Рабочая программа по литературному чтению 4 класс по программе Перспективная начальная школа


Согласовано:
Заместитель директора по
УВР филиала ______________________
Силинская Н.В.
Утверждаю:
Директор МБОУ « Кехотская СШ»
Буланова О.Ю.
«______» _____________________ 2015 г.
Филиал муниципального бюджетного образовательного учреждения «Кехотская средняя школа» « Нижне –Койдокурская основная школа» муниципального образования Холмогорский муниципальный район Архангельской области
Рабочая программа
курса литературного чтения
4 класс
на 2015 -2016 учебный год
( 3 часа в неделю)
Учитель начальных классов:
Наговицына Елена Сергеевна
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании нормативных документов:
- Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 06.10.2009 г. №373 по литературному чтению;
- Примерной программы начального общего образования по литературному чтению;
- Федерального перечня учебников на 2015-2016 учебный год, утвержден приказом Минобрнауки РФ- регионального базисного учебного плана
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях;
- базисного учебного плана , утвержденного приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004 года;
- учебного плана школы на 2015-2016 учебный год
- программы по краеведению «Морянка» для учащихся 2-4 классов
Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю). В программу внесены некоторые изменения (в пределах 10 %): включен региональный компонент государственного стандарта начального общего образования. Кроме того, в программу внесены уроки по внеклассному чтению для развития и повышения техники чтения.
Курс краеведения «Морянка» основан на концепции регионального компонента Архангельской области федерального государственного стандарта общего образования с учетом действующих в начальной школе программ.
Основная идея- конкретизировать содержание федерального компонента с учетом межпредметных и внутренних связей, возрастных особенностей, а также удовлетворить познавательные интересы младших школьников, проживающих на территории Архангельской области.
Программа рассчитана на 17 часов и реализуется как часть нескольких учебных дисциплин (литературное чтение, ИЗО, технология, окружающий мир).
В результате изучения программы «Морянка» ученик 4 класса будет знать:
- важные события в истории родного края (участие жителей Архангельской области в Великой Отечественной войне);
- основные этапы жизни великого ученого, человека. Гражданина. Причины проявления интереса народов мира к жизни и деятельности М.В. Ломоносова, нравственные качества, свойственные М.В. Ломоносову- человеку, ученому, гражданину России;
- использовать источники дополнительной информации;
- рассказывать о жизни и деятельности М.В. Ломоносова;
О самопожертвовании, отваге, благородстве, чести, любви к Родине.
Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
обладание осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников, формирование читательского кругозора и приобретения самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов речевой деятельности;
развитие художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста, формирование представлений о добре и зле;
приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и, ориентируясь на собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.
В силу особенностей, присущих данной предметной области, в её рамках решаются также весьма разноплановые предметные задачи:
духовно-нравственная – от развития умения понимать нравственный смысл целого до развития умения различать нравственные позиции на основе художественных произведений;
духовно-эстетическая – от формирования видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали;
литературоведческая – от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект (художественные приёмы);
библиографическая – от формирования умений ориентироваться в книге по её элементам и пользоваться её справочным аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи.
«Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника, содержащиеся в примерной программе по литературному чтению в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. Это, прежде всего формирование позитивного целостного мировосприятия младших школьников, воспитание нравственного, ответственного сознания. А также формирование функциональной грамотности младшего школьника и достижения результативности обучения в целом.
Изучение литературного чтения начинается вводным курсом «Обучение грамоте» (Авторы: Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков), а затем в конце первого года обучения и все следующие 3 года дети знакомятся с предметом «Литературное чтение» (Автор: Чуракова Н.А., О.В. Малаховская).
Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узко предметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Это, прежде всего, воспитание сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир - мир людей и природы). Только такое специально воспитанное сознание, способное обнаруживать смысл и красоту в окружающем мире, имеет возможность в процессе взросления не скучать и не растрачивать себя попусту. Такое сознание всегда ощущает себя укоренённым: в произведениях художественной культуры, в красоте природы, в ценности человеческих чувств и отношений.
Основная литературоведческая цель курса «Литературное чтение» в начальной школе - сформировать за 4 года инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязях произведения фольклора и авторской литературы, а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу и поэзию.
Основная цель выражается в главных идеях, развиваемых на протяжении 4 лет обучения, а также в конкретных задачах, решение которых помогает осуществить главные идеи. Главных идей несколько, и без их решения невозможно реализовать основную цель обучения (сформировать инструментарий для анализа художественных произведений).
Идея первая.
Необходимо сформировать грамотные представления о взаимосвязях мифа, фольклорных жанров и произведений авторской литературы.
• Фольклор, во-первых, предшествует авторской литературе; во-вторых, существует параллельно с авторской литературой; в-третьих, живет в авторской литературе в скрытом и снятом виде (в виде композиционных структур, сюжетных схем, фигур и приемов). Авторская литература использует: а) жанровые структуры фольклора (жанр сказки, все малые жанры); б) сюжетно-композиционные особенности жанров фольклора; в) фигуры (повтор) и художественные приемы, большая часть которых имеет древнейшее происхождение.
• Миф - это способ жизни человечества в древности, в до письменный период истории, помогавший установить отношения человека с миром природы. Миф воспринимает мир как борьбу своей, присвоенной части мира, и чужой, не присвоенной его части. С мифом напрямую связаны как малые жанры фольклора, так и его «большие» жанры. Большая часть малых жанров фольклора носит обрядово-игровой характер. Загадка - это древний способ шифровать и запоминать важнейшие сведения о природе; закличка — способ уговаривать (заклинать) природу. Считалка - древний способ тайного счета и способ бросать жребий. Миф связан с такими жанрами фольклора, как сказка о животных и волшебная сказка. В сказке о животных находят выражение древнейшие представления о животных-тотемах. В волшебной сказке животное-тотем является одним из волшебных помощников героя. Волшебная сказка отражает древнейший обряд посвящения юного человека в мир взрослых, смысл которого - в прохождении посвящаемым ряда испытаний, в результате чего и происходит повзросление, переход человека в новое качество.
Мифологические сюжеты и фольклорные жанры сходны в разных культурах мира, имеют международный характер.
Использование авторской литературой фольклорных жанров, сюжетных линий и приемов не делает авторские произведения фольклорными. В авторской литературе другой мир ценностей: главными являются не групповые ценности людей, подчиняющихся природному ритму, - главным становится жизнь конкретного человека с его индивидуальными переживаниями. Авторские произведения - это уникальные истории человеческих переживаний. Фольклорные тексты - это повторяющиеся истории выживания в борьбе с волшебным миром (чужим, не присвоенным миром), заканчивающиеся победой над ним и восстановлением нарушенного порядка.
Идея вторая.
Необходимо постепенно формировать базовое понятие курса «Литературное чтение» - понятие художественного образа.
• Познакомить младших школьников с доступными их восприятию художественными приемами: олицетворением, сравнением и антитезой, которую мы называем приемом контраста.
Примечание. Конечно, проследить древнейшую природу основных художественных приемов в начальной школе не представляется возможным, но сам учитель должен чувствовать их мифологическую укорененность: в олицетворении хорошо видно его древнее происхождение, связанное с одушевлением предметов и явлений; в основе сравнения - древнейшее представление о взаимосвязи и взаимопревращаемости всех предметов и явлений; в основе контраста древнейший способ воспринимать мир в оппозициях
Любой художественный прием - в силу присущей его природе двуплановости - является первоклеткой художественного образа, поэтому воспитанная на уроках способность выделять в тексте и понимать художественные приемы - это первый шаг на пути к пониманию особенностей художественного образа.
На материале произведений живописи и графики показать школьникам особенности художественного образа в изобразительном искусстве. Сначала - на материале классических иллюстраций к конкретным фольклорным и литературным текстам: школьники смогут убедиться в том, что писатель (поэт) и художник могут поделиться сходным переживанием и что их оценка событий или героев может быть похожа, но выражена разным языком - языком литературы или языком живописи (графики); потом - на материале живописных произведений, не связанных с текстами тематически, но связанных сходством восприятия мира писателем (поэтом) и художником.
Создать условия (подбором текстов и системой вопросов) для интуитивного понимания отличия правды жизни от художественной правды. Художественная правда при этом понимается как правда чувств и отношений, которая может быть представлена в любых вымышленных обстоятельствах.
Идея третья.
