ООзнакомление с окружающим миром Тема Лес полон тайн и чудес


Шайдуллина Расила Галимзяновна
воспитатель МБДОУ №40
высшая квалификационная категория
г.Нижнекамск Республика Татарстан

Занятие «Лес полон тайн и чудес».

Используемые функции программного обеспечения интерактивной доски:
№1. «Затемнение экрана» - решение или ответы спрятаны с помощью эффекта затемнения экрана (шторка).
№2. «Открой и узнаешь» - ответ на вопрос спрятан за геометрической фигурой на экране.
№3. «Подбери верное» - подобрать данным объектам-понятиям правильные объекты-определения (перетаскивание объектов).
№4. «Электронное перо» - подчеркивание правильных ответов и зачеркивание неправильных.
Тип: комбинированный, обобщение знаний.
Вид: ознакомление с окружающим миром.
Тема: «Лес полон тайн и чудес».
Возрастная группа: подготовительная к школе группа.
Программное содержание:
1. Обогатить представления детей о значении леса (оздоровительном, эстетическом, хозяйственном) в жизни человека.
2. Развивать память, внимание, мышление, речевой слух, двигательную согласованность речи и движения.
3. Совершенствовать речь, расширять и активизировать словарь по теме.
4. Воспитывать бережное отношение к лесу, умение видеть красоту родной природы.
Словарная работа: черемуха, рябина, прыгает, ползает, летает, рычит, шипит, жужжит, съедобные, ядовитые, корзина, матрешка.
Оборудование и материал: интерактивная доска, проектор, ноутбук, музыкальный центр, аудиозаписи, выставки даров леса; пиктограммы – правила поведения в лесу.
Предварительная работа: экскурсия в лес, аптеку; наблюдение за деревьями на территории детского сада; чтение художественной литературы о лесе: «Приметы осени» - стихи, рассказы, сказки; «Четыре желания» К.Ушинский; «Лесные картинки» И.Соколов-Микитов; дидактические игры и упражнения.
Предшествующая работа воспитателя: составление конспекта, разработка слайдов для ИД, подбор оборудования, демонстрационного материала.
Методы и приемы: наглядные, словесные, игровые.
Использованная литература.
1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. – Воронеж, 2009.
2. Шорыгина Т.А. Беседы о русском лесе. Методические рекомендации. – Москва,2008.
3.Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – Москва: Просвещение, 1992.
4. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Угадай, как нас зовут. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – Москва: Просвещение, 1994.
Ход занятия:
1.Организационный момент.

Разминка «Отгадай загадки».

Закрепить у детей знания названий деревьев, обогатить представления детей о значении леса. Текст читает только воспитатель. Воспитатель загадывает загадки:

Загадываются загадки, отгадки за шторками, правильная отгадка, сворачиваем шторку – появляется ответ.

«Весной роняет слезы «В каждый дом под Новый год
Белая (береза)». Это деревце придет, земное и колкое
Оно зовется (елкою)».
«Весною кудри завила
Нежные, пушистые «Прилетает в гости к ней
И стоит белым-бела Стайка алых снегирей
(Черемуха) душистая». По ветвям они снуют
Красны ягодки клюют»
(рябина).


-Молодцы, а вы хотите побывать в таком лесу, где растут все эти деревья? Мы пойдем узкими тропинками, между деревьями. Сейчас мы отправимся в лес не за грибами и не за ягодами, а за чудесами. Давайте вспомним, какие деревья растут в нашем лесу? (дети перечисляют названия деревьев).
-Какие бывают леса? (роща, бор, дубрава).
-Какой лес всегда зеленый? (хвойный лес)
-Какие деревья растут в хвойном лесу? Как называются листики ели и сосны? (хвоя)
-На что они похожи?
-В каком лесу деревья сбрасывают на зиму листву? (лиственный лес)
-Какое дерево поит нас сладким соком? (береза)
-Какое дерево живет дольше других деревьев? (дуб)
-Какие деревья называются медоносами? Назовите их (липа, клен, ива, рябина, яблоня).
-Как называется лес, где растут хвойные и лиственные деревья? (смешанный лес)

2.Дидактическая игра «С какого дерева лист?»

