ПРОГРАММА КУРСА «КРАЕВЕДЕНИЕ» для V-IХ классов средней общеобразовательной школы


ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА УЧИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА».
ПРОГРАММА КУРСА
«КРАЕВЕДЕНИЕ»
для V-IХ классов
средней общеобразовательной
школы
34 ч за год
1 ч в неделю
г. Усть-Каменогорск, 2013г.

Программа разработана:
учителями истории высшей категории
Грохотовой Ириной Олеговной («Средняя школа № 26»),
Миханцевой Еленой Николаевной («Средняя школа № 38»),
Шешуковой Надеждой Николаевной («Средняя школа № 24»),
Смагиной Еленой Витальевной («Средняя школа № 40»),
Недосековой Ириной Юрьевной («Средняя школа № 38»),
учителем географии высшей категории
Кобзевой Ларисой Геннадьевной («Средней школы № 24»).
Пояснительная записка к программе курса «Краеведение».
Примерная программа курса «Краеведение» составлена на основе государственного стандарта образования, Послания Президента Республики Казахстан от 27 января 2012года, Послания «СОЦИАЛЬНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ КАЗАХСТАНА: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» от 10.07.2012года и Послания Президента «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства».
Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Примерная программа содействует реализации единой концепции исторического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курса Краеведения и проявления творческой инициативы учителей. Примерная программа выполняет две основные функции:
1. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. 2. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, рекомендуемое структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для составления тематического планирования курса, содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся. Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, а также может использоваться в качестве рабочей программы при тематическом планировании курса учителем. Она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса. Вариативная часть курса формируется на основе резерва свободного учебного времени, установленного примерной программой (15,7 % от общего объема учебных часов). Принципы построения вариативной части курса определяются либо авторами учебных программ, либо самостоятельно учителем (если он использует примерную программу как рабочую). При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить и собственный подход к структурированию учебного материала в рамках основных тематических блоков, установленных программой, определения последовательности изучения этого материала, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Структура документа Примерная программа включает два раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемой последовательностью изучения тематических блоков. В качестве приложений программа предлагает Примерное календарно-тематическое планирование по курсу «Краеведение» для V-IX классов общеобразовательных школ города Усть-Каменогорска и Восточно-Казахстанской области
Общая характеристика учебного предмета Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути народов Казахстана важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Ценнее, что всё это основывается на материале области, города, улицы, дома, жизни родных и близких. В этом, как раз, играет главную роль курс «Краеведения», который является региональным.
Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из них этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего образования учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Это позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом изучение истории и, в первую очередь, краеведения, ориентировано прежде всего на патриотическое воспитание, личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций. Основные содержательные линии примерной программы в V - IX классах реализуются в рамках двух курсов – «Истории Казахстана» и «Всемирной истории». Курс «Краеведение» является их органичным продолжением и уточнением. Предполагается его синхронно-параллельное изучение с основными курсами с возможностью интеграции некоторых тем из состава всех трёх курсов. Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции программа устанавливает примерное распределение учебного времени в рамках трех этапов (V, VI , VII, VIII и IX классы) и крупных тематических блоков. 
Данный курс развивает патриотические чувства, способствует углубленному изучению и бережному отношению к истории родного края - Восточно-Казахстанской области; создает условия для формирования исторического мышления школьников, развития свободно и творчески мыслящей личности, помогает учащимся получить сумму систематических знаний по истории, обладание которыми поможет им ориентироваться в современном мире.
Содержание программы дает возможность понять особенности и региональные характеристики родного края.
В качестве форм проведения занятий, учитывая возрастные особенности учащихся, используются традиционные уроки, уроки-экскурсии, уроки-путешествия, музейные уроки, библиотечные уроки, уроки-инсценировки, уроки-викторины, игровые уроки, а так же лекции, семинары, практикумы, зачеты, различные типы тестов, опорные конспекты, средства ИКТ и т. д.Обучение по данной программе помогает развитию интереса к предметам «История Казахстана» и «Всемирная история», позволяет учащимся стремиться к новым учебным достижениям.
В качестве вариативной части в VII классе в «Приложении № 3» представлен «Интегрированный курс истории и географии».
Изучение курса «Краеведение» идёт не за счет учебного времени по «Истории Казахстана» и «Всемирной истории», а как курс по выбору. Эта содержательная линия изучается в качестве краеведческого модуля. 
Статус – развивающий курс не оценивается в баллах, оценивается двумя показателями: «зачет», «незачет»; предусматривает проведение практических занятий.
Примерное распределение учебного времени:
V класс – 34 часа.
VI класс – 34 часа. VII класс – 34 часа.
VIII класс – 34 часа.IX класс – 34 часа из расчёта 1 час в неделю.
Цели изучения курса «Краеведение»:
Воспитание казахстанского патриотизма, уважения к истории и традициям нашей малой и большой Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни. 
Освоение знаний о важнейших событиях, процессах региональной, отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности.
Овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации, особенно, с краеведческим материалом. 
Формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями народов Республики Казахстан.
Применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к истории и культуре представителей народов Казахстана. 
Примерная программа рассчитана на 34 учебных часа. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:  Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение курса способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Важную роль курс «Краеведения» играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, экспонаты Музеев, проекты учащихся школы, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.). С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности важно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать свою работу (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности. Результаты обучения:Реализация деятельностного и личностно - ориентированного подходов; овладение учащимися знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, значимыми для социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире. Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися (содержательный компонент примерной программы). Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на видах деятельности, соответствующих целям исторического регионального образования и психолого-возрастным особенностям учащихся (в том числе: рассказывать, показывать, выявлять, сравнивать, определять, объяснять). В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, связанные с личностными чертами и мировоззренческими установками учащихся, выходящие за рамки учебного процесса (в том числе: для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; использования знаний об историческом пути и традициях народов Казахстана в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности). Требования к уровню подготовки:В результате изучения курса «Краеведение» ученик должен: 1. Знать/понимать -основные этапы и ключевые события истории Большой и Малой Родины с древности до наших дней; выдающихся деятелей региональной, отечественной и всеобщей истории; -важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития; -изученные виды исторических источников; 2. Уметь -соотносить даты событий региональной, отечественной и всеобщей истории с веком;
-определять последовательность и длительность важнейших событий региональной, отечественной и всеобщей истории; -использовать содержание любого исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач;
-сравнивать свидетельства разных источников; -показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий; -рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов;
-давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;
-использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов; -соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;
-выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
-группировать исторические явления и события по заданному признаку;
-объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
-определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий; -объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории восточно-Казахстанской области, города Усть-Каменогорска и всеобщей истории, достижениям региональной, отечественной и мировой культуры; 
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
-использовать приобретенные знания и умения для высказывания собственных суждений об историческом наследии народов Казахстана и мира, объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;  -использовать знания об историческом пути и традициях народов ВКО, Казахстана и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности. 

Содержание курса
«Краеведение. История. 5 класс» – 34 часа.
Программа «Краеведение» для 5класса включает разделы:
I.Введение-1час.
II раздел: Мир истории ВКО-8часов.
