Тема: «Решение задач на расчет пути и времени движения»

ОТКРЫТЫЙ УРОК В 7 КЛАССЕ

Тема: «Решение задач на расчет пути и времени движения»
Тип урока: урок-объяснение нового материала.
Цель урока: - на конкретных примерах познакомить учащихся с
применением теоретических знаний (физических величин и их
единиц, формул связи и др.) для описания механического
движения;
- формирование умения решать и оформлять решение
физических задач;
- развитие межпредметных связей, использование знаний
учащихся из курса математики при решении задач на
движение.
Ход урока.
Организационный момент.
Здравствуйте. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. А по старинному обычаю, когда в дом приходят гости, им предлагают все самое лучшее. Давайте и мы с вами покажем нашим гостям все свои лучшие качества и порадуем своими знаниями.
Сначала мы восхитимся вашими глубокими знаниями, а для этого проведем маленький устный опрос. Потом выясним как применить наши теоретические знания для описания механического движения. Затем потренируем мозговой центр – решим задачи. А для этого вытащим из тайников памяти кое-что ценное.
Проверка знаний учащихся.
Сейчас некоторые ребята будут работать по карточкам, а остальные ответят на мои вопросы. (раздать карточки см. приложение)
Звучит музыка «Голубой вагон».
Вы все не один раз слышали эту песенку.
О чем в ней поется?
В этой песне есть такие слова «скорый поезд набирает ход». Что это значит? (Ответ: поезд увеличивает скорость движения).
А движение поезда – это равномерное или неравномерное движение? (Ответ: неравномерное).
Какая скорость является характеристикой неравномерного движения? (Ответ: средняя скорость).
Напишите на доске формулу для вычисления средней скорости тела при неравномерном движении. (Ответ: vср.=s/t)
Дайте теперь определение скорости тела при равномерном движении.(Ответ: Физическая величина, показывающая какой путь проходит тело за единицу времени. Рассчитывается по формуле: v=s/t.)
Какие единицы скорости вы знаете? (Ответ: м/с, км/ч, см/с, м/мин и др.)
Какие единицы скорости используются в системе СИ? (Ответ: м/с).
Послушайте произведение Ж. Верна «Робур-Завоеватель».
Герои романа путешествуют на воздушном корабле «Альбатрос». «Путь в две тысячи километров над Беринговым морем, от первых Алеутских островов до крайнего мыса Камчатки, был преодолен за двадцать четыре часа».
Оцените, с какой скоростью летел воздушный корабль «Альбатрос». Сравните её со скоростью современных самолетов. Данные найдете в таблице 15 на стр. 203 сборника задач Лукашика. (Ответ: 2000 км : 24 часа = 83 км/ч, а скорость современного ТУ-154=900 км/ч)
Все вы читали сказку «Про колобка». Жили-были старик со старухой. Испекла старуха колобок. И колобок укатился в лес. Катился он с некоторой скоростью, но не всегда его движение было равномерным: на кочках он поднимался вверх и скорость его движения уменьшалась, а с кочки скатывался быстрее, тюею скорость его увеличивалась. На одну кочку длинной 50 см колобок поднимался равномерно 25 секунд. Какова была его скорость?(Ответ: 0,5м : 25с = 0,02 м/с= 2 см/с)
Изучение нового материала.
Молодцы, ребята. Вы справились с моими вопросами. Карточки положите мне на стол.
Итак, мы с вами научились определять скорость тела, если известен его путь и время, за которое он пройден. А сегодня будем учиться определять пройденный путь и время движения.
Откройте тетради и запишите тему нашего урока.
Откройте учебники на стр. 37 и найдите в таблице 1 место, где указана скорость конькобежца. (13 м/с)
Что обозначает это число вместе с наименованием? (за 1 с конькобежец проходит расстояние 13 м)
А какой путь пройдет конькобежец за 1 минуту? (1 мин = 60 с, следовательно он пройдет путь в 60 раз больше, т.е. 13 * 60 = 780м)
Правильно. Таким образом, чтобы найти путь при равномерном движении, надо скорость умножить на время. Запишем эту задачу: Дано: СИ Решение:
v =13 м/с s=vt
t = 1 мин. 60 с s= 13 * 60 (м*с/с=м)=780 м
s - ?
Ответ: 780 м.
А теперь, используя таблицу скоростей, придумайте задачу и решите её в тетради с пометкой «+»: 1 группа – скворец за 40 сек, а 2 группа – самолет ИЛ-18 за 1 час.(1 группа – 20 м/с * 50 сек = 1000 м = 1км, 2 группа – переводим 180 м/с = 648 км/ч, значит 648км/ч * 1ч = 648 км)
Проверим достоверность вашего решения. (спросить по одному ученику из группы)
Очень хорошо поработали. Продолжим наш урок. Вы все знаете, что наше хозяйство колхоз «Родина» приобрело новые трактора и комбайны американской фирмы Jonn Deere. Это машины, которые выполняют работу гораздо быстрее и качественнее, чем обычные наши трактора и комбайны. Сейчас в хозяйстве идет уборка кукурузы. Одно из соседних хозяйств попросило на помощь такой комбайн. Рассчитайте, сколько понадобится времени, чтобы перегнать Джон Дир в соседнее хозяйство, которое находится в 50 км от нас. Транспортная скорость комбайна 25 км/ч.
Давайте порассуждаем. За 1 час комбайн проходит 25 км. Он будет двигаться столько часов, сколько раз число 25 укладывается в 50, т.е. 50 : 25 = 2 раза, т.е. 2 часа.
Записываем: Дано: Решение:
v= 25 км/ч t = s/v
s = 50 км t= 50 : 25 (км * ч /км = ч)=2ч
t -?
Ответ: 2 ч
Итак, чтобы определить время равномерного движения, нужно путь разделить на скорость движения.
Запомнить формулы можно, используя «треугольник» (показать треугольник)
А как же определить характеристики неравномерного движения?
При неравномерном движении путь и время движения рассчитываю с помощью формулы средней скорости по аналогии.

