Научно–исследовательская работа Формирование устойчивой грамотности и творческих качеств личности ребенка на уроках русского языка через применение интеллект — карт


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 6
муниципального образования «Холмский городской округ»
Сахалинской области
Научно–исследовательская работаФормирование устойчивой грамотности и творческих качеств личности ребенка на уроках русского языка через применение интеллект - карт
Автор работы:
Коробко Евгения Михайловна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 6
Холмск, 2015
Содержание TOC \o "1-3" \h \z \t "стиль первый;1;стиль второй;2" Введение3Глава1. Научное обоснование внедрения метода интеллект – карт61.1 Метод интеллект – карт. Что это такое?9Глава 2. Области применения интеллект-карт:122.1 Основные законы рисования Интеллект-карт132.2 Как мыслят школьники?16Глава 3. Использование интеллект – карт на уроках русского языка20Заключение24Список литературы27Приложение №128Приложение №241Приложение №346Приложение №4 …………………………………………………... 55
Расскажи мне – и я забуду,
покажи мне – и я запомню,
вовлеки меня – и я научусь
Китайская пословица
Грамотным в будущем будет не тот человек,
который умеет читать.
Это будет человек, который знает,
как научиться тому, как следует учиться
Э. Тоффлер
ВведениеСтратегия модернизации образования в России предъявляет новые требования, определяющие главную цель современной школы – формирование творческой и активной личности ученика. Сегодня ученик должен уметь самостоятельно приобретать знания; применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать; самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем. Задача учителя – вовлечь обучающихся в активную творческую деятельность, где участники процесса обучения взаимодействуют друг с другом, строят диалоги и самостоятельно получают знания. Поскольку на смену знаниевому подходу приходит системно-деятельностный подход, то нужно думать, как не просто дать знания ребенку, а научить его добывать и применять их, то есть научить учиться. Чтобы это сделать в постоянно увеличивающемся потоке информации, нужно ребенка научить работать с этой информацией. В формировании вышесказанных умений мне помогает метод интеллект-карт (ИК).
Современное образование согласно требованиям новых стандартов предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование универсальных учебных действий, на развитие коммуникативной и информационной компетентности учащихся.
Сталкиваясь с трудностями, обусловленными низкой мотивацией и активностью при изучении русского языка, я применяла такие современные педагогические технологии, как технологию критического мышления, исследовательскую работу, дискуссионную технологию, метод проектов с использованием ИКТ, при которых формирование УУД становилось особенно значимым. Таким образом, на уроках русского языка наиболее актуальными и востребованными наряду с традиционными методами были методы, определяющие деятельностный характер обучения.
Актуальность и новизна проблемы, связанной с необходимостью реализации проекта использования метода интеллект - карт в преподавании русского языка в общеобразовательной школе, заключается:
в новых подходах к измерениям образовательных результатов школьников;
в требовании новых технологий организации учебной и внеучебной деятельности;
в обеспечении комплексного подхода к инновационным процессам;
в заложенных в программу развития школы идеях личностно - ориентированного обучения;
: теоретически в обеспечении индивидуальных образовательных запросов обучающихся.
Цель исследования обосновать и экспериментально проверить возможность применения на уроках метода интеллект - карт в преподавании русского языка в общеобразовательной школе.
Задачи:
исследовать, что такое с точки зрения теории вопроса и практики метод интеллект - карт и возможность применения его на уроках;
рассмотреть наиболее перспективные пути внедрения метода интеллект - карт в процесс предметного обучения;
создать условия для активного использования метода интеллект - карт в учебной деятельности.
Объект исследования: метод интеллект - карт с точки зрения теории вопроса и практики применения его на уроках.
Предмет исследования: уровень обученности и воспитанности учащихся на основе внедрения метода интеллект - карт в процесс предметного обучения.
Гипотеза: если построить обучение на основе метода интеллект - карт, то школьники при помощи данных технологий смогут увидеть, какие теории и системы понятий стоят за той или иной наукой, в каких они находятся взаимоотношениях, какие позиции спорят, сталкиваются и тем самым задают живое разворачивание науки, повысится интерес к предмету, качество знаний.
Ожидаемый результат: произойдет осмысленное обучение и значительно повысится качество знаний по предмету, так как интеллект-карты:
Дают быстрый и полный обзор большой темы (сферы, проблемы, предмета);
Позволяют планировать стратегии и делать выбор;
Дают информацию о том, где Вы были и куда движетесь;
Собирают и представляют большое количество разнообразных данных на одном листе, демонстрируя связи и расстояния;
Стимулируют воображение и решение проблем посредством разработки новых путей;
Позволяют максимально повысить результативность и эффективность;
Являются превосходным инструментом для раздумывания и запоминания;
Экономят время;
Раскрепощают мышление;
Повышают продуктивность (и, как следствие, уровень доходов).
Методы исследования: теоретический и эмпирический.
Краткий обзор литературы. Метод интеллект-карт предложен американским психологом Тони Бьюзеном. Изучением метода в России занимается профессор Санкт-Петербургского университета Бершадская Елена Александровна. С теоретическими вопросами данного метода ознакомилась на сайте Михаила Евгеньевича Бершадского. По материалам статьи Е.А. Бершадской, М.Е. Бершадского «Технология интеллект-карт» (CD «Эффективные образовательные технологии»).