III раздел: Путешествие в историю Восточного Казахстана-6часов.
IV раздел: Восточный Казахстан в XX веке-11часов.
V раздел: Независимый Казахстан-3часа.
Итоговое повторение и обобщение-2часа.
Экскурсии-3часа.
«Введение» рассматривает, что изучает курс «Краеведение» в 5 классе, его значение и структуру.
Раздел «Мир истории ВКО» изучает такие понятия, как историческое время, пространство, источники по истории Восточно-Казахстанской области. Здесь рассматривается ВКО на карте мира, Евразии, Казахстана, административно-территориальное устройство области, физико-географическое положение ВКО, территория, границы, влияние географического положения на природу, хозяйство, население области.
Разделы «Путешествие в историю Восточного Казахстана», «Восточный Казахстан в XX веке», «Независимый Казахстан» рассматривают основные события истории нашего государства и их особенности на территории нашей области, города с древнейших времён и до наших дней.
Раздел «Путешествие в историю Восточного Казахстана» рассматривает период с древнейших времён до конца XIX века.
Раздел «Восточный Казахстан в XX веке» изучает период от установления Советской власти в ВКО до 1991года.
Раздел «Независимый Казахстан» даёт материал об особенностях развития области с 1991года, с провозглашения независимости Республики Казахстан, до наших дней.
Курс предусматривает экскурсионные занятия, библиотечные и музейные уроки по всем темам. Их выбор зависит от возможностей школы, особенностей класса и выбора учителя.
Структура учебного предмета
«Краеведение. История. 5 класс»
I.Введение: в курс «Краеведение»-1.
II раздел: Мир истории ВКО-8часов.
Тема № 1
Письменные источники(2часа).
Шежире и «Повесть временных лет» - первые письменные источники по истории казахского и русского народов. Письменные источники. Петроглифы Восточного Казахстана.
Тема № 2
Вещественные источники(2часа).
Долина Царей Катон-Карагая. Берельский курган. Ново-Канай - памятник эпохи бронзы ВКО.
Тема № 3
Карта ВКО и исторические источники(1час).
Тема № 4
Природа и население Восточного Казахстана(3часа).
Наша Родина - ВКО. Города Восточного Казахстана. Их именами названы улицы Усть-Каменогорска.
III раздел: Путешествие в историю Восточного Казахстана-6часов.
Тема № 5
Эпоха камня в ВКО(1час).
Акбаур и Сартанбет - памятники каменного века на территории
Восточного Казахстана.
Тема № 6
«Золотой человек» ВКО(1час).
Тема № 7
Джунгары на территории нашей области(1час).
Тема № 8
Казачество Восточного Казахстана(1час).
Тема № 9
История культуры Восточного Казахстана(2часа).
IV раздел: Восточный Казахстан в XX веке-11часов.
Тема № 10
Установление Советской власти в Усть-Каменогорске и области(2часа).
Тема № 11
ВКО в 1920-1930-х годах(5часов).
Развитие промышленности ВКО в 1920-1930-х годах. Развитие транспорта в ВКО. Коллективизация и голод в ВКО. Развитие науки и культуры ВКО в 1920-1930-х годах. Депортация народов и репрессии в ВКО.
Тема № 12
Участие восточно - казахстанцев в Великой Отечественной войне(2часа).
Тема № 13
Освоение космоса и ядерная индустрия(2часа).
Ядерная индустрия СССР и Семипалатинский полигон. Байконур.
V раздел: Независимый Казахстан-3часа.
Тема № 14
Казахстан - суверенное государство(1час).
Тема № 15
Тенге - символ экономической независимости Казахстана. Монетный двор Усть-Каменогорска(1час).
Тема № 16
Цвети мой край, любимый Казахстан!(1час)
Итоговое повторение и обобщение-2часа.
Итоговое повторение.
Итоговое обобщение
Экскурсии-3часа.
Экскурсия в этнографический Музей Усть-Каменогорска.
Автобусная экскурсия в Жана-Канай.
Экскурсия «Усть-Каменогорск - Музей под открытым небом».

Содержание курса
«Краеведение. История. 6 класс» – 34 часа.
Программа «Краеведение» для 6класса включает разделы:
I.Введение-1час.
II раздел: Мир истории ВКО-8часов.
III раздел: Путешествие в историю Восточного Казахстана-6часов.
IV раздел: Восточный Казахстан в XX веке-11часов.
V раздел: Независимый Казахстан-3часа.
Итоговое повторение и обобщение-2часа.
Экскурсии-3часа.
«Введение» рассматривает содержание, значение и структуру курса «Краеведение» в 6 классе.
Раздел «Эпоха камня на территории Восточного Казахстана» представляет источники по эпохе камня, их характеристику по периодам, физическое совершенствование человека и характеристику памятников эпохи камня.
Раздел «ВКО в эпоху бронзы» рассматривает источники, хозяйство, общественную жизнь и культуру племён эпохи бронзы на территории ВКО.
Раздел «ВК в эпоху раннего железа» рассматривает источники, хозяйство, общественную жизнь и культуру племён эпохи железа на территории ВКО, формирование кочевого скотоводческого хозяйства.
Раздел «Племенные союзы и ранние государства эпохи раннего железа на территории ВК» источники о племенных союзах саков, уйсуней и гуннов на территории области, а так же памятники, расселение, хозяйство и быт уйсуней на территории ВК, их общественное устройство, материальную и духовную культуру.
Курс предусматривает экскурсионные занятия, библиотечные и музейные уроки по всем темам. Их выбор зависит от возможностей школы, особенностей класса и выбора учителя.
Структура учебного предмета
«Краеведение. История. 6 класс».
Введение-1час.
Содержание и значение курса «Краеведение» 6 класса.
II раздел. Эпоха камня на территории Восточного Казахстана-7часов.
Тема № 1
Источники по эпохе камня в ВКО(1час).
Тема № 2
Палеолит на территории ВК(3часа).
Памятники, типы людей, хозяйство, общественное устройство, культура.
Тема № 3
Мезолит на территории ВК(1час).
Памятники, типы людей, хозяйство, общественное устройство, культура.
Тема № 4
Неолит на территории ВК(1час).
Памятники, типы людей, хозяйство, общественное устройство, культура.
Повторение: урок творчества(1час).
III раздел. ВКО в эпоху бронзы-5часов.
Тема № 5
Источники об эпохе бронзы на территории ВК(1час).
Тема № 6
Особенности эпохи бронзы на территории ВК(1час).
Тема № 7
Хозяйство племён эпохи бронзы на территории ВК(1час).
Тема № 8
Общественная и культурная жизнь племён эпохи бронзы на территории РК(1час).
Повторение: урок творчества(1час).
IV раздел. ВК в эпоху раннего железа-5часов.
Тема № 9
Источники об эпохе раннего железа на территории ВК(1час).
Тема № 10
Особенности эпохи железа на территории ВК(1час).
Тема № 11
Формирование, развитие и основы жизнеобеспечения кочевого скотоводства и на территории ВК(2часа).
Повторение: урок творчества(1час).
V раздел. Племенные союзы и ранние государства эпохи раннего железа на территории ВК-11часов.
Тема № 12
Саки на территории ВКО-4ч.
