Конспект открытого урока Начало правления династии Романовых ( 8 класс коррекционная школа)


Конспект урока
Мирошниченко Светлана Леонидовна, учитель истории и обществознания ГКС(к)ОУ СКОШИ YIII вида № 1.
Предмет: История России, 8 класс.
Тема урока: Начало правления династии Романовых.
Цель: Познакомить учащихся с приходом к власти в России династии Романовых и с последствиями этого события для страны.
Задачи
Образовательные- Познакомить учащихся с новой темой. Повторить предыдущую тему «Смутное время». Познакомить с причинами избрания Михаила Романова на российский престол. Дать представление о чертах характера первыхРомановых. Охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику первых Романовых, формировать понятия «Соляной бунт» , «Медный бунт».Подвести учащихся к пониманию того, что правление Романовых в целом было прогрессивным и отвечало потребностям страны.
Коррекционные-развивать у учащихся устную речь через ответы на вопросы, коррегировать память через выполнение упражнений, внимание , умение анализировать исторические события, использовать для получения знаний дополнительный материал. Развивать навыки работы с учебником, выделяя существенное изпрочитанного. Развивать интерес к истории собственной страны.
Воспитательные- воспитывать принадлежность к государству, в котором мы живем, уважение к историческому прошлому, патриотизм.
Оборудование- Презентация «Начало правления династии Романовых» , интерактивная доска, ноутбук у учителя, индивидуальные карточки с заданиями.
№ Этапы работы Содержание этапа
1
2 Организационный момент.
Игра «Исторические памятники».
- Сегодня мы будем сотрудничать. Вы будете выделять главное в тексте учебника, делать выводы.
Сегодня мы разберем один
Из интереснейших периодов в нашей истории.
Актуализации изученного материала.
Посмотрите на иллюстрации и
ответьте на вопросы.
- Кто обратился к народу спризывом защитить Отечество.
- Кто стал военачальником
народного войска.
- Кто завел польский отряд в болото.
- Кого спас Иван Сусанин. Цели учителя: Подготовить учащихся к продуктивной деятельности на уроке.
Цели учащихся: Ответить на вопросы и подготовится к продуктивной деятельности на уроке.
Методы и приемы: Методы стимулирования. Вопросы требующие припоминания.
Цели учителя: Стимулирование припоминания значимого для урока материала.
Цели учащихся: Ответить на вопросы , опираясь на иллюстрации.
Методы и приемы: Наглядный – иллюстрации на слайде.
Вопросы,требующие воспроизведения фактов.
3 Изучение нового материала.
1.Просмотр видеофильма. «История государства Российского. Избрание Михаила Федоровича Романова».
-Посмотрите фильм и скажите о чем он, какая его главная мысль.
2.-. Назовите тему урока.
Тема урока « начало правления династии Романовых.»(запись в тетради и на доске)
- С 1613 г. в России начинается правление новой династии – Романовых , которая находилась на российском престоле с 1613 г. по 1917 год.
- Сколько лет правила династия?
(304 года )Демонстрация иллюстраций в учебнике стр.85.
Михаилу исполнилось только 16 лет. Он приходился родственником царю Ивану Грозному .Он был юношей добрым, много молился, любил слушать звон колоколов.
Молодой царь обещал править вместе с Боярской Думой и Земским Собором и слово свое сдержал. Все решения он принимал вместе с Боярской Думой.
3. Работа с учебником
а) стр. 86 чтение 3 и 4 абзацев.
б) В 1645г. умер Михаил Романов и царем стал его сын Алексей Михайлович. Он тоже был человеком скромным и добрым. Стремился к тишине и покою в своем государстве.
чтение 3 и 4 абзацев стр.87.
4. Работа в инд. карточках.
Задание 1.
- Напишите , что полезного было сделано за годы правления Михаила Федоровича?
- Что произошло за годы правления Алексея Михайловича?
5. Работа с понятиями.
Работа с учебником стр. 87 чтение 6 и 7 абзацев.
