настроенье, каково! - Во!
Все такого мнения! - Все без исключения!
Может Вы уже устали? - Мы с собой таких не брали!
Может, ляжем, отдохнём? - Лучше мы урок начнем!
- Все за парты дружно сели,
Друг на друга посмотрели,
- Улыбнулись, пожелали друг другу удачи.
И вперед за новыми знаниями.
- Работать вы будете в группах, где важно обмениваться мнениями, сообща решать задания и принимать решения. В ваших группах руководить работой будут бригадиры, они будут оценивать вашу работу на листках контроля. Не забывайте о правилах работы в группах.




2. Пальчиковая гимнастика.
1. Петушок пьёт водичку
2. Массаж пальчиков
3. Наруби дрова
4. Поочерёдное поднимание пальчиков
5. Игра в силу
6. Головка змеи
- Запишите ЧИСЛО. КЛАССНАЯ РАБОТА.




3.Минутка каллиграфии.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
0

- 1 группа составляет и прописывает любое четырёхзначное число.
- 2 и 3 группа составляет и прописывает любое трёхзначное число.
- Назови число, которое ты прописал. Сколько в твоём числе всего сотен? (для детей 1 гр.)
- Назови число, которое ты прописал. Сколько в твоём числе всего десятков? (для детей 2 и 3 гр.)
Уч-ся раздаются перед уроком лента цифр. Дети самостоятельно записывают любые 3-х и 4-х значные числа.



4. Сообщение темы и задач урока.
-Тема нашего урока «Закрепление знаний и умений по нумерации в пределах 1000». Ожидаемые результаты в конце урока: научиться осознанно решать составные задачи, формировать прочные навыки различных приёмов счёта и уметь применять знания геометрического материала на практике.




5. Мотивация учебной деятельности.
- Однажды древнеримский полководец Юлий Цезарь послал тайное письмо, в котором каждая буква была заменена третьей от нее по алфавиту. Расположив этим способом буквы, расшифруйте фразу Цезаря, которая станет девизом нашего урока.

ЕИН КМЕМ, ЕИН ЦЪМФЯ.
- Эти слова являются не только девизом нашего урока, а и девизом любого человека в жизни.
У детей на партах таблица «Русский алфавит»





"Век живи, век учись".


ВВЕДЕНИЕ ИГРОВОГО МАТЕРИАЛА
- Собрав по крупицам все полученные знания на прошедших уроках, давайте совместно, усилиями каждого построим дом наших знаний. Люди разных профессий принимают участие в строительстве дома.
– И все они должны знать математику и владеть вычислительными навыками.

Сначала необходимо заложить фундамент для строительства будущего дома, а для этого проведём «Математическую разминку»
Упражнение «Учитель-ученик»
93 – 28 6 · 9 – 26
37 + 45 32 – 24 : 6
6. Устный счёт.
1) «Математическая разминка»
Верно ли, что в 1 часе 50 минут? (нет)
Верно ли, что в году 368 дней? (нет)
В Антарктиде пингвин
Насчитал 20 льдин.
Вдруг льдины
Распались на половины.
Сбился пингвин...
Перед ним сколько льдин?
Сколько кг яблок в 3-х мешках?
1 м ткани стоит 4 грн. Сколько стоят 6 м ткани?
- Сегодня мы усовершенствуем навыки в решении таких задач.

2) Игра «Найди закономерность»
- Найдите закономерность и продолжите ряд чисел.
5 6 4 7 3 *
3) Повторение разрядных слагаемых:
Увеличить наименьшее трехзначное число на 6 десятков. Какое число получится?
939 106 160

Увеличь число 46 на 8 сотен.
468 54 846

Увеличь 374 на 2 десятка. Какое число получится?
394 376 354
Проверка работы на переносной доске. Оценивание.
Итог. В устном счёте больше всех отличились строители






Решение на переносной доске. 1 ученик решает. Сильный проверяет и ставит оценку.


Индивидуальная работа на карточках (2 уч-ся)


ІІ. Развитие математических знаний.


1) Решение уравнений.
- Фундамент готов. Будем составлять план дома. Как называется профессия строителя, который руководит строительными работами? (Инженер) Чтобы построить план дома решим уравнения

60
· х = 54
· 10 270 : х = 60 : 2
- Необходимо указать неизвестное и правило его нахождения.
К доске приглашаются по одному уч-ся из групп. Остальные работают в тетрадях.

2) Решение примеров по учебнику.
- Итак, план готов. Сейчас будем закладывать кирпичики нашего дома. Вспомните, как называется профессия строителя, который занимается кладкой кирпичей? (каменщик) Обратите внимание, как пишется слово «каменщик». Мы сейчас с вами решим примеры.

- Откройте учебники на стр. 139. Найдите № 957. Рассмотрите записи и объясните способ вычисления.
С. 139 № 957
Предварительно вызывается один ученик и рассказывает способ вычисления.
360 : 3 =
36 дес. : 3 = 12 дес.
__________________________________________________
* Доп.задание: 12
· 2 + 16 + 36 : 1 – 15
· 5 =
Проверка
- Хорошие вычислительные навыки в этом виде работы показали



К доске приглашаются по одному уч-ся из групп. Остальные работают в тетрадях.




