Конспект урока по экологии: Как живые организмы переносят неблагоприятные условия

Урок экологии в 6 классе.
Учитель: Мартынова И.Р.
Учебник. Т.С. Сухова, В.И. Строганов Природа. Введение в биологию и экологию, М., «Вентана – Граф», 2000
Тема урока: Как живые организмы переносят неблагоприятные условия
Цель: Формирование у учащихся экологического мышления, развитие способностей – речи, памяти, внимания, воображения, восприятия
Задачи урока:
Углубить представления детей о приспособлении живых организмов к среде обитания, о взаимоотношениях между организмами
Развивать чуткость, заботливость, внимательность по отношению к окружающему миру
Воспитывать бережное отношение к природе
Оборудование: мультимедийный проектор, ЦОР: «Как живые организмы переносят неблагоприятные условия», карточки – задания.
Ход урока
Организационный момент
Изучение новой темы:
Постановка проблемы
На прошлом уроке мы с вами узнали, почему всем на Земле хватает места. Условия жизни на нашей планете очень разнообразны: есть леса, луга, пустыни, моря. Как же живые организмы приспособились к этим условиям? А если живые организмы проживают на одном лугу, в одном лесу, в одной реке, они дружат или враждуют? Об этом мы и поговорим с вами на сегодняшнем уроке.
Работа с ЦОР (слайды 1-2)
Если мы войдем в сосновый лес и внимательно посмотрим на деревья, то увидим, что даже деревья одного возраста разные: самые высокие широко раскинули свои кроны, улавливая больше солнечных лучей. Их могучие корневые системы поглощают из почвы воду и растворенные минеральные вещества. Что может произойти с более слабыми их соседями?
Комментарий учителя. Правильно сосенки могут засохнуть и погибнуть.
Сильные сосны дадут много семян, но все ли они прорастут?
Комментарий учителя. Правильно для того чтобы прорасти семенам нужны благоприятные условия.
Рассмотрим другой пример (слайд 3)В загрязненных водоемах гибнут водные растения, а затем и животные, например рыбы. Почему?
Комментарий учителя. Животным не хватит кислорода для дыхания.
Какой же можно сделать вывод? На жизнь любого организма влияет все. Что его окружает: другие живые организмы, неживая природа, деятельность человека.
Давайте рассмотрим фотографии и попробуем назвать те объекты живой и неживой природы, которые могут влиять на жизнь растения (слайд 4), на жизнь животных (слайд 5), на жизнь человека (слайд 6).
Комментарий учителя. Правильно, ни один живой организм не может жить изолировано от других, растениям необходима влага, свет, животные не могут выжить без растений.
Все, что окружает живой организм, называют средой его обитания (запись в тетрадь) (слайд 7)
Давайте с вами заполним таблицу: «Что такое среда обитания?» (слайд 8)
Но условия окружающей среды не всегда благоприятны для живых организмов. Зимой бывают сильные морозы, летом может долгое время не быть дождя, человек может осушить болото и животным, которые там жили, придется искать новое место. Условия окружающей среды могут быть благоприятными и неблагоприятными.
У вас на столах есть таблица, в которой пропущены некоторые слова, попробуйте её заполнить самостоятельно. (Работа с таблицей)
Проверка заполнения таблицы (слайд 9)
Итак, каждое живое существо может оказаться в таких условиях, которые помешают ему выжить и оставить потомство, чтобы жизнь на Земле продолжалась.
Почему же этого не происходит?
Комментарий учителя. Правильно живые организмы обладают различными приспособлениями к окружающей среде, которые помогают выжить им в неблагоприятных условиях.
Вывод. Одни организмы приспосабливаются к неблагоприятным условиям, другие – погибают (слайд 10)
Рассмотрите фотографии и попробуйте назвать какие же приспособления и к каким неблагоприятным условиям есть у живых организмов, изображенных на фотографиях (слайд 10).
Разнообразен и удивителен мир живой природы, но все эти организмы живут в одном доме вместе с нами и этот дом наша планета Земля.
Ученица читает стихотворение
Есть одна планета сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги планету эту,
Ведь другой на свете нет! (слайд 11).
Как вы думаете растения, животные люди это хорошие соседи? Они дружат, помогают друг другу или наоборот враждуют?
Я попросила нескольких учеников заранее подготовить сообщения о взаимоотношениях между различными живыми организмами. Давайте их заслушаем.
Сообщение. Дуб и орех тормозят рост и развитие друг друга, если растут рядом. Дуб при соседстве угнетает чернику. Зато сосна хорошо влияет на рост черники, если они растут рядом. Соседство с полынью угнетает лен, горох, фасоль, георгины. Опытные садоводы обычно сажают между кустами роз обыкновенный лук. Тогда изумительный аромат роз значительно усиливается. (слайд 12).
Сообщение. При составлении букетов тоже нужно учитывать, что не переносят соседских отношений нарцисс и незабудка, мак и орхидея. В букете с ландышами сирень завянет быстрее, чем в одиночестве. Львиный зев и гвоздика завянут намного быстрее, если рядом поставить вазу с яблоками. Розы и лилии продлевают жизнь друг другу. В соседстве с тюльпанами намного дольше сохраняют свежесть настурции. (слайд 13).
Сообщение. Какими яркими и красивыми кажутся стайки снегирей в зимнем лесу! Розовыми гроздями усеивают эти птицы деревья, раскачиваясь на ветвях. Наши зимние гости свиристели – вместе со снегирями склевывают зимой ягоды калины, рябины. Мякоть ягод быстро переваривается в желудках птиц, а семена, пройдя через кишечник, выбрасываются наружу, не теряя при этом своей всхожести. Перелетая с места на место, эти птицы способствуют расселению деревьев и кустарников. (слайд 14).
Эти и другие интересные рассказы и наблюдения писателей-натуралистов вы сможете найти в книге «Тайны природы». Демонстрация книги.
Ребята посмотрите, пожалуйста, на фотографии и назовите, какие же взаимоотношения вы видите. (слайд 15)
Но не всегда взаимоотношения между организмами такие дружеские. Среди организмов есть паразиты – они питаются за счет другого организма, не убивая его. Это могут быть растения (слайд 16) и животные (слайд 17)
Есть хищники – организмы, которые поедают животное, умертвив его. (слайд 18)
Может было бы лучше, если бы хищников вообще не было? Был бы покой и тишина. На Земле жили бы только растительноядные животные? (слайд 19)Как вы думаете?
Комментарий учителя. Правильно, растительноядные съели бы всю траву, а затее погибли бы сами, оставшись без кислорода и пищи.
А если бы хищники размножились так, что съели бы всех травоядных?
Потом хищники съели бы друг друга и тоже исчезли бы с лица Земли.
Почему же ничего такого не происходит? Почему же жизнь на Земле продолжается и радует нас своим разнообразием?
Давайте посмотрим на рисунок 51 в нашем учебнике и попробуем ответить на вопросы. (слайд 20) Главные отношения в природе пищевые.

Вывод. В природе нет вредных и полезных организмов. Каждый выполняет свою роль, регулируя численность других организмов. Благодаря этому сохраняется разнообразие жизни на Земле. (слайд 21) (запись в тетради)
Домашнее задание. Параграф 14, вопросы на странице 74(слайд 22)
15