Этапы исследования: на первом этапе изучить определенный минимум литературы по теме и зафиксировать нужную информацию, на втором этапе изложить состояние изучаемого вопроса в современной литературе на основе ее анализа, на третьем этапе собрать, проанализировать и обобщить педагогический опыт по теме, на четвертом этапе обработать полученный эмпирический материал.
Прикладная ценность данного исследования заключается в использовании метода интеллект – карт в процессе изучения русского языка. Это повышает работоспособность, формирует общеучебные умения и навыки, помогает осуществлять контроль собственной интеллектуальной деятельности, улучшает все виды памяти, развивает мышление, интеллект, речь, познавательную активность, формирует орфографические и пунктуационные навыки, обогащает словарный запас, а главное - повышает результативность.
Значимость. Сегодня метод интеллект - карт достаточно активно обсуждается. И в случае построения их речь вовсе не идет о том, чтобы заменить традиционное обучение, но повысить качество предметной работы и сделать ее реально содержательной через повышение педагогического профессионализма. С другой стороны, я думаю, не забить головы набором ненужных сведений из предметов, но найти те центральные единицы содержания, которые были бы связаны с живой работой мышления, с коммуникацией и потому вокруг них, уже в их логике развертывания, а не в логике развертывания учебных тем, можно заново группировать учебный материал.
Глава1. Научное обоснование внедрения метода интеллект – картС каждым годом количество информации, которое нам приходится обрабатывать, многократно возрастает. Необходимо не только быстро обучаться и изменяться в соответствии с новыми условиями, нужно еще уметь быстро и эффективно принимать решения, от которых будет зависеть дальнейшая жизнь. Но для того, чтобы быть эффективным, необходимо в совершенстве овладеть главным инструментом. Каким? Нашим мозгом! Да-да, именно мозг является инструментом №1 для достижения успеха в жизни. Именно от его деятельности зависит то, кем мы являемся сейчас; от его использования зависит то, что мы имеем сегодня!
Несколько фактов о мозге:
В среднем, в мозге человека содержится не менее 10 млрд. нервных клеток (нейронов).
В конце 60-х годов прошлого века было подсчитано число различных вариантов соединения нейронов друг с другом!
По самым оптимистичным данным, человек использует максимально 10% от возможностей своего мозга.
М.Е.Бершадский дал следующее определение информационной компетентности ― способность организма воспринимать и распознавать сигналы внутренней и внешней среды, а также трансформировать и сохранять в той или иной форме следы их воздействия для управления собственным поведением с целью удовлетворения потребностей организма.
Подавляющее количество информации, которое мы усваиваем, передается нам в так называемой линейной (последовательной) форме. Книжные тексты, семинары, лекции… Информация усваивается последовательно с помощью языка. Чем более последовательно и логично предоставляется информация, тем она легче для усвоения и понимания. Так принято в нашей культуре. Но работает ли наш мозг линейно, последовательно и структурировано? Можем ли Вы назвать хоть одного человека, который при обдумывании какой-либо проблемы мыслил бы последовательно от первого пункта ко второму, от второго – к третьему и так далее? Вряд ли мы встречали подобных людей.
Просто потому, что подобный стиль мышления в корне противоречит самой природе работы мозга!
Прежде всего, наш мозг стремится увидеть картину рассматриваемой проблемы целостно (в психологии используется термин “гештальт”). Понимание приходит в тот момент, когда все недостающие звенья “картинки” становятся на свои места и мы целиком видим предмет нашего обсуждения. Именно в этом момент мы восклицаем: “Эврика!”.
Когда мы думаем о чем-либо, наши мысли свободно парят от одной темы к другой. От одной грани проблемы к следующей. Мы можем думать над тем, о чем у нас будет написано в конце статьи, потом мысли переходят к середине, потом мы можем отвлечься и параллельно обдумать еще одну проблему. Снова вернуться к какой-то части нашей статьи… По своей природе мышление ассоциативно. Ассоциации – это своеобразные крючки, с помощью которых отдельные слова (образы, мысли) притягивают другие. К примеру, когда я говорю “солнце”, мне в голову приходят: “тепло”, “лето”, “желтый”, “звезда”, “загар”, “луч” Таких “крючков” на каждое слове может быть огромное множество. И, что самое важное, у каждого человека свой набор ассоциаций. Теперь возьмем любое из слов, которые я ассоциировала с “солнцем”, и попробуем подобрать ассоциации уже к нему. Например, к слову “лето”: “море”, “отдых”, “жара”, “путешествие”… Получается, что каждая новая ассоциация в свою очередь рождает цепочки новых ассоциаций. Именно так и работает наш мозг: мысли свободно парят от одной ассоциации к другой. Мы убеждаемся, что, начав с “солнца”, наши мысли подобно лучам (радиантам) начинают расходиться по цепочкам ассоциаций. Наш рисунок может расширяться и расширяться до тех пор, пока не заполнит все доступное пространство. Выходит, что наше мышление по своей природе холистично, ассоциативно и радиантно.