Необходимо учить младших школьников различать сначала жанры фольклора, потом жанры литературы, поскольку сама структура любого жанра содержательна. Вместе с тем необходимо показывать условность жанровых границ. То же самое касается деления литературы на разные типы повествования.
Несмотря на существующее жанровое деление, границы между жанрами как фольклора, так и литературы не строги и размыты. Прибаутка может включать в себя небылицу и дразнилку; колыбельную песенку - закличку; рассказ - сказку и т. д. Если школьник с нашей помощью сумеет обнаруживать сложную природу текста, то его восприятие текста станет многомерным, он сумеет понять неоднозначность и авторского замысла, и мира фольклора, и литературы в целом.
Границы между разными типами повествования (прозой, поэзией, драмой) и определенны, и условны одновременно: их объединяет не только единство мира ценностей, но и единство приемов, которыми пользуется каждый тип (способность прозы и драмы быть лиричными; способность поэзии быть эпичной, а также обрастать чертами драматического искусства). Это очень важно в дальнейшем, когда в основной школе учащиеся познакомятся с разными родами литературы (эпосом, лирикой и драмой), потому что ЭПОС - далеко не всегда прозаическое произведение (это может быть и поэма), а ЛИРИКА - далеко не всегда стихотворное. Важно, чтобы у школьника не сформировался неверный стереотип.
Идея четвертая.
Необходимо помочь младшим школьникам полюбить поэзию, научить наслаждаться особенностями поэтической формы. Если этого не сделать в начальной школе, поэзия как область искусства может быть навсегда потеряна для многих школьников.
Не пользуясь специальной терминологией, создать условия для того, чтобы школьник почувствовал СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ тех особенностей поэзии, которые принято считать формальными: содержательность рифмы (парной, перекрестной, охватной); содержательность размера (последовательности ударных и безударных слогов в строчке + длины строчки); содержательность типа окончаний рифмы (мужское, женское, дактилическое) и т. д.
На материале разных переводов одного и того же короткого стихотворения учить различать нюансы смысла, порождаемые разной ФОРМОЙ; анализируя особенности поэтической формы, учить видеть АВТОРА переводов, постигать особенности его восприятия мира и его творческого почерка.
Литературное чтение является одним из базовых предметов начальной школы, общекультурное и метапредметное значение, которого выходит за рамки предметной области. Во-первых, эта предметная область, как никакая другая, способствует формированию позитивного и целостного мировосприятия младших школьников, а также отвечает за воспитание нравственного, ответственного сознания. Во-вторых, средствами этого предмета формируется функциональная грамотность школьника и достигается результативность в целом. Освоение умений чтения и понимания текста, формирование всех видов речевой деятельности, овладение элементами коммуникативной культуры и, наконец, приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности – вот круг тех метапредметных задач, которые целенаправленно и системно решаются в рамках данной предметной области. Именно чтение лежит в основе всех видов работы с информацией, начиная с ее поиска в рамках одного текста или в разных источниках, и заканчивая ее интерпретацией и преобразованием.
Особое место в рамках литературного чтения занимает накопление опыта самостоятельной (индивидуальной и коллективной) интерпретации художественного произведения, который развивается в разных направлениях в системах читательской и речевой деятельности (от освоения детьми разных видов и форм пересказа текста до формирования умений анализировать текст, обсуждать его и защищать свою точку зрения; от формирования навыков учебного чтения по цепочке и по ролям до получения опыта творческой деятельности при инсценировании, драматизации и создании собственных текстов и иллюстраций по мотивам художественного произведения).
Круг детского чтения в программе определяется по нескольким основаниям. Первые два связаны с формированием мотива чтения и созданием условий для формирования технического умения чтения. Так, на начальном этапе формирования этого умения обеспечен приоритет стихотворных текстов или прозаических текстов с повторяющимися словами, словосочетаниями, предложениями, абзацами (с целью создать впечатление успешности чтения, что очень важно в период формирования технического умения читать); также обеспечен приоритет текстов шуточного содержания, способных вызвать немедленную эмоцию радости и смеха (поскольку чувство юмора является основной формой проявления эстетического чувства в этом возрасте) для формирования мотива чтения. Тексты каждого года обучения отобраны с учётом их доступности восприятию детей именно этой возрастной группы. Другие основания отбора текстов связаны с необходимостью соблюдения логики развития художественного слова от фольклорных форм к авторской литературе; с необходимостью решать конкретные нравственные и эстетические задачи, главные из которых складываются в определённую нравственную и эстетическую концепцию, развиваемую на протяжении всех четырёх лет обучения; с необходимостью обеспечить жанровое и тематическое разнообразие, создавать баланс фольклорных и авторских произведений, произведений отечественных и зарубежных авторов, произведений классиков детской литературы и современных детских авторов конца 20 – начала 21 века.
Содержательные линии
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование
Умение адекватно воспринимать на слух звучащую речь: чтение текста вслух учителем и одноклассниками, высказывания собеседников, адресованные себе вопросы. Понимание смысла звучащей речи: выделение её цели и смысловых доминант, удержание обсуждаемого аспекта, способность отвечать на вопросы по её содержанию и задавать собственные вопросы.
Чтение вслух
Укрепление мотива чтения как основы для перехода от слогового чтения к чтению целыми словами, а также постепенного увеличения скорости чтения. Формирование мотива читать вслух в процессе чтения по ролям и чтения по цепочке, а также участия в инсценировках и драматизациях. Освоение особенностей выразительного чтения ( от чтения отдельных предложений с интонационным выделением знаков препинания на начальном этапе до понимания не только сюжетных, но и жанровых требований и ограничений самого читаемого текста (лирическое стихотворение читается не так, как былина, а гимн – не так, как колыбельная песенка или прибаутка) и осознанный выбор подходящих к случаю интонации, тона, пауз, логических ударений).
Чтение про себя
Умение самостоятельно читать текст небольшого объёма с разными целями: для составления общего впечатления в рамках ознакомительного чтения; для составления общего представления о содержании отдельных глав учебника, детских книг и популярных детских журналов в рамках просмотрового чтения; для привлечения уже пройденного материала в новый контекст в рамках повторного просмотрового чтения; для выяснения существенных подробностей текста в рамках изучающего чтения. Умение находить в изучаемом тексте необходимые сведения, а также умение находить в словарях нужные словарные статьи и извлекать из них требуемую информацию в рамках выборочного чтения.
Говорение
Освоение разновидностей монологического высказывания: в форме краткого или развёрнутого ответа на вопрос; в форме передачи собственных впечатлений от текста или живописного произведения, а также передачи жизненных наблюдений и впечатлений; в форме доказательного суждения с опорой на текст (зачитывание нужного места в тексте).
Освоение особенностей диалогического общения: умение слушать высказывания собеседника и выражать к ним своё отношение (согласие/несогласие). Умение спорить, опираясь на содержание текста, а не на собственные эмоции.
Этическая сторона диалогического общения – использование норм речевого этикета и воспитание сострадательного отношения к проигравшей в споре стороне – рассматривается системно на занятиях по развитию речи в рамках уроков русского языка.
Письмо (культура письменной речи)
Освоение жанра письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»: умение самостоятельно заполнить два конверта (адресата и адресанта), использовать формулы вежливости в начале и в конце письма; отвечать на вопросы учебника и выполнять творческие задания (специальные вопросы и задания в конце каждой четверти, адресованные членам клуба и предназначенные для переписки).
Накопление опыта предметной переписки: научиться реагировать на получение писем из клуба, отвечать на вопросы, заданные не только в учебнике, но и в этих письмах.
Различение видов текста (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и их практическое освоение в форме мини-сочинений; краткие сочинения по личным наблюдениям и впечатлениям; сочинения по живописным произведениям; письменное составление аннотаций к отдельным произведениям и сборникам произведений; обучение культуре предметной и бытовой переписки; использование в письменной речи средств художественной выразительности (сравнений, олицетворений, синонимов, антонимов) – весь этот круг задач решается в комплекте «Перспективная начальная школа» на уроках русского языка средствами раздела «Развитие речи» (2 часть учебника «Русский язык» 2-4 классы).
