Программа внеурочной деятельности Мастерская добрых дел

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 32
городского округа Тольятти

Рассмотрено и рекомендовано Согласовано Утверждаю
к утверждению на Ассоциации Зам. директора по ВР Директор МБУ школы № 32
классных руководителей Портнова Н.В.____________ __________О.В. Федорахина
Протокол № 1 от ___ сентября 2013
Руководитель м/о Астапова А.А.

Рабочая программа
по внеурочной деятельности учащихся
«Мастерская добрых дел»
(социальное направление)


Класс 5
(34 часа в год, 1 час в неделю)
составлена в соответствии с требованиями ФГОС


Составлена зам. директора по воспитательной работе
Портновой Н.В.




г. о. Тольятти, 2013

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОЦИАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«МАСТЕРСКАЯ ДОБРЫХ ДЕЛ»
Пояснительная записка
Программа предназначена для организации внеурочной деятельности по направлениям «Проектная деятельность», «Общественно-полезная деятельность» для обучающихся 5 классов, рассчитана на 34 часа. Направление «Проектная деятельность» и общественно-полезная деятельность в сетке часов объединены в связи с интеграционным характером задач, решаемых предлагаемыми формами организации внеурочной деятельности.                     
Программа направлена на приобретение опыта актуализации деятельности в социальном пространстве, опыта волонтерской деятельности, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других.
Изменения, происходящие в современном обществе, требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у обучающихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Актуальность данной программы обусловлена следующими противоречиями:
С одной стороны, школа должна создать условия для успешной реализации каждого обучающегося, с другой стороны, невысокая успеваемость ученика приводит к потере внутреннего ощущения своей успешности. Проектная деятельность позволяет обрести ощущение успешности, не зависящее от успеваемости.
С одной стороны, выпускник начальной школы должен обладать следующими личностными характеристиками: любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. С другой стороны, классно-урочная форма организации учебной деятельности, в большей степени, создаёт условия только для формирования ЗУН. С одной стороны, в урочной деятельности ребёнок не имеет возможности отработать модели поведения в ситуации общего дела. С другой стороны, внеурочная деятельность в виде работы над проектами – адекватная модель успешного поведения в современной жизни, предполагающая инициативу, предприимчивость и ответственность за начатое дело и вовлеченных в него людей. Многие школьники могут встать во главе какого-либо дела (проекта), отвечать за него и довести его до успешного завершения. Такой подход позволяет многим детям попробовать на практике свои шаблоны поведения в разных ролях по отношению к выполнению реального дела – проекта.
В настоящее время в соответствии с требованиями ФГОС в содержании внеурочной деятельности обучающихся значительное внимание уделяется проектной деятельности. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся:
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
В процессе проектной деятельности меняется позиция ученика: от объекта получателя готовой учебной информации до активного субъекта учения, самостоятельно «добывающего» необходимую информацию и даже конструирующего необходимые для этого способы действий. Предполагается высокая степень самостоятельности обучающихся в выполнении проекта. Знания, полученные по предмету на обычных уроках, закрепляются, углубляются и расширяются в процессе работы над проектом.
Программа объединена идеей социально преобразующей добровольческой деятельности, представляет собой интегрированный модуль «Мастерская добрых дел».
В основу программы положены следующие принципы:
непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образовании в целом;
развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального самоопределения в процессе внеурочной деятельности;
единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования;
системная организация учебно-воспитательного процесса.
Данная программа ориентирована на приобретение школьниками социальных знаний в различных видах деятельности.
В ходе реализации программы осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
Программа предусматривает разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
Цель программы: формирование у обучающихся способности и готовности к социально преобразующей деятельности.
Задачи:
приобретение знаний о структуре проектной деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;
овладение способами деятельности: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
приобретение школьниками нового ценностно окрашенного социального опыта, на основе которого они смогли бы в будущем выстраивать собственное социальное поведение.

Срок реализации программы: 1 год.

Режим занятий: Программа рассчитана на 34 часа.

Программа представлена 3 блоками:
I блок: Обучающие занятия (Цель: введение пятиклассника в проектную деятельность).
II блок: Разработка проектов (1 ч - обучение проектированию; 1ч – создание проекта; 1ч – презентация продукта проектной деятельности и рефлексия результатов).
III блок: общественно-полезная деятельность (общественно полезные практики, социальные пробы, акции)
Реализация данной программы осуществляется в следующих видах деятельности школьника:
учебное сотрудничество (коллективно-распределенная учебная деятельность, в том числе, коллективная дискуссия, групповая работа);
индивидуальная учебная деятельность (в том числе, домашняя самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников);
игровая деятельность (высшие виды игры – игра-драматизация, режиссёрская игра, игра по правилам);
творческая и проектная деятельность (художественное творчество, конструирование, формирование замысла и реализация социально значимых инициатив и др.);
исследовательская деятельность;
трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно полезном труде, в социально значимых трудовых акциях);
спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).