Эти три важных закона работы мозга находят свое отражение в природе: от устройства самого мозга до строения Галактик и Вселенной.
Линейное (последовательное) изложение информации в форме текста блокирует способность нашего мозга видеть целостную картину, способности ассоциативного и радиантного мышления. Рассмотрим работу мозга глубже. Ни для кого не секрет, что разные полушария мозга выполняют разные функции. Взгляните на рисунок, на котором отображены “ментальные способности” левого (”логического”) и правого (”творческого”) полушарий мозга. Опыт показывает, что подавляющее большинство людей используют преимущественно левополушарные ментальные способности. Складывается впечатление, что в нашем обществе царит культ левого полушария! Но использовать преимущественно одно полушарие своего мозга – это все равно, что, имея две здоровые ноги, прыгать только на одной!
В начале 70-х годов прошлого века англичанин Тони Бьюзен, тщательно изучив опыт мышления лучших умов человечества, таких как Леонадро да Винчи, Альберт Эйнштейн, Томас Эдисон, Джеймс Джойс и др., пришел к выводу, что эти гении максимально использовали все ментальные способности своего мозга. Соединив опыт, накопленный лучшими умами человечества с достижениями современной психологии в области памяти и мышления, Бьюзен разработал технологию мышления и запоминания информации, которую он назвал “интеллект-карты” (”mind maps”). Метод “интеллект-карт” является графическим отображением естественных процессов мышления, в котором задействованы все перечисленные ранее ментальные способности.
До сих пор нет единого общепринятого перевода на русский язык английского "Mind map". Основные варианты такие: карта ума, умная карта, карта сознания, карта мышления, интеллектуальная карта. Также встречаются такие варианты перевода словосочетания Mind maps как «Ментальные карты», «Мыслительные карты», «Карты ума».
Моделью такого процесса (он называется радиантное мышление) и является интеллект-карта. Другими словами, интеллект-карта отражает радиантную структуру мышления - и в этом главный секрет ее эффективности.
Вкратце суть этой методики состоит в ВИЗУАЛИЗАЦИИ — сопровождении мыслительного процесса рисованием блок-схем, которые фиксируют все новые мысли, заключения и переходы между ними. При этом начинает активнее работать обычно заторможенное правое полушарие мозга, и становится сильнее интуиция – функция мышления, локализованная именно в этом полушарии. Картоиды помогают представлять идеи и концепции в ясной, привлекательной и убедительной форме, давать целостное видение, способствовать пониманию и генерации идей.
Бьюзен считает, что интеллект-карты делают его более эффективным: «Процесс мозговой атаки силами группы при помощи интеллект-карт значительно отличается от традиционных методов, в которых погоне за идеями придаётся характер обмена мыслями в словесной форме и анализа идей в режиме нон-стоп, пока не будет достигнут результат. При подобном подходе используется лишь малая часть возможностей мозга, а результат оказывается ещё меньше, поскольку из-за игнорирования столь многих естественных ментальных сил мозга оказываются невостребованными и синергетические связи, которые эти силы делят с теми из них, что используются».
Приведённое выше описание организации групповой деятельности требует значительного времени, поэтому её реализация возможна только в рамках нестандартных уроков.
Немудрено, что в этих условиях в выигрышном положении оказываются учащиеся с высокими уровнями развития вербального и математического интеллекта. Кинестетики, визуалы, эйдетики, ученики с развитыми пространственными, музыкальными и межличностными способностями оказываются в заведомо худшем положении, их обычно относят к необучаемым и они быстро превращаются в неуспевающих. Интеллект-карты могут помочь этим учащимся, так как в процессе их построения участвует большинство кортикальных способностей. Бьюзен подчеркивает: «Интеллект-карта освобождает «необучаемый» мозг от семантических условностей, которые нередко усиливают проблемы человека в учебе, если таковые имеют место, или даже создают их, когда изначально таковые на самом деле отсутствуют»». Решения только этой задачи достаточно, чтобы отнестись к интеллект-картам со всей серьёзностью.
Такое научное обоснование и подтолкнуло меня на использование данной методики при изучении русского языка с целью сформировать устойчивую грамотность и развить творческие качества ребенка, начиная с 5 класса.
1.1 Метод интеллект – карт. Что это такое? Интеллект-карты – это уникальный и простой метод запоминания информации. Метод интеллектуальных карт наиболее полно отвечает особенностям работы человеческого мозга. Отличительным свойством методики является привлечение в процесс усвоения информации обоих полушарий головного мозга, благодаря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа и информация сохраняется как в виде целостного образа (эйдетически), так и в словесной форме (ключевые слова). С помощью используемых при построении карт зрительных образов обеспечивается создание глубокого впечатления, что существенно увеличивает запоминаемость материала и способность к воспроизведению.
При построении карт идеи становятся более четкими и понятными, хорошо усваиваются связи между идеями; метод позволяет взглянуть на изучаемый материал с более высокой точки зрения, охватить его «единым взором», воспринять его как единое целое. Богатые возможности, которые предоставляют карты памяти, позволяют использовать их для решения самых разнообразных задач. Постоянное использование методики позволит сделать мышление более организованным, четким и логичным.
