конкурсная работа пятиклассниковО хлебе и не только о нем. Направление: Целина в творчестве советских и современных писателей.


Урок литературного чтения
обобщающий по теме: «Чудесный мир классики»
Юмашева Ольга Михайловна
учитель начальных классов
МКОУ СОШ №2 с. Венгерова
Ход урока
1.Организация начала урока
Цель: Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.
Мы рады приветствовать Вас в нашем классе,
Возможно, есть классы и лучше, и краше,
Но пусть в нашем классе будет светло
Пусть будет уютно и очень легко.
2. Целеполагание и мотивация 1слайд1
Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока
Метод: Наблюдение, проблемная ситуация
-У нас сегодня обобщающий урок по разделу: « Чудесный мир классики». И нам с вами предстоит создать проекты по изученному разделу. Но перед тем, как начать нашу работу и отправиться в увлекательный мир классики, я хочу поставить перед вами вопрос, на который вы ответите в конце урока.
2 слайд
Действительно ли мир классики чудесный? Почему?
3. Работа над темой.
3 слайд
Цель: : обобщение полученных знаний по разделу
- Ребята, кто из вас ответит, что такое «Классика»? Более точное определение этому слову мы найдем в словаре.
-В большом Энциклопедическом словаре слово обозначает образцовые, выдающиеся, общепризнанные произведения литературы и искусства, имеющие непреходящую ценность для национальной и мировой культуры.
Действительно все прочитанные произведения являются общепризнанными и имеют непреходящую ценность для национальной культуры, а авторы, с которыми мы познакомились являются выдающимися.
Кто же эти авторы? ( дети называют ФИО и распределяют на ватманах фото)
Работа над проектом.
-Каждый автор имеет свою биографию. А что такое « биография»? Дайте определение этому слову. Сейчас вашему вниманию будут представлены отрывки текста, а вы определите, о ком идет речь.
*Именно в детские годы возник у него замысел сказки: лет с 11 или 12, а может даже “на руках няни”. “Конёк – горбунок” был сказкой, не только рассказанной, прежде всего для детей, но и задуманной ещё ребёнком, записанной юношей. Сказка ребёнка для ребят: таких сказок в жизни очень мало. ( ПП ЕРШОВ)
*Он сам не помнил, когда начал сочинять, как не помнил когда научился грамоте. И сочинял он, конечно по-французски, как отец. Одним из близких ему людей была его няня Арина Родионовна, которая долгими зимними вечерами рассказывала ему сказки, которые легли в основу его собственных.( АС ПУШКИН)
*Семья писателя была талантливой русской семьёй. Павел Егорович, отец, играл на скрипке, пел, рисовал. Два брата – Александр и Михаил – стали впоследствии писателями; брат Николай был превосходным художником, Иван – выдающимся педагогом; сестра Мария Павловна, самый близкий его друг, – художница.
*Когда собирались соседи, устраивались танцы, и раза два в год был домашний спектакль; бабушка была ласкова и добра и любила, чтобы дети играли и веселились, и нам было у неё очень весело.
Так прожили мы два года. В1827 году она поехала с Мишелем в Москву, для его воспитания.
Игра «Составь слово»
4слайд
-А сейчас я хочу предложить вам сыграть в одну игру, называется она «Составь слово»
Басня.
- Дети, кто из вас может объяснить,что такое, басня?
Рассказ.
- Дети, кто из вас может объяснить, что такое, рассказ?
Сказка.
- Дети, кто из вас может объяснить, что такое, сказка?
- Как одним словом назвать Басню, рассказ, сказку? Ж А Н Р Ы
5слайд
А вот теперь прослушайте произведение и определите жанр.
- Как вы думаете, как Л.Н.Толстой назвал своё произведение
Сказка, рассказ, или басня?
Почему? (Очень короткий, поучительный)
- Можно ли из услышанного за 1 минуту чему- нибудь научиться?
Инсценировка басен
- Вам было дано домашнее задание, подготовить инсценировку басен Л.Н.Толстого. «Белка и волк». «Собака и волк».
-Какова мораль басен Л.Н.Толстого?
Работа в группах
Следующая работа предполагает сотрудничество, значит нам нужно…..