1 гр. – самостоятельно + доп. задание
2 гр. – самостоятельно
3 гр. – с комментированием на доске


Физминутка
Кирпичи мы в руки взяли
И строителями стали (шагаем)
Дружно строим новый дом (хлопаем ладошками)
Кирпичи передаём
Руки вверх я подниму
Влево вправо поверну
А потом присяду, встану
И ещё кирпич достану
Раз, два, раз, два,
Вот и кончилась игра.













3) Решение задачи
- Посмотрите на наш дом. Скажите, можно жить в этом доме?
- Чего не хватает в нашем доме? (Крыши). Какой строитель кроет крышу? (Кровельщик) Правильно. Для того чтобы построить крышу, решим задачу.
С. 139 № 958
- Прочитайте самостоятельно задачу.
- На доске краткую запись условия будет выполнять
- ещё раз прочитает условие задачи.
-
Фермер купил 5 поросят, по 20 кг каждый, и 3 одинаковых барана. Общая масса этих животных 280 кг. Какова масса одного барана?
- О ком говорится в задаче?
- Кого купил фермер?
- Что говорится о поросятах?
- Что говорится о баранах?
- Какова масса всех животных?
- На какой вопрос задачи нам необходимо ответить?
- Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи?
- Что для этого нужно? (Нужно узнать, сколько весят 5 поросят)
- Для чего это нужно? (Тогда мы узнаем, сколько весят 3 барана)
- Зная массу 3 баранов, сможем ли мы узнать массу 1 барана?
- Сколько действий необходимо выполнить, чтобы решить эту задачу?
- Кто уже представляет решение задачи?

Поросят – 5 шт. по 20 кг
280 кг
Баранов – 3 шт. по ? кг
План решения задачи
Сколько весят 5 поросят?
Сколько весят 3 барана?
Сколько весит 1 баран?
- На какой вопрос задачи мы отвечали?
Самопроверка.
- У кого другой ответ?
- Наиболее активными в решении задачи были




Один ученик на доске записывает краткое условие задачи.




1 гр. – решают задачу самостоятельно с помощью выражения.

2 гр., 3 гр. – решают по действиям по плану.

1 учащийся из 2 гр. решает на переносной доске.

1 учащийся из 1 гр. решает с обратной стороны доски.


Физминутка
Релаксация под музыку.
"Вы - маленький цветок. Ваша жизнь только зарождается. Вам тепло и спокойно. Ваши стебли тянутся вверх, к солнцу. Лепестки радужно улыбаются и щурятся под солнцем. Вы посмотрели вокруг. Вы не одни. Вас окружают такие же красивые и радужные цветки. Жизнь прекрасна. Но, пришло время проснутся..."
(Дети поднимают голову и потягиваются, как после хорошего сна.)

Физминутка для глаз



Продолжение решения задач.

- Что нужно сделать, чтобы возле нашего дома было красиво и уютно? (Нужно возле дома посадить деревья). Тогда продолжим решать задачи.
С. 139 № 959
- 1 ученик читает задачу вслух.
- Прочтите задачу самостоятельно.
Ученик токаря обрабатывает за 1 час 8 деталей. За 5 часов он обрабатывает столько деталей, сколько мастер за 2 часа. Сколько деталей за 1 час обрабатывает мастер?
- Как будем записывать условие задачи? (С помощью таблицы)
- В этой задаче есть три взаимосвязанные величины: детали, сделанные за 1 час, количество рабочего времени и общая работа.
- Что будем записывать в столбиках таблицы? (За 1 час, кол-во часов, всего деталей)
- Что записываем в строчках таблицы?
(Составление таблицы)
Условие составляется коллективно на доске.



За 1 час
дет.
Кол-во ч.
Всего дет.

Ученик
8 дет.
5 ч
?, одинаково
?

Мастер
?
2 ч






- Какая связь между этими величинами? (По двум известным величинам мы можем найти третью)
- Глядя на условие задачи, скажите, кто, по вашему мнению, работает лучше?
- Почему? (Потому что мастер и ученик сделали одинаковое количество деталей, но мастер работал 2 часа, а ученик 5 часов)
- Мастер больше делает деталей за 1 час, чем ученик?
- Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи?
- А когда мы сможем ответить на главный вопрос задачи? (Когда узнаем, сколько деталей изготавливает ученик за 5 часов)
- Сколько будет действий в задаче?
- Что будем узнавать вторым действием? (Сколько деталей изготавливает мастер за 1 час)
- Используя план решения задачи, 3 группа решит задачу по действиям самостоятельно, 2 гр. – решают сам-но с помощью выражения по алгоритму, а 1 группа – сам-но с помощью выражения.
План решения задачи
Сколько деталей изготавливает ученик за 5 часов?
Сколько деталей изготавливает мастер за 1 час?
Взаимопроверка.
- Обменяйтесь тетрадями и проверьте решение задачи у своих товарищей.
- А у кого получился другой ответ?
- Наиболее активными при решении этой задачи были























1 гр. – решают сам-но с помощью выражения.
2 гр. – решают сам-но с помощью выражения по схеме.
3 гр. – сам-но по плану.



