Памятка для родителей Мой ребенок-подросток




"Мой ребенок - подросток"



[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


Возрастные особенности старших
подростков















«Переходный», «трудный», «критический» возраст Как протекает развитие личности в эти годы, насколько трудно бывает воспитателям – родителям и педагогам – найти правильную линию поведения по отношению к подростку? Всегда ли мы осознаем грандиозность этого перехода, всегда ли понимаем, что он означает для самого ребёнка и для взрослых?


Границы подросткового
периода

Подростковый возраст  период в развитии человека, переходный этап между [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Основными границами считаются от 12 до 17 лет.

Психологические особенности подростка

Влечение к противоположному полу.
Неконструктивные отношения подростков с окружающим миром. Эгоцентризм.
Личностная нестабильность.
Стремление к самостоятельности, к независимости.
Активное формирование самосознания и рефлексии.
Открытие своего внутреннего мира.
Перестройка мотивационной сферы.

Физиологические

Кардинально перестраиваются сразу три системы: гормональная, кровеносная и костно-мышечная.
Меняется телосложение (рост, вес, пропорции).
Наступает половая зрелость


Мировоззренческие изменения

Переоценка ценностей.
Устойчивые “автономные” моральные взгляды, суждения и оценки, независимые от случайных влияний.
Сомнение.
Формирование самосознания, самооценки, возникновение потребности в самовоспитании.
Формирование убеждений.




Отношения с родителями

Появляются критика и противодействие ценностям, установкам и образу действий взрослых. 
Эмоциональные связи с семьей ослабевают.
Родители как образец для ориентации и идентификации отступают на второй план.
Уменьшается влияние семьи.
Появляются ростки нового позитивного отношения к родителям: развивается эмпатия, стремление помочь им, разделить с ними радость и горе.

Поведение подростков

Некоторые детские формы поведения –
уже не приемлемы, а взрослые ещё не разрешены или не знакомы ему.
Он стремится поскорее стать взрослым, но решать сложные задачи, которые по плечу взрослым, он ещё не умеет.
Иногда поведение подростков по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы.
Созданный ребенком идеал означает наличие у него постоянно действующего мотива. (Л. И. Божович, 1968).
Особенности девочек и мальчиков

Они по-разному чувствуют запахи,
видят цвета, ощущают остроту ситуации.
Для девочек характерна ранняя социализация, мальчики же – более инфантильны.
При проведении уроков девочкам можно давать большее количество заданий, чтобы они включали разные каналы связи (я слышу, я ощущаю, я чувствую), мальчикам нужна поддержка.
И всем ученикам - создавать ситуацию успеха.

Рекомендации психолога

Не вмешивайтесь в дела подростка, если видите, что он должен справиться сам.
Помогите подростку, когда он хочет вашей помощи.
Постепенно снимайте заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и оставляйте их для самостоятельного решения.
Позвольте своему ребенку столкнуться с отрицательными последствиями своих действий (или бездействия).
Не стесняйтесь сказать подростку о своих отрицательных переживаниях, вызванных его поведением.
Говорите о своих переживаниях, а не о его поведении, говорите от первого лица.
Помните, что это еще в некоторой степени ребенок, и не требуйте от него невозможного.
Не приписывайте эмоциональные проблемы своего ребенка, но демонстрируйте их активное слушание и понимание.


15