Формы проведения занятий: экскурсии, презентации, ролевые игры, коллективные творческие дела, спектакли, продуктивные игры.

Содержание программы и организационные формы, предусмотренные программой, расширяют возможности для интеграции данной программы с программой внеурочной деятельности по направлению «Общественно полезная деятельность».

Формы продуктов проектной деятельности: спектакль, праздник, экскурсия, поход, выставки, презентации.

Формы организации общественно-полезной деятельности: общественно полезные практики, социальные пробы.

Виды презентаций проектов: реклама, ролевая игра, спектакль, альбомы, демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий.

Ожидаемые воспитательные результаты:
Приобретение школьником знаний о правилах ведения социально приемлемого образа жизни, о принятых в обществе нормах взаимоотношений, рисках и угрозах нарушения этих норм; о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки социальных проектов и организации коллективно-творческой деятельности; о способах организации взаимодействия людей и общностей; о способах самостоятельного поиска нахождения и обработки информации.

Содержание программы:
Тема 1. Мы строим будущее
Цель: познакомить учащихся с понятием проект, этапами проекта, какие бывают проекты, научить планировать.
Содержание темы. Вместе с учащимися выяснить:
-Что такое проект? Планирование проекта. Этапы проекта. Какие бывают проекты?
Познакомить учащихся с презентациями проектных продуктов учащихся.

Тема 2. Большому кораблю – большое плавание или Как научиться ставить цели.
Цель: научить учащихся ставить цели.
УУД: умение планировать поиск информации, находить информацию, ставить цели
Содержание темы. Цель проекта. Задачи проекта.
Игра «Спящий дракон». Задание №1 «Как мы научились ставить цели», Задание №2 «Найди правильный ответ».
Заключительная часть. Подведение итогов.

Тема 3. Вместе весело шагать или Учимся работать в команде.
Цель: формирование коммуникативной компетенции.
УУД: умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми:
через участие в совместной деятельности, вести переговоры в игре, договариваться,
учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции;
Содержание темы. Что такое команда?
Практические задания: игра «Комплименты» позволяет учащимся определить признаки команды и осознать группу в качестве команды, упражнение «Горячо – холодно». Задание: подбери правильно пословицу.
Заключительная часть. Подведение итогов.

Тема 4. Учимся распределять роли.
Цель: научить учащихся распределять роли.
УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; умение распределить роли.
Содержание темы. Процедура принятия командного решения. Командные роли. Работа в группах.
Практические задания: игра «Строительство моста».
Заключительная часть. Подведение итогов.

Тема 5-6 Проект «Символика нашего класса». Наши общие успехи. Представление проекта «Символика нашего класса».
УУД: умение осуществляет поиск и выделяет конкретную информацию с помощью учителя; умение работать коллективно, умение планировать деятельность;

Тема 7. Учимся планировать свою деятельность.
Цель: научить учащихся планировать свою деятельность.
УУД: умение работать коллективно, умение планировать деятельность;
Содержание темы. Упражнение «Выбери правильно план», игра «Построй правильно дом», упражнение «Найди правильный ответ».
Заключительная часть. Подведение итогов.

Тема 8-9. «Учимся составлять загадки». Презентация продукта. «Книжка – малышка».
Цель: научить детей составлять загадки.
УУД: умение оформлять свою мысль в устной речи на уровне одного предложения или небольшого текста; умение давать оценку одного вида деятельности на уроке с помощью учителя;
Этапы проекта.
1 этап: выявить количество загадок в учебниках и проанализировать приемы работы с загадкой.
2 этап: Изучение языковых особенностей загадки. задача: выявить, какие изобразительно-выразительные средства языка используются в загадке.
3 этап: Изучение построения загадки и ее признаков. задача: выявить механизм построения загадки, сформулировать ее признаки.
4 этап: Составление загадки. задача: разработать урок составления учащимися загадки.
5 этап: Создание "Книги загадок 5 класса" задача: оформить папку с загадками. Визитная карточка проекта

Тема 10. Учимся наблюдать.
УУД: умение осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
Содержание темы. Экскурсия «Птицы в нашем городе». Наблюдение за птицами нашего города.
Тема 11 – 12 Проект «Птицы вокруг нас».
 Цели проекта:
Уточнить знания учащихся многообразии птиц и их значении для природы;
уточнение знаний учащихся о значении природных условий для жизни птиц;
развивать умение находить взаимосвязи в природе;
совершенствовать умение учащихся узнавать птиц по их устному описанию;
развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся;
воспитывать любовь к природе, заботу о птицах, доброе и бережное отношение ко всему живому.
УУД: умение составлять план работы, умение работать самостоятельно,
формирование адекватной самооценки и оценки выступлений учащихся, умение осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя, умение презентовать работу, умение строит речевое высказывание в устной форме с помощью учителя.

