Формирование УУД на уроках географии

ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОВ ДОСТИЖЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Потапова Светлана Владимировна,
учитель географии
МБОУ «СОШ №9»
г.Зимы, Иркутской области
Готовясь к очередному уроку, каждый раз задаю себе вопрос – что важнее для моих учеников: постичь географические закономерности или, постигая их, обогатить и осознать себя, своё место в этом огромном мире?
Знания усвоены, но помогли ли они ученику почувствовать себя надежнее в окружающей жизни, побудили ли к творчеству, активному их применению. Еще Аристотель заметил, что «ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле».
Универсальные учебные действия - относятся к общему (межпредметному) содержанию образования.
Для формирования УУД необходимо выбрать такую технологию обучения, при которой обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно, учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом.
Из многообразия современных образовательных технологий, как ведущую технологию я выбрала исследовательскую. Я считаю, что данная технология, как ни какая другая, способствует формированию практически всех выбранных мною УУД у обучающихся. Доминирование исследовательской технологии в обучении не означает полное исключение иных, оно предполагает лишь ее преобладание.
Основу педагогической технологии, моделирующей процесс научного исследования, составляет система понятий, определений, правил, дидактических средств и методических приемов. Реализация технологии идет через проведение уроков-исследований, исследовательских практикумов, домашних практических работ и внеурочной исследовательской работы.
На уроках-исследованиях ставлю две цели:
обучение предмету (дидактическая)
обучение исследовательской деятельности (педагогическая).
Поставленные цели достигаются в ходе решения конкретных задач, способствующих формированию компетенций:
Задачи
Умения, навыки
Формируемые компетенции

Приобретение учащимися общеучебных умений
Работать с учебником, составлять таблицы, оформлять наблюдения, формулировать мысли во внутренней и внешней речи, осуществлять самоконтроль, проводить самоанализ и т.д.
Критическое мышление, способность к анализу
Самостоятельность, способность к самообразованию
Умение планировать работу по выполнению задания
Коммуникабельность, способность к общению, умение работать в коллективе
Ответственность за принятое решение



Приобретение учащимися специальных умений
Усвоение фактического материала по предмету
Предметные компетенции

Приобретение учащимися интеллектуальных умений
Анализировать, сравнивать, обобщать, и т.д.
Решение проблем, саморазвитие

Приобретение учащимися исследовательских знаний и умений
Выделять проблемы, формулировать гипотезы, планировать эксперимент в соответствии с гипотезой, интегрировать данные, делать выводы
Решение проблем, саморазвитие, сотрудничество

По объему осваиваемой методики научного исследования провожу уроки-исследования и уроки с элементами исследования.
На уроке с элементами исследования учащиеся отрабатывают отдельные учебные приемы, составляющие исследовательскую деятельность.
По содержанию элементов исследовательской деятельности использую следующие типы уроков: уроки по выбору темы и метода исследования, по выработке умения формулировать цель исследования, уроки с проведением эксперимента, работа с источниками информации, заслушивание сообщений, защита рефератов и т.д.
На уроке-исследования с моей помощью учащиеся овладевают методикой научного исследования, усваивают этапы научного познания. По уровню самостоятельности учащихся, проявленной в исследовательской деятельности на уроке, уроки-исследования соответствуют:
начальному (1 уровень),
продвинутому (2 уровень)
высшему (3 уровень).
Собственный опыт использования данной технологии позволил мне скорректировать возрастные группы учащихся и уровни уроков-исследований.
Уровень урока, вид исследования, возрастная группа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

Начальный
1 уровень
6-7 класс
 
Обучение исследованию
На доске обязательно пишу названия основных ступеней исследовательской деятельности. Формулирую проблему, сообщаю тему и цель исследования. Даю готовый алгоритм исследовательской работы. Веду учебный процесс, используя термин «проблема», «гипотеза», «вывод» и т.д.
Использую вопросы: в чем проблема? Каковы этапы деятельности исследования? Что такое гипотеза? Какое можно выдвинуть предположение? Данное высказывание предполагаемое или доказанное?
Отвечают на поставленные мной вопросы. Следуют алгоритму работы, предложенному мной. Сверяют свои действия с образцом исследования, используя информацию, записанную на доске.

