Урок по русскому языку 3 класс на тему:Употреблении имен прилагательных


Тема: Употреблении имен прилагательных
Русский язык (3 класс)
Наглядно-демонстрационные материалы:
Оборудование:Таблицы «Части речи», «Склонение имен прилагательных». Схемы словосочетаний.Перфокарты (раздаточный материал).Тексты об осени (примеры для сравнения).Игра «Бумеранг».Детские рисунки с изображением осенней природы.
Вводная часть:
Ход урока:I. Организационная работа. Правила посадки.II. Каллиграфическая минутка.Работа над наклонностью и параллельностью букв.ло ли мо то ой ый он от нн лтЗолотой, лимонный, жёлтый- Придумайте предложение с любым словом по желанию.III. Проверка теоретических знаний по изученному материалу.-Что называется именем прилагательным? Привести примеры.-Как проверить безударную гласную в окончании имён прилагательных? Привести примеры.
Основная часть:
IV. Правописание окончаний имён прилагательных. Работа с перфокартой. (Работы учащихся оценивается учителем в течение урока)V. Работа над словосочетаниями. - Что называется словосочетанием?1. Игра «Бумеранг»(Учитель бросает ученикам по очереди мяч и называет имясуществительное. Ученики к данному слову подбирают имяприлагательное, связанное с ним по смыслу и грамматически).Например: небо - звездное, береза - кудрявая, озеро - прозрачное, река -студеная, облака - легкие и др.Затем, наоборот, учитель называет имя прилагательное, а учащиесяподбирают имена существительные по тому же принципу.Например: лунный - свет, прекрасный - цветок, ласковое - солнце,ароматный - ландыш, душистый - мед и д.р.2. Учащиеся записывают на доске и в тетрадях понравившиесясловосочетания и объясняют правописание слов.Душистый мед, ласковое солнце, кудрявая береза, ароматный ландыш, воздушные шары, легкие облака.Учитель: Какая часть речи помогла охарактеризовать предмет точно, образно и ярко? Правильно, имя прилагательное - волшебная часть речи. Она украшает наши мысли и слова.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.VI. Мини-изложение. Развитие речи. 1. Сравнение текстов. - Прочитайте и сравните тексты по содержанию.Березы и клены осень Березы и клены осеньпокрасила цветом. Убрала с покрасила лимонным цветом.полей хлеба. Погладила землю Убрала с полей золотые хлеба,лучами. Погладила землю ласковымилучами.- Какой текст понравился и почему?2. Работа над осмыслением прочитанного. Собирание рабочего материала. ;- Какие имена прилагательные использованы для обозначения признакапредметов. Запишем данные словосочетания с вопросами.Цветом (каким?) лимонным, хлеба (какие?) золотые, лучами (какими?) ласковыми.- Подберите к слову «золотой» слова, близкие по смыслу (синонимы).Золотой, желтый, спелый, лимонный.-Как осень относится к берёзкам клёнам? к полям? к земле? К какой части речи относятся данные слова? В каком смысле употреблены глаголы? Запишем:Что сделала? Покрасила, убрала, погладила. Учитель: В художественной речи такие слова называют олицетворениями. Они используются для того, чтобы изобразить природу, как живое существо, наделить ее человеческими качествами, чувствами и мыслями.- Какой вы представляете себе осень?(Осень добрая, ласковая и заботливая хозяйка на земле. Природа наполнена яркими красками, действиями, жизнью.)3. Синтаксическая работа.- В первом предложении найдите и подчеркните главные члены.- Прочитайте второе и третье предложения.- Почему здесь нет подлежащего.Учитель: правильно, нет необходимости. Повтор обедняет нашу речь, засоряет.4. Орфографическое чтение.(Учащиеся читают слова так, как они пишутся.)5. Письмо по памяти.6. Чтение учащимися написанных мини-изложений.
Завершающая часть:
VII. Итог урока.- Понравился вам урок? Почему?- Какую роль выполняют имена прилагательные в нашей речи?
Домашнее задание:
Первого уровня:
Придумайте пять словосочетаний с именами прилагательными
Второго уровня:
Третьего уровня: