Приобщение современных школьников к духовным поискам человека в творчестве русских писателей

Приобщение современных школьников к духовным поискам человека в творчестве русских писателей
Учитель русского языка, литературы, Духовного краеведения Подмосковья Муниципального общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа №1 г. Можайска

Конечная цель разумного воспитания детей
заключается в постепенном образовании в ребенке
ясного понимания вещей окружающего мира.
Затем результатом понимания должно стать
возведение добрых инстинктов детской натуры
в сознательное стремление
· идеалам добра и правды
и, наконец, постепенное образование твердой и
свободной воли.
Н.И. Пирогов
Стандарт среднего (полного) общего образования по литературе одной из целей ставит «воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры». И это неслучайно, поскольку значение художественной литературы для становления личности обучающегося трудно переоценить.
Опыт приобщения школьников к духовным поискам человека в творчестве русских писателей актуален, поскольку филологическое образование обладает особым потенциалом в нравственном воспитании личности.
Цель моего опыта можно выразить словами В. Распутина: «У литературы одна цель - помочь человеку, дохнуть на него при чтении книги теплом и добром».
Задачи:
- использование на уроках русского языка, литературы, Духовного краеведения Подмосковья методов и приемов, развивающих нравственные качества личности ребенка; - акцентирование деятельности учителя во внеклассной и внеурочной работе на реализации воспитательных целей.
Эффективное духовное воспитание личности обеспечивает древнерусская литература. Она является средоточием нравственности и патриотизма. Воздействие её и заключается в том, что ребёнок имеет возможность познакомиться с событиями древней Руси, сверить свои оценки жизни с мудрыми оценками писателей того далекого времени. В процессе восприятия древнерусских произведений учащиеся могут усваивать сложные мировоззренческие понятия о месте человека в жизни, о его целях и устремлениях, убеждаться в истинности тех или иных решений. В программе «Духовного краеведения Подмосковья» есть раздел «Древнерусский монастырь - центр христианской православной веры». При изучении данной темы провожу интегрированные уроки, на которых идет речь о преподобном Несторе Летописце и его «Повести временных лет». Задаю учащимся проблемный вопрос: «Почему наши предки придавали такое значение летописанию?»
Почему же важно было для них записать то, что в «лето» такое-то произошли такие-то события? Дети приходят к выводу: Потому что жизнь людей таким образом приобретала общечеловеческое значение. Летописец утверждает право каждого народа иметь свои обычаи, передающиеся от отцов к детям. В этом проявляются патриотизм автора и одновременно его общечеловеческие идеалы.
Особый отклик в сердцах детей оставляет «Житие Сергия Радонежского», к которому я обращаюсь при изучении темы «Письменные источники христианской православной культуры. Церковнославянский язык». Дома дети составляют цитатный план литературного памятника, а на уроке пишут сочинение-миниатюру «Сергий Радонежский - воплощение национального нравственного идеала». (Цитаты из сочинений: «Сергий добросовестно исполнял всякое дело - этой чертой отмечена вся его жизнь», «Он упорен, терпелив, боголюбив», «Постепенно слава о Сергиевом монастыре распростанилась по стране», «Сергий был скромным юношей, которого никто не знал, а стал он православным старцем», «Сергий учит нас самому простому: правде, прямоте, мужественности, трудолюбию и вере»). На таких уроках воспитывается чувство патриотизма, нравственности, ответственности потомков перед великими предками, углубляется понятие о духовных поисках человека.
Богатейший материал содержится в учебнике Л.Л. Шевченко ДК для изучения Западного Подмосковья. Детям это особенно интересно, потому что они видят, что истории нашего Можайского края, а именно Бородинского поля, уделено немало страниц. Речь идет о защитниках Отечества, о воинском подвиге, о почитании памяти павших в войне 1812 года. На таких уроках я привлекаю краеведческий материал школьного музея. В нашем музее несколько экспозиций, одна из них называется «Литературный Можайск». В витринах расположен материал о поэтах и писателях, родившихся в нашем крае или побывавших на можайской земле.
В.А. Жуковский дважды побывал на Бородинском поле: в 1812 году в качестве ополченца и на освящении памятника в 1839 году. Встречи с Бородином были кратковременными, но впечатления оставили сильные. Они отразились в двух песнях: «Певец во стане русских воинов» и «Бородинская годовщина».
Когда в 1812 году началась война, то весь народ встал на защиту Родины, и поэты не могли не откликнуться на это событие. Много поэтов участвовало в Бородинском сражении: Жуковский В.А., Вяземский П.А., Глинка Ф.Н., Давыдов Д.В., Норов А.С., Воейков А.Ф., Раич С.И. и другие.
Поэтическая летопись войны 1812 года доносит до нас удивительную атмосферу патриотического подъёма, духовных поисков.
Итогом являются проектные работы о творчестве поэтов и писателей:
- о Денисе Давыдове, который стал человеком- легендой ( его подвиги воспеты Пушкиным, Жуковским, Вяземским; Л.Н.Толстой увековечил Давыдова в романе «Война и мир» в образе партизана Василия Денисова);
- о Вяземском Пётре Андреевиче – известном в своё время поэте и критике (друг Пушкина, в начале войны 1812 года поступил в военное ополчение, участвовал в Бородинском сражении; автор «Воспоминаний о 1812 годе» и нескольких стихотворений, посвящённых Отечественной войне 1812 года);
- о Глинке Фёдоре Николаевиче - известном поэте, писателе, декабристе (в 1812 году поступил он волонтёром в русскую армию, отступающую к Бородину; написал «Письма русского офицера», «Очерки Бородинского сражения», «Песнь сторожевого воина перед Бородинской битвой»).

