Роль экскурсий в развитии дошкольников

РОЛЬ ЭКСКУРСИЙ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Экскурсия – одна из форм образовательно-воспитательной работы с детьми. В ходе проведения экскурсий осуществляется сенсорное развитие, на основе которого возникают мыслительные процессы, а это, в свою очередь, способствует развитию познавательного интереса у детей к окружающему миру, воспитывает любовь и эстетическое отношение к природе, удовлетворяет познавательные потребности ребенка, а также совершенствует двигательные навыки и физические качества. В процессе тематических экскурсий, прогулок ребенок получает первые представления о своей стране, изучает ее культурные, трудовые и духовно-нравственные традиции. При этом процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Совместная практическая деятельность на экскурсиях объединяет детей, что благотворно сказывается на развитии коллективных взаимоотношений. Как и на других занятиях, на экскурсии действуют правила поведения, подчинение которым дисциплинирует ее участников. В ходе экскурсий решается задача формирования основ безопасного поведения в различных ситуациях. Выполнение различных попутных заданий развивает чувство ответственности за порученную работу, чувство взаимопомощи, учит замечать успехи, радоваться им, сопереживать неудачам. Экскурсии благотворно влияют на физическое развитие дошкольников.
Для того чтобы наблюдения на экскурсиях не были хаотичными, импульсивными, воспитатель чётко продумывает организацию наблюдений. В начале экскурсии организуется общее обозрение предметов, картин природы или других объектов. В конце экскурсии воспитатель предлагает детям поделиться своими впечатлениями, задать интересующие вопросы. Следует иметь в виду, что выражение эмоциональной оценки нельзя отсрочить надолго, так как в противном случае у детей снижается острота впечатлений от увиденного, потребность высказаться. Необходимо поощрять активность дошкольников, выражающуюся в желании что-то спросить. Воспитатель использует наблюдения на экскурсиях для обогащения детей знаниями об окружающем мире. Важно научить детей открывать для себя мир прекрасного не только в природе, но и в объектах человеческой культуры, в постройках жилых домов и общественных зданий, труде людей. Экскурсия как живая, непосредственная форма общения развивает эмоциональную отзывчивость, закладывает основы нравственного облика воспитанников.
Воспитатели разновозрастной дошкольной группы МБОУ - Липницкой СОШ организовали и провели разные экскурсии для детей.
Во время осенней экскурсии в природу воспитанники наблюдали за листопадом. Ребята обратили внимание на зелёные хвойные деревья. Воспитатель, как бы рассуждая вслух, спросила, опадают ли хвоинки у ели и сосны. Развернулась целая дискуссия. «Нет, не опадают, - ответила часть ребят, - сосны всегда стоят зелёные и не бывают голыми, как берёзки».
Другие возразили: «А посмотрите, сколько под ногами хвоинок. Откуда они?» Воспитанники посмотрели под ноги и заметили, что земля покрыта порыжевшими хвоинками. На этой экскурсии дети узнали, что осенью не только листья опадают с деревьев, но и хвоя.
Во время экскурсии к проезжей части улицы дошкольники познакомились с правилами дорожного движения, с местом остановки пассажирского транспорта. В конце экскурсии пришли к выводу, что только постоянное соблюдение правил дорожного движения бережёт нас от беды.
В ноябре была проведена экскурсия на Мемориал погибшим воинам и к
памятнику экипажа советского танка, героически погибшего в неравном бою с немецко-фашистскими захватчиками в октябре 1941 года. Рядом с памятником жители поселка посадили берёзовую аллею. Каждый дошкольник ударил в «Колокол памяти», установленный на стеле. Эта экскурсия способствовала формированию у детей знаний по истории родного края, воспитанию чувства гордости за свое Отечество.
Накануне экскурсии в библиотеку воспитатели провели с детьми беседу о том, как называется профессия человека, работающего в библиотеке, как называют людей, которые читают книги. В день экскурсии приветливая библиотекарь Нелли Сергеевна показала детям полки с книгами, книжную картотеку, дети побывали в читальном зале. Нелли Сергеевна рассказала о правильном обращении с книгами, о детских писателях, их новых книгах, показала последние номера детских журналов. Дошкольники с большим интересом слушали рассказ библиотекаря. Затем они увлеченно рассматривали выставку книг. Экскурсия произвела на дошкольников огромное впечатление. Они с нетерпением ждут, когда станут читателями этой библиотеки.
Во время экскурсии в продуктовый магазин воспитатель обратила внимание дошкольников на названия отделов магазина. Воспитанники попросили рассказать продавца о своей работе и о том, что продаётся в магазине. Дети наблюдали за тем, как продавец взвешивает товар на весах и как вежливо разговаривает с покупателями.
В начале февраля дошкольники побывали на экскурсии в фельдшерском пункте с целью знакомства с профессией медицинского работника. В медпункте дети бывали с родителями и раньше, но не замечали то, что показала во время экскурсии фельдшер. Любовь Викторовна рассказала детям о своей профессии, ответила на вопросы детей, а вопросов было немало. Экскурсией дети остались довольны, многим захотелось стать медиками, когда они вырастут.
Познавательные экскурсии пробуждают у дошкольников интерес и желание более внимательно всматриваться в окружающую жизнь. В результате экскурсий обогащаются знания детей об окружающей их жизни, возрастает чувство уважения к труду людей.

С.Н. Семерова, воспитатель МБОУ - Липницкая СОШ (дошкольная группа)
п. Косицы, Севский район










15