Работа с текстом художественного произведения
Анализ заголовка с целью прогнозирования содержания текста и повторный анализ заголовка после прочтения текста. Аспектный анализ текста (через систему вопросов и заданий), определение его эмоционально-смысловых доминант (основная мысль в басне, переживания в лирическом стихотворении, противоположные позиции героев и авторский вывод в рассказе, основная интонация в колыбельной песне, былине, гимне). Определение особенностей построения текста, выделение ключевых действующих лиц, выявление средств художественной выразительности. Умение определить характер героя (через его словесный портрет, анализ поступков, речевое поведение, через авторский комментарий), проследить развитие характера героя во времени, реконструировать мотивы его поступков; сравнительный анализ поведения разных героев и способность выработать собственную оценку их поведения. Обнаружение (с помощью учителя) авторской позиции в прозаических текстах и направления авторских переживаний в лирических текстах.
В результате работы с текстом: умение выделять в тексте разные сюжетные линии; видеть разные точки зрения или позиции, устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета и в поведении героев; понимать авторскую точку зрения; выделять основную мысль текста; обнаруживать выразительные средства и понимать смысл их использования.
Работа с учебными и научно-популярными текстами
Обучение структурированию научно-популярного и учебного текстов, выделению в тексте отдельных частей, ключевых слов, составлению плана пересказа ведётся в комплекте «Перспективная начальная школа» на уроках русского языка средствами раздела «Развитие речи» (2 часть учебника «Русский язык» 2-4 классы).
Формирование библиографической культуры
Умение пользоваться аппаратом учебника (содержание, оглавление, условные обозначения), навыки работы с дополнительными текстами и иллюстрациями. Представление о книге-сборнике, книге-произведении, о периодической печати, о справочной литературе. Практическое умение составить монографический, жанровый и тематический сборники, опираясь на содержание учебника «Литературное чтение». Систематическое использование словарной и справочной литературы на уроках и в домашних условиях. Представление об алфавитном каталоге библиотеки. Практическое использование фондов школьной библиотеки в учебном процессе для решения конкретных задач, сформулированных в методическом аппарате учебника.
Знакомство с книгой как с особым видом искусства, изучение её элементов, а также практическое освоение жанра аннотации – все эти задачи в комплекте «Перспективная начальная школа» на уроках русского языка средствами раздела «Развитие речи» (2 часть учебника «Русский язык» 2-4 классы).
Литературоведческая пропедевтика
Работа с текстами разных видов и жанров литературы
Определение принадлежности текста к фольклорному миру или кругу авторских произведений (от указания формальных примет до понимания разной степени разработанности характеров героев, наличия/отсутствия в тексте слоя индивидуальных переживаний, обнаружение разного мира ценностей – коллективных или индивидуальных). Понимание жанровых особенностей текста (волшебная сказка, докучная сказка, рассказ, небылица, колыбельная песенка, закличка, гимн) и начальные умения выявлять и обосновывать жанровую принадлежность текста, опираясь на его ярко выраженные жанровые особенности.
Понимание разности между художественными и научно-популярными текстами. Умение доказательно показать принадлежность текста к кругу художественных или научно-популярных текстов (через анализ целей создания текстов, их содержания и средств выразительности). Понимание отличий прозаического и поэтического текстов. Умение реконструировать (с помощью учителя) позицию автора в любом авторском тексте, а также понимать переживания героев в лирическом стихотворении.
Работа с произведениями разных видов искусства (литература, живопись, прикладное искусство, скульптура, музыка)
Представление о литературе как об одном из видов искусства. Сравнение особенностей мировосприятия писателя/поэта, живописца и композитора (на материале близких концептуально-тематически литературных, живописных и музыкальных произведений). Способность произведений, принадлежащих к разным видам искусства, транслировать сходные мысли и выражать похожие переживания авторов-создателей.
Представление о литературе как явлении художественной культуры. Сравнение произведений, принадлежащих к разным видам искусства, для обнаружения сходства воссозданных в них картин мира.
Элементы творческой деятельности (интерпретация литературного текста, живописного и музыкального произведений)
Чтение художественного произведения (или его фрагментов) по ролям и по цепочке (в том числе и с опорой на цветное маркирование).
Умение читать выразительно поэтический и прозаический текст на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения (понимание прочитанного, умение осознанно выбирать интонацию, темп чтения и делать необходимые паузы в соответствии с особенностями текста).
Умение рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом», сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний.
Практическое освоение малых фольклорных жанров: сочинение собственных текстов и инсценирование их с помощью выразительных средств (мимики, жестов, интонации).
Способность устно и письменно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, живописных и музыкальных произведений.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества
Малые жанры фольклора (прибаутки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, заклички); народные сказки (докучные, кумулятивные, сказки о животных, бытовые, волшебные); пословицы и поговорки.
Авторские произведения
Произведения, укоренённые в фольклоре (басни, былины, гимны).
Литературные авторские произведения
Произведения классиков отечественной литературы 19-20 веков (стихотворения, рассказы, сказки, волшебные сказки в стихах, повесть).
Произведения классиков детской литературы (стихотворения, рассказы, сказки, сказочные повести).
Произведения современной классической литературы (с учётом многонациональности России) и зарубежной литературы (стихотворения, рассказы, сказки, сказочные повести).
Разные виды книг
Историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (детские журналы).
Ценностные ориентиры содержания курса
«Литературное чтение»
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственными ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой…
Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которые формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

Результаты изучения курса «Литературное чтение»
В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность школьников к получению дальнейшего образования в основной школе и достигнут необходимый уровень их культурного и литературного развития.
Личностными результатами обучения в начальной школе являются: осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения, формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя, знакомство с культурно – историческим наследием восприятие литературного произведения как особого вида искусства, высказывания своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: освоение приемов поиска нужной информации, овладение основами коммуникативной деятельности.
Основная метапредметная цель, реализуемая средствами литературного чтения, связана с формированием грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, ориентируясь на собственные предпочтения и в зависимости от поставленной учебной задачи.
В рамках данного предмета решаются разноплановые предметные задачи:
-духовно-нравственные;
-духовно-эстетические;
-литературоведческие;
-библиографические.
Курс каждого года, являясь частью целого, имеет специфические задачи, которые сформулированы в программных требованиях к каждому году обучения.
Планируемые результаты освоения учебной программы
по курсу «Литературное чтение» к концу 4-го года обучения
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.
Выпускник научится:
читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения;
грамотно писать письма и отвечать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;
определять главную тему и мысль произведения; делить тест на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко и подробно;
представлять содержание основных литературных произведений, изученных в классе, указывать их авторов и названия;
перечислять названия 2-3 детских журналов и пересказывать их основное содержание (на уровне рубрик);
характеризовать героев произведений; сравнивать характеры одного и разных произведений; выявлять авторское отношение к герою;
обосновывать своё высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из произведения;
читать наизусть (по выбору) стихотворные произведения или отрывки из них, спокойно воспринимать замечания и критику одноклассников по поводу своей манеры чтения;
ориентироваться в книге по её элементам (автор, название, титульный лист, страница «Содержание» или «Оглавление», аннотация, иллюстрации);
составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений; составлять аннотацию на отдельное произведение и на сборники произведений;
делать самостоятельный выбор книг в библиотеке с целью решения разных задач (чтение согласно рекомендованному списку; подготовка устного сообщения на определённую тему);
высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений и тактично воспринимать мнения одноклассников;
самостоятельно работать с разными источниками информации (включая словари и справочники разного направления).
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Различение типов рифм, различение жанровых особенностей произведений народного творчества и авторской литературы, узнавание в текстах литературных приёмов (сравнение, олицетворение, звукопись, гипербола, контраст) и понимание причин их использования.
Выпускник научится:
представлять основной вектор движения художественной культуры: от народного творчества к авторским формам;
отличать народные произведения от авторских;
находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приёмы: сравнение, олицетворение, гипербола (преувеличение), звукопись, контраст, повтор, разные типы рифмы).
Выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получит возможность научиться:
отслеживать особенности мифологического восприятия мира в сказках народов мира, в старославянских легендах и русских народных сказках;
отслеживать проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества – волшебной сказки и былины;
представлять жизнь жанров фольклора во времени (эволюция жанра волшебной сказки; сохранение жанровых особенностей гимна);
обнаруживать связь смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии);
понимать роль творческой биографии писателя (поэта, художника) в создании художественного произведения;
понимать, что произведения, принадлежащие к разным видам искусства могут сравниваться не только на основе их тематического сходства, но и на основе сходства или различия мировосприятия их авторов (выраженных в произведении мыслей и переживаний).
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»
Чтение по ролям, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.
Выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой и
коллективной работы получат возможность научиться:
читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе восприятия и передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
обсуждать с одноклассниками литературные, живописные и музыкальные произведения с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;
устно и письменно (в форме высказываний или коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений.