Тема 13. Учимся искать информацию
УУД: умение применить первоначальные способы поиска информации (спросить у взрослого, сверстника)
Содержание темы. Игра «Закончи предложение», упражнение «Сделай правильно выбор», упражнение «Найди правильный ответ».
Заключительная часть. Подведение итогов.

Тема 14 – 15. Проект «Есть встать в строй!»,
УУД: волевая саморегуляция, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.
Содержание темы. Подбор стихотворений, рассказов, песен. Работа с информацией. Презентация проекта. Рефлексия.
Тема 25.Учимся работать с информацией по группам.
Цель: научить учащихся работать с информацией по группам.
УУД: умение находит ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию.
Содержание темы. Распределить ребят по группам с помощью жетонов. Упражнение «Сделай свой выбор», игра «Выбери правильный ответ», упражнение «Помоги соседу справа».

Тема 16. Учимся выдвигать гипотезу.
Цель: научить учащихся выдвигать гипотезу.
УУД: умение выделять гипотезу, умение формулировать проблемы с помощью учителя.
Содержание темы. Игра «Закончи предложение», упражнение «Найди правильный ответ на вопрос».
Заключительная часть. Подведение итогов.

Тема 17-18. Учимся отвечать на проблемные вопросы. «Сотвори добро».
Цель: научить учащихся отвечать на проблемные вопросы, находить правильно ответы.
УУД: умение осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;

Тема 19. Учимся выступать публично.
УУД: умение строит речевое высказывание в устной форме.
Содержание темы. Игра – путешествие по сказкам. Игра «Угадай сказку», упражнение «Продолжи сказку», упражнение «Сочини свою сказку».
Заключительная часть. Подведение итогов.

Тема 22.Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
УУД: формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений.
Содержание темы. Презентации для учащихся и ознакомление с родами войск.
Заключительная часть. Подведение итогов.

Тема 23-24. Проект «Мама в нашей жизни». Учимся защищать проект.
Цель: научить учащихся создавать продукт проектной деятельности, защищать проект.
УУД: умение взаимодействовать со взрослым и со сверстниками в учебной деятельности,
умение слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою.
Цели урока:
познакомить учащихся со стихотворениями и рассказами о маме;
способствовать развитию умения высказывать свои мысли; развитию творческих способностей; мышления; обогащению словарного запаса;
способствовать воспитанию уважения к маме, желания помочь ей; воспитанию толерантности, желания работать в коллективе, быть ответственным за себя и своих товарищей.
Проектные цели: развивать умение строить монологическую речь; умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта; умение спрогнозировать свой продукт и выстроить защитную речь.


Тема 26– 27 Проект «Мой дед - герой войны».
Цель: познакомить с историей своей страны в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов;
воспитывать чувство патриотизма, гордости за нашу Родину, готовность защищать её в трудное время;
воспитывать гордость за свою семью;
пробуждать интерес у детей к изучению истории своей семьи.
УУД: умение применить первоначальные способы поиска информации (спросить у взрослого, сверстника), умение действовать по плану и планировать свою деятельность, умение понимать чувства других людей и сопереживать им.
Форма работы:
встречи с ветеранами, членами их семей;
экскурсия в школьный музей «В одном строю»
создание презентации;
оформление Уголка памяти;
изготовление поздравительных открыток и их вручение ветеранам и труженикам тыла 23 февраля.
Результат проекта: праздничный концерт для ветеранов

Тема 28-30 «Комнатные растения наши друзья»
УУД: умение планировать деятельность; умение определять промежуточные цели с учётом конечного результата, осознанное и произвольное построение речевого высказывания
Цель проекта: На основе исследования комнатных растений создать модель комнаты с комнатными растениями, расположенными в зонах, благоприятных для их роста.