Составление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов).
Лист предпочтительно располагать горизонтально: так отводиться больше места под рисунок, что позволит расширять и моделировать его. В центре страницы пишется и выделяется главная идея (например, название новой темы). Используя разноцветные ручки, выводиться из «главной идеи» линии (ветви), каждая их которых выделяется под определенный рассматриваемый момент основной темы. Каждая ветвь подписывается. Для того чтобы назвать ветвь необходимо подобрать определенное ключевое слова, такое, чтобы оно наиболее полно соответствовало теме данной ветви. На крупных ветвях помещаются более мелкие, для их именования также подбираются наиболее подходящие ключевые слова.
Можно детализировать карту настолько, насколько это нужно для понимания текста.
Ключевые слова пишутся печатными буквами и разборчиво. Размер шрифта подбирается в соответствии с важностью данного ключевого слова. Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными рисунками и собственными символами (правое полушарие в своей деятельности ориентируется не на слова, а на образы, пространственные структуры). Различными стрелочками показываются связи между различными идеями.
Советы по составлению интеллектуальных карт:
В центре страницы пишется и обводится главная идея (образ).
Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления, используя ручки разного цвета.
Для каждого ответвления пишется ключевое слово или фраза, оставив возможность для добавления деталей.
Добавляются символы и иллюстрации.
Писать надо разборчиво заглавными (печатными) буквами.
Важные идеи записываются более крупным шрифтом.
Подчеркиваются слова и используются жирные буквы.
Для выделения определенных элементов или идей используются линии произвольной формы.
При построении карты памяти лист бумаги располагается горизонтально.
Для совершенствования интеллектуальных карт требуется практика . Интеллектуальное развитие ребенка с применением карт осуществляется посредством развития детских ассоциаций, пополнения и активизации словарного запаса, развития связной речи, фантазии. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов, учиться различать, видовые понятия.
Более того, развиваются коммуникативные свойства, умение слушать педагога, товарища по группе, формируется желание быть активным, проявлять инициативу, воспитываются лидерские качества и вместе с тем уважение к другим. То есть коллективная работа по интеллектуальным картам способствует формированию мотивации к обучению, эмоционально волевой сфере, умению работать в коллективе, внимание, усидчивость, настойчивость.
С введением ФГОС учитель должен не просто «накормить» ребёнка информацией, а научить его «добывать» и использовать её. Я использую интеллект-карты при повторении пройденного материала, при изучении нового, при проверке изученного материала, т.е. практически на всех этапах урока.
Рисование интеллект-карт-необычный вид деятельности, почти игровой, но это эффективный способ работы с информацией. Наглядность, привлекательность, запоминаемость, побуждение к творчеству, рефлексия. Здорово!!!
Глава 2. Области применения интеллект-карт:
Обучение
создание ясных и понятных конспектов лекций;
максимальная отдача от прочтения книг/учебников;
написание рефератов, курсовых проектов, дипломов.
 Избавление от огромного количества лишней работы. Хорошая помощь при обучении, подготовке к экзаменам и во время самих экзаменов. На запоминание ключевой информации тратится меньше времени, но наибольшая выгода получается при последующем воспроизведении информации (особенно при подготовке к экзаменам)
Запоминание
подготовка к экзаменам;
запоминание списков: что сделать/кому позвонить/…
 Возможность быстрого составления емких и эффективных записей. Удобное использование записей в последующем. Понимание связей и взаимодействий в записи. Информация записывается в более понятной форме, что позволяет легче разобраться в ситуации.
Запоминание с использованием ключевых элементов позволяет прицепить к ним как к крючкам все, что надо запомнить. В дальнейшем достаточно потянуть за "крючок" и Вы все вспомните. Затратив при этом значительно меньше усилий, чем при обыкновенной зубрежке. Информация запоминается уже усвоенной (понятой), в связи с другими Вашими знаниями, что значительно усиливает эффективность запоминание и Вашу память в дальнейшем. Легкое воспоминание. Видение информации внутренним мысленным взором.
Презентации
вы за меньшее время даете больше информации,  при этом вас лучше понимают и запоминают;
проведение деловых встреч и переговоров.
 Вы можете быстро и полноценно подготовиться к выступлению. Ваша презентация будет более полноценной и понятной для слушателей из-за использования естественных законов мышления. Вам достаточно подготовить одну карту на большое выступление, а не многостраничные шпаргалки, в которых сложно найти информацию. Объемная структура карты позволяет Вам в любой момент легко изменить направление выступления и не испытывать при этом затруднений (в отличии от линейного доклада)
Планирование
управление временем: план на день, неделю, месяц, год…
разработка сложных проектов: нового бизнеса,…
 Вы видите все детали ваших дел, лучше понимаете партнеров, хорошо организуете рабочее время и другие аспекты своей деятельности.
Организация всех  деталей с начала и до конца на одном листе бумаги. Все дела взаимосвязаны и понятно, что от чего зависит. Изменение и коррекция планов происходит быстро и наилучшим способом.
Мозговой штурм
генерация новых идей, творчество;
коллективное решение сложных задач.