Ожидаемые результаты формирования УУД
к концу 4-го года обучения
В области предметных общих учебных действий
Выпускник научится:
ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги;
самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя два три существенных признака (отличать прозаический текст от стихотворного; распознавать особенности построения фольклорных форм: сказки, загадки, пословицы).
читать по ролям литературное произведение;
создавать текст на основе интерпретации художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;
реконструировать текст, используя различные способы работы с «деформированным» текстом: восстанавливать последовательность событий, причинно-следственные связи.
Выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой и
коллективной работы получит возможность научиться:
ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;
определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;
писать отзыв о прочитанной книге;
работать с тематическим каталогом;
работать с детской периодикой.
сравнивать, сопоставлять различные виды текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет1);
создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).
творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
создавать иллюстрации по содержанию произведения;
работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
создавать собственный текст (повествование–по аналогии, рассуждение – развёрнутый ответ на вопрос; описание – характеристика героя).
В области познавательных общих учебных действий
Выпускник научится:
свободно работать с текстом: уметь выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; уметь быстро менять аспект рассмотрения;
свободно ориентироваться в текущей учебной книге и в других книгах комплекта; в корпусе учебных словарей, в периодических изданиях, в фонде школьной библиотеки: уметь находить нужную информацию и использовать её в разных учебных целях; свободно работать с разными источниками информации (представленными в текстовой форме, в виде произведений изобразительного и музыкального искусства).
В области коммуникативных учебных действий
Выпускник научится:
В рамках коммуникации как сотрудничества:
разным формам учебной кооперации (работа вдвоём, в малой группе, в большой группе) и разным социальным ролям (ведущего и исполнителя).
В рамках коммуникации как взаимодействия:
понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументировано высказывать свою собственную точку зрения;
уметь корректно критиковать альтернативную позицию.
В области регулятивных учебных действий
Выпускник научится:
осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.
В области личностных учебных действий
Выпускник получит возможность научится:
осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;
профилировать свою нравственно-этическую ориентацию (накопив в ходе анализа произведений и общения по их поводу опыт моральных оценок и нравственного выбора).
Содержание курса «Литературное чтение»
4 класс (136 ч)
Программа 4 класса, сохраняя единые принципы и задачи изучения литературы как искусства и явления художественной культуры, поднимает учеников на новую ступень общего и эстетического развития. Она впервые знакомит школьников с понятием «миф», а сложная природа мифа, объединяющего обрядовую практику и собственно текст, участвующий в проведении обряда, вводит в фольклор более широкий контекст явлений культуры. Особенностью работы в 4 классе является формирование общего представления о связи мифа с такими жанрами фольклора, как сказка о животных и волшебная сказка, и с такими малыми жанрами фольклора, как загадка, считалка, дразнилка, закличка. На материале фольклорных текстов (волшебной сказки и былины) школьникам показывается проникновение в устное народное творчество фабульных элементов истории (то есть географических и исторических названий, примет и особенностей быта людей письменной эпохи). Вместе с тем школьники убеждаются в том, что при этом жанровые особенности фольклорных произведений сохраняются. Выявление конкретно-исторических черт времени необходимо для формирования полноценных представлений о коренных отличиях народной литературы от авторской: время в народной литературе понимается как ПРИРОДА, как природный цикл, сезонный круг; время в авторской литературе - это история, историческое движение событий и развитие характеров. Главной ценностью в народной литературе является сохранение или восстановление природного и социального порядка; главной ценностью авторской литературы является конкретный человек с присущим ему миром переживаний. Программа 4 класса продолжает знакомить младших школьников с шедеврами отечественной и зарубежной живописи. Живописные произведения «Музейного Дома» каждый раз позволяют обратиться к обсуждаемым эстетическим и этическим проблемам на материале другого вида искусства. Это делает все обсуждаемые проблемы общими проблемами художественной культуры.
Программа продолжает углублять представления младших школьников о содержательной выразительности поэтической формы. На разнообразном поэтическом материале школьникам демонстрируется простота и фольклорная укорененность парной рифмы, ритмичность перекрестной и изысканная сложность охватной; энергичность мужских окончаний, спокойная уверенность женских окончаний и песенная протяжность дактилических окончаний. Школьники убеждаются в содержательности выбора поэтами длины строки; знакомятся с богатством возможностей онегинской строфы.
Развивается представление учащихся о разных типах повествования: школьники продолжают знакомство с прозаическими и поэтическими текстами и впервые знакомятся с драматическим произведением. Это является своеобразной пропедевтикой грядущего (в основной школе) знакомства с родовым делением литературы на эпос, лирику и драму.
Программа 4 класса предусматривает анализ объемных произведений, сложных по композиции и художественному содержанию, передающих целую гамму разнообразных чувств, доступных детям. Выявление авторской точки зрения на изображаемые события завершает формирование представлений об особенностях авторской литературы.
Решение проблемы «автора» и «точки зрения» программа предусматривает как решение:
проблемы выражения чувств в лирике;
проблемы несовпадения мировосприятия рассказчика и героя (программа предусматривает только случаи самоочевидного несовпадения авторской точки зрения и точки зрения героя, когда мир воспринят глазами собачки, волчицы или трехлетнего ребенка);
проблемы перевода (детям предлагаются для сравнительного анализа разные переводы одного и того же стихотворения: сначала с именами переводчиков, потом - без имен, чтобы дети попытались сами установить имена переводчиков).
Особенность четвертого года изучения литературы состоит в том, что этот год завершает формирование того элементарного инструментария, который будет необходим читателю основной школы для анализа и оценки произведений разных жанров фольклора и разных родов и жанров авторской литературы.
Итогом четвертого года обучения должны стать: начальные умения анализа литературного произведения, умения устного и письменного высказывания в рамках разных жанров (сочинение на свободную тему; сравнительный анализ двух произведений в заданном аспекте, отзыв о произведении); первичное интуитивное ориентирование в мире доступной детскому восприятию художественной литературы; эстетическое переживание ценности художественных произведений.
Содержание программы
4 класс
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Совершенствование умения чтения про себя в процессе ознакомительного, просмотрового чтения, выборочного и изучающего чтения.
Совершенствование умений и навыков выразительного и осмысленного чтения: учёт тех требований к выразительности чтения, которые продиктованы жанровой принадлежностью текста. Дальнейшее развитие навыков свободного владения устной и письменной речью.
Дальнейшее формирование культуры предметного общения:
*умения целенаправленного доказательного высказывания с привлечением текста произведения;
*способности критично относиться к результатам собственного творчества;
*способности тактично оценивать результаты творчества одноклассников.
Дальнейшее формирование культуры предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря».
Умение определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко и подробно.
Умение составлять общее представление о содержании основных литературных произведений, изученных в классе, указывать их авторов и названия; характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев одного и разных произведений; выявлять авторское отношение к герою.
Формирование библиографической культуры
Дальнейшее формирование умений ориентироваться в книге по её элементам («Содержание» и «Оглавление» книги, титульный лист, аннотация, сведения о художниках – иллюстраторах книги). Формирование умений составлять аннотацию на отдельное произведение и сборник произведений.
Использование толкового, фразеологического и этимологического учебных словарей для уточнения значений и происхождения слов и выражений, встречающихся на страницах литературных произведений.
Формирование умения выбирать книги в библиотеке на основе рекомендованного списка.
Биография автора художественного произведения. Начальные представления о творческой биографии писателя (поэта, художника):
роль конкретных жизненных впечатлений и наблюдений в создании художественного произведения;
участие воображения и фантазии в создании произведений;
диалоги с современным московским детским писателем и современными художниками (авторами иллюстраций к учебнику); детские вопросы к авторам и ответы на них.
Представление о библиографическом словаре (без использования термина). Использование биографических сведений об авторе для составления небольшого сообщения о творчестве писателя или поэта.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Устное народное творчество
Формирование общего представления о «мифе» как способе жизни человека в древности, помогающем установить отношения человека с миром природы. Представления о Мировом дереве как о связи между миром человека и волшебными мирами; представления о тотемных животных и тотемных растениях как о прародителях человека.
Волшебная сказка.
Отражение древних (мифологических) представлений о мире. Герой волшебной сказки. Представление о волшебном мире, волшебном помощнике и волшебных предметах, волшебных числах и словах.
