Интегрированный урок по математике и окружающему миру Закрепление вычислительных навыков в пределах 100. Решение задач (2 класс)


Интегрированный урок математики и окружающего мира.
Тема урока. Закрепление вычислительных навыков в пределах 100. Решение задач.
Имя урока. Поговорим о природе числами.
Цель урока: отработка вычислительных навыков в пределах 100, решение задач.
Задачи урока:
Образовательные:
- закреплять и отрабатывать вычислительные навыки в пределах 100;
- формировать умение решать текстовые задачи.
Развивающие:
- развивать умение анализировать, рассуждать, обобщать, выделять главное, делать вывод;
- развивать внимание, логическое мышление, наблюдательность;
- развивать коммуникативные умения;
- активизировать знания учащихся по окружающему миру
Воспитательные:
- воспитывать в учащихся любовь к родному краю, чувство бережного отношения к природе;
- воспитывать умение работать в группе, товарищество, настойчивость в работе.
Ход урока:
Организационный момент.
- Ребята, поднимите, пожалуйста, руки, кто верит в чудеса.
-А теперь поднимите руки, кто верит, что, если мы очень захотим, наши желания обязательно сбудутся. А какое желание вы бы загадали на уроке математики? Замечательно. Я желаю, чтобы у вас все сбылось.
2. Актуализация знаний.
- У нас сегодня необычный урок математики. Посмотрите на доску.
(На доске кластер. В середине человек и стрелки 1)животные 2) растения 3) вода 4) трубы завода 5)горы мусора
35248851504950030619704826000-254041021000
-1841523876000
603253384550013239758255000
30937202762250012001533464500
26606524701500
-Скажите, как связана картинка с изображением человека с остальными рисунками. Что вы можете сказать (Ответы детей). Хорошо. А теперь подумайте и предположите, чем мы сегодня на математике будем заниматься? Какие идеи у вас возникли? (предположения детей). Записываются на доске.
-Ну что ж, сегодня на уроке математики о природе мы будем говорить числами. Итак, наш урок называется «Поговорим о природе числами»
3. Устный счет. Игра «Ты – мне, я – тебе». (Слайды на экране)
- Наш урок мы начнем традиционно с устного счета. А) Вашему вниманию картинки животных.(слайд) Вы называете картинку с животным и говорите, кто будет решать задачу. Ответивший правильно, называет животного и указывает, кто будет решать дальше. И так далее. За каждый правильный ответ – открывается буква на экране. В итоге должно получиться слово, с которым неразрывно будет связан наш урок.У зубатых китов есть зубы. Вы узнаете сколько, если назовете число, в котором 27 десятков (270);
Назовите число, в котором 3 сотни и 8 десятков. Столько весит медведь гризли (380 кг.);
В полной кладке у беркута  2 яйца, а  в кладке у  алтайского улара 9. На сколько больше яиц в кладке у алтайского улара, чем у беркута? ( на 7)
Лошадь живет 20 лет, а австралийские пони на 20 лет больше. Сколько лет живут австралийские пони? (40 лет)
Кенгуру мчится огромными прыжками – 12м в длину и 3м в высоту. На сколько больше кенгуру прыгает в длину, чем в высоту?
Божья коровка очень прожорлива. В день она съедает 200 тлей. Сколько тлей съест жучок за 3 дня?
Стрекоза за 1 час сможет съесть 40 мух. Сколько мух съест стрекоза за 2 часа, если будет охотиться одинакова успешно все это время?
Страус во время бега делает 5-ти метровые шаги. Сколько метров пробежит страус, если он сделает 9 шагов.
- Какое слово получилось? (экология) Слайд 1.
- Что означает слово экология? (экология – это наука о природе)
- Что изучает экология? (экология изучает жизнь различных организмов в их естественной среде обитания; экология изучает, как растения, животные и люди живут вместе, влияют друг на друга и на окружающую их среду.)
Б) - Перед вами на доске записаны примеры. За каждые два правильно решенных примера вы получите одну букву, из которых мы потом составим слово.
