Статья на тему «Каждый выбирает для себя…»

«Каждый выбирает для себя»

«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться,
биться, ошибаться, начинать и бросать,
и опять начинать, и опять бросать,
и вечно бороться и лишаться.
А спокойствие - душевная подлость»,
- русский писатель, философ, педагог Л.Н.Толстой


Каждый выбирает для себя: как жить, где жить, где работать и с кем работать. Мне нравится работать в школе. Я уверена в том, что именно начальные классы – фундамент общего образования. И от того, как мы научим детей обучению, умению обучаться, будет зависеть уровень обучения и развития личности ребёнка.
Моё педагогическое кредо - обучать ребенка, воспитывая в нем личность, уметь вовремя заметить успех ученика, помочь ему раскрыться. Каждый день я отдаю каждому ученику не только определенную сумму знаний, но и частичку своей души. Моя первоочередная задача стать для своих учеников таким же дорогим и родным человеком, как мама, то есть отдать им свое сердце, частичку своей души. Я стремлюсь к тому, чтобы дети, преодолевая трудности, решительно шли вперёд и самосовершенствовались. Ведь не зря сказал В.А. Сухомлинский: «Нельзя забывать, что ребёнок, не испытавший радости от ученья, не познавший чувства гордости после преодоления трудности – несчастный человек. Дать ребёнку ощутить радость труда, наполнить его сердце гордостью и чувством собственного достоинства – первая задача педагогики» Профессия учителя, как никакая другая, требует постоянного совершенствования. Именно по этому, я не останавливаюсь на достигнутом. Я стремлюсь постоянно идти вперед, постоянно находиться в творческом и профессиональном поиске, чтобы быть успешным и интересным учителем и товарищем для своих учеников. Когда мне представилась возможность обучаться на курсах повышения квалификации педагогических работников третьего (базового) уровня, я с удовольствием получила массу информации, необходимой для продуктивной педагогической работы. В своей предыдущей практике, я опекала детей, старалась предостерегать их от ошибок и неудач. После прохождения курсов я поняла, что детям необходимо давать возможность самостоятельно добывать знания и не просто давать, а подталкивать их к поиску, пробуждая интерес и желание узнать, что-то новое необычное и поделиться со сверстниками. Вся эта работа невозможна без процесса саморегуляции школьника.
Опираясь на познавательную область саморегулируемого процесса, я смогла выявить, что в ходе обучения у учащихся развивается эмоциональные проявления, они свободнее выражают свои мысли, эмоционально реагируют на увиденное, узнанное, услышанное.
Так же в процессе развития саморегуляции происходит познание детьми друг друга и понимание разума других, где дети воспринимают и прислушиваются к мнениям окружающих на социальном уровне.
В процессе развития чувства уверенности в своих силах и знаниях у учащихся развивается умение преодолевать трудности, вырабатывая новые способности, т.е. повышается мотивация учащихся. Дети больше проявляют инициативу, находят новый дополнительный материал к уроку, учатся выполнять ответственные роли на уроке.
Процесс саморегуляции прослеживается на протяжении всего процесса обучения. Способность к самоанализу, планированию собственного проявления даёт детям возможность создавать и, при необходимости, корректировать свой сценарий поведения.
В процессе саморегуляции, дети проявляли активность, собранность мыслей и действий при составлении кластеров. Применяя критическое мышление для обработки своих знаний по теме, обучающиеся чётко распределяя свои роли, оказывая друг другу поддержку, взаимовыручку, справляются с заданиями разного уровня сложности.
Во время минуток отдыха и оздоровительных пауз, обучающиеся свободно выражают свои эмоции и с удовольствием выполняют сопутствующие упражнения, имеющие и познавательный характер.
Работая на уроках в группах и парах, ребята обучаются внимательно слушать мнения друг друга, высказывать свои предположения, обсуждать общие мнения и приходить к выводу. Индивидуальные задания групп вызывают интерес обучающихся, повышают уровень мотивации и активизацию по выбору стратегии для решения поставленной проблемы.
Более талантливые ребята, проявляя себя в индивидуальной деятельности, так же побуждают мотивацию своих товарищей личным примером, через защиту подготовленных ими презентаций, проектов, выполнение роли учителя, при проведении опытов и роли лидера группы, проявление авторских талантов в написании стихотворений и рассказов по заданным темам.
Развивая процесс саморегуляции учащихся, я применяю информационно-коммуникационные технологии, раздаточные листы с заданиями, провожу эксперименты на уроках, создаю загадочные-проблемные ситуации, вырабатываю навыки оценивания учащихся и умение свободно чувствовать себя в процессе обучения, чтобы каждый ребёнок смог оценить свои возможности и способности.
Проводя уроки с использованием новых подходов в обучении и преподавании, я увидела искры в глазах детей, их интерес к таким урокам возрос. Они с большим желанием идут в школу, надеясь, что их услышат, дадут возможность высказаться, поделиться своими открытиями с другими.
Весь учебный процесс легко можно проанализировать относительно «Концепции Я» Карла Роджерса. Проанализировав, я сделала вывод, что ребята наиболее свободно стали чувствовать себя в роли ученика. Они более открыто стали предлагать свои знания и с большим интересом стали добывать их.
Дети находят общий язык друг с другом, уважают друг друга, что положительно влияет на результаты совместной деятельности.
Этих результатов мы добились в процессе «установления подмостков» в ходе приобретения и усвоения знаний детьми, с помощью «зоны ближайшего развития» сокращая расстояние между уровнем актуального развития и уровнем возможного развития учащихся.
Прислушиваясь к «голосу ученика» по вопросам преподавания и обучения, я нацеливала детей на саморегуляцию.
Дальнейшая наша работа – это повышение уровня саморегуляции – добиваясь динамичного образования, зависящего от опыта включения обучающихся в учебную деятельность. Чтобы в процессе обучения не было ни одного скучающего, отвлекающегося, пассивного ученика.
Мои ученики воспринимают меня как человека, понимающего их интересы, готового к сотрудничеству. Дети для меня источник радости и стимул постоянного развития, желания идти в ногу со временем. Я учусь у детей открытости, светлому взгляду на жизнь, умению видеть красоту и гармонию мира. Иногда бывает очень полезно взглянуть на привычные вещи глазами ребенка и увидеть мир совершенно в ином свете, чтобы выбрать для себя единственно верный путь.


Шагун Светлана Александровна,
учитель начальных классов
курсы повышения квалификации
третьего (базового) уровня
ГУ « Караманская с.ш.»
Карасуского р., Костанайской о.

15