Внеклассная работа. Экскурсия в осенний лес.


Экскурсия в осенний лес.

Цели и задачи экскурсии:
- воспитание бережного и сознательного отношения к природе,
- активизация познавательной деятельности учащихся, развитие способности наблюдать, мыслить, обобщать и делать выводы.
- знакомство с фармакологическими свойствами встреченных природных объектов (растений , грибов и лишайников.).


Жизнь леса в различное время года имеет много характерных особенностей, и поэтому осенние экскурсии тоже отличаются по содержанию и условиям проведения. Продолжительность экскурсии 3-4 ч. Более короткие экскурсии будут слишком беглыми, а длительные утомительны для большинства учащихся. С собой необходимо взять простой карандаш и блокнот для записей и зарисовки интересных объектов.

На этот раз мы решили организовать экскурсию в ближайший лес , расположенный в 1,5 км к востоку от нашего села.(Дату и место проведения сообщила заранее.) На экскурсию отправились учащиеся 6-7 классов в количестве 15 человек.

На первый взгляд , в позднем осеннем лесу уже нет ничего интересного – только унылые краски. (В самом начале экскурсии так думали большинство ) На самом деле всё будет зависеть от методики проведения экскурсии , при помощи которой это мероприятие станет познавательным и запоминающимся. Для этого можно (и нужно) применять игровые методики. Например:
Методика « Чужая планета». Обыгрывается ситуация : группа попадает на другую планету. Осторожно продвигаясь по полному опасностей лесу, дети описывают встреченные объекты, придумывают им названия, при возникновении затруднений можно обратиться к « Базе данных» (учителю).
Методика «Чайник». Учитель за несколько дней до экскурсии даёт ученикам задание подготовиться к экскурсии , в которой они будут экскурсоводами, а учитель – единственным экскурсантом. Необходимая для подготовки литература выдаётся ученику –«руководителю».

Во время экскурсии ребята обнаружили много интересных находок – например, трутовики. Обратившись к «базе данных», ребята узнали ,что среди них есть перспективные для практической медицины виды, содержащие вещества с противоопухолевым эффектом, а берёзовая чага уже с давних времён применяется в народной медицине при заболеваниях желудка и печени.

На коре деревьев оказалось много лишайников. Ребята вспомнили многое из школьного курса , мне только осталось добавить, что из вида, растущего на стволе и ветвях хвойных деревьев, получают лекарственное вещество – натрия уснинат, которое применяется при инфекционно – воспалительных заболеваниях верхних дыхательных путей, переутомлении голосовых связок, при ожогах и язвах слизистой рта, пародонтозе.
Шляпочные грибы в осеннем лесу тоже не редкость . Нам встретились ежевик пестрый, чернушка.
(Помог определитель). Вспоминаем правила сбора грибов, их строение, черты сходства с растениями и животными. И отвечаем на вопрос : почему грибы не рекомендуется употреблять при заболеваниях желудочно – кишечного тракта .
Ещё одна интересная находка - засохшие листья дуба «с орешками»! Рассказываю о том , что это на самом деле галлы - выросты ткани листа, образующиеся от уколов насекомого – орехотворки, отложившей свои яйца под кожицу листа. Галлы издавна являются сырьём для получения чернил.

Время пролетело незаметно .А мы ещё успели поговорить об экологических проблемах нашей местности, собрать образцы веток деревьев и кустарников с почками, образцы коры с засохших деревьев с лишайниками и мхом, накрыли импровизированный стол и попили горячего чаю из термосов . Подведение итогов – на следующий день, в школе.
Так прошла наша , казалось бы, обычная экскурсия. Но, как сказал Н. Рерих: «Для всякого начала нужно малое семя. Учить можно и в очень малом деле. Творить можно и в тесном углу. Охранять можно и в самом скромном доспехе».



15