Поупражнять детей в классификации листьев по сходству, активизировать словарь (названия деревьев и листьев). Дается задание: определить с какого дерево этот лист, найти логическую связь.
-Сейчас мы с вами поиграем в игру «С какого дерева этот лист».



«Падают, падаю листья
В нашем саду листопад,
Желтые, красные листья
По ветру вьются летят!»
Используем прием перетаскивание объектов. Когда дети все листы перетаскают к деревьям, перемещаем геометрическую фигуру – видим ответ.
Каждый ребенок выбирает себе по одному листочку и определяет с какого дерево этот лист. - Лист клена – кленовый, лист березы – березовый, лист липы – липовый, лист дуба – дубовый и т.д.
-Молодцы ребята!
3. Дидактическая игра «Кто где живет?»

Закрепить знания детей о живой природе, о животном мире. Дается задание: определить кто где живет? Дерево - это «многоэтажный дом». Распределить по этажам животных и птиц.
Используем элемент «Подбери верное» - перетаскивание объектов.


- В лесу много птиц, животных, но вот они потерялись и забыли кто где живет? Нужно помощь лесным обитателям. Поиграем, дерево – это многоэтажный дом, нужно распределить по этажам вот этих лесных обитателей.
-Жук под корой дерева, мышка под деревом в норке, заяц прячется под деревом, белка в дубле, птица на гнездах и т.д.
-Молодцы, справились.
4. Дидактическая игра «Кто лишний?»

Закрепить знания у детей о диких и домашних животных, развивать внимание. Дается задание: перечислить домашних и диких животных и определить кто лишний и почему?

-Дети, какие животные живут в лесу? (дикие) Давайте перечислим их (дети перечисляют). Молодцы!
-А вот у нас кто-то заблудился. Кто бы это мог быть? Давайте внимательно посмотрим и это кто определим (дети перечисляют диких животных и домашнее животное собака оказывается лишним).
-Правильно, собака домашнее животное.

Используем маркер - подчеркиваем правильный ответ.

5. Физкультурная минутка «Жук».

Развивать двигательную согласованность речи и движения; автоматизация и закрепления звуков «ж», «ш».

«Жук упал, а встать не может,
Ждет он – кто ему поможет (говорит воспитатель, дети на полу лежат)
Я жук, я жук, я тут живу,
Я тут живу и все жужжу:
Ж – ж – ж - ж (говорят дети).
Ветер сильный набежал (воспитатель говорит, дети встают, делают движении)
Всех жуков с земли поднял.
Все от страха полетели – побежали.
И, конечно зажужжали:
Ж –ж –ж – ж, (дети говорят)
Ветер дует вслед жукам:
Ш-ш-ш-ш, (дети говорят)
Разлетайтесь по местам:
Ш-ш-ш-ш, (дети говорят)
Ветер тише, тише, тише,
А жуки все выше, выше:
Ж – ж – ж – ж». (дети говорят)

6. Дидактическая игра «Кто прыгает, летает, ползет?»

Поупражнять детей в классификации насекомых, развивать мышление, активизировать словарь. Дается задание: нужно классифицировать по группам насекомых, кто прыгает, кто летает, кто ползет?

Используем элемент «Подбери верное» - перетаскивание объектов.


-В лесу много насекомых, среди них есть полезные и вредители, есть красивые и безобразные, умеющие ползать, летать и прыгать. Поиграем, нужно классифицировать насекомых по группам (дети определяют насекомых по группам).
-Вот какие молодцы и с этим заданием справились!

7. Дидактическая игра «Собери в корзину».
Учить детей классифицировать съедобные и ядовитые грибы, активизировать словарь. Дается задание: собрать в корзину только съедобные грибы.
Используем элемент «Подбери верное» - перетаскивание объектов.