- На столе у вас лежат карточки, а на них записаны произведения, которые изучали в этом разделе и их авторы. Вам нужно с левой стороны выложить произведения, с правой авторов, а затем проверим.«И молния грозно тебя обвивала…» (А.С.Пушкин «Туча»)
«Вскормлен грудью облаков…» (М.Ю.Лермонтов «Дары Терека»)
«Глядишь в забытые ворота…» (А.С.Пушкин «Няне»)
«И редкий солнца луч, и первые морозы…» (А.С.Пушкин «Унылая пора»)
Чтение стихотворений
Теперь от каждой группы приглашаю по одному ученику. Вам нужно будет выразительно прочитать любое стихотворение, которое вам понравилось.
Работа в парах
Игра: « Узнай произведение по слову».
- У меня в мешочке – карточки. На них записаны слова. Ребёнок, прочитав слово, должен назвать произведение и его автора. (7 человек). А класс ответить ещё и на вопросы учителя.
* ЗЕРКАЛЬЦЕ
- Найдите в тексте с. 72 как А.С.Пушкин описывает зеркальце.
* КАМЕНЬ с.121.
- Найдите в тексте и прочитайте, что решил сделать мужик, чтобы убрать камень?
* ДАРЬЯЛ с.98
- Найдите и прочитайте четыре строки, в которых автор описывает, ТЕРЕК.
* ПЕРО с.41 (44)
- Найдите отрывок, в котором рассказывается как в дозор собирался Иван.
* СААЗ – Что такое СААЗ? /турецкая балалайка./
* МОЛНИЯ
- Что значит выражение «Алчную землю поила дождём?»
* АМЕРИКА
- Зачем мальчики решить уехать в Америку?
Работа с иллюстрациями
-И для того, чтобы наш проект приобрел эстетический вид, нам надо распределить иллюстрации.
– К какому произведению эта иллюстрация? Кто автор? Кто изображен на этой иллюстрации?
4. Рефлексия
Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности
- В конце урока мне очень бы хотелось, чтобы вы доказали, что вы все прекрасно усвоили Мир чудесной классики и распределили ФИО авторов на созданный вами проект.
Ершов…Петр Николаевич, 1815 – 1869
Пушкин… Александр Сергеевич, 1799 – 1837
Лермонтов… Михаил Юрьевич, 1814 – 1841
Толстой… Лев Николаевич, 1828 – 1910
Чехов… Антон Павлович, 1860 – 1904
И вот пришла пора ответить на вопрос, который я вам задавала в начале урока . Действительно ли мир классики чудесен? Чем? (разнообразием жанров произведений, много нового узнали о творчестве великих классиков, содержанием произведений, красочным, богатым языком написания произведений).
Замечательно! Ведь вы сейчас тоже превратитесь в писателей и напишите синквейн
первая строка – название темы (одно существительное);
- вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
- третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя глаголами;
- четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
- последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.
Классика
Чудесная запоминающая
Учит, воспитывает, развивает
Вижу прекрасный мир
Литература
5.Рефлексия содержания учебного материала
7слайд
А закончить наш урок я хочу замечательными словами Радина Виктора Викторовича
Дети и книга
Встреча с книгой, что с другом,
Для всех словно праздник,
 А для детской души
Это нить Ариадны,
Что ведет их от сказок,
Былин и преданий
В мир жизни реальной,
 Мир науки и знаний.
 Книги учат детей
 Всем премудростям жизни
 – Как быть Человеком,
И быть нужным Отчизне,
И как правду от лжи
Все должны отличать,
Как бороться с врагом
 И как зло побеждать.
Книги им помогают
 Красоту постигать,
Как прекрасное видеть,
 Как его передать,
 И как в малом увидеть
Большое значенье,
И как в жизни найти
Золотое сеченье.
 Мудрость книжных страниц
– Это жизни уроки
 О дне предстоящем
 И о наших истоках.
Они побуждают
Мечтать о высоком,
О будущем думать
 – О потомках далеких.
В книгах знания, свет,
В книгах память веков,
 В книгах мудрость людей
– Наших дедов, отцов.
 Нам без книг, как без хлеба,
 Даже дня не прожить.
 Так давайте же будем
Их беречь и любить.