Урок по физике на тему Расчет пути и времени движения (7 класс)


7класс
Учитель: Калаева Б.И.
Тема урока: «Расчет пути и времени движения»
Цель урока: используя формулу скорости при прямолинейном равномерном движении получить соотношения для определения пути и времени движения, выработать практические навыки по нахождению скорости и средней скорости, по решению графических задач.
 Задачи урока:
   Образовательные: повторить основные понятия, формулы и законы, закрепить навыки решения задач на формулы скорости, пути, времени при равномерном движении тел.
   Развивающие: создать условия для развития у школьников речевых навыков, содействовать развитию способностей к анализу и синтезу, способствовать развитию умений находить связь между физическими величинами и представлять их графически.
    Воспитательные: продолжить воспитание уважения друг к другу, развитие умения сотрудничать, выслушивать товарища; создать условия для развития у школьников стремления к познанию.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, часы, рулетка, учебник, интернет-ресурсы (class-fizika).

Проверка домашнего задания.
Какое движение называется равномерным?
По какой формуле определяют скорость тела при равномерном движении?
Какова единица измерения скорости в СИ?
Выразите скорости в м/с: 108км/ч, 30м/мин, 20см/с.
Какое движение называют неравномерным?
Как определяют среднюю скорость при неравномерном движении?
Чем отличаются формулы ʋ =s/t и ʋср =s/t?
Изучение нового материала.
Продолжим характеристику формулы скорости тела при равномерном движении
150114014795500
18440403638550218694036385500ʋ =s/t , s
ʋt
Ученик у доски получает два соотношения для s и t: s= ʋ*t, t= s/ ʋ.
Анализируя их, отмечаем, что при решении задач величины в этих формулах должны быть выражены в единицах СИ: ʋ в м/с, s в м, t в с.
Примеры (устно):
а) выразите в метрах 5см; 2км; 40мм;
б) выразите в секундах 2мин; 2ч; 0,5ч.
Далее используется интерактивный тренинг на знание формул скорости, пути и времени движения (сайт class-fizika.ru).
Затем переходим к решению расчетных задач:
а) В течение 30с поезд двигался равномерно со скоростью 72км/ч. Какой путь прошел поезд за это время?
б) За сколько времени плывущий по течению реки плот пройдет 1,5км, если скорость течения равна 0,5м/с.
Но задачи можно решать и с помощью графиков. Это новый для вас тип задач. Давайте рассмотрим такие задачи (интерактивный тренинг на сайте class-fizika.ru, упр.4,№3,4 в учебнике).
В решенных задачах тела двигались с постоянной скоростью, равномерно. Чаще в нашей жизни встречается неравномерное движение, которое характеризуется средней скоростью (разгоняющаяся машина, стартующая ракета, бегущий спортсмен, тормозящий у остановки автобус и т.д.)
Чтобы вычислить ʋср, надо использовать формулу ʋср =s/t, т.е. весь пройденный телом путь разделить на все время его движения. Эти величины можно измерить. Сейчас мы проведем небольшой эксперимент: один ученик пробежит кабинет в длину, другой будет засекать время его движения, а потом они вместе измерят с помощью рулетки пройденный путь.
А мы с вами по результатам опыта в тетрадях решим задачу по определению средней скорости бега вашего товарища (оформляется с учетом единых требований s=9м, t=4,3с, ʋср=2,1м/с).
Закрепление.
Интерактивный тренинг на закрепление материала по расчету скорости, пути и времени движения (сайт class-fizika.ru).Подведение итогов урока.
Что нового мы узнали на уроке?
Что вам понравилось?
Выставление оценок за урок.
Домашнее задание: §17, упр.4, №2,5.