Особенности сюжета (нарушение социального (природного) порядка как причина выхода героя из дома; дорога к цели, пролегающая через волшебный мир; испытания, помощь волшебного помощника, победа над волшебным миром как восстановление социального (природного) порядка и справедливости).
Отслеживание особенностей мифологического восприятия мира в сказках народов мира, в старославянских легендах и русских народных сказках.
Былина как эпический жанр (историческое повествование).
Характеристика эпического (исторического) героя (победитель в борьбе с природными силами; защитник границ княжества и отечества; человек, прославляющий своими деяниями — торговлей или ратными подвигами — свое отечество).
Проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества: волшебной сказки («Морской царь и Василиса Премудрая») и былины («Садко»).
Народная и авторская сказка.
Сохранение структурных (жанровых и сюжетных) связей с народной сказкой и обретение нового смысла. Развитие сказочной «этики»: от победы с помощью магической силы — к торжеству ума, смекалки (в народной сказке); к осознанию ценности нравственного совершенства и силы любви (в авторской сказке).
Жизнь жанров фольклора во времени
Взаимоотношения обрядов и праздников.
Жизнь древнего жанра гимна во времени (античный гимн «Природе» и «Гимн России»): жанровое и лексическое сходство.
Народная и авторская сказка.
Сказочная повесть.
С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром рассказа: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяженность действия во времени, реальность переживаний героя.
Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром сказки: сосуществование реального и волшебного мира, превращения, подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшебные числа и волшебные слова.
Герой сказочной повести: проявление характера в поступках и речи, развитие характера во времени. Перенесение победы над волшебным миром в область нравственного смысла: не знание волшебного заклинания, а преодоление собственных недостатков, воспитание в себе нравственных принципов помогают Нильсу вернуть себе человеческий облик.
Особенности поэзии.
Выражение внутреннего мира автора посредством изображения окружающего мира. Разница картин мира, создаваемых поэтами. Общее представление об образе поэта через его творчество.
Формирование представления о разнообразии выразительных средств авторской поэзии: использование приемов олицетворения, сравнения, антитезы (контраста); лексического и композиционного повтора.
Общее представление о связи смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии, знакомство с онегинской строфой).
Рассказ.
Дальнейшие наблюдения за особенностями жанра рассказа:
- событие в рассказе — яркий случай, раскрывающий характер героя;
- сложность характера героя и развитие его во времени;
- драматизм рассказа (А. Чехов «Ванька», Л. Андреев «Петька на даче»,
Л. Улицкая «Бумажная победа»);
- формирование первичных представлений о художественной правде как
о правде мира чувств, которая может существовать в контексте вымысла и
воображения;
- выразительность художественного языка.
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»
Умение читать выразительно стихотворный и прозаический текст, основываясь на восприятие и передачу художественных особенностей текста, выражение собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения.
Дальнейшее формирование умений обсуждать с одноклассниками иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений из раздела «Музейный Дом», слушать и обсуждать музыкальные произведения и сравнивать их с художественными текстами и живописными произведениями с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств, переживаний.
Дальнейшее формирование умений устно и письменно (в виде высказываний и коротких сочинений) делиться своими личными наблюдениями и впечатлениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, живописных и музыкальных произведений.
Формирование умений выполнять объёмные творческие задания в рамках подготовки к литературной олимпиаде (по материалам, представленным в учебнике).
Круг чтения
Устное народное творчество
Мифологические сюжеты Древней Греции, древних славян.
Русские народные волшебные сказки
«Крошечка-Хаврошечка», «Морозко»*, «Морской царь и Василиса Премудрая», «Иван-царевич и серый волк»*, «Финист – ясный сокол»*.
Зарубежная волшебная сказка
«Алтын-сака – золотая бабка».
Былины:
Киевского цикла: «Илья Муромец и Святогор»*, «Илья Муромец и Соловей-разбойник»;
Новгородского цикла: «Садко».
Классики русской литературы XVIII – первой половины XX веков
В. Жуковский «Славянка» (отрывок), «Весеннее чувство» (отрывок); А.С. Пушкин «Везувий зев открыл…», отрывки из «Евгения Онегина», «Гонимы вешними лучами…», «Сквозь волнистые туманы…»; М. Лермонтов «Парус»; Ф. Тютчев «как весел грохот летних бурь…»; А. Фет «Это утро, радость эта…»; И. Бунин «Нет солнца, но светлы пруды…», «Детство»; Н. Заболоцкий «Сентябрь», «Оттепель»; В. Хлебников «Кузнечик»; В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»; Б. Пастернак «Опять весна»; А. Чехов «Ванька», «Мальчики»; Л. Андреев «Петька на даче»; М. Волошин «Зелёный вал отпрянул…»; В. Набоков «Грибы», «Мой друг, я искренно жалею…», «Обида»; А. Погорельский «Чёрная курица, или подземные жители» (в сокращении)*.
Классики русской литературы второй половины 20 века
А. Ахматова «Тайны ремесла», «Перед весной бывают дни…», «Памяти друга»; С. Михалков. Государственный гимн Российской Федерации; Н. Рыленков «К Родине»; Н. Рубцов «Доволен я буквально всем»; Д. Самойлов «Красная осень»; А. Кушнер «Сирень»; В. Соколов «О умножении листвы…», «Все чернила вышли…»; Д. Кедрин «Всё мне мерещиться поле с гречихою…»; К. Паустовский «Тёплый хлеб»*; Ю. Коваль «Лес, Лес! Возьми мою грусть!»; И. Пивоварова «Как провожают пароходы», «Мы пошли в театр»*; В. Драгунский «Красный шарик в синем небе»*; Л. Улицкая «Бумажная победа»; М. Вайсман «Шмыгимышь»; С. Козлов «Не улетай, пой, птица!», «Давно бы так, заяц», «Лисичка»*; Б. Сергуненков «Конь Мотылёк»; С. Маршак «как поработала зима»!..»; А. Пантелеев «Главный инженер».
Зарубежная литература
Древнегреческий «Гимн Природе»; древнегреческое сказание «Персей»; Плиний Младший «Письмо Тациту».
Авторские волшебные сказки:
Г. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»*, «Снежная королева»* (в отрывках), «Русалочка» (в сокращении); С. Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями» (в отрывках); А. Сент-Экзюпери «Маленький принц»* (в отрывках); Д. Даррелл «Землянично-розовый дом»* (отрывок из повести «Моя семья и другие животные»).
Примечание. Произведения, помеченные звездочкой, входят не в учебник, а в хрестоматию.
Методические пособия для обучающихся:
Чуракова Н.А. Литературное чтение (в 2-х частях) 4 класс. Учебник. — М.: 2014г. Академкнига/Учебник.
Чуракова Н.А. Литературное чтение. 4 класс. Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник. 2014 г.
Малаховская О. В. Литературное чтение. 4 класс. Тетрадь для самостоятельной работы (в 2-х частях) — М.: Академкнига/Учебник.
«Морянка»: хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах/ Науч. Ред. Э.и. Николаева- Архангельск: Поморский университет, 2013
«Морянка»: рабочая тетрадь 4 класс/ под общей редакцией И.Ф. Поляковой- Архангельск: АО ИППК РО.2015
Учебно-методические пособия для учителя
Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение. 4 класс», — М.: Академкнига/Учебник.
«Морянка. Краеведческий курс»/И.В. Богданова и др.- Архангельск: АО ИППК РО.2012
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Доска, ноутбук, магнитофон, экран, набор портретов писателей.
№ п/п Дата Тема урока Планируемые результаты
Предметные результаты Метапредметные (УУД) Личностные УУД
1 четверть (27 часов)
1 1. Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире. Знакомство с понятиями: «композиция», «тотемные» животные, растения. ПУУД: поиск информации в учебнике, словаре; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
РУУД: формулировать и удерживать учебную задачу. Предвидеть уровень усвоения знаний. Уважительное отношение и иному мнению, истории и культуре других народов.
2 Персей. Древнегреческое сказание. Поход в «Музейный Дом». Р/Р Знакомство с понятием «сказание». Уметь пересказывать текст. ПУУД: поиск информации в учебнике, словаре; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
РУУД: формулировать и удерживать учебную задачу. Предвидеть уровень усвоения знаний. Уважительное отношение и иному мнению, истории и культуре других народов.
3
Отражение древних представлений о красоте и порядке в земном мире в трехчастной композиции.
Древние представления о животных – прародителях . Знакомство с понятием «тотем».