Источники о саках на территории ВК. Саки на территории ВК: природно-климатические условия и население, основные занятия. Царские курганы Шиликтинской долины. Берельский могильник.
Повторение: урок творчества(1час).
Тема № 13
Уйсуни на территории ВК-4ч.
Источники об уйсунях на территории ВК. Памятники, расселение, хозяйство и быт уйсуней на территории ВК. Общественное устройство.
Повторение(1час).
Тема № 14
Гунны-3ч.
Влияние гуннов, Великого переселения народов на историю ВК эпохи железа.
Повторение: урок творчества(1час).
VI раздел.Культура племён раннего железа на территории ВК-3часов.
Тема № 15
Материальная культура(1час).
Тема № 16
Духовная культура(1час).
Тема № 17
Религиозные верования(1час).
VII раздел. Антропологический тип племён на территории ВК-1ч.
Тема № 18
Антропологический тип племён на территории ВК(1час).
Итоговое повторение-1ч.
Содержание курса «Краеведение. История, география и экология края. 7класс.» – 34 часа.
Программа «Краеведение» включает следующие разделы:
Введение – 2 часа.
История края – 16 часов.
География края – 16 часов.
Во «Введении» по каждой части рассматривается, что изучает школьный курс «Краеведение»:
ВКО на карте мира, Евразии, Казахстана,
административно-территориальное устройство области,
физико-географическое положение ВКО, территория, границы,
влияние географического положения на природу,
значение для развития хозяйства и жизни республики,
взаимосвязи природной среды, хозяйства и населения,
культурно-исторические места,
люди нашего края, известные общественные и культурные деятели,
общественное развитие края,
Казахстан - моя родина; ВКО – моя «малая Родина».
В разделе «История края» учащиеся изучают:
историю Рудного Алтая,
народы, населяющие наш край,
строительство крепости Усть-Каменогорск, его предместий,
план города ХIХ века, XX века,
улицы и переулки,
биографию известных людей,
культурные памятники города,
историю отдельных зданий, сооружений,
необходимость защиты и сохранения исторических памятников.
Эта часть курса способствует решению следующих задач:
развитие познавательного интереса к истории города;
формирование умений работы с дополнительной литературой.
В разделе «География края» учащиеся изучают:
историю изучения природы края,
ученых, исследователей Восточного Казахстана,
рельеф, климат, природные зоны, комплексы,
водные, почвенные ресурсы,
современные процессы и стихийные явления, формирующие рельеф,
экологические проблемы края, взаимоотношения «человек – природная среда»,
понятие «ноосфера».
При изучении данного раздела у учащихся создается целостное представление о Восточном Казахстане, о разнообразии его природных условий и ресурсов, населения и хозяйства.
Учащиеся должны знать:
хронологию ВКО, предпосылки возникновения нашего города;
физико-географическое положение ВКО на карте мира, Евразии, Казахстана, границы, пограничные государства, крайние точки, влияния положения на природу и хозяйственную деятельность человека;
Учащиеся должны уметь:
показать на карте и обозначить на контурной карте границы Республики Казахстан, ВКО, городов, возникших в XYIII веке, основные события данного периода;
обозначить на контурной карте основные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых, климатообразующие факторы, основные воздушные массы и преобладающие ветры, закономерности распределения температуры, атмосферного давления и осадков, нанести на контурной карте элементы климата, температуры, осадков, солнечной радиации, воздушных масс.
Структура учебного предмета
«Краеведение. История, география и экология края.7класс.»
Введение(2 часа).
Содержание и значение нового предмета – «Краеведение». Раскрыть содержание понятий: краеведение, Родина, историческая Родина, большая Родина, малая Родина. Наш край.
I. Раздел «История края» (16 часов)
Тема № 1 (3 часа)
История Рудного Алтая.
Территория, культурно-исторические места, этнический состав. Переселенцы, этапы переселения русских на земли Восточного Казахстана и их цели. Современный состав населения.
Тема № 2 (1 час)
История города.
Исследования Восточного Казахстана. Исследовательская экспедиция И. Лихарева – цели, ход, результаты. Строительство Иртышской военно-оборонительной линии. Причины постройки крепостей и форпостов. Основание Усть-Каменогорска.
Практическая работа № 1.
Обозначить на карте крепости и форпосты Иртышской линии.
Учащиеся должны знать: дату образования крепости Усть-Каменогорск;
строительство Иртышской военно-оборонительной линии.
Учащиеся должны уметь: обозначить на карте крепости и форпосты Иртышской линии.
Тема № 3 (1 час)
Город и его жители.
План города Усть-Каменогорска и его предместья в 1906 году. История названий: станция «Защита», «Гавань», «Долгая деревня», «Пристань». Застройка города.
Учащиеся должны знать: историю заселения города Усть-Каменогорск
Тема № 4 (1 час)
Усть-Каменогорск в XIX веке.
Социальный состав жителей города, их занятия.
Учащиеся должны знать: дату получения статуса города, утверждения герба города; национальный, социальный состав населения города; род деятельности, предприятия города; дату проведения первой ярмарки.
Тема № 5 (1 час)
Усть-Каменогорск современный.
Учащиеся должны знать: численность населения ВКО, города Усть-Каменогорск; промышленность современного Усть-Каменогорска
Тема № 6 (4 часа)
Политические ссыльные на территории края.
Деятельность политических ссыльных на территории края, влияние их на развитие культуры города.
Прошлые и настоящие названия улиц и переулков города: Троицкой, Андреевской, Береговой.
Практическая работа № 2
Начертить план города, нанести названия улиц, переулков. Экскурсия по старым улицам города.
Учащиеся должны уметь: начертить план города, нанести названия улиц, переулков;
Тема № 7 (1 час)
Архитектура города. Скульптурные памятники.
Памятники историческим личностям, ученым, героям Гражданской войны, Великой Отечественной войны, мемориальные комплексы.
Тема № 8 (3 часа)
История отдельных зданий и сооружений.
Памятники искусства и строительной техники, эстетические нормы эпохи, культурные эталоны времени.
Троицкий собор – его прошлое и настоящее, история Народного Дома, Мариинского женского училища, кинотеатра «Эхо».
Учащиеся должны знать: памятники историческим личностям, ученым, героям Гражданской войны, Великой Отечественной войны, мемориальные комплексы;
памятники искусства и строительной техники, эстетические нормы.
Тема № 9 (1 час)
Охрана памятников – долг каждого гражданина.
II. Раздел «География и экология края»
Тема № 1 (2 часа)
Исторические исследования территории ВКО.
Изучение природы ВКО.
Географические исследования XYIII – XIX вв. Значение исследований П.С.Палласа, П.П. Семенова-Тянь-Шаньского, А.Н.Седельникова, Г.Н.Потанина, В.А.Певцова, П.А.Чихачева, В.В.Сапожникова, В.А.Обручева, Н.М.Пржевальского. Современные географические исследования.
Учащиеся должны знать: исторические исследования территории ВКО;
Учащиеся должны уметь: Показать на географической карте путь исследователей ВКО.
Тема № 2 (3 часа)
Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые.
