Как живые организмы переносят неблагоприятные для жизни условия


Тема урока
Как живые организмы переносят неблагоприятные условия для жизни
Задачи:
Способствовать формированию представлений о приспособленности живых организмов к неблагоприятным условиях среды
Создать условия для развития умений решать поисковые задачи
Содействовать воспитанию бережного отношения и кприродеПланируемые результаты
Предметные:
Усвоение научных знаний о живой природе и ее закономерностях; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия.
Личностные:
Знают основные принципы и правила отношения к живой природе; проявляют интерес и познавательную мотивацию, направленные на изучение живой природы.
Метапредметные:
Проявляют готовность и способность к самостоятельной познавательной деятельности, критически оценивать информацию, получать из различных источников; умеют организовывать сотрудничество с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Образовательные ресурсы: учебник стр. 127, тест-задания, стихотворение Р. Рождественского, опыты 1-2.
Понятия и термины:
Приспособленность живых организмов к неблагоприятным условиям среды. Взаимоотношения между живыми организмами. Роль отношений «хищник-жертва», «паразит-хозяин» в регуляции численности организмов. Роль растений в жизни животных и человека.
Ход урока
I Организационный момент
II Проверка домашнего задания
На прошлом уроке мы сделали вывод, что интенсивность размножения у разных живых организмов различна: треска ~ 7 млн икринок; самка кошачьей акулы – от 2 до 24 яиц; пара мух за период весна-лето > 5 трл насекомых. Хватило бы места на Земле всем растениям и животным , если бы выживало все потомство. – Почему же потомство гибнет?
Какие результаты проведенных дома опытов с проращиванием семян у вас получились? Почему? Объясните.
(Учащиеся рассказывают о проделанных опытах, показывают записи в тетрадях)
Вот о неблагоприятных условиях, а вернее ка живые организмы переносят их, мы с вами поговорим сегодняя.
III Изучение новой темы
Запись темы на доске и в тетрадях
Формулирование учебной задачи силами учащихся
/беседа/
504444042354500Благоприятные и неблагоприятные условия для жизни живых организмов. Заполнение таблицы стр. 127
Различные приспособления живых организмов к условиям среды. Формирование понятия о естественном отборе. Причины гибели живых организмов. Беседа по рис. 111.
(заполняют таблицу, вписывая недостающие слова.Устанавливают причинно-следственные связи между живыми организмами.
Применяют правила делового сотрудничества)Примеры приспособленности живых организмов к условиям окружающей среды.
Конкурс – выставка рисунков
Зачитывание учащихся эссе
Работа с рис. 112
456819016700500/рассказ, беседа/
Взаимоотношения между живыми организмами. Формирование понятий «паразит-хозяин», «хищник-жертва» рис 113.
-27051044323000Роль хищников и паразитов в регулировании численности других организмов рис 114.
Роль человека в природе (общее понятие об антропогенном факторе среды) рис 115
/рассказ, беседа/
IV Закрепление:
Кромсаем лед
Меняем рек течение
Твердим о том, что дел невпроворотНо мы еще придем просить прощения
У этих рек, барханов и болот
У самого гигантского восхода
У самого мельчайшего малька…
Пока об этом думать неохота
Сейчас нам не до этого пока
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды…
Все меньше – окружающей природы
Все больше – окружающей среды
Р. Рождественский
Объясните смысл стихотворения
Найдите соответствие:
1. ЧертополохА. Имеет колючки
2. ЗаяцБ. Улетает от материнского растения с помощью парашюта
3. Верблюжья колючкаВ. Пережидает неблагоприятные условия во сне
4. ОдуванчикГ. Имеет очень длинный корень
5. МедведьД. Быстро передвигается
35299653327401624965332740Среда обитания
472059027495500332994024638000Благоприятные условияНеблагоприятные условия
95821582550
21202653416300046348652463800Приспособленностьгибель организмов
Выживание и появление потомстваРегулирование численности организмов
V Рефлексия:
Какая цель, задачи стояли перед нами в начале урока?
Смогли ли вы их достичь?
Какой материал был трудным, неполным?
А что воспринималось легко?
Попробуйте дать оценку уроку.