В музейной экспозиции портрет Льва Николаевича Толстого, иллюстрации к роману «Война и мир». Бородинское поле писатель посетил, когда работал над романом.
У Спасо-Бородинского монастыря стоит одноэтажное здание, на нём мемориальная доска с надписью: «В этом здании 26-27 сентября 1867 года останавливался Л.Н.Толстой». В настоящее время там открыт музей «Домик Толстого»
25 сентября 1867 года Л.Н.Толстой вместе с братом жены Стёпой Берсом отправился из Москвы в Бородино. Останавливался в Можайске.
После возвращения в Москву Лев Николаевич скажет: «Только бы дал Бог здоровья и спокойствия, а я напишу такое Бородинское сражение, какого ещё не было».
В романе «Война и мир» сражение раскрывается в 20-и главах, которые являются кульминационными.
Рисуя Можайск в 1812 году, Толстой описывает в восприятии Пьера Безухова пейзаж накануне сражения. Картина дороги из города на запад подчёркивает историческую роль Можайска, служившего западным стражем Москвы. По спуску «с огромной крутой и кривой горы мимо стоящего на горе направо собора, в котором шла служба и благовестили» 25 августа Пьер шёл пешком. Навстречу ему поднимались телеги с раненными во вчерашнем деле, т.е. в Шевардинском бою. Пьер слышит звонкий колокольный перезвон. Это даёт предчувствие победы, это чувство заключено и в патриотических словах простого солдата: «Всем народом навалиться хотят, одно слово- Москва». Учащиеся хорошо понимают, что и Пьер, и другие любимые герои Толстого находятся в постоянном духовном поиске, порой совершают ошибки, мучительно переживают душевные кризисы, неудовлетворенность собой. Это лишь маленький пример с привлечением краеведческого материала.
Посещая Бородинский государственный музей с экскурсией, дети обязательно заходят в «Домик Толстого».
Как можно чаще я пытаюсь осуществлять синтез «Духовного краеведения Подмосковья» с литературой, ведь эти предметы вообще идут рука об руку.
На уроках провожу эвристические беседы, диспуты, конкурсы рисунков. На таких уроках трудно не заметить, что самый нечитающий ученик пытается мыслить, просматривает текст в поисках ответа. Все это имеет большое значение в вопросе приобщения школьников к духовным поискам человека в творчестве русских писателей .
Таким образом, опираясь на православные истины, приобщая детей к исконным святыням на уроках литературы, русского языка, «Духовного краеведения Подмосковья», во внеурочной деятельности, я стремлюсь преображать души своих учеников. Как говорил Преподобный Серафим Соровский: «Страсти и пороки постепенно перерождаются в добродетели: гордость – в смирение, эгоизм – в любовь, самоволие – в послушание».