Главные черты рельефа ВКО. Основные тектонические структуры. Геологическое летоисчисление ВКО. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Влияние рельефа и ресурсов недр на условия жизни и хозяйственную деятельность человека. Изменение рельефа под влиянием хозяйственной деятельности человека.
Практическая работа № 1
Обозначить на контурной карте основные формы рельефа, тектонические структуры и месторождения полезных ископаемых.
Учащиеся должны знать: основные черты рельефа ВКО, геологическое строение; размещения полезных ископаемых на территории ВКО.
Учащиеся должны уметь: устанавливать зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых;
показывать на географической и обозначить на контурной карте основные формы рельефа, тектонические структуры и месторождения полезных ископаемых.
Тема № 3 (3 часа)
Климат и агроклиматические ресурсы.
Факторы, формирующие климат Казахстана. Резко-континентальный климат, закономерности распределения элементов климата. Времена года, агроклиматические ресурсы. Неблагоприятные явления погоды. Влияние человека на климат.
Практическая работа № 2
Нанесение на контурной карте элементы климата, температуры, осадков, солнечной радиации, воздушных масс. Построение графика годового хода температур г. Усть-Каменогорска.
Учащиеся должны знать: факторы, определяющие особенности климата ВКО; климатические условия и ресурсы, их влияние на хозяйственную деятельность людей;
Учащиеся должны уметь: наносить на контурную карту элементы климата, температуры, осадков, солнечной радиации, воздушных масс;
строить график годового хода температур г. Усть-Каменогорска.
Тема № 4 (2 часа)
Внутренние воды и водные ресурсы.
Главные речные системы и их особенности. Характеристика рек и озер ВКО. Подземные воды, ледники. Водные ресурсы. Влияние деятельности человека на водные ресурсы, проблемы их использования.
Практическая работа № 3
Нанести на контурные карты речные системы и озера ВКО, подписать их названия. Учащиеся должны знать: особенности главных речных систем ВКО; водные ресурсы. Учащиеся должны уметь: показывать на карте местоположения основных речных систем и озер.
Тема № 5 (1 час)
Почва и почвенные ресурсы ВКО.
Почвообразующие факторы. Основные типы почв Восточного Казахстана, их свойства, различия в плодородии. Закономерности распространения почв ВКО. Почвенно-земельные ресурсы ВКО, проблемы их регионального использования, загрязнение и охрана.
Учащиеся должны знать: основные типы почв и их размещение по территории ВКО
Учащиеся должны уметь: читать почвенную карту.
Тема № 6 (2 часа)
Природные зоны.
Растительный и животный мир ВКО.
Природная зональность. Особенности природной зональности в горах. Растительный покров природных зон и поясов, характеристика лесов. Животный мир ВКО. Значение биологических ресурсов в природе и хозяйственной деятельности человека. Красная книга РК.
Тема № 7 (1 час)
Основы природопользования. Экологические проблемы ВКО.
Преобразование природы и природоохранная деятельность человека. Специфика проблем, связанных с охраной природы ВКО. Пути решения экологических проблем городов ВКО, Семипалатинского полигона.
Тема № 8 (1 час)
Охрана природы.
Виды заповедных территорий ВКО. Заповедники, заказники, национальные парки, природные памятники.
Учащиеся должны знать: распространение растительного и животного мира на территории ВКО; значение природы для удовлетворения потребностей человека
основные виды природных ресурсов; правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь: показывать особо охраняемые территории ВКО на карте.
Обобщение знаний по разделу «География и экология края» (1 час)
Содержание курса
«Краеведение. История. 8 класс» – 34 часа.
Программа «Краеведение» для 8 класса включает разделы:
I.Введение -1час.
II раздел: Наш край в XVIIIв. - 7 часов.
III раздел: Казахское население нашего края - 3часа.
IV раздел: Наш край в первой половине XIX в. - 5часов.
V раздел: ВКО во II половине XIX - начале XX века - 15 часов.
Итоговое повторение и обобщение - 2часа.
«Введение» изучает исторические источники и ученых-краеведов - исследователей нашего края.
Раздел «Наш край в XVIIIв.» изучает ход освоения территории края, строительства военных линий.
Раздел «Казахское население нашего края» включает материалы социально-классовой структуры казахов и их взаимоотношения с переселенцами.
Раздел «Наш край в первой половине XIX в.» социально-политическое, политическое положение Восточного Казахстана и Усть-Каменогорска, развитие культуры края в первой половине XIX в.
Раздел «ВКО во II половине XIX - начале XX века» включает изучение и освоение края, социально-политическое, политическое положение Восточного Казахстана и Усть-Каменогорска, развитие культуры края во второй половине XIX в.
Предлагается итоговое обобщение и закрепление.
Курс предусматривает экскурсионные занятия, библиотечные и музейные уроки по всем темам. Их выбор зависит от возможностей школы, особенностей класса и выбора учителя.

Структура курса
«Краеведение. История. 8класс.» – 34 часа.
Раздел I. Введение(2часа).
Исторические источники по истории Восточного Казахстана. Ученые-краеведы и исследователи нашего края.
Раздел II. Наш край в XVIIIв.(7 часов)
Тема № 1
Освоение территории края(5 часов).
Строительство военных линий. Экспедиции Бухгольца И.Д. и Лихарева И.М. Основание г. Усть-Каменогорска. Освоение горнорудных месторождений края. Первые российские переселенцы «алтайские каменщики» и «поляки». Роль казачества в освоении края.
Тема № 2
Отношения с Джунгарией и Китаем(1час).
Тема № 3
Развитие торговли(1час).
Раздел III. Казахское население нашего края(3часа).
Тема № 4
Социальная организация(1час).
Тема № 5
Обычное право казахов(1час).
Тема № 6
Занятия населения. Отношения с российскими переселенцами(1час).
Раздел IV. Наш край в первой половине XIX в.(5часов)
Тема № 7
Усть - Каменогорская крепость начала XIX в.(1час).
Тема № 8
Административная реформа 1822 г. Семипалатинский округ(1час).
Тема № 9
Ссыльные декабристы в нашем крае(1час).
Тема № 10
Культура края начала XIX в.(2час).
Быт населения края. «Тайны выцветших строк» (о старопечатных книгах)
Раздел V. ВКО во II половине XIX-начале XX века(15 часов).
Тема № 11
Изучение края во II половине XIX-начале XX века(2 часа).
Изучение края российскими и иностранными учеными. Политические ссыльные в крае во второй половине XIX в.
Тема № 12
Социально-экономическое развитие(3часа).
Развитие экономики и социальная структура общества. Развитие горнозаводской промышлености Усть-Каменогорск в конце XIX – начале XX века. Влияние политических ссыльных на развитие края. Е. П. Михаэлис.
Тема № 13
Демократическое движение в крае(4 часа).
Ф.М. Достоевский в Семипалатинске. Рабочее движение в крае. Наш край в период 1 русской революции. Абай и представители передовой российской интеллигенции. Е. П. Михаэлис.
Тема № 14
Развитие культуры в Восточном Казахстане в конце XIX – начале XX века (6часов).
Абай и представители передовой российской интеллигенции. Е.П.Михаэлис.