Работа с инд. карточками
задание2.
-Заполните таблицу. Выбрав правильный ответ
Отметьте его знаком +.
6. - Подведем итог: при первых Романовых произошло укрепление царской власти, расширение земель.
Цели учителя: Стимулировать изучение нового материала. Познакомить с причинами избрания на российский престол представителя Романовых. Датьпредставление о чертах характера первых Романовых.
Охарактеризовать основные направления внутренней и внешней политики первых Романовых.
Формировать понятия «Соляной бунт», «Медный бунт».
Подвести учащихся к выводу по изучаемому материалу.
Цели учащихся:Посмотреть видеофильм, ответить на вопросы по содержанию.
Прочитать учебную статью, выделяя главное в тексте.
Заполнить таблицу.
Правильно соотнести понятие с определением и заполнить карту.
Методы и приемы: Наглядный (просмотр видеофильма).
Рассказ учителя.
Наглядный (демонстрация иллюстраций в учебнике).
Работа с учебником. Выделение существенного из прочитанного.
Прием контроля за правильностью ответов.
Прием сообщения условий задания (№2 на карточке), запись задания.
4 Физминутка. 5 Закрепление изученного материала
1 – Почему на престол был избран представитель именно рода Романовых.
2 Работа с индивидуальными карточками (задание 3)
Cоотнесите события с годом, в котором оно произошло:
1612г. Начало правления Алексея Михайловича.
1613г.Освобождение России от иноземныхзахватчиков.
1645г.Начало правления династии Романовых.
2 Основателем династии Романовых был:
Алексей Михайлович
Михаил Федорович
Царевич Дмитрий
Петр Алексеевич.
3В каком возрасте взошел на престол Михаил Романов:
15 лет
16 лет
17 лет
18 лет
4. Закончи предложение:
Михаил Федорович был избран на царство_______________________-________________ .(кем?)
5.Задание –
- Многие правители получали при жизни прозвища за свой нрав, подвиги, реформы. Приведём примеры. Задание на слайде10. Первые Романовы тоже имели прозвища. Царь Михаил вступивший на престол в возрасте 16-ти лет получил прозвище “кроткий”, а его сына современники называли “тишайший”. Как вы думаете почему первые Романовы были "кроткими" и “тишайшими”, а не великими и грозными?
Итог урока. Таким образом, сегодня на уроке изучили правление первых Романовых, прогрессивное, так как отвечало главным внутренним ивнешнеполитическим нуждам русского государства. Впервые царь был избран на Земском соборе, династия Романовых просуществовала более 300 лет.
Цели учителя: Закрепить и обобщить знания учащихся о правлении первых Романовых, закрепить знания исторических дат и последовательность событий данного исторического периода. Учить применять свои знания на практике. Развивать умение анализировать исторические события, устанавливать причинно- следственные зависимости. Стимулировать интерес к истории Отечества.
Цели учащихся: Соотнести события с годом , в котором оно произошло.
Найти правильный ответ из нескольких. Закончить предложение. Ответить на вопросы
Методы и приемы:
Вопросы требующие припоминания исторических фактов.
Вопросы , требующие выяснения причинно-следственных связей.
Практический( выполнить задание 3 на карточке).
Наглядный( демонстрация слайда 10 с заданием ).
Прием объяснением задания, контроль за правильностью ответов.
6 Рефлексия.
_ Что нового вы сегодня узнали на уроке?
_ Кому сегодня было сложно . Почему?
Выставление оценок. Цели учителя
Обучать рефлексивным действиям. Побуждать к поиску причин затруднений.
цели учащихся
Адекватно оценивать степень усвоения материала урока. Определять этапы, вызывавшие затруднения.
Методы: Методы стимулирования и мотивации (интереса к учению.)
7 Домашняя работа.
с. 85-88, рассказ об одном из первых Романовых, зад. 4 на карточках.
Задание4. Опишите черты характера Михаила Федоровича и Алексея Михайловича.
Михаил Федорович Алексей Михайлович