Особенности героя волшебной сказки. Красота и порядок в земном мире, их изображение у разных народов.
Знать, как люди в древности объясняли: кто является первопредком.
Знать отличительные черты героя волшебной сказки. ПУУД: поиск информации в учебнике, словаре; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
РУУД: формулировать и удерживать учебную задачу;. Предвидеть уровень усвоения знаний. Развитие эстетической культуры.
Уважительное отношение и иному мнению, истории и культуре других народов.
.
4 «Сивка-бурка». Русская сказка. Уметь выделять черты героя волшебной сказки, составлять рассказ о герое. КУУД: инициативное сотрудничество: предлагать помощь и сотрудничество, планирование работы.
ПУУД: работа с маркированными в тексте словами и строчками. Уважительное отношение к другому мнению.
5 «Крошечка-Хаврошечка». Русская сказка. Уметь выделять черты героя волшебной сказки, составлять рассказ о герое КУУД: инициативное сотрудничество: предлагать помощь и сотрудничество, планирование работы.
ПУУД: работа с маркированными в тексте словами и строчками. Развитие этических чувств: сострадание, доброжелательность, отзывчивость.
6 «Морской царь и Василиса Премудрая» Русская сказка. Знать особенности волшебной сказки. ПУУД: установление причинно-следственных связей, поиск нужной информации в учебнике, словарях.
КУУД: инициативное сотрудничество: предлагать помощь и сотрудничество, планирование работы. Развитие этических чувств: сострадание, доброжелательность, отзывчивость.
7 Как люди в древности представляли себе окружающий мир. Заседание клуба «Ключ и заря». Р/Р Знать особенности волшебной сказки, черты героя волшебной сказки. ПУУД: поиск информации в учебнике, словаре; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
РУУД: формулировать и удерживать учебную задачу;. Предвидеть уровень усвоения знаний. Уважительное отношение к другому мнению.
8 Вн.чт. «Морозко». Русская народная сказка. Знать особенности волшебной сказки, черты героя волшебной сказки. РУУД: целеполагание: формулировать и удерживать учебную задачу, прогнозирование деятельности, самооценка своей деятельности.
ПУУД: поиск нужной информации в учебнике, словарях. Развитие этических чувств: сострадание, доброжелательность, отзывчивость
9 Вн.чт. «Финист – ясный сокол» Русская народная сказка. Знать особенности волшебной сказки, черты героя волшебной сказки. ПУУД: поиск информации в учебнике, словаре; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
РУУД: формулировать и удерживать учебную задачу;. Предвидеть уровень усвоения знаний. Уважительное отношение к другому мнению
10 Вн.чт. «Иван-царевич и серый волк». Русская народная сказка. Знать и называть тотемных животных. РУУД: целеполагание: формулировать и удерживать учебную задачу, прогнозирование деятельности, самооценка своей деятельности.
ПУУД: поиск нужной информации в учебнике, словарях. Развитие этических чувств: сострадание, доброжелательность, отзывчивость
11 Вн.чт. «Алтын-сака – золотая бабка». Башкирская народная сказка. Называть и аргументировать тотемные растения сказки, помощников героя. ПУУД: поиск информации в учебнике, словаре; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
РУУД: формулировать и удерживать учебную задачу. Предвидеть уровень усвоения знаний. Уважительное отношение и иному мнению, истории и культуре других народов.
12-13 Вн.чт. Р.К. Славные поморы. Гений земли русской.
М.В. Ломоносов- великий ученый, человек и гражданин Продолжить формирование знаний о М.В. Ломоносове- великом ученом и гражданине УУД: принимать и сохранять цель познавательной деятельности, осуществлять пошаговые действия, проводить пошаговый и итоговый контроль; понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, плана, карты; выделять существенную информацию из учебных и научно- популярных текстов; строить монологическое высказывание Развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
2.Знакомимся с повествованиям, основанными на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес к истории, а в авторской сказке – интерес к миру чувств.
14 «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Былина. Знакомство с жанром «былина».отличительные черты этого жанра. ПУУД: работа с маркированными в тексте словами и строчками, поиск информации в учебнике, словаре; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель Развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
15-16 «Садко». Былина.
Знать особенности былины, героев былин. КУУД: инициативное сотрудничество: предлагать помощь и сотрудничество, планирование работы.
ПУУД: работа с маркированными в тексте словами и строчками. Развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
17-18 Г.Х. Андерсен «Русалочка». Знать отличие авторской сказки от народной. Уметь сравнивать описание в авторской сказке и в народной. ПУУД: перечитывание текста с разными задачами, работа с маркированными в тексте словами, частями. КУУД: инициативное сотрудничество: предлагать помощь и сотрудничество, планирование работы. Смыслообразование и нравственно-этическая ориентация.
19 Вн. чт. «Илья Муромец и Святогор». Былина. Знать особенности былины, героев былин. ПУУД: поиск нужной информации в учебнике, словарях.
РУУД: формулировать и удерживать учебную задачу;. Предвидеть уровень усвоения знаний. Развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю
20-21 Г. Х. Андерсен. «Стойкий оловянный солдатик». Знать законы волшебной сказки. Уметь составлять план сказки. ПУУД: перечитывание текста с разными задачами, работа с маркированными в тексте словами, частями. Развитие этических чувств: сострадание, доброжелательность, отзывчивость
22-23 Г.Х. Андерсен «Снежная королева». Знать законы волшебной сказки. Уметь составлять план сказки.
Уметь составлять рассказы о героях сказки. КУУД: инициативное сотрудничество: предлагать помощь и сотрудничество, планирование работы.
ПУУД: работа с маркированными в тексте словами и строчками Развитие этических чувств: сострадание, доброжелательность, отзывчивость
3. Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека.
24 В. Жуковский «Славянка». Поход в «Музейный Дом». Р\Р Уметь передавать настроение стихотворения при чтении, уметь делать разметку для чтения. ПУУД: поиск и выделение необходимой информации в словарях, работа с маркированными в тексте словами, частями, поход в Музейный Дом». Формирование базовых нравственно-этических ценностей.
25-26 В. Жуковский «Весеннее чувство». Поход в «Музейный Дом». Р\Р
Р\Р Уметь передавать настроение стихотворения при чтении, уметь делать разметку для чтения. ПУУД: поиск и выделение необходимой информации в словарях, поход в Музейный Дом». Формирование базовых нравственно-этических ценностей.
27 Д. Самойлов «Красная осень». Уметь передавать настроение стихотворения при чтении, уметь делать разметку для чтения ПУУД: поиск и выделение необходимой информации в словарях, работа с маркированными в тексте словами, частями. Формирование базовых нравственно-этических ценностей.
2 четверть (21 час)
28 Н. Заболоцкий «Сентябрь».
Поход в «Музейный Дом». Р\Р Уметь передавать настроение стихотворения при чтении, уметь делать разметку для чтения ПУУД: поиск и выделение необходимой информации в словарях, поход в Музейный Дом». Формирование базовых нравственно-этических ценностей.
29 Н. Заболоцкий «Оттепель». Знать, что такое звукопись, находить ее в тексте. ПУУД: поиск и выделение необходимой информации в словарях, поход в Музейный Дом». Формирование базовых нравственно-этических ценностей.
30
И. Бунин «Нет солнца, но светлы пруды…».
И. Бунин «Детство». Главное переживание поэта.
Герой стихотворения., его переживание. ПУУД: поиск и выделение необходимой информации в словарях, работа с маркированными в тексте словами, частями.
ПУУД: поиск нужной информации в учебнике, словарях.
РУУД: формулировать и удерживать учебную задачу;. Предвидеть уровень усвоения знаний. Формирование базовых нравственно-этических ценностей.
31-32 В. Набоков «Обида». Поход в «Музейный дом». Р\Р Уметь работать со словарями. Уметь составлять рассказ о главном герое. КУУД: инициативное сотрудничество: предлагать помощь и сотрудничество, планирование работы. ПУУД: поиск и выделение необходимой информации в словарях, работа с маркированными в тексте словами, частями. Формирование базовых нравственно-этических ценностей.
33 В. Набоков «Грибы», «Мой друг, я искренно жалею…» Уметь определять тему стихотворение, основное переживание поэта. ПУУД: перечитывание текста с разными задачами, работа с маркированными в тексте словами, частями Формирование базовых нравственно-этических ценностей.
34-35 Ю. Коваль «Лес, лес! Возьми мою глоть!» Поход в «Музейный Дом». Р\Р Уметь определять тему текста, основное переживание автора. ПУУД: поиск нужной информации в учебнике, словарях.