35 + 58 = 9328 – 12 = 16 (Ь)
45 – 3 = 42(Л)63 + 19 = 82
18 + 18 = 36 95 – 8 = 87 (Е)
- Что получилось? (ЕЛЬ) (картинка на слайде)
Ель одно из самых теневыносливых деревьев. Хвоя у ели короткая, жесткая, сидит на ветвях поодиночке, но очень тесно, поэтому ель дает густую тень.  А знаете ли вы, какой высоты бывает ель?
-Назовите мне число, в котором 4 десятка и 0 единиц. (40)
- Правильно. Ель может достигать  до 40 метров  в высоту, а в диаметре бывает до 1 м. А сколько это будет в см и дм? (1м = 100см = 10дм)
- Корни у ели широко разрастаются в стороны, но расположены неглубоко, поэтому еловые деревья легко валит ветер. А прожить ель может до 300 лет и больше. Иногда считают, что хвоя ели не опадает. Но если посмотреть на землю под елью, то увидим, что она сплошь покрыта хвоей. Это значит, что хвоя опадает, но не вся сразу и не каждый год. Вычислим, сколько лет может жить одна хвоинка?
Для этого вам нужно решить задачу:
- На двух ветках сидело по четыре вороны. Сколько всего ворон сидело на ветках? (на слайде) (На ветках сидело 8 ворон.)
- Верно. Одна хвоинка может жить до 8 лет. Вот какое замечательное дерево. Издавна было традицией на Новый год наряжать елочку. Но мы с вами рубить елочку не будем, потому что она пользу приносит не только человеку, но и животным.
4. Работа в тетради.
- Мы с вами откроем тетради, запишем число, классная работа.
 
У вас на партах лежат желтые листочки с текстом задачи.
В заповедник для посадки привезли молодые ели. В одной машине было 32 елочки, а в другой – 40. Школьникам для посадки  выдали 50 елок. Сколько елок осталось в этих машинах?
-Прочитайте задачу про себя, а потом вслух.
- О чем говорится в задаче? (о елочках)
- Что говорится о елочках? (В одной машине было 32 елочки, а в другой – 40).
- Что сделали с елочками? (выдали детям)                                                  
- Сколько елок выдали? (50)
- Что надо узнать в задаче? (сколько елочек осталось?)
Решение на доске:
32+40=72 (ёл.) – всего
72 -50=22 (ёл.) – осталось
Ответ: 22 ёлочки.
- Замечательно. А вы знаете, что 22 марта отмечался Всемирный день воды? (Вывешивается на доску) Я покажу вам опыт.
Опыт. На столе учителя пустой стакан, стакан с грязной водой и воронка с фильтровальной бумагой. Учитель приглашает 1 ученика для выполнения опыта. Ученик выливает через воронку с фильтровальной бумагой грязную воду в пустой стакан. На бумаге остается грязь, а в стакан льется чистая вода.
- Ребята, как вы думаете, о чем мы сейчас поговорим? (О воде) Где в нашей жизни применяют данную технологию очищения воды, только в более крупных масштабах. (На заводах и фабриках для очищения сточных вод) 1 л сточных вод приводит в негодность 100 л чистой воды. Завод за 1 минуту сбрасывает 25 л отходов.
Вода – драгоценный дар природы. Вода это основа жизни. К сожалению, во многих странах воды не просто не хватает. Есть такие регионы, где дети десятками тысяч умирают от голода и болезней, связанных с острейшим дефицитом воды. С приходом воды появляется жизнь. Пропала вода - и жизнь становится невозможной.
5. Работа в группах
Наша республика богата лесами, в ней более 200 озер. На берегах озер гнездится много птиц. Многие из них занесены в Красную книгу и охраняются государством. Птицы всегда волновали и вдохновляли людей.
- Вы знаете, когда отмечается день птиц? 1 апреля Международный день птиц. (Вывешивается на доску) В этот день Союз охраны птиц России выбирает птицу года: пернатую, которая наиболее нуждается в помощи человека и распространена на территории нашей страны.
- Кто знает, какую птицу выбрали в этом году?
Повернитесь и образуйте группы по 4 человека. На тарелочке лежат листочки, с примерами. Решите их, вы можете помогать друг другу. Затем переверните листочки и соберите картинку. Что у вас получилось? (птица). Кто это? Это горихвостка. В этом году птицей года стала Горихвостка.