 Новый подход к проведению мозгового штурма. Быстрое генерирование идей. Генерируемые идеи более оригинальные и эффективные. Вы способны с помощью карт создать за час столько идей (сотни и более), сколько не выдаст целая группа, работающая бессистемно. Легкое прослеживание взаимосвязей идей и поиск альтернативных решений. Облегчение внедрения идей в последующем. Эффективное улучшение идей для дальнейшего использования.
Принятие решений
четкое видение всех «за» и «против»;
более взвешенное и продуманное решение.
Выявление проблемы, вашей позиции и всех возможностей для маневров. Быстрое реагирование на предложения оппонента. Более ясное и четкое понимание своего состояния. Возможность легко и понятно объяснить оппоненту преимущества Вашего и недостатки его предложений.
2.1 Основные законы рисования Интеллект-карт Главное правило: «НИКАКИХ ПРАВИЛ»
Максимально свободно выражайте свои идеи.
Будьте творческими, яркими, выразительными.
Чем меньше вы будете себя ограничивать, тем лучше получится карта.
Стиль
Свой собственный
Не стремитесь подражать кому-то другому. У каждого человека свой стиль мышления. А так как карты отражают стиль мышления человека, то они и должны будут отличаться друг от друга! Стараюсь учить детей находить свой собственный стиль!
Если что-то утрированно преувеличенно  - то это лучше запоминается. Смело рисуйте человека, который выше чем дерево. Используйте слова: «супер», «гипер», «мега»… не обязательно быть приближенным к реальности. Можно смело преувеличить эту реальность.
Юмор - великая сила. Если ваша карта заставляет улыбаться или даже смеяться – то она вызывает эмоцию, на волне которой карта лучше остается в памяти. Добавляйте в карту немного легкого юмора! Это пойдет ей на пользу.
Красивая карта – это красивая карта. Она и больше притягивает взгляд. Ее больше хочется изучать. Она лучше запоминается. Она сильнее вызывает нужные эмоции и ассоциации. Рисуйте красиво! 
Бумага
Лучше использовать белую (либо однотонную) бумагу. Чтобы не было лишних клеточек, линеечек и т.д., которые могут составлять конкуренцию линиям карты, и затруднять ее изучение.
На самом деле лучше А2, или лист ватмана. Карта имеет тенденцию заполнять все отведенное ей пространство, поэтому чем больше пространства у вас есть, тем больше умных мыслей, связанных с основной темой вы напишите. Лучше брать размер бумаги с запасом!
Карта имеет тенденцию расти в бока. Влево и вправо. Поэтому там должно быть больше пространства. Соответственно располагаем карту горизонтально 
Центральный образ
Обычно в центре листа. Хотя частый вариант, когда рисуется слева в центре и ветки отходят вправо.
Образ должен сразу привлекать внимание. Оставаться в памяти. Вызывать нужную эмоцию. Провоцировать работу мыслей в определенном направлении. Для этого его рисуем ярким!
Структура
Соблюдаем принцип иерархичности. Ближе к центру – более важные понятия. Дальше от центра – менее важные понятия. Благодаря такому «радиальному» распределению нам проще работать с картой.
Для повышения понятности карты используем следующие элементы:
Порядок: нумеруем веточки цифрами – «1», «2», «3»… подсказывая в каком порядке их следует просматривать.
3-4 ответвления: Стараемся так простроить структуру, чтобы от каждой веточки отходило максимум 3-4 ответвления.
Ореолы: Используем ореолы, для облегчения восприятия карты.

Любые два элемента связанны ассоциацией. Это позволяет нам восстанавливать карту, даже если мы помним всего 20-30% карты. 
Слова
Пишем только ключевые слова. В результате у нас на карте нарисовано 20-30 слов, а эти 20-30 слов иногда за собой хранят информацию с 20-30 страниц текста. Но с каждой страницы текста мы взяли только по 1 ключевому слову, которое позволяет восстановить в памяти информацию из текст.
Всегда есть соблазн записать целое предложение! Не делаем этого. Вычленяем 1-2 ключевых слова. Этого обычно достаточно!
Если у нас многоэтажная конструкция, то глаза вынуждены несколько раз совершить движения влево-вправо. Если все в одну строчку – то проще.
Стараемся писать печатными буквами! Тогда их проще читать! Размером букв можно уже кодировать какую-то информацию например если буквы «ЗАГЛАВНЫЕ», то ими можно писать элементы из главных веток. Если буквы «строчные», то все остальные. 
Цвета
Человек способен различать мельчайшие оттенки цветов, поэтому стоит использовать этот ресурс по максимуму! Но слишком перебарщивать тоже не стоит. 4-8 цветов обычно хватает для большинства карт. Если цветов больше – то от их разнообразия уже начинает рябить в глазах, и цвета перестают нести нужную смысловую нагрузку.
Цвета могут нести в себе некий смысл. Например, у нас есть проект в котором участвуют Иванов, Петров и Сидоров. Если вместе они напишут подобную карту, где выделят себя разными цветами, то им легко будет ориентироваться, кто какой фронт работ выполняет. И цвета будут нести важное смысловое значение.