Продвинутый
2 уровень
8-9 класс
 
Обучающее исследование
На доске записываю названия ступеней исследовательской деятельности по необходимости. Формулирую проблему. Подвожу учащихся к пониманию темы и цели исследования. Направляю деятельность учащихся в русло исследовательской работы без использования терминов «проблема», «гипотеза», «вывод» и т.д.
Обращаю внимание учеников на схему исследовательской деятельности по необходимости.
Использую вопросы: с чего необходимо начать? Что нужно выяснить? Как это сделать? Верный ли вы сделали выбор?
Самостоятельно планируют и выполняют работу. При необходимости консультируются со мной. Получают оценку (правильно или не правильно) за каждый этап работы.

Высший
3 уровень
10-11 класс
 
Творческое исследование
Формулирую проблему. Подвожу учащихся к самостоятельному формулированию темы и цели. Создаю условия для исследовательской деятельности: обеспечиваю учебный процесс дидактическим материалом, организую индивидуальную работу и деловое общение учащихся в группах или парах.
Использую вопросы: ясна ли цель работы? Все ли понятно в выданных материалах? На каком этапе работы находитесь? Уложитесь ли по времени? Каков итог работы?
Оцениваю результаты работы в конце урока.
Планируют и проводят исследовательскую деятельность самостоятельно, без моей помощи и консультации.

Таким образом, освоение учащимися исследовательских знаний и умений происходит поэтапно, с постоянным увеличением степени самостоятельности учеников в их исследовательской учебной деятельности.
На уроках-исследованиях использую разнообразные формы обучения учащихся: индивидуальную, групповую, парную, коллективную.
Предпочтение отдаю групповой и коллективной, так как именно они, в большей степени, чем остальные способствуют формированию ключевых компетенций. Для того чтобы избежать недостатков групповой работы (конфликты, «спрятаться за чужими спинами» и т.д.) в обязательном порядке разрабатываем совместно с детьми и затем используем правила групповой работы.
При разработке тематического планирования изменяю структуру изучения материала, не нарушая логики, последовательности его изложения.
В целом структурной единицей организуемого мной образовательного процесса является блок уроков для изучения самостоятельной темы учебного курса. Каждый блок фиксирован, в каждом его элементе – ведущие методы и формы обучения.
ВП
(вводное повторение)
Перцептивные
Уроки-беседы

ИНМ
(изучение нового материала)
Гностические
Уроки-лекции
Уроки-исследования (уроки с элементами исследования)
Уроки-конференции

РЗ (развивающее закрепление)
Гностические
Методы и приемы формирования интереса к учению
Уроки-исследования (уроки с элементами исследования)
Уроки-расследования
Уроки-семинары
Уроки деловой и ролевой игры
Интегрированные уроки
Практические работы
Уроки решения проблемных вопросов

ОП (обобщающее повторение)
Гностические
Методы и приемы формирования интереса к учению
Уроки-конференции
Уроки-семинары
Уроки-консультации
Уроки-путешествия
Исследовательские практикумы
Игровые уроки

Кон (контроль)
Методы письменного контроля
Контрольная работа
Разноуровневое тестирование
Компьютерное тестирование

Кор
( коррекция )
Перцептивные
Уроки-беседы
Уроки-консультации

Работая над проблемой повышения мотивации учащихся к выполнению домашних заданий, как-то, вместо чтения параграфов и ответов на вопросы, я попросила детей выполнить дома практическую работу. В дальнейшем я поняла, что такого рода задания очень интересны учащимся, выполняют они их с удовольствием, так как задания непосредственно связаны с жизнью, выполняют работу в комфортных для себя условиях, в своем собственном темпе, в полной мере ощущая себя исследователями.
примеры
Система домашних практических работ позволяет решать ряд задач, актуальных для современного обучения географии, например, таких как вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность, использование межпредметных связей, формирование навыков научной географической речи и умения письменно оформлять отчеты о проделанной работе.
В процессе выполнения работ формируются самостоятельность, ответственность, аккуратность. Таким образом, данный вид деятельности стал еще одним инструментом в формировании ключевых компетенций учащихся.
Внеурочная деятельность школьников только тогда будет влиять на развитие их компетенций, если она тесно взаимосвязана с ведущей деятельностью – учебно-познавательной. Поэтому, охотно помогаю учащимся, имеющим повышенный уровень мотивации к учению, проводить исследования отдельных объектов или явлений. Продукт такого взаимодействия – научные работы моих учеников, представленные на научно-практические конференции разного уровня, участие в олимпиадах, конкурсах.
Научно-практическая деятельность