Птичка размером с воробья, но стройнее. У самца ярче окраска, нежели у самки, спина серая, лоб белый, горло и бока шеи черные, низ ржавчато-рыжий, хвост ярко-рыжий, хвостом птичка постоянно, словно непроизвольно, встряхивает, как бы разжигая уголёк – отсюда и название «горихвостка». Горихвостки – старательные помощники садоводов, питаются в основном насекомыми, ягодами и плодами. Хотите услышать, как поет горихвостка? (Включается запись)
Голосок подобен нежной флейте, Так же мелодичен и высок; Горихвостка рано на рассвете «Зажигает хвостиком» восток. 
6. Работа в парах.
Мы с вами отправляемся дальше. По берегам рек РМЭ, впадающих в озера, живут бобры. Издавна на бобров охотились из-за их ценного меха. К началу 20 века бобров в России осталось совсем мало. С 1922 года охота на них была запрещена. Живут бобры в норах или хатках. Для строительства хатки, бобры валят деревья, отгрызают ветки, затем разделяют ствол на части. Бревна, щепки разных размеров. Представим, что бобры попросили нас рассчитать длину бревен и помочь им построить хатки. На ваших столах лежат розовые карточки. Возьмите их. Две пары выходят к доске, остальные выполнят работу в парах на своих местах. Заполните пропуски. (На обратной стороне доски написаны такие же примеры). Проверка выполнения задания. Учитель проверяет на доске, дети сверяют с доской.
25 см = … дм …см 85 м = … см 8 дм = … см 
2 дм 1см = …см - Хочу обратить ваше внимание на последнее число. 21 марта отмечается Всемирный день земли. (Вывешивается на доску)
7. Итог урока.
С тех пор, как появился человек, он старался покорить, подчинить себе природу. Что только он не выдумал, чтобы улучшить свою жизнь! Человек сотворил страшные яды, которые убивают насекомых и других животных. Создал автомобили, которые отравляют воздух вредными газами. Вырубал деревья, осушал болота, покрывал Землю огромным слоем мусора. Незнание законов природы привело к тому, что люди стали чаще болеть, изменился климат на земле, с лица земли исчезли некоторые растения и животные.
Задумайтесь над словами:
Я сорвал цветок – и он завял.
Я поймал жука – и он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем.
(если время будет на 3 минуты видеоклип) ???
Рефлексия.
Вернёмся к началу урока. Что мы запланировали и что сделали?
(Проверяются записи на доске с задачами урока)
- Ребята, если бы я попросила вас написать телеграмму людям планеты, что бы вы пожелали им?
Закончите предложения:
Что делали на уроке?
Сегодня на уроке я впервые узнал (сделал открытие для себя) ...
«Я думаю, что...» (Над чем вы задумались?)
Домашнее задание.
Рабочая тетрадь № 91 (1). Желающие могут дополнительно выполнить № 91 (2).
45+13=58
День солнца – 3 мая
День Волги – 20 мая (7 лет)
X. Игра: «Узнай больше!». Слайды 24-33
1) Какую птицу в шутку называют «акробатом»?
· Поползень - 86
· Сойка - 75
· Клёст - 13
8х9+14= ? (86) Запись выражения в тетради.
(изображение поползня) Он бегает по стволу вниз головой.
2) У какой птицы самый длинный язык?
· Сорока - 66
· Дятел - 65
· Голубь - 88
9х9 – 16 = ? (65)
(изображение дятла)
- Длина языка дятла достигает 15 см.
3) Какая птица является символом мудрости?
· Орел - 16
· Ворона - 17
· Сова - 18
8х4 - 14 = ? (18)
(Символом мудрости со времен древней Греции является – сова)
4)Назовите ночного хищника, занесенного в Красную книгу Саратовской области.
Неясыть – 34
Беркут – 21
Филин – 45
3*9+18 = ? (45)
(В красную книгу Саратовской области занесен ночной хищник – филин)
На двух ветках сидело по четыре вороны. Сколько всего ворон сидело на ветках? На ветках сидело 8 ворон.