Иногда, когда важные для нас элементы информации находятся на периферии карты – а нам хочется, чтобы они обязательно привлекли внимание – то мы можем выделить эти элементы «текстовыделителем». Также так удобно отмечать те части карты, которые уже выполнены (если речь идет о планировании и отслеживании текущего состояния проекта).
Линии
Линии 1-го уровня рисуем чуть толще. Это позволяет сразу легко понять какие элементы карты – самые главные. И делает более понятной иерархичность карты.
Лишние нефункциональные линии только отвлекают внимание. Поэтому желательно, чтобы линия была равна длине слова, которое она подчеркивает.
Линии также выполняют такую важную функцию, как показывают связи между разными элементами карты. Важное замечание: на карту желательно не более 3-5 линий-стрелок. Если больше, то эти линии уже не помогают, а наоборот, делают карту еще более запутанной. 
Картинки
Картинки, рисунки, визуальные образы – запоминаются в 10 раз лучше чем слова!!! Поэтому везде где возможно, стараемся проиллюстрировать наши ключевые слова хорошо подходящими для них картинками!!!
Картинки рисуем цветные. Ручка которой работаем при рисовании карт, должна быть как минимум из 4-х цветов!
Добавляем объема в наши рисунки. В этом случае образы будут сильнее привлекать внимание и оставаться в памяти.
Если нет возможности нарисовать сложные рисунки – то тогда стараемся нарисовать хотя бы простейшие символы, иллюстрирующие то или иное ключевое слово. Символы можно использовать как свои собственные, так и общепринятые.  
Изначально интеллект-карты рисовались вручную. Дело в том, что в методе Тони Бьюзена большое внимание уделяется образному мышлению, поэтому во многих случаях вместо слов на карте изображаются картинки. Фактически интеллект-карты могут вообще не содержать слов - только рисунки, образы. Впрочем, компьютерный метод создания интеллект-карт имеет множество других преимуществ, которые отмечает и сам Тони Бьюзен в своей книге. Возможности масштабирования, организации многоуровневых связей, создания гиперссылок между картами, быстрота создания карт, удобство редактирования, удобные средства коллективной работы, наличие различных способов представления одной и той же карты - список преимуществ очень велик.
2.2 Как мыслят школьники?Интеллект-карты являются очень мощным средством изучения особенностей личностного развития, мировосприятия и мышления учащихся. Они проявляются при рисовании любых интеллект-карт, темы которых могут быть посвящены простейшим бытовым понятиям. В качестве примера приведём примеры пяти интеллект-карт, на которых учащиеся изображали ассоциативную сеть, связанную с понятием "стол".
Групповая деятельностьМетод «Интеллект-карт» может быть использован для организации групповой деятельности учащихся. Бьюзен описывает два направления, в которых эта деятельность может быть полезна. Первое из них связано с решением проблем, поэтому оно может быть реализовано при применении проблемного и модельного методов обучения. Организация этого процесса во многом повторяет описанные выше этапы индивидуального решения проблем, поэтому ограничусь только кратким описанием.
Постановка проблемы, разъяснение цели, обеспечение всех участников необходимой исходной информацией.
Индивидуальное свободное извержение ассоциаций, связанных с поставленной проблемой, сопровождаемое построением каждым участником собственной интеллект-карты.
Обсуждение в малых группах. На этом этапе участники объединяются в группы по три-пять человек и обсуждают составленные каждым из них интеллект-карты. Перед началом обсуждения даётся установка на безоговорочное принятие и поддержку любых идей, даже кажущихся нелепыми или не относящимися к делу. Это необходимо для стимуляции дальнейшей работы по любой из предложенных ассоциативных цепей. На данную стадию работы Бьюзен рекомендует выделить не менее одного часа.
Составление групповой интеллект-карты. Такая первичная карта может иметь очень большие размеры, так как на ней должны быть отражены все ассоциативные цепи, предложенные каждым участником группы. Поэтому для изображения интеллект-карты требуется либо классная доска, либо лист бумаги, соизмеримый с площадью стены.
Составление первой редакции коллективной интеллект-карты.
Стадия инкубации, имеющая уже описанное ранее назначение.
Повторное извержение ассоциаций каждым участником группы, коррекция индивидуальных интеллект-карт, обмен идеями, редактирование групповых интеллект-карт.
Подготовка второй редакции коллективной интеллект-карты. Сравнение карт. Построение финальной редакции.
Коллективный анализ интеллект-карты. Принятие решения либо о завершении исследования, если его цель достигнута, либо о продолжении работы с составлением её плана.