Здравоохранение. Городской быт. Архитектурные памятники края. Народы Восточного Казахстана. Материальная культура народов Восточного Казахстана в XIX веке. Духовная культура народов Восточного Казахстана в XIX веке.
Раздел VI. Обобщение и закрепление(2часа).
Диспут «Как сохранить наследие предков». Конкурс знатоков истории края.
Содержание курса
«Краеведение. История. 9 класс» – 34 часа.
Программа «Краеведение» для 9 класса включает разделы:
I.Введение - 2часа.
II раздел: Восточный Казахстан в начале XX века - 4 часа.
III раздел: Восточный Казахстан в 1917-1945 годы - 9 часов.
IV раздел: ВКО в конце 40-80-х годов XX века - 8 часов.
V раздел: Восточный Казахстан в 1991- начале XXI века - 8 часов.
Раздел VI. Итоговое обобщение и повторение - 3 часа.
«Введение» изучает административно - территориальное деление и особенности географического положения региона в XX - начале XXI века.
Раздел «Восточный Казахстан в начале XX века» включает данные развития экономики, социальной структуры, политической и культурной жизни населения области.
Раздел «Восточный Казахстан в 1917-1945 годы» даёт представление о ходе революции, Гражданской войны, индустриализации, коллективизации, культурной революции, периода репрессий, о значении Восточного Казахстана в Великой Отечественной войне.
Раздел «ВКО в конце 40-80-х годов XX века» включает материалы об особенностях развития промышленности, сельского хозяйства, социальной структуры, образования и культуры Восточного Казахстана в данный период.
Раздел «Восточный Казахстан в 1991- начале XXI века» даёт представление об административном устройстве, особенностях развития промышленности, сельского хозяйства, социально-политической структуры, образования и культуры Восточного Казахстана на современном этапе.
Предлагается итоговое обобщение и закрепление.
Курс предусматривает экскурсионные занятия, библиотечные и музейные уроки по всем темам. Их выбор зависит от возможностей школы, особенностей класса и выбора учителя.
Структура курса
«Краеведение. История. 9 класс» – 34 часа.
Раздел I. Введение(2часа).
Административное деление Восточного Казахстана в XX веке. Особенности географического положения региона.
Раздел II. Восточный Казахстан в начале XX века(4 часа).
Тема № 1
Экономическое, социальное, политическое и культурное развитие Восточного Казахстана в начале XX века(4 часа).
Уровень хозяйственного развития Восточного Казахстана в начале XX века. Переселенческие и казачьи поселения Восточного Казахстана начала XX века. Общественная жизнь и революционные события в Восточном Казахстане начала XX века. Культура Восточного Казахстана начала XX века.
Раздел III. Восточный Казахстан в 1917-1945 годы(9 часов).
Тема № 2
Революция и Гражданская война на территории края(2 часа).
Восточный Казахстан в период революций 1917г. Восточный Казахстан в период гражданской войны.
Тема № 3
Восточный Казахстан в 1920-1930-е годы(4 часа).
Индустриализация в Восточном Казахстане в 20-30 годы, ее итоги. Коллективизация в Восточном Казахстане, ее последствия для региона. Общественная жизнь региона в 20-30 годы. Массовые политические репрессии. Культура края в 20-30 годы.
Тема № 4
Восточный Казахстан в годы Великой Отечественной войны(3 часа).
Восточно – казахстанцы – участники боевых действий. Вклад Восточного Казахстана в общую Победу над врагом.
Раздел IV.ВКО в конце 40-80 годы(8 часов).
Тема № 5
Социально – экономическое развитие региона(6 часов).
Становление промышленных гигантов ВКО. Создание энергетической системы Восточного Казахстана. Развитие сельского хозяйства. Освоение целинных земель. Особенности развития сельских районов региона. Общая характеристика городов Восточного Казахстана. Демографическая ситуация в ВКО в XX веке.
Тема № 6
Развитие образования и культуры(2 часа).
Становление системы высшего и профессионального образования. Культура Восточного Казахстана в 40-80 годы.
Раздел V. Восточный Казахстан в 1991- начале XXI века(8 часов).
Тема № 7
Административная структура управления регионом(1 час).
Тема № 8
Социально – экономическое и политическое развитие края в 90-е годы XX - начале XXI века(4 часа).
Особенности хозяйственного развития Восточного Казахстана в 90-е годы XX - начале XXI века. Семипалатинский полигон и другие экологические проблемы региона. Межнациональные и межконфессиональные отношения в Восточном Казахстане. Политические партии и общественные движения в Восточном Казахстане.
Тема № 9
Развитие науки и культуры ВКО в 90-е годы XX - начале XXI века(2 часа).
Научные открытия в ВКО в 90-е годы XX - начале XXI века. Развитие культуры в ВКО.
Тема № 10
Перспективы развития Восточного Казахстана до 2050г.(1час).
Раздел VI. Итоговое обобщение и повторение(3 часа).
Урок-викторина, конкурс знатоков истории края.
Используемая литература:
Айдарбаева Р.К. Казахи Алтайского края России. Усть-Каменогорск, 2009 г.
Аргынбаев Х. Историко-культурные связи русского и казахского народов. Библиотека казахской этнографии. 10 том. Астана. 2007 г.
Алексеенко Н.В. Алтайские каменщики. В поисках Беловодья. Усть-Каменогорск, 2009 г.
Алексеенко Н.В. Бухтарминские были. Алма-Ата, 1981 г.
Алексеенко Н.В. Из истории присоединения Южного Алтая и верховьев Иртыша к России .Алексеенко Н.В. История Восточного Казахстана в документах и материалах, часть 1 с древнейших времен до 1917 г. Усть-Каменогорск, 2006 г.
Алексеенко Н.В. Народы Восточного Казахстана г. Усть-Каменогорск, 1994г.
Алексеенко Н.В. Население дореволюционного Казахстана. Алма-Ата, 1981 г.
Алексеенко Н.В. , Алексеенко В.Н. Славянское население Казахстана XVIII – XX в.в. (историко-демографическое исследование) Усть-Каменогорск, 2009 г.
Алексеенко Н.В. Усть-Каменогорск. Алма-Ата, 1970 г.
Алексеенко Н.В. Усть-Каменогорск и усть-каменогорцы. Усть-Каменогорск, 1995 г.
Андреев И.Г. Описание Средней Орды киргиз-кайсаков. Библиотека казахской этнографии , 26 том. Астана, 2007 г.
Ахметова С. Ш. Историческое краеведение в Казахстане. Алма-Ата, 1981 г.
Восточный Казахстан. Фотоальбом. Алматы, 1998 г.
Галиев В. З. Медицинская деятельность ссыльных революционеров в Казахстане. Алма-Ата, 1981 г.
Герасимов Б.Г. Избранные труды. Усть-Каменогорск, 2000 г.
Памятники Усть-Каменогорска (Путеводитель). Усть-Каменогорск, 1989 г.
«Поездка на Рахмановские ключи священника Бориса Герасимова. 1905 г.» Иллюстрированный альбом. Усть-Каменогорск, 2011 г.
Поляков С.П. Историческая этнография Средней Азии и Казахстана. Издательство Московского университета. 1980 г.
