Урок русского языка Словосочетание. Виды словосочетаний


Конспект урока
Тема: «Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний».
Цель: Это первый урок из двух, отведённых на изучение данной темы. Организация деятельности учащихся по изучению основных видов словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова. Основные признаки словосочетания. Урок построен с учётом технологии РО.
Тип урока - открытие новых знаний.
Формирование УУД:
- познавательных УД (развитие мыслительных операций);
-регулятивных УД (постановка темы урока, цели деятельности, самоконтроль, самооценка, рефлексия, умение анализировать причины проблем и неудач в выполнении деятельности и находить рациональные способы их устранения)
-коммуникативных УД (развитие связной монологической и диалогической речи, умение слушать, высказывать своё мнение, работать в сотрудничестве).
Ожидаемые результаты:
Учащиеся знают:1) понятие «словосочетание», основные признаки, виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова.
Учащиеся умеют: выделять словосочетание в предложении, определять вид СС по главному слову.
Ход урока.
Мотивация к учебной деятельности.
Орфографическая разминка
Исправьте ошибки, проанализируйте причину их возникновения и составьте алгоритм работы по их устранению (-В чём причина ошибок? –Как их избежать? – Какой алгоритм действий применять?) 1).В течении мая чаще всего дули северо-западные ветры.
2).Сговорившись на счёт завтрашнего дня, они расстались.
3).Ввиду болезни я не мог участвовать в соревнованиях.
4).Урожай был невысоким в следствии засухи.
5).В следствие по делу о хищении было допущено много неточностей.
6).Положите деньги на счёт в банке.
- Обсуждение результатов работы (обсуждение в парах, выступление с защитой получившихся алгоритмов)
-Оцените свою работу по пятибалльной системе. Поставьте отметку. (Можно на поле, можно под работой).
На какую орфограмму данные примеры? (Правописание производных предлогов и омонимичных с ними частей речи).
-Что следует помнить при правописании производных предлогов? (Они не являются членами предложения, производный предлог можно заменить непроизводным предлогом, предлог всегда входит в падежный вопрос).
2 .Формулировка темы, целей урока.
-Открыли рабочие тетради, записали число и «Классная работа». Чтобы определить тему и цели сегодняшнего урока, выполним задания (синтаксическая разминка):
-Можно ли назвать данные предложения текстом? Почему?
- Единицей какого раздела языка является текст?
- Какие ещё единицы синтаксиса вы знаете?
- Дать характеристику 2 предложению, составить схему. (Чем отличается это предложение от остальных?)
-Выписать словосочетания. Что осталось не выписанным? Почему?
-Определите тему и цели урока:
Цели нашего урока:
-Что такое словосочетание? Чем оно отличается от слова и предложения? Структура и значение словосочетаний. Какие сочетания слов не являются СС?
3.Актуализация знаний о словосочетании.
-Ответить на вопросы (стр.33)
-упр. 54. Составить возможные СС с данными главными словами, графически обозначив главные и зависимые слова.
Проблемный вопрос: Сделать вывод - почему одни слова могут сочетаться друг с другом, а другие нет?
-Прочитать теоретический материал на стр.35-36 (самостоятельно) Составить устное высказывание -ответ на вопрос: Чем СС схоже со словом и чем отличается и от него? (Как слово, СС выполняет назывную функцию. Смыслоразличительная функция СС намного превосходит возможности слова, т.к. зависимое слово уточняет, конкретизирует смысл главного; В СС м. б. выражено не одно, а 2 значения, можно задать 2 вопроса.) Прослушайте ответ на вопрос в парах друг у друга.
4. Открытие нового понятия, способа действия, создание алгоритма. Распределите СС в группы в зависимости от принадлежности главного слова к той или иной части речи.
сле..ка прик..снуться, предл..жить помощь, р..стения цветут, к..сательная линия, тв..рящий художник, с..деть прямо, очень вн..мательно, (по)летнему холодно , (в)течение урока, обж..гающий жар, (не)далеко от дома.
-Как вы думаете, как можно назвать каждую группу СС, учитывая часть речи главного слова (глагольные, наречные, именные)
-Какие слова оказались лишними? Почему?
4.Первичное закрепление с комментированием. Упр 61.- Определить вид СС по главному слову
.
7.Рефлексия.
Продолжите предложения:
1Словосочетание состоит из…
2Главное слово в СС- это..
3.Зависимое слово – это…
4 грамматическая связь в СС выражается с помощью…
5.СС не являются …
8.Домашнее задание:
1).параграф 9-10 упр.59,