Глава 3. Использование интеллект – карт на уроках русского языкаКак показывает мой опыт, использование этого метода позволяет мне проводить систематизацию и обобщение знаний динамичнее, а проверку уровня знаний и умений быстрее и, главное, эффективнее для самих обучающихся.Обобщая опыт использования интеллект-карт на уроках русского языка, конечно же, нельзя обойти стороной и трудности, возникшие на уроках. Самое главное - это наличие мотивации. В начале работы многие ученики не понимали ее практической значимости. Теперь, постепенно обучаясь и совершенствуя свое умение, многие составляют интеллект-карты даже тогда, когда это не обязательное задание.Еще одна трудность - критерии оценки интеллект-карты. Мы с ребятами создали оценочный лист, в который вошли следующие критерии: - полнота включенной информации; - правильность в отборе и распределении информации; - наличие образов, символов; - графическое выделение информационных блоков; - установление взаимосвязей между блоками. Очень важное условие в работе с интеллект-картами: они должны постоянно использоваться в работе на уроке. Только тогда они помогут детям легче учиться, а учителю лучше учить.  Интеллект-карта становится алгоритмом рассуждения и доказательства, все внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заученного, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных зависимостей и связей. Обычная наглядность ожила, заговорила.Составление интеллект-карты - это графический способ организации учебного материала. Данная система работы охватывает большее количество информации, чем можно получить во время обычной письменной работы. ( Приложение №1)
Организация работы по реализации данного метода заключается в мотивировании учащихся на деятельность. Я делала это так. Сначала при работе со статьёй или при анализе эпизода литературного произведения сама составляла интеллект - карту на глазах у учащихся. И по ней дети легко воспроизводили полученную информацию, видя преимущество такого «графического плана». Когда учащиеся усвоили особенности интеллект-карты, составляли на уроках её коллективно, а затем представляла всё большую самостоятельность обучающимся.
При самостоятельном создании интеллект – карт реализуется исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. Именно такой урок нужен сегодняшнему ученику. Важно, чтобы собственное знание о незнании воспринималось детьми как ценный результат урока и становилось стимулом дальнейшего освоения содержания. (Приложение №2)
Приведу фрагмент урока "Мягкий знак после шипящих в глаголах".
V. Этап закрепления новых знаний. Развитие умения классифицировать слова.
1. Запиши слова в 3 столбика. В первый - глаголы в начальной форме, во второй - глаголы в форме 2-го лица единственного числа, в третий - глаголы, выражающие совет, просьбу или приказ (о том, как называется такая форма глагола, ты узнаешь позже).
Подсказка: не забывай писать мягкий знак после шипящих.
Стричься, не плачь, идешь, беречь, съешь, учишь, говоришь, испечь, помочь, сидишь, поёшь, поешь, отрежь, прилечь, кричишь, намажь
Давайте, исследуем глаголы. (Коллективное составление интеллект-карты):
Возьмите лист бумаги формата А 4 или А 3 и цветные карандаши, ручки или фломастеры.
Положите лист горизонтально и в его центре картинкой или одним-двумя словами обозначьте тему МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В ГЛАГОЛАХ. Обведите это понятие в рамку или в кружок.
От основной идеи, которая размещена в центре листа, цветными ручками, карандашами или фломастерами проведите в разные стороны три линии разного цвета.
Подпишите каждую ветвь, желательно даже печатными буквами. Рисуя интеллект-карту, применяйте, как можно больше цветов и как можно чаще используйте рисунки.
Смысловые блоки отделяйте линиями, обводите в рамку (помните про цвета, используйте не менее 3 цветов).
Используйте как можно более разнообразную визуальную декорацию - форма, цвет, объём, шрифт, стрелки, значки, рисунки.

Вывод: на конце глаголов в любой форме пишется мягкий знак.
Посмотрите, как правило приведено в учебнике на стр. 82.
Сейчас предлагаю поработать с учебником.
Упр. № 2 стр. 83. Сделай буквенную запись. Слова записывай в три столбика. Не забывай про ь. Комплексный орфографический тренинг и закрепление навыка написания ь после шипящих в глаголах.
Один ученик у доски. Дифференцированная работа сильными учащимися. Взаимопроверка. Итог работы.
По желанию работа с заданиями "Русского медвежонка".
Упр. № 3 стр. 83. Отработка навыка безошибочного списывания
по закреплению изучаемой орфограммы. Спиши. Подчеркни орфограмму "Мягкий знак после шипящих на конце глаголов. Работа консультантов.
VI. Систематизация и обобщение знаний.
- 1. Есть ли необходимость при написании мягкого знака после шипящих в глаголах определять форму, в которой стоит глагол?
-2. Чем будет отличаться способ работы при написании имен существительных с шипящим на конце и глаголов с шипящим на конце?
Самостоятельное составление интеллект-карты.
Вспомни все изученные случаи орфограммы "Мягкий знак после шипящих". Запиши слова, дописывая или не дописывая ь.
Ноч(?), луч(?), береч(?), кирпич(?), карандаш(?), знаеш(?), чертиш(?), заплач(?), без туч(?), колюч(?), отреж(?)те, хорош(?), вещ(?), дремлеш(?), могуч(?), сидиш(?), съеш(?), товарищ(?), помощ(?), помоч(?), зажеч(?)
VII. Итог урока.
- Вы исследовали тему "Мягкий знак после шипящих в глаголах. Какое открытие сделали на уроке? Какие были трудности?
VIII. Рефлексия.
- Закончите предложение.
Мне было интересно исследовать:
Мне хотелось найти:
Я выяснил (а):
- Спасибо за урок!