-Вы любите собирать грибы? Если любите тогда пойдем все вместе собирать грибы.
Но, сначала нужно вспомнить какие бывают грибы? (съедобные и ядовитые) Каких грибов надо собирать? (съедобных) Возьмите корзину и за дело (дети перебирают грибы, мухомора не берут, потому что ядовитый, не съедобный).
-Молодцы, вы хорошие грибники!

8. Дидактическая игра «Кто рычит, жужжит, шипит?».
Развивать у детей речевой слух, память, мышление. Дается задание: на классификацию, кто умеет рычать, кто умеет жужжать, кто умеет шипеть?



-Дети, люди умеют разговаривать, а животные, насекомые издают своеобразное звукопроизношение, звукоподражание падают голос. Надо их разделить по группам: 1- кто рычит; 2 – кто жужжит; 3 – кто шипит (дети работают и справляются с заданием).
-Какие вы у меня молодцы!

Используем элемент «Подбери верное» - перетаскивание объектов.

9. Дидактическая игра «Дары леса».
Научить соединять в пары растения с теми предметами и изделиями, для которых они служат исходным материалом, отразить это в речи, используя по смыслу глаголы.

Используем маркер - соединяем растения с теми предмета и изделиями, для которых они служат исходным материалом.


Дается задание: например – из древесины ивы что можно сделать? Ответ – корзину. Почему? Потому что гибкие ивовые ветки – прекрасный материал для плетения корзин.
Ива – корзина; липа – матрешка, ложка; дуб – стол, шкаф; береза – доски, линейка; елка – бумага, тетрадь.
-Дети, люди говорят: «Лес – это наше богатство». Как вы думаете, почему так говорят о лесе? (дети отвечают, лес дарит нам волшебную красоту, дает тень и прохладу в жаркий день, кислород для дыхания, плоды, прочную древесину).
-Сейчас приглашаю всех вас на нашу выставку «Дары леса». Давайте рассмотрим экспонаты выставки.
-Что вы здесь видите?
-Объясните, пожалуйста, почему на выставке оказались посуда, игрушки, мебель, карандаши, тетради? (дети рассказывают подробно о дарах леса)
-Спасибо, молодцы!

10. Дидактическая игра «Что такое хорошо, что такое плохо?»

Воспитывать бережное отношение к живой природе, к лесу, умение видеть красоту родной природы. Дается задание: что значит бережно относиться к лесу?


Картинки закрыты шторками, сворачиваем любую шторку, чтобы ребенок мог ответить, что видит в картинке и объяснить, как вести себя в лесу.

-Мы должны помнить: лес - наш друг и помощник. И относиться к нему надо, как к другу бережно и внимательно. А что значит бережно относиться к лесу? (знаки и сюжетные картинки напоминающие о правилах поведения в лесу, дети их называют и рассказывают).



-Очень хорошо, что вы знаете правила поведения в лесу.

11. Итог.
-Как видите, лес людей и кормит, и поит, и лечит, и обогревает. А еще он радует нас своей красотой: летом – пышной зеленью, щебетанием птиц; ранней осенью – золотой листвой, шуршанием листьев; зимой он необыкновенно красив в белом наряде.
-Скажите, пожалуйста, как называют осень, когда все деревья стоят голые, идет дождь и снег? (поздняя осень)
-Что происходит с природой поздней осенью? (природа засыпает)
-Давайте представим, что мы – деревья поздней осенью, на которых остались последние листочки и ветер-озорник вот-вот их сдует. (Звучит вальс «Осенний сон» А.Джойс. Дети импровизируют под музыку, манипулируя платочками. В конце музыки замирают в образе дерева).

«Вот и мороз застыла осень
Застыл, затих осенний лес.
Над низкой крышею небес.
Деревья спят, одежды сбросив».








13PAGE 15


13PAGE 14215




бђ Заголовок 1бђ Заголовок 2бђ Заголовок 3бђ Заголовок 4бђ Заголовок 5бђ Заголовок 6бђ Заголовок 7бђ Заголовок 8бђ Заголовок 915