РУУД: формулировать и удерживать учебную задачу;. Предвидеть уровень усвоения знаний. Формирование базовых нравственно-этических ценностей.
36 Б. Сергуненков «Конь Мотылек».
Р\Р Уметь определять тему текста, основное переживание автора. ПУУД: поиск и выделение необходимой информации в словарях, работа с маркированными в тексте словами, частями. Формирование базовых нравственно-этических ценностей.
37 Вн. чт. В. Драгунский «Красный шарик в синем небе». Уметь определять тему текста, основное переживание автора. РУУД: формулировать и удерживать учебную задачу;. Предвидеть уровень усвоения знаний. Формирование базовых нравственно-этических ценностей.
38 Джералд Даррелл «Землянично-розовый дом». Уметь видеть красоту вокруг. Находить сравнения в тексте. ПУУД: поиск нужной информации в учебнике, словарях. Формирование базовых нравственно-этических ценностей.
4. Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас. Выясняем, насколько мы с ними похожи.
39-41 Л. Андреев «Петька на даче».
Р\Р Уметь находить описание героя в разное время, сравнивать. Прием контраста. ПУУД: поиск нужной информации в учебнике, словарях, перечитывание текста с разными задачами: определение темы, главной мысли.
КУУД: управление коммуникацией, планирование учебного сотрудничества: чтение по цепочке, по ролям. Формирование историко-культурных представлений и гражданской идентичности школьника
42-43 А. Чехов «Ванька». Поход в «Музейный Дом». Р\Р Уметь сравнивать жизнь героев из разных произведений. Уметь описывать картину, пользоваться рамкой. ПУУД: поиск и выделение необходимой информации в словарях, работа с маркированными в тексте словами, частями,
КУУД: управление коммуникацией, планирование учебного сотрудничества. Формирование историко-культурных представлений и гражданской идентичности школьника
44-45 А. Чехов «Мальчики». Уметь составлять рассказ о герое. ПУУД: поиск и выделение необходимой информации в словарях, работа с маркированными в тексте словами, частями. Формирование историко-культурных представлений и гражданской идентичности школьника
46 Вн. чт. Человек в мире. Его прошлое, настоящее и будущее. Готовимся к олимпиаде. Обобщающий контроль знаний по теме. ПУУД: поиск и выделение необходимой информации в словарях, работа с маркированными в тексте словами, частями. Формирование историко-культурных представлений и гражданской идентичности школьника
47-48 Вн. чт. А. Погорельский «Черная курица» или «Подземные жители». Сравнение героя с героями других произведений. ПУУД: поиск и выделение необходимой информации в словарях, работа с маркированными в тексте словами, частями,
КУУД: управление коммуникацией, планирование учебного сотрудничества. Формирование мотивации учебной деятельности.
3 четверть (30 часов)
5.Пытаемся понять, как нас воздействует КРАСОТА.
49 И. Пивоварова «Как провожают пароходы». Научиться определять тему, основную мысль произведения, чувства и переживания героев, выделять главного героя. ПУУД: поиск нужной информации в учебнике, словарях, перечитывание текста с разными задачами: определение темы, главной мысли. Формирование базовых нравственно-этических ценностей.
50-52
Л. Улицкая «Бумажная победа».
Поход в «Музейный Дом». Р\Р Научиться определять главного героя, тему , основную мысль произведения.
Уметь описывать картину: цветовая гамма, настроение. ПУУД: поиск нужной информации в учебнике, словарях, перечитывание текста с разными задачами: определение темы, главной мысли.
КУУД: управление коммуникацией, планирование учебного сотрудничества
ПУУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, установление причинно-следственных связей. Формирование базовых нравственно-этических ценностей.
Развитие эстетической культуры.
53 С. Козлов «Не улетай, пой, птица!» Уметь отвечать на вопросы, обосновывая свой ответ. Учиться самим задавать вопросы товарищам. ПУУД: поиск нужной информации в учебнике, словарях, перечитывание текста с разными задачами: определение темы, главной мысли. Формирование базовых нравственно-этических ценностей.
54-55 С. Козлов «Давно бы так, Заяц!» Поход в «Музейный Дом». Р\Р Уметь передавать при чтении чувства героев. Какие события изменили героев? КУУД: управление коммуникацией, планирование учебного сотрудничества.
ПУУД: поиск нужной информации в учебнике, словарях, перечитывание текста с разными задачами: определение темы, главной мысли. Развитие эстетической культуры.
56 В. Соколов «О умножение листвы…»
Б. Пастернак «Опять весна». Уметь передавать настроение стихотворения при чтении, уметь делать разметку для чтения ПУУД: поиск и выделение необходимой информации в словарях, работа с маркированными в тексте словами, частями. Формирование базовых нравственно-этических ценностей.
57 В. Соколов «Все чернила вышли…» Анализ стихотворения. Сравнение с другими произведениями. ПУУД: поиск нужной информации в учебнике, словарях, перечитывание текста с разными задачами: определение темы, главной мысли. Развитие эстетической культуры.
58 Вн. чт. И. Пивоварова «Мы пошли в театр». Работа со словарем. Выделение главного героя. Работа с иллюстрацией. ПУУД: поиск и выделение необходимой информации в словарях, работа с маркированными в тексте словами, частями. Уважительное отношение к чужому мнению.
59 Вн. чт. С. Козлов «Лисичка» Работа со словарем. Выделение главного героя. Работа с иллюстрацией.
ПУУД: поиск и выделение необходимой информации в словарях, работа с маркированными в тексте словами, частями. Уважительное отношение к чужому мнению.
60-61 Вн. чт. Р.К. «Северяне- Победе!»
Вклад Архангельской области в победу в Великой Отечественной войне Показать значимость вклада жителей Архангельского Севера в победу Отечественной войне УУД: принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы;
находить необходимую информацию в различных источниках;
моделировать различные ситуации;
строить сообщения в устной и письменной форме;
владеть диалогической формой коммуникации;
КУУД: управление коммуникацией, планирование учебного сотрудничества. Проявлять эмпатию как осознанное понимание чувств своих близких и других людей, сопереживание им.
Осознавать себя гражданином России, испытывающим чувство гордости за свой край и за свою Родину.
6.Приближаемся к разгадке ТАЙНЫ ОСОБОГО ЗРЕНИЯ. Выясняем, что помогает человеку стать человеком.
62-65 Сельма Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Работа с иллюстрацией, словарями. Составление рассказа о главном герое. КУУД: работа в группах, управление коммуникацией, планирование учебного сотрудничества.
ПУУД: поиск нужной информации в учебнике, словарях, перечитывание текста с разными задачами: определение темы, главной мысли. Формирование базовых нравственно-этических ценностей.
66-67 Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Работа с иллюстрацией, словарями. Составление рассказа о главном герое. ПУУД: поиск и выделение необходимой информации в словарях, работа с маркированными в тексте словами, частями. Формирование базовых нравственно-этических ценностей.
7. Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная правда.
68 Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная правда. Поход в «Музейный Дом». Р\Р Уметь отстаивать свою точку зрения. Уметь описывать устно картину: цветовая гамма, настроение, изобразительные средства. ПУУД: поиск нужной информации в учебнике, словарях. Развитие эстетической культуры.
69 Вн. чт. Заседание клуба «Ключ и заря», на котором присутствовал настоящий писатель. Знакомство с понятием «библиограф». ПУУД: поиск нужной информации в учебнике, словарях. Уважительное отношение к чужому мнению.
70 М. Вайсман «Шмыгимышь». Р\Р Знать, как вести себя в музеях. Уметь описывать устно картину: цветовая гамма, настроение, изобразительные средства ПУУД: поиск и выделение необходимой информации в словарях, работа с маркированными в тексте словами, частями,
КУУД: управление коммуникацией, планирование учебного сотрудничества. Формирование базовых нравственно-этических ценностей.
71 Вн. чт. Р.К. «Гордость твоя, Поморья!»
Знаменитые земляки Расширить знания о знаменитых земляках УУД: принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
следовать установленным правилам;
самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и вносить необходимые коррективы;
осуществовать пошаговые действия; понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, плана, карты; выделять существенную информацию из учебных и научно- популярных текстов; строить монологическое высказывание
КУУД: управление коммуникацией, планирование учебного сотрудничества. Формирование историко-культурных представлений и гражданской идентичности школьника
Формирование уважительного отношения к культуре, истории других народов.