8. Геометрический материал.

- Вот и готова крыша дома. А чего ещё не хватает в доме? (Окон)
- Кто из строителей изготавливает окна? (плотники)
- Какую форму имеют окна? (Прямоугольную)
- Как правильно рассчитать размер и сделать раму? (Нужно знать длину и ширину окна. Затем вычислить периметр)
- По какой формуле мы находим периметр прямоугольника?
- Рассчитайте периметр окон по данным размерам и найдите соответствующее окно для дома.

3 группа – Длина рамы прямоугольной формы 4 м, ширина – 3 м. Вычислить периметр рамы.
P = (a + b) * 2
P = (4 + 3)* 2 = 14
2 группа – Ширина оконной рамы 1 м 80 см, а длина на 1 м больше. Чему равна длина рамы? Найти периметр рамы.
1 м 80 см = 180 см
2 м 80 см = 280 см
(180 + 280) * 2 = 920 см
920 см = 9 м 20 см
1группа – Длина рамы прямоугольной формы 2 м 40 см, а ширина на 1 м меньше. Чему равна ширина рамы? Найти периметр рамы.
2 м 40 см = 240 см
1 м 40 см = 140 см
(240 + 140) * 2 = 380 * 2 = 760 см
760 см = 7 м 60 см
Итог. Усилиями всех учащихся-строителей построен дом. Каждый из вас принял участие. Мы вместе смогли, используя полученные знания справиться со всеми заданиями.

Детям раздаются нарисованные рамы разных размеров. С обратной стороны предлагаются варианты ответов. Если они решают задачу правильно, то соответствующая рама подходит в домик. Дети приклеивают её.


III. Итог урока.


Логическое задание.

- Оказывается наш дом с сюрпризом. В него уже успел вселился гномик. Он поставил возле стены свои 3 сундука, в которых хранятся его сокровища. Все сундуки разного цвета: в одном – драгоценные камни, в другом – золотые монеты, в третьем – магические книги. Он помнит, что красный сундук находится правее, чем камни, и что книги – правее красного сундука.
В каком сундуке он хранит самое дорогое сокровище - книги, если зеленый сундук стоит левее синего?










Рефлексия
- Продолжите предложения:
Я сегодня на уроке узнал
Мне понравилось задание
У меня возникли трудности


Оценивание учащихся.
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
- На что вам нужно обратить внимание?
- Чьи ответы вам понравились больше всего?
- Какую оценку можно поставить за общую работу класса?
- Достигли мы поставленной цели?
- Какое задание на уроке вам больше всего понравилось?
Домашнее задание: с. 139 № 962, № 963

- Мне бы хотелось выделить тех учащихся, которые активнее всех принимали участие на уроке, это

Дом построен, наши результаты оправдались, но т.к. у некоторых детей ещё возникают трудности, поэтому для прочности усвоения ваших знаний вам даётся домашнее задание.
Дети из 1 группы выполнят по учебнику № 962, а также составят для детей ребусы используя трёхзначные числа.

Дети 2 группы решат задачу под № 963 и составят уравнение на нахождение неизвестного делимого.

Дети 3 группы решат задачи под № 962 и 963.
- Для всех повторить стр.

- На этом урок закончен. Всем большое спасибо.


Решение. По условию, сундук с камнями левее красного, а сундук с книгами правее красного. Значит, красный сундук стоит посередине и в нем лежат золотые монеты. Так как зеленый и синий сундук – крайние и зеленый стоит левее синего, то зеленый – крайний слева, а синий – крайний справа. Вспоминая, что камни левее, а книги правее красного сундука, приходим к выводу, что камни лежат в зеленом, а книги – в синем сундуке.

Ответ: в синем.


Из сундучка













Тема урока:
«Закрепление знаний и умений
по нумерации в пределах 1000».



Цель: развивая познавательный интерес и воспитывая доброжелательность,
способствовать закреплению знаний и умений по нумерации в
пределах 1000.


Задачи урока:

Обучающие:
закрепить навыки по нумерации в пределах 1000;
закрепить умение умножать и делить трёхзначные числа на однозначные;
закрепить знание состава числа;
упражнять в различных приёмах счёта,
формировать навыки решения задач типа приведения к единице;

Развивающие:
развивать познавательный интерес и умение использовать в работе раннее полученные знания;
способствовать развитию умения сравнивать, доказывать и делать выводы;
развивать навыки самостоятельной работы, самоконтроля, самооценки;
развивать коммуникабельность, креативность, умение анализировать, обобщать,

Воспитательные:
воспитывать познавательный интерес к предмету и уверенность в своих силах;
воспитывать творческую личность, стремящуюся к самореализации на всех этапах урока.
воспитание доброжелательности, инициативности, активности;
воспитание у детей интереса к совместной деятельности.

15