Российские академические экспедиции XVIII в. об этнографии казахов. Библиотека казахской этнографии, 25 том. Астана , 2007 г.
Старый город. Путеводитель по улицам Усть-Каменогорска. Усть-Каменогорск, 2012 г.
Тогжанов Т. Казахский колониальный аул, 40 том. Библиотека казахской этнографии. Астана, 2007 г.
Труды Семипалатинских краеведов конца XIX-начала XX в.в. Библиотека казахской этнографии, Астана, 2007 г.
Усть-Каменогорск XIX-начала XX в.в. Усть-Каменогорск, 2010 г.
Усть-Каменогорск. История культуры XVIII - начала XXI в.в. Усть-Каменогорск, 2010 г.
Усть-Каменогорск на стыке веков. Фотоальбом-путеводитель. Издание «АВТор», 1999 г.
Фукс С.Л. Обычное право казахов в XVIII-первой половине XIX века. Алма-Ата, 1981 г.
Черных С.Е. Одна, но пламенная связь. Алма-Ата. 1986 г.
Черных С.Е. С берегов Иртыша. Алма-Ата. 1981 г.
Щербик Г.А. Усть-Каменогорские предания. Усть-Каменогорск, 2003г.
Янушкевич А. Дневники письма из путешествия по казахским степям. Библиотека казахской этнографии, 29 том. Астана, 2007 г.
Кущ Г.А.Усть-Каменогорск 1654-1918гг. ---?
Приложения № 1:
Календарно-тематическое планирование
по курсу «Краеведение».
5 класс 34 часа.
Разработано учителем истории высшей категории
КГУ «Средней школы № 26»,
г. Усть-Каменогорска Восточно-Казахстанской области
Грохотовой Ириной Олеговной.
Учебно-тематический план.
№ ппТема Кол-во часов Форма занятия
I/1 I. Введение: в курс «Краеведение». 1 Эвристическая беседа
II раздел: Мир истории ВКО 8 2/1 Шежире и «Повесть временных лет» - первые письменные источники по истории казахского и русского народов.
1 Работа с источниками
3/2 Письменные источники. Петроглифы Восточного Казахстана. 1 Фотоматериалы 4/3 Вещественные источники. Долина Царей Катон-Карагая. Берельский курган. 1 Видеоматериалы 5/4 Вещественные источники. Ново-Канай - памятник эпохи бронзы ВКО. 1 Фотоматериалы 6/5 Карта ВКО и исторические источники 1 Нанесение на карту исторических памятников ВКО
7/6 Наша Родина - ВКО. Природа и население Восточного Казахстана. 1 Экскурсия в краеведческий Музей.
8/7 Города Восточного Казахстана 1 Экскурсия в краеведческий Музей
9/8 Их именами названы улицы Усть-Каменогорска 1 1-экскурсия в школьный Музей;
2- работа с сообщениями в школьном Музее.
III раздел:Путешествие в историю Восточного Казахстана. 6 10/1 Акбаур и Сартанбет - памятники каменного века на территории Восточного Казахстана. 1 Выезд на экскурсию на Акбаур или Сартанбет11/2 «Золотой человек» ВКО. 1 Фотоматериалы
12/3 Джунгары на территории нашей области 1 Выезд в Абылайхиит13/4 Казачество Восточного Казахстана 1 Встреча с представителями общества «ЛАД»
14/5 История культуры Восточного Казахстана 1 Экскурсия в ЦГБ г. Усть-Каменогорска.
15/6 История культуры Восточного Казахстана 1 Экскурсия в Этнографический Музей Усть-Каменогорска
IV раздел: Восточный Казахстан в XX веке 11 16/1 Установление Советской власти в Усть-Каменогорске и области 1 Экскурсия в краеведческий Музей
17/2 Установление Советской власти в Усть-Каменогорске и области 1 Возложение цветов на площади
Я. В. Ушанова18/3 Развитие промышленности ВКО в 1920-1930-х годах. 1 Экскурсия в Музей УМЗ
19/4 Развитие транспорта в ВКО 1 Работа с информацией в Интернете
20/5 Коллективизация и голод в ВКО 1 Документы и свидетельства очевидцев
21/6 Развитие науки и культуры ВКО в 1920-
1930-х годах. 1 Брошюра ЦГБ
22/7 Депортация народов и репрессии в ВКО 1 Документы и свидетельства очевидцев
23/8 Участие восточно-казахстанцев в Великой Отечественной войне 1 Фото и видеоматериалы
24/9 Участие восточно-казахстанцев в Великой Отечественной войне 1 Фото и видеоматериалы
25/10 Ядерная индустрия СССР и Семипалатинский полигон 1 Музей УМЗ.
26/11 Освоение космоса. Байконур 1 Мини-проекты, моделирование, конкурс рисунков.
V раздел: Независимый Казахстан. 3 27/1 Казахстан - суверенное государство. 1 Библиотечный урок, сообщения учащихся
28/2 Тенге - символ экономической независимости Казахстана. Монетный двор Усть-Каменогорска. 1 Рассказ учителя, сообщения учащихся, Музей УМЗ.
29/3 Цвети мой край, любимый Казахстан! 1 Эссе, мини-проекты.
VI раздел: Итоговое повторение и обобщение. 2 30/1 Итоговое повторение. 1 Урок-викторина
31/2 Итоговое обобщение 1 Мини-проекты по опережающему заданию; презентация мини-проектов; творческие работы.
VII раздел: Экскурсии. 3 32 Экскурсия в этнографический Музей Усть-Каменогорска 1 Создание для школьн. Музея фотодокументов
33 Автобусная экскурсия в Жана-Канай. 1 Создание для школьн. Музея фотодокументов
34. Экскурсия «Усть-Каменогорск- Музей под открытым небом». 1 Создание для школьн. Музея фотодокументов
Приложения № 2:
Календарно-тематическое планирование
по курсу «Краеведение».
6 класс 34 часа.
Разработано учителем истории высшей категории
КГУ «Школа-гимназия № 38»
г. Усть-Каменогорска Восточно-Казахстанской области
Миханцевой Еленой Николаевной.
Учебно-тематический план.
№ ппТема Кол-во часов Форма занятия
I I. Введение: содержание и значение курса «Краеведение» по курсу 6 класса 1 Эвристическая беседа
II. Эпоха камня на территории Восточного Казахстана. 7 2 Источники об эпохе камня на территории Казахстана 1 Библиотечный урок
3, 4, 5 Палеолит на территории ВК: памятники, типы людей 3 Рассказ учителя, сообщения учащихся, мини-проекты. 6 Мезолит на территории ВК: памятники, типы людей 1 Рассказ учителя, сообщения учащихся, мини-проекты 7 Неолит на территории ВК: памятники, типы людей 1 Урок-путешествие 8 Повторение: урок творчества 1 Экскурсии, выезды, презентации, моделирование.
III. ВКО в эпоху бронзы 5 9 Источники об эпохе бронзы на территории ВК 1 Обзор, выставка литературы
10. Особенности эпохи бронзы на территории ВК 1 Мини-проекты по сравнительному анализу племен эпохи бронзы ВК и других регионов Казахстана.