72 В. Хлебников «Кузнечик». Р\Р Уметь передавать настроение стихотворения при чтении, уметь делать разметку для чтения ПУУД: поиск и выделение необходимой информации в словарях, работа с маркированными в тексте словами, частями. Формирование базовых нравственно-этических ценностей.
73 А. Ахматова «Тайны ремесла». Уметь передавать настроение стихотворения при чтении, уметь делать разметку для чтения ПУУД: поиск нужной информации в учебнике, словарях. Формирование базовых нравственно-этических ценностей.
74 А. Ахматова «Перед весной…» Поход в «Музейный Дом». Р\Р Уметь передавать настроение стихотворения при чтении, уметь делать разметку для чтения ПУУД: поиск нужной информации в учебнике, словарях, перечитывание текста с разными задачами: определение темы, главной мысли. Развитие эстетической культуры.
75 А. Кушнер «Сирень». Р\Р Уметь передавать настроение стихотворения при чтении, уметь делать разметку для чтения ПУУД: поиск нужной информации в учебнике, словарях, перечитывание текста с разными задачами: определение темы, главной мысли. Формирование базовых нравственно-этических ценностей.
76 В. Маяковский «Хорошее отношение к людям». Уметь передавать настроение стихотворения при чтении, уметь делать разметку для чтения ПУУД: поиск и выделение необходимой информации в словарях, работа с маркированными в тексте словами, частями. Формирование базовых нравственно-этических ценностей.
77 А. Фет «Это утро, радость эта…» Уметь передавать настроение стихотворения при чтении, уметь делать разметку для чтения ПУУД: поиск нужной информации в учебнике, словарях, перечитывание текста с разными задачами: определение темы, главной мысли. Формирование базовых нравственно-этических ценностей.
78 Ф. Тютчев «Как весел грохот…» Уметь передавать настроение стихотворения при чтении, уметь делать разметку для чтения ПУУД: поиск нужной информации в учебнике, словарях, перечитывание текста с разными задачами: определение темы, главной мысли. Формирование базовых нравственно-этических ценностей.
4 четверть (24 часа)
79 М. Лермонтов «Парус». Уметь передавать настроение стихотворения при чтении, уметь делать разметку для чтения ПУУД: поиск нужной информации в учебнике, словарях, перечитывание текста с разными задачами: определение темы, главной мысли. Формирование базовых нравственно-этических ценностей.
80 М. Волошин «Зеленый вал отпрянул…» Р\Р Уметь передавать настроение стихотворения при чтении, уметь делать разметку для чтения ПУУД: поиск нужной информации в учебнике, словарях, перечитывание текста с разными задачами: определение темы, главной мысли. Формирование базовых нравственно-этических ценностей.
81 С. Маршак «Как поработала зима!,,,» Уметь определять тему, основную мысль стихотворения. ПУУД: поиск нужной информации в учебнике, словарях, перечитывание текста с разными задачами: определение темы, главной мысли. Формирование базовых нравственно-этических ценностей.
82 А. Пушкин «В тот год осенняя погода…» Уметь определять тему, основную мысль стихотворения. ПУУД: поиск нужной информации в учебнике, словарях, перечитывание текста с разными задачами: определение темы, главной мысли. Формирование базовых нравственно-этических ценностей.
83 А. Пушкин «Зима!... Крестьянин, торжествуя…» Уметь определять тему, основную мысль стихотворения. ПУУД: поиск нужной информации в учебнике, словарях, перечитывание текста с разными задачами: определение темы, главной мысли. Формирование базовых нравственно-этических ценностей.
8. Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое Отечество.
84-86 А. Пантелеев «Главный инженер». Р\Р
Р\Р Работа с словарями. Работа с репродукцией. Уметь находить причинно-следственные связи. ПУУД: поиск и выделение необходимой информации в словарях, работа с маркированными в тексте словами, частями,
КУУД: управление коммуникацией, планирование учебного сотрудничества. Формирование историко-культурных представлений и гражданской идентичности школьника
87 Вн. чт. Р.К. «Имен прекрасное созвездье»
Известные люди родного города (села) Расширить знания о знаменитых земляках УУД: принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
следовать установленным правилам;
самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и вносить необходимые коррективы;
осуществовать пошаговые действия; понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, плана, карты; выделять существенную информацию из учебных и научно- популярных текстов; строить монологическое высказывание
КУУД: управление коммуникацией, планирование учебного сотрудничества. Формирование историко-культурных представлений и гражданской идентичности школьника
Формирование уважительного отношения к культуре, истории других народов.
88 А. Ахматова «Памяти друга». Р\Р Уметь определять тему, основную мысль стихотворения. ПУУД: поиск нужной информации в учебнике, словарях, перечитывание текста с разными задачами: определение темы, главной мысли. Формирование историко-культурных представлений и гражданской идентичности школьника
89 Н. Рыленков «К Родине» Уметь определять тему, основную мысль стихотворения. ПУУД: поиск и выделение необходимой информации в словарях, работа с маркированными в тексте словами, частями. Формирование историко-культурных представлений и гражданской идентичности школьника
90 Итоговая комплексная работа. Итоговый контроль. 91 Н. Рубцов «Доволен я буквально всем…» Р\Р Уметь определять тему, основную мысль стихотворения. ПУУД: поиск нужной информации в учебнике, словарях, перечитывание текста с разными задачами: определение темы, главной мысли. Формирование историко-культурных представлений и гражданской идентичности школьника
92 Д. Кедрин «Все мне мерещится…» Поход в «Музейный Дом». Р\Р Уметь передавать настроение стихотворения при чтении, уметь делать разметку для чтения ПУУД: поиск и выделение необходимой информации в словарях, работа с маркированными в тексте словами, частями Развитие эстетической культуры.
93 Древнегреческий Гимн природе. Уметь выразительно читать стихотворение, определять тему, основную мысль гимна. ПУУД: поиск и выделение необходимой информации в словарях, работа с маркированными в тексте словами, частями Формирование историко-культурных представлений и гражданской идентичности школьника
94 Государственный гимн Российской Федерации. Р\Р Уметь выразительно читать стихотворение, определять тему, основную мысль гимна. ПУУД: поиск и выделение необходимой информации в словарях, работа с маркированными в тексте словами, частями Формирование историко-культурных представлений и гражданской идентичности школьника
95 Плиний Младший. «Письмо Тациту». Р\Р Уметь описывать устно картину: цветовая гамма, настроение, изобразительные средства ПУУД: поиск нужной информации в учебнике, словарях, перечитывание текста с разными задачами: определение темы, главной мысли. Формирование уважительного отношения к культуре, истории других народов.
96 А. Пушкин «Везувий зев открыл…» Уметь передавать настроение стихотворения при чтении, уметь делать разметку для чтения ПУУД: поиск и выделение необходимой информации в словарях, работа с маркированными в тексте словами, частями Формирование историко-культурных представлений и гражданской идентичности школьника
97 Вн. чт. Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее.
Олимпиада. Самостоятельно ответить на вопросы, используя учебник, словари, иллюстрации. Сравнительный анализ стихотворений. ПУУД: поиск и выделение необходимой информации в словарях, работа с маркированными в тексте словами, частями Формирование историко-культурных представлений и гражданской идентичности школьника
98 А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…» Уметь передавать настроение стихотворения при чтении, уметь делать разметку для чтения ПУУД: поиск нужной информации в учебнике, словарях, перечитывание текста с разными задачами: определение темы, главной мысли. Формирование базовых нравственно-этических ценностей.
99 А. Пушкин «Сквозь волнистые туманы…» Уметь передавать настроение стихотворения при чтении, уметь делать разметку для чтения ПУУД: поиск нужной информации в учебнике, словарях, перечитывание текста с разными задачами: определение темы, главной мысли. Формирование базовых нравственно-этических ценностей.
100 М. Яснов «Снизу вверх посмотрел…» Уметь передавать настроение стихотворения при чтении, уметь делать разметку для чтения ПУУД: поиск нужной информации в учебнике, словарях, перечитывание текста с разными задачами: определение темы, главной мысли. Формирование базовых нравственно-этических ценностей.
101-102 Путешествие в Казань. В мастерской художника. Уметь описывать устно картину: цветовая гамма, настроение, изобразительные средства ПУУД: поиск и выделение необходимой информации в словарях, поход в Музейный Дом». Формирование базовых нравственно-этических ценностей.