Классный час на тему Почему человек должен научиться говорить нет

Конспект классного часа на тему
«Почему человек должен научиться говорить «Нет»

Цель: развить навыки уверенного отказа от предложения психоактивных веществ.
Задачи:
Обсудить ситуации, когда детей принуждают курить, употреблять алкоголь или наркотики.
Познакомить с различными способами уверенного отказа.
Тренировать способы отказа от ПАВ.
Оборудование: плакат (слайд) «Правила уверенного отказа», карточки с приёмами предложения ПАВ и со способами отказа.

Ход занятия
1. Представление темы занятия
Тема нашего занятия: «Почему человек должен научиться говорить «Нет»
- Как вы это понимаете? (ответы учащихся)
Сегодня будем учиться говорить «Нет!», т.е. противостоять чужому давлению, выражать свой отказ оптимальными способами, учиться уверенному поведению при отстаивании своей позиции, учиться различным способам сопротивления давлению окружающих, предлагающих психоактивные вещества.
2. Основная часть
Мозговой штурм
- Приведите примеры, когда вас просили или принуждали закурить, выпить, попробовать наркотики.
Вопросы:
Кто предлагал (взрослые, сверстники, знакомые, незнакомые люди)?
Какую цель преследовал предлагающий?
Удалось ли отказаться?
Кому труднее всего отказывать в просьбе?
Чьему давлению тяжелее сопротивляться?
(ответы детей)
Человек может оказаться в сложной жизненной ситуации или переживать неприятные чувства, потому что не смог противостоять давлению окружающих, особенно, если это были старшие по возрасту или авторитетные люди.
Назовите причины, по которым бывает трудно отказывать в просьбе или не делать того, чего не хочется.
(педагог выслушает ответы и выписывает их на доску)
Существует много причин, по которым человек соглашается делать то, что ему не хочется. А именно: не хочет оказаться изгоем, быть высмеянным, боится обидеть, показаться грубым, быть не таким как все и др.
Существует много способов отказаться делать то, что тебе делать не хочется или то, что ты считаешь вредным для себя.
Мини – лекция
Повесьте плакат (откройте слайд) «Правила уверенного отказа». Прочитайте эти правила вместе с детьми и обсудите их.
1. Если хотите в чем – либо отказать человеку, чётко и однозначно скажите ему «НЕТ». Объясните причину отказа, но не извиняйтесь слишком долго.
2. Отвечайте без паузы – так быстро, как только это вообще возможно.
3. Настаивайте на том, чтобы с вами говорили честно и откровенно.
4. Попросите объяснить, почему вас просят сделать то, чего вы делать не хотите.
5. Смотрите на человека, с которым говорите. Наблюдайте, есть ли в его поведении какие – либо признаки неуверенности к себе. Следите за его позой, жестами, мимикой (дрожащие руки, бегающие глаза, дрожащий голос и т. д.).
6. Не оскорбляйте и не будьте агрессивными.
Формулы отказа (записать на доске):
Нет, не могу.
Нет, нет, и ещё раз нет.
Нет, мне сейчас некогда.
Нет, спасибо.
Скажите «нет» и уйдите, не объясняя причины.
Вывод: знание и умение применять приёмы уверенного отказа помогают человеку не поддаваться давлению и оставаться в безопасности, не обижая других.
Упражнение «Просто скажи «Нет!»
Описание упражнения
Участники делятся на две равные подгруппы (при их нечетном количестве в упражнении участвует также ведущий). Члены одной подгруппы становятся в круг лицом наружу, члены второй подгруппы в круг большего диаметра лицом к центру, таким образом, чтобы каждый из них оказался напротив участника из внутреннего круга. Потом каждый из участников, стоящих во внешнем круге, обращается к тому, кто находится напротив него, с какой-либо просьбой, а тот ему отказывает.
При этом он не должен начинать оправдываться, объяснять причины своего отказа, извиняться объяснять неуместность просьбы или невозможность ее выполнения. Следует отказаться, сказав просто «Нет», «К сожалению, не смогу», «Нет, я не буду это делать» или употребив другие подобные фразы.
После этого внешний круг сдвигается на одного человека относительно внутреннего (т. е. меняется состав пар), и теперь те, кто стоит во внутреннем круге, обращаются с очередной просьбой к внешним, а те отказывают. Круг сдвигается еще на одного человека, внешние обращаются с просьбой ко внутренним, и так повторяется 6 8 раз.
Смысл упражнения
Демонстрация того, что мы можем отказаться от выполнения просьбы без оправданий и объяснений каких-либо причин, тренировка соответствующего навыка и материал для обсуждения, почему сделать это бывает дискомфортно, в каких ситуациях стоит так вести себя, а в каких лучше реагировать по-другому.
Обсуждение
Что было сложнее обращаться с просьбами и получать отказ на них, или самому отказывать, с чем это связано?
Просьба эта такая форма влияния, которая, в отличие от приказа или требования, подразумевает возможность отказа.
С чем связано то, что люди зачастую стесняются обратиться с просьбой к другом, а если с просьбой обратились к ним, то стесняются отказаться?
Допустим, просьба для нас неприемлемая, и мы все же решили отказаться. Когда лучше сделать это без объяснения причин, как в этом упражнении, а когда отказ все же стоит сопроводить извинениями, объяснениями его причин, обещаниями выполнить просьбу позже и т. п.?
Ролевая игра.
Не всегда в жизни бывает достаточно просто сказать «нет», когда принуждают выпить или закурить. Предлагаю игру, в которой вы потренируете способы, помогающие избегать давления и оставаться востребованными, продолжать дружить и вместе проводить время.
Участники объединяются в группы по 3 человека. Педагог раздаёт каждой группе карточки с предложениями попробовать какие-либо ПАВ и со способами отказа. Каждому предложению попробовать ПАВ соответствует два ответа с отказом. Предложите каждой группе придумать свои варианты ответов.
Примеры предложения ПАВ и способы отказа:
Привет! Присоединяйся к нашей компании. У нас есть кое – что выпить.