Sвесь = vср * tвсё tвсё = sвесь / vср

Закрепление изученного.
А теперь давайте решим некоторые задачи из сборника задач автора Лукашик. Задачи №128 и №130.
У доски 1 человек, остальные в тетради.
№128 Дано: СИ Решение:
t=30 с s=v * t
v= 72 км/ч 20 м/с s = 20 * 30 (м*с/с=м)=600м
s -?

№130 - самостоятельно в тетради.( готовое решение на доске с обратной стороны) проверка – взаимоконтроль, обмен тетрадями.



Дано: СИ Решение:
s =15 км 1500 м t = s / v
v = 0,5 м/с t = 1500 : 0,5 (м*с/м=с) =
t - ? = 3000 с = 8 ч 20 мин.
Ответ: 8 ч 20 мин.
Решение графических задач.
У вас на столе лежат листочки с графическими задачами. 1 группа рассматривает задачу №1 и отвечает на поставленные вопросы, а 2 группа – задачу №2.
№1 Рассмотрите график зависимости пути от времени и ответьте на вопросы:
S,м 1) Каков путь, пройденный телом за 8 с?
2) Чему равна скорость движения тела?
50
40
30
20
10

2 4 6 8 10 t, с
№2 Рассмотрите график зависимости скорости тела от времени и ответьте на вопросы:
v , м/с 1) Чему равна скорость движения тела?
2) Каков путь, пройденный телом за 10 с?

5

3
2
1

t , с
2 4 6 8 10 12


7.Итог урока.
Итак, ребята, ваши знания о механическом движении пополнились. Кроме определений понятий механическое движение, траектория, путь, скорость вы можете, используя знания из математики, рассчитать путь и время движения, определять эти величины по графикам.

8. Домашнее задание. § 16,
1 группа – сделать универсальную шпаргалку по изученной теме.
2 группа – найти в сказках эпизоды, в которых говориться о движении, и придумать несколько задач на расчет пути и времени движения.
Нестандартная задача

Баба Яга летела в ступе со скоростью 20 м/с в течение 5 минут, затем полчаса бежала 2 км по лесу, затем переплывала пруд шириной 1000 м со скоростью 0,5 м/с. с какой средней скоростью гналась она за бедным Иванушкой?
Дано: СИ Решение:
v1=20 м/с
t1=5 мин 300 с vср= (s1+s2+s3 )/ (t1+t2+t3)
t2=30 мин 1800 с s1= v1* t1
s2=2 км 2000 м t3 = s3 / v3
s3=1000 м s1= 20м/с * 300с= 6000м
v3=0,5 м/с t3= 1000м / 0,5 м/с=2000 с
vср - ? vср = (6000 + 2000 + 1000) / (300 +
+1800 + 2000) = 9000/4100=2,2 м/с
Ответ: 2,2 м/с





























Карточка №1

Выразите в м/с следующие скорости: 9 км/ч, 72 км/ч, 30 м/мин.


Карточка №2

Выразите в м/с следующие скорости: 36 км/ч, 108 км/ч, 20 см/с.


Карточка №3

Скорость зайца 15 м/с, а скорость дельфина 72 км/ч. Кто из них имеет большую скорость?



15