Год

Автор
Тема
Результат
Уровень

2005-2006
Тимофеева Людмила


«Географическая грамотность населения города Зимы»
Свидетельство участника
Областной

2007-2008
Криницына Анастасия



«Влияние механического состава почвы на рост и развитие растений»
Диплом –I степени
Городской

2008-2009
Криницына Анастасия



«Влияние механического состава почвы на рост и развитие растений»
Свидетельство участника
Областной

Данные о победителях олимпиад, конкурсов
Год
Название
Ф.И. учащегося
Класс
Итог

2006-2007
Городской тур олимпиады по географии

Абуздина Светлана

Иванова Надежда


10


11
II место


II место


2007-2008
Городской тур олимпиады по географии


Гаврилова Галина
9
III место


2009-2010
Городской тур олимпиады по географии

Ланина Людмила
9

9
II место

I командное место

Информационные технологии – неотъемлемая часть современной жизни. Я считаю, что любой педагог, заинтересованный в совершенствовании своего профессионального мастерства, независимо от преподаваемого предмета, должен обладать высокой информационной культурой (уметь добывать информацию из разных источников, обрабатывать ее, уметь пользоваться компьютерной техникой и приспособлениями к ней, работать с популярными компьютерными программами, уметь пользоваться ресурсами Интернет), а главное – учить этому детей.
Поэтому, в обучении географии на моих уроках формирование информационной компетенции учащихся занимает одно из ведущих мест.
Использую при проведении уроков образовательные мультимедийные продукты. Но, обращаюсь к ним только в тех случаях, если они обеспечивают более высокий уровень образовательного процесса по сравнению с другими методами.
Важной частью формирования информационной компетенции учащихся является умение использовать информационные ресурсы Интернет. Но, многие коллеги со мной могут не согласиться, мотивируя тем, что в данной ситуации наши дети привыкают просто брать готовое, не осмысливая материал, не прилагая собственного труда к созданию учебной работы. Я тоже сталкивалась с ситуацией, когда ученики приносили готовую, выполненную в несвойственной для них манере работу. Что делать? Доказывать, что работа выполнена не самостоятельно? Запрещать использовать Интернет? А ведь большинство ребят выбирают в качестве домашнего задания подготовку информации из глобальной сети. Выход из ситуации - рассказать детям о правилах работы с информацией Интернет, которыми пользуюсь сама.
В целом, делать окончательные выводы об эффективности внедрения ключевых компетенций можно будет по прошествии определенного времени, когда развитые компетенции помогут выпускнику реализовать себя в профессиональной и социальной сферах.
Определив свое педагогическое кредо как «Образование – для жизни!», я выстроила систему своей работы таким образом, чтобы соединить фундаментальные знания по географии с прикладными умениями и навыками.
Разработанная мною структура процесса обучения позволяет формировать кроме предметных и ключевые компетенции выпускников школы, такие как: коммуникативная, информационная, социальная. Это подтверждается стабильностью учебной результативности:
2009-2010 - 42,7%
2010-2011 - 43,9%
2011-2012 - 43,2%

Пусть не многие из моих выпускников связали свою жизнь с профессиями, основанными на географических знаниях. Главное, что знания, полученные на моих уроках, помогут им в повседневной и профессиональной жизни. Я считаю, что если мой ученик умеет работать в команде, находить истину, планировать результат и оценивать его, точно формулировать свои мысли, самоорганизовываться, находить любую информацию, он будет успешен в дальнейшем.
Заголовок 315