11 Хозяйство племён эпохи бронзы на территории ВК 1 моделирование
12. Общественная и культурная жизнь племён эпохи бронзы на территории РК 1 Просмотр учебного фильма, эссе
13. Повторение: урок творчества 1 Экскурсии, выезды, презентации, моделирование, просмотры учебных фильмов.
IV. ВК в эпоху раннего железа 5 14. Источники об эпохе раннего железа на территории ВК 1 Читательская конференция
15. Особенности эпохи железа на территории ВК 1 конференция
16 Формирование и развитие кочевого скотоводства на территории ВК 1 Рассказ учителя, сообщения учащихся, мини-проекты
17. Основы жизнеобеспечения кочевого скотоводства на территории ВК 1 Рассказ учителя, сообщения учащихся, мини-проекты, моделирование
18. Повторение: урок творчества 1 Экскурсии, выезды, электронные презентации, презентации мини-проектов, моделирование, просмотры учебных фильмов.
V. Племенные союзы и ранние государства эпохи раннего железа на территории ВК. 11 19-22. Саки на территории ВКО. 4 19. Источники о саках на территории ВК 1 Обзор
20. Саки на территории ВК: природно-климатические условия и население, основные занятия 1 Рассказ учителя, сообщения учащихся, мини-проекты.
21. Царские курганы Шиликтинской долины. Берельский могильник 1 Просмотр учебного фильма, отчёты об экспедициях на Берель, моделирование.
22. Повторение: урок творчества 1 Мини-проекты, моделирование, конкурс рисунков.
23-26. Уйсуни на территории ВК 4 23 Источники об уйсунях на территории ВК 1 Библиотечный урок, сообщения учащихся
24 Памятники, расселение, хозяйство и быт уйсуней на территории ВК 1 Рассказ учителя, сообщения учащихся, мини-проекты, составление карты
25. Общественное устройство 1 Рассказ учителя, сообщения учащихся, мини-проекты.
26. Повторение. 1 Мини-проекты, моделирование, конкурс рисунков, экскурсии.
27-29. Гунны 3 27-28. Влияние гуннов, Великого переселения народов на историю ВК эпохи железа 2 Мини-проекты по опережающему заданию; презентация мини-проектов.
29. Повторение: урок творчества. 1 Мини-проекты, моделирование, конкурс рисунков.
VI. Культура племён раннего железа на территории ВК 3 30, 31, 32 Материальная, духовная культура; религиозные верования. 3 Просмотр учебных фильмов, посещение музея, моделирование.
33 VII. Антропологический тип племён на территории ВК 1 Рассказ учителя, сообщения учащихся.
34. Итоговое повторение 1 Экскурсия к памятникам эпох: древности, бронзы, раннего железа (на выбор) на территории ВК; эссе, анкетирование, мини-проекты с выходом на школьную НПК.
Приложения № 3:
Календарно-тематическое планирование по курсу
«Краеведение».
7 класс 34 часа
Разработано учителем географии высшей категории КГУ «Средней школы № 24»,
г. Усть-Каменогорска Восточно-Казахстанской области
Кобзевой Ларисой Геннадьевной
и учителем истории высшей категории КГУ «Средней школы № 24»,
г. Усть-Каменогорска Восточно-Казахстанской области
Шешуковой Надеждой Николаевной.
Учебно-тематический план.
№ Название темы Всего часов Теорет. часть Практ. часть Форма проведения ИКТ Образоват. продукт
1,2 Введение: что изучает курс «Краеведение»? 2 2 лекция, объяснение конспект
Раздел 1. История края. 16 3 История образования ВКО. Экспедиция Лихарева 1 1 объяснение конспект, сообщение
4 Население Рудного Алтая 1 1 объяснение конспект
5 Иртышская линия укрепления 1 1 Практич. работа схема
6 Предместья Усть-Каменогорска 1 1 урок-путешествие объяснение конспект
7 Усть-Каменогорск в XIX веке 1 1 объяснение сообщение
8 Население города. Усть-Каменогорск сегодня. 1 1 лекция, объяснение презентация тезисы, конспект
9 Политические ссыльные 1 1 лекция, объяснение конспект сообщение
10 Улицы города Усть-Каменогор. 1 1 Практич. работа план улиц города
11 Улицы города Усть-Каменогор. 1 экскурсия, объяснение сообщения
12 Переулки города Усть-Каменогор. 1 1 объяснение, экскурсия презентация конспект презентация
13 Исторические памятники города Усть-Каменогор. 1 1 объяснение, урок-викторина презентация конспект презентация
14 История зданий, сооружений Усть-Каменогорска. 1 1 семинар презентация конспект презентация
15 Троицкий собор 1 1 объяснение, экскурсия презентация конспект
16 Герои – восточно-казахстанцы. Памятники героям восточно-казахстанцам. 1 1 объяснение презентация конспект сообщение по теме презентация
17 Охрана памятников 1 1 лекция, объяснение презентация конспект, презентация
18 Обобщение знаний по курсу ”История края” 1 1 урок-викторина конспект, тесты презентация
Раздел2. География края. 16 19 Курс «Природа края». 1 1 урок-путешествие презентация конспект, сообщение
20 История изучения природы ВКО. 1 1 лекция, объяснение конспект, таблица
21 Физико-географ. положение ВКО 1 1 объяснение конспект, тесты
22 История развития территории и геологическое строение ВКО 1 1 объяснение тесты
23 Крупные формы рельефа. Полезные ископаемые 1 1 Практич. работа конспект, карта-схема
24 Современные процессы и стихийные явления 1 1 лекция, объяснение сообщение по теме презентация
25 Особенности климата ВКО 1 1 объяснение конспект, сообщение
26 Закономерности распределения элементов климата 1 1 Практич. работа тесты, конспект, сообщение по теме
27 Агроклиматические ресурсы 1 1 объяснение конспект, сообщение
28 Главные речные системы ВКО, особенности поверхностных вод 1 1 Практич. работа презентация карта-схема
29 Озера. Водные ресурсы ВКО 1 1 урок-игра, объяснение тесты, консп., презентация
30 Почвы и посевные ресурсы ВКО 1 1 объяснение тесты, конспект
31 Природные зоны, растительный покров ВКО 1 1 урок-путешествиеобъяснениепрезентация конспект, тесты презентация
32 Природные зоны, животный мир 1 1 семинар презентация конспект презентация
33 Красная книга. Охрана природы ВКО 1 1 лекция, объяснение презентация тесты, конспект, презентация
34 Экологические проблемы края 1 1 лекция, объяснение презентация тесты, конспект
34 Обобщение знаний 1 1 урок-викторина тесты
Приложения № 4:
Календарно-тематическое планирование
по курсу «Краеведение».
8 класс 34 часа.
Разработано учителем истории высшей категории
КГУ «Средней школы № 40»,
г. Усть-Каменогорска Восточно-Казахстанской области
Смагиной Еленой Витальевной.
Учебно-тематический план.