Тема 31 -33 Учимся прогнозировать результаты деятельности.
Проект «Цветочная клумба».
УУД: умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми
через участие в совместной деятельности, умение строить речевое высказывание в устной форме с помощью учителя; умение осуществить рефлексию
Цель:
Облагораживание школьного двора.
Создание цветочной клумбы на месте школьного пустыря.
Научить умению видеть и понимать прекрасное.
Развивать стремление к поиску совершенства человека и природы.
Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Этапы работы над проектом:
I. Подготовительный (май 2014г.)
Изучение имеющихся ресурсов и определение недостающих.
Разработка проекта.
Распределение исполнителей для реализации задач.
Исследование территории участка.
Подведение итогов


Учебно-тематическое планирование в 5 классе.


Содержание разделов и тем

УУД
Кол-во часов

1
Мы строим будущее
умение работать по предложенному учителем плану;
1

2
Большому кораблю – большое плавание или Как научиться ставить цели.
умение планировать поиск информации, находить информацию, ставить цели
1

3
Вместе весело шагать или Учимся работать в команде.




умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми:
через участие в совместной деятельности, вести переговоры в игре, договариваться,
учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции;
1

День проектов «Символика нашего класса», 3 часа

4
Учимся распределять роли.

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
умение распределить роли.
1

5.
Проект «Символика нашего класса».
умение работать коллективно;
постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем:
определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
выбор наиболее эффективных способов решения задач
1

6
Наши общие успехи. Презентация продукта проектной деятельности. Рефлексия.











учет разных мнений;
сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
1

Общественно-полезная деятельность


7.
Чистота – залог здоровья

1

8.
Если класс я уберу, чистоту я сберегу.

1

День проектов «Сочини загадку», 3 часа

9.
Учимся планировать свою деятельность.
планирование, прогнозирование;
1


10.
Проект «Учимся составлять загадки».
организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия
умение оформлять свою мысль в устной речи на уровне одного предложения или небольшого текста.
1


11.
Презентация продукта. «Подарок для маленьких читателей». Рефлексия.
сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
1

Общественно-полезная деятельность

12.
Рейд «Береги учебник»

1

13.
Книжкина больница

1

Проект «Птицы вокруг нас», 3 часа

14.
Учимся наблюдать.
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска
1

15
Проект «Птицы вокруг нас»
умение структурировать знания;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
умение осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
умение осуществлять поиск информации.
1

16.
Презентация продукта. Рефлексия.
- умение презентовать работу;
- умение строить речевое высказывание в устной форме с помощью учителя;
1

Общественно-полезная деятельность

17
1.Операция « Покормите птиц зимой»

1

18
2. Акция «Берегите птиц»

1

Проект «Есть встать в строй!», 3 часа

19.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели»
формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений
1

20.
Проект «Есть встать в строй!»,
волевая саморегуляция
1

21.
Презентация проекта. Рефлексия.
нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания
1

Общественно-полезная деятельность

22.
Социальная акция. Ветеран живёт рядом.

1

Проект «Как поздравить наших мам», 3 часа

23.
Учимся искать информацию

- - умение применить первоначальные способы поиска информации (спросить у взрослого, сверстника)
1

24.
Проект «Мама – главное слово».
Учимся создавать продукт проектной деятельности.
умение взаимодействовать со взрослым и со сверстниками в учебной деятельности
1

25.
Презентация проекта. Рефлексия.

- умение слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою.

1

Общественно-полезная деятельность

26
Операция «Чисто в доме – маме приятно»

1

Проект «Слава героям!», 3 часа

27
Учимся работать с информацией по группам.

умение находит ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию.
1

28
Проект «Слава героям».
- планирование учебного сотрудничества (К)
1

29
Результат проекта: праздничная гирлянда к празднику. Рефлексия.

- умение понимать чувства других людей и сопереживать им.
- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);
1

Общественно-полезная деятельность

30
1. Акция «Поздравь ветерана»

1

Проект «Комнатные растения», 3 часа

31
Учимся планировать свою деятельность.
умение планировать деятельность;
1

32
Проект «Комнатные растения»
Умение определять промежуточные цели с учётом конечного результата
1

33
Презентация проекта. Рефлексия.
осознанное и произвольное построение речевого высказывания
1

Общественно-полезная деятельность


34
Общественно-полезная практика. Озеленим родную школу

1


Литература:
Григорьев Д.В., Степанов П.В.Внеурочная деятельность. Методический конструктор. Москва «Просвещение», 2010г.
Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности.
Москва «Просвещение», 2011г.
Голуб Г.В., Перелыгина Е.А. Основы проектной деятельности школьника.
Издательство «Учебная литература», 2006г.
Дик Н.Ф. Лучшие инновационные формы внеучебной деятельности.
Ростов-на-Дону, «Феникс», 2009 г.
15