Да ну! Сейчас по телевизору начинается классный фильм, пойдём лучше посмотрим;
Нет, спасибо, мне сейчас нужно идти на тренировку (на встречу, на занятия).

Давай покурим. Чего ты боишься? Сейчас только младенцы не курят. Ты что салага?

Нет, не хочу. Кстати, большинство людей как раз не курят;
Нет, спасибо. Мне совсем не нравится запах табака. Меня от него просто тошнит

Пойдём со мной в гости. Ребята обещали принести наркотики. В жизни надо попробовать все. Не упрямься.

Нет, это не по мне. Плохое место. Я не хочу, чтобы обо мне говорили, что я наркоман;
Ты шутишь! Такие эксперименты всегда заканчиваются плохо. Я хочу оставаться здоровым.

Хочешь выпить?

Нет, спасибо, от вина люди перестают соображать и совершают глупые поступки;
Нет, спасибо, от вина у меня болит голова.


Предложите группам продемонстрировать (инсценировать) понравившиеся способы отказа от предложения ПАВ. Поблагодарите их за представление.
Важно довести до участников понимание того, что давление (выпить, покурить, употребить наркотики) может быть преодолено с использованием навыков неагрессивного отказа, которые помогут отстаивать свои интересы и права, открыто и честно выражать свои чувства, не нарушая прав и интересов других людей.

3. Рефлексия результатов занятия: «Новое и важное для меня».
- Что нового узнали?
- Что понравилось? Что удивило, огорчило? Чему научились?
Выскажите своё мнение о занятии. На столах разложены карточки разного цвета с надписями:
жёлтый – занятие понравилось;
оранжевый – кое-чему научился;
зелёный – хотелось бы продолжить подобные занятия;
синий – меня огорчило, что мне ещё нужно учиться говорить «Нет»,
белая – занятие пустое, никому не нужное».
Дети ставят знак «+» на карточке выбранного цвета.