№ Наименования тем Кол-во
часов Сроки Примечания
Раздел I. Введение. 2 часа 1/1 Исторические источники по истории Восточного Казахстана 1 Эвристическая беседа
2/2 Ученые-краеведы и исследователи нашего края 1 экскурсия в краеведческий музей
Раздел II. Наш край в XVIIIв. 7часов 3/1 Строительство военных линий. Экспедиции Бухгольца И.Д. и Лихарева И.М. 1 Экскурсия в краеведческий музей
4/2 Основание г. Усть-Каменогорска 1 экскурсия в краеведческий музей
5/3 Освоение горнорудных месторождений края 1 экскурсия в краеведческий музей
6/4 Первые российские переселенцы «алтайские каменщики» и «поляки» 1 экскурсия в краеведческий музей
7/5 Роль казачества в освоении края 1 Встреча с обществом «Лад».
8/6 Отношения с Джунгарией и Китаем 1 Работа с информацией в Интернете
9/7 Развитие торговли 1 Урок-инсценировеаРаздел III. Казахское население нашего края. 3 часа 10/1 Социальная организация 1 Работа с информацией в Интернете
11/2 Обычное право казахов 1 Работа с информацией в Интернете
12/3 Занятия населения. Отношения с российскими переселенцами 1 экскурсия в краеведческий музей
Раздел IV. Наш край в первой половине XIX в. 5 часов 13/1 Усть-Каменогорская крепость в начале XIX в. 1 экскурсия в крепость
14/2 Административная реформа 1822 г. Семипалатинский округ. 1 ṧ 17 учебника «История Казахстана»
15/3 Ссыльные декабристы в нашем крае 1 экскурсия в краеведческий музей
16/4 Быт населения края 1 экскурсия в этнографический музей
17/5 «Тайны выцветших строк»
(о старопечатных книгах) 1 экскурсия в краеведческий музей
Раздел V. ВКО во II половине XIX-начале XX века 15 часов 18/1 Изучение края российскими и иностранными учеными 1 экскурсия в краеведческий музей
19/2 Политические ссыльные в крае во второй половине XIX в. 1 музейная лекция
20/3 Социально-экономическое развитие. 1 Библиотечный урок
21/4 Развитие горнозаводской промышлености Усть-Каменогорск в конце XIX – начале XX в.в. 1 Библиотечный урок
22/5 Влияние политических ссыльных на развитие края. 1 Музейный урок
23/6 Ф.М. Достоевский в Семипалатинске 1 экскурсия в краеведческий музей
24/7 Рабочее движение в крае. 1 Библиотечный урок
25/8 Наш край в период 1 русской революции. 1 26/9 Абай и представители передовой российской интеллигенции. Е.П.Михаэлис 1 экскурсия в этнографический музей
27/10 Здравоохранение 1 экскурсия в этнодеревню28/11 Городской быт 1 Работа с информацией в Интернете
29/12 Архитектурные памятники края 1 экскурсия в краеведческий музей
30/13 Народы Восточного Казахстана 1 Работа с информацией в Интернете
31/14 Материальная культура народов Восточного Казахстана в XIX веке. 1 экскурсия в этнодеревню32/15 Духовная культура народов Восточного Казахстана в XIX веке. 1 экскурсия в этнографический музей
Раздел VI. Обобщение и закрепление. 2 33/1 Диспут «Как сохранить наследие предков» 1 34/2 Конкурс знатоков истории края 1 Приложения № 5:
Календарно-тематическое планирование
по курсу «Краеведение».
9 класс 34 часа.
Разработано учителем истории высшей категории
КГУ «Средней школы № 37»,
г. Усть-Каменогорска Восточно-Казахстанской области
Недосековой Ириной Юрьевной.
Учебно-тематический план.
№ Наименования тем Ко-во
часов сроки Примечания
Раздел I. Введение. 2 часа
1/1 Административное деление Восточного Казахстана в XX веке. 1 Эвристическая беседа.
2/2 Особенности географического положения региона. 1 Работа с картой.
Раздел II. Восточный Казахстан в начале XX века. 4 часа 3/1 Уровень хозяйственного развития Восточного Казахстана в начале XX века. 1 Экскурсия в краеведческий музей
4/2 Переселенческие и казачьи поселения Восточного Казахстана начала XX века. 1 Встреча с представителями общества «Лад».
5/3 Общественная жизнь и революционные события в Восточном Казахстане начала XX века. 1 Экскурсия в краеведческий музей
6/4 Культура Восточного Казахстана начала XX века. 1 Экскурсия в этнографический музей
Раздел III. Восточный Казахстан в 1917-1945 годы. 9 часов 7/1 Восточный Казахстан в период революций 1917г. 1 Экскурсия в краеведческий музей
8/2 Восточный Казахстан в период гражданской войны. 1 Работа с информацией в Интернете
9/3 Индустриализация в Восточном Казахстане в 20-30 годы, ее итоги. 1 10/4 Коллективизация в Восточном Казахстане, ее последствия для региона. 1 Работа с информацией в Интернете
11/5 Общественная жизнь региона в 20-30 годы. Массовые политические репрессии. 1 Экскурсия в краеведческий музей
12/6 Культура края в 20-30 годы. 1 Экскурсия в этнографический музей
13/7 Восточный Казахстан в период Великой Отечественной войны. 1 Экскурсия в краеведческий музей
14/8 Восточно - казахстанцы- участники боевых действий. 1 Экскурсия в краеведческий музей
15/9 Вклад Восточного Казахстана в общую Победу над врагом. 1 Экскурсия в краеведческий музей
Раздел IV.ВКО в конце 40-80-х годов XX века. 8 часов 16/1 Становление промышленных гигантов ВКО. 1 Экскурсия в музей УМЗ
17/2 Создание энергетической системы Восточного Казахстана 1 Экскурсия на ГЭС
18/3 Развитие сельского хозяйства. Освоение целинных земель. 1 Библиотечный урок
19/4 Особенности развития сельских районов региона. 1 Работа с информацией в Интернете
20/5 Общая характеристика городов Восточного Казахстана 1 Работа с информацией в Интернете
21/6 Демографическая ситуация в ВКО в XX веке. 1 Документы, свидетельства очевидцев
22/7 Становление системы высшего и профессионального образования. 1 Документы, свидетельства очевидцев
23/8 Культура Восточного Казахстана в 40-80 годы. 1 Экскурсия в этнографический музей
Раздел V. Восточный Казахстан в 1991- начале XXI века. 8 часов 24/1 Административная структура управления регионом. 1 Схема административ-ной структуры
25/2 Особенности хозяйственного развития Восточного Казахстана в 90-е годы XX - начале XXI века. 1 Музейная лекция
26/3 Семипалатинский полигон и другие экологические проблемы региона. 1 Работа с информацией в Интернете
27/4 Межнациональные и межконфессиональные отношения в Восточном Казахстане. 1 Работа с информацией в Интернете
28/5 Политические партии и общественные движения в Восточном Казахстане. 1 Работа с информацией в Интернете
29/6 Научные открытия в ВКО в 90-е годы XX - начале XXI века. 1 Работа с информацией в Интернете
30/7 Развитие культуры в ВКО. 1 Экскурсия в этнодеревню31/8 Перспективы развития Восточного Казахстана до 2050г. 1 Работа с информацией в Интернете
32/1 33/234/3 Раздел VI. Итоговое обобщение и повторение. 3 часа Урок-викторина, конкурс знатоков истории края