Конспект урока Россия после Смуты. новые явления в экономике (10 класс)


Тема: Новые явления в экономике. Возрождение России после Смуты.
Тема Новые явления в экономике.10 класс.
Цель темы Поиск новых тенденций в развитии страны после Смуты
Планируемый результат
Охарактеризовать экономическую политику Российского государства после Смуты и определить ее сильные и слабые стороны Предметные умения УУД
-определять последствия Смуты;
- выдвигать версии дальнейшего развития;
- работать с легендой карты, текстом Личностные: -самоопределяются по отношению к экономической политике государства; сравнивают свои оценки исторических событий с оценками других;
Регулятивные:
- осуществляют целеполагание;
-осознают конечный результат работы, соотносят его с поставленными целями урока;
-самоорганизуются;
-осуществляют самоконтроль и коррекцию своих ошибок;
Познавательные: - обрабатывают разные источники учебной информации; выбирают исторические факты из незнакомого текста по заданию; составляют план; определяют понятия; ориентируются по исторической карте; делают выводы, сравнивают;
Коммуникативные: -строят устную речь, высказывают свое мнение; осуществляют смысловое чтение;
-сотрудничают в парах, группах;
- выслушивают мнения других, договариваются;
Основные понятия,
термины, даты, личности Специализация, мелкотоварное производство, мануфактура, протекционизм
Организационный момент. Подготовка учащихся к уроку.
Мотивация. Связь последствий смуты с возрождением страны.
Последствия Смуты: фронтальная беседа. Предполагаемый ответ:
Ухудшение положения крестьян (увеличение числа бобылей – крестьян, не имеющих ни скота, ни орудий труда, ни денег); запустение многих поместий, оскудение дворянства, ослабление социальной базы монархии, разорение южных и западных городов, упадок промыслов, ремесленного производства, торговли; оскудение государственной казны; потеря территорий (побережья Финского залива, область Карелии, выход в Балтику, Смоленска, Чернигова), посевные площади сократились в 30 раз, нехватка рабочих рук, увеличение числа крестьян-бобылей (неимущих).
Историческая проблема. Какие новые явления можно отметить в экономической сфере жизни России в XVII в.? Можно ли утверждать, что в России 17 века существовали признаки кризиса феодального строя?
II. Работа с документом.
На столах - документ №1. Отрывок из романа Алексея Николаевича Толстого. Прочитайте текст и запишите в тетрадь ответ на вопрос: В чем вы видите проблему, затронутую русским писателем?
Отрывок из романа А. Н. Толстого «Хождение по мукам». Постановка задачи урока. Выявление проблемы.
«Триста лет тому назад ветер вольно гулял по лесам и степным равнинам, по огромному кладбищу, называвшемуся Русской землей. Там были обгоревшие стены городов, пепел на местах селений, кресты и кости у заросших травою дорог, стаи воронов да волчий вой по ночам. Кое-где еще по лесным тропам пробились последние шайки шишей, давно уже пропивших награбленные за десять лет боярские шубы, драгоценные чаши, жемчужные оклады с икон. Теперь все было выграблено, вычищено на Руси.
Опустошена и безлюдна была Россия. Даже крымские татары не выбегали больше на Дикую степь - грабить было нечего. За десять лет Великой Смуты самозванцы, воры и польские наездники прошли саблей и огнем из края в край всю русскую землю. Был страшный голод, - люди ели конский навоз и солонину из человеческого мяса. Ходила черная язва. Остатки народа разбрелись на север к Белому морю, на Урал, в Сибирь.
В эти тяжкие дни к обугленным стенам Москвы, начисто разоренной и опустошенной и с великими трудами очищенной от польских захватчиков, к огромному этому пепелищу везли на санях по грязной мартовской дороге испуганного мальчика, выбранного, по совету патриарха, обнищалыми боярами, бесторжными торговыми гостями и суровыми северных и приволжских земель мужиками в цари московские. Новый царь умел только плакать и молиться. И он молился и плакал, в страхе и унынии глядя в окно возка на оборванные, одичавшие толпы русских людей, вышедших встречать его за московские заставы. Не было большой веры в нового царя у русских людей. Но жить было надо. Начали жить. Призаняли денег у купцов Строгановых. Горожане стали обстраиваться, мужики - запахивать пустую землю. Стали высылать конных и пеших добрых людей бить воров по дорогам. Жили бедно, сурово...Берегли веру. Знали, что есть одна только сила: крепкий, расторопный, легкий народ. Надеялись перетерпеть и перетерпели. И снова начали заселяться пустоши, поросшие бурьяном...»
А теперь давайте озвучим, что же у вас получилось.
(Ответ учащихся: Как новой династии выбранной на престол Земским собором, обрести доверие в глазах народа. Какими средствами первые Романовы будут решать задачи восстановления русских земель. Какие новые явления можно отметить в политической, экономической, социальной и духовной сферах жизни России в XVII в. при решении насущных проблем.)Работа в группах. Кейсы заданий для групп.
1 группа: Новые явления в сельском хозяйстве.
Работа с картой: отразите специализацию районов (ответы оформите в виде таблицы)

Таблица «Специализация районов»
Район Специализация
Поволжье, Черноземный центр Северо-запад, север Сибирь Ярославль и Кострома Глоссарий подпункта «Новые явления в сельском хозяйстве» .2 группа: Новые явления в ремесленном производстве.
Работа с картой: выявите крупные ремесленные центры (ответы оформите в виде таблицы)
Специализация районов России в мелкотоварном производстве:
Район Специализация
Москва, Ярославль и весь «текстильный район» Соликамск, Сольвычегодск Вологда Белозерск Серпухов, Кашира, Тула, Москва
Глоссарий подпункта «Новые явления в ремесленном производстве»
Признаки ремесленного производства.
Перечислите новые явления в ремесленном производстве.

3 группа: Характеристика русской промышленности.
Глоссарий подпункта «Развитие промышленности».
Заполните сравнительную таблицу «Сравнительный анализ ремесленного производства и мануфактуры».
«Сравнительный анализ ремесленного производства и мануфактуры».
Критерии сравнения Ремесленная мастерская мануфактура
Размеры предприятия Состав работников Собственник орудий труда Наличие разделения труда Выявите признаки мануфактуры.
Определите на основе анализа пункта учебника определите особенности российской мануфактуры.
1634490266700Виды мануфактур
Виды мануфактур
Заполните схему «Виды мануфактур»
26060401714503663315171450862965171450
38538151860550017011651860550-556260186055
Проблема: почему появление мануфактур было неизбежным?
4 группа: Характеристика российской торговли.
Глоссарий подпункта «Внутренняя и внешняя торговля»
Основные направления политики в области торговли.
Отразите структуру экспорта и импорта России (ответы оформите в виде таблицы)
экспорт импорт
Выявите новые явления в области торговли.
Назовите направления политики правительства в области торговли.
Какую цель преследовало введение торговых уставов в России?
Используя карту, назовите основных торговых партнеров России, крупные ярмарки.

Итоговое закрепление. Отчеты групп о проделанной работе. Во время отчетов групп, учащиеся фиксируют особенности развития сельского хозяйства, ремесленного производства, промышленности и торговли в тетради. В ходе работы составляют опорный конспект темы.
Этап рефлексии:
Рефлексия деятельности: Составление итогового кластера «Новые явления в экономике России»
Рефлексия настроения: дерево настроения
Подведение итогов работы: Самооценка работы. Оценка работы в группе. Оценка учителя.
Домашнее задание: п4-5.