Для себя с учащимися мы выделили следующую «формулу»: объект в центре - темы и идеи – ключевые образы – слова или цитаты – всё логически связываем, чтобы увидеть вывод (результат). Это особенно помогает на обобщающих уроках. (Приложение №3)
Метод применения интеллект карт считают методом универсальным, даже «революционным», так как он удовлетворяет потребность в творчестве учащихся, развивает способность к лаконичному изложению мыслей в устной и письменной форме, активизирует мыслительную деятельность учащихся. И на практике я убедилась в этом.
Использую памятку по составлению интеллект – карт (Приложение №4)
Дети пользуются памятками, где закреплены такие лёгкие правила:
Главное правило: «Никаких правил»! Максимально свободно выражайте свои идеи.
Будьте творческими, яркими, выразительными.
Чем меньше вы будете себя ограничивать, тем лучше получится карта.
Не стремитесь подражать кому-то другому. У каждого человека свой стиль мышления. А так как карты отражают стиль мышления человека, то они и должны будут отличаться друг от друга! Ищите свой собственный стиль!
Если что-то утрированно преувеличенно - то это лучше запоминается. Смело рисуйте человека, который выше чем дерево. Можно смело преувеличить реальность.
Юмор великая сила. Если ваша карта заставляет улыбаться или даже смеяться – то она вызывает эмоции и лучше остается в памяти.
Красивая карта больше притягивает взгляд. Ее больше хочется изучать. Она лучше запоминается. Она сильнее вызывает нужные эмоции и ассоциации.
ЗаключениеТаким образом, внедрение метода интеллект-карт в практику преподавания русского языка и литературы способствует развитию предметной компетенции обучающихся, повышению мотивации, активизации деятельности, развитию интеллекта, пространственного мышления, познавательной активности, творческому мышлению, самостоятельному выявлению слабых мест в знании учебного предмета. Интеллект-карта позволяет увидеть, насколько полно учащийся усвоил информацию, как связал еѐ элементы между собой. Данная тема создаёт большое поле для дальнейшей работы, для совершенствования системы; в ближайшее время собираюсь использовать интеллект- карты для подготовки учащихся к сдаче ГИА по русскому языку; чаще использовать эту форму на уроках литературы и во внеклассную работу по предмету.
Опыт позволяет реализовать цель - развитие познавательной самостоятельности учащихся на уроках литературы средствами опорно-схематических конспектов.
При этом решаются следующие педагогические задачи:
повышение мотивации к  обучению;
формирование прочных знаний, умений и навыков;
организация высокой культуры учебной деятельности;
формирование мышления, речи, внимания как основных психофизических качеств человека;
воспитание социальных, моральных качеств личности.
Я полагаю, что создание мыслительных карт будет эффективным и интересным методом обучения не только на уроках русского языка, но и на уроках по другим предметам.
С каждым годом число людей, использующих принципы радиантного мышления, интеллект-карт, колоссально растет. По нынешним оценкам, число их пользователей во всем мире превышает 250 миллионов человек, и есть свидетельства, что последователей нового учения можно встретить практически в любой стране мира. Россия не должна остаться в стороне от таких важных инновационных технологий. На мой взгляд, мой опыт по внедрению интеллект – карт может быть использован учителями общеобразовательных школ.
Результаты работ по внедрению нового метода интеллект-карт:
эмоционально воспринимается текст, учащиеся задумываются над проблемами, затронутыми авторами произведений;
дают адекватную оценку поведению героев;
умеют сравнивать, сопоставлять;
рецензируют ответы одноклассников;
владеют лингвистическими понятиями;
научены соотносить общечеловеческое (вечные темы) с конкретно-историческим (реалии нашей сложной истории);
умеют аналитически мыслить, синтезировать, обобщать, сравнивать;
свободно выходят на диалог с учителем, авторами, одноклассниками;
умеют выполнять творческие работы разных жанров;
повышается количество учащихся, участвующих в олимпиадах, при создании творческих проектов
При использовании интеллект – карт на уроках русского языка заметно повысился интерес к знаниям у большинства учащихся, что способствует развитию творческого мышления, лучшему усвоению знаний, формированию умений и навыков, повышается качество обученности по предмету.

Многие мои ученики на протяжении 3 последних лет занимают призовые места на школьных и районных олимпиадах.
В 2012-2013 учебном году Прудникова Виктория стала победителем 1 этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку и призером 2 этапа (муниципального). В 2013-2014, 2014-2015 учебных годах Иванов Никита занял 1 место на олимпиаде по русскому языку среди учащихся 6-7 классов. Прохорова Яна, Прудникова Юлия, Игнатенко Лиора стали призерами на школьном этапе Всероссийской олимпиады по русскому языку среди 5-7 классов.
Использование интеллект – карт позволяет учащимся грамотно и логично строить свои рассуждения, что помогает им при написании сочинений и с успехом принимать участие в творческих конкурсах. К 70-летию Великой Победы сочинение Прохоровой Яны было отмечено Дипломом 1 степени и опубликовано в школьной газете «На школьной волне». Литвяков Артем (6А класс) получил Диплом 1 степени в региональном конкурсе сочинений, посвященном Российской геральдике.
Ребята с успехом принимают участие во Всероссийских олимпиадах. В 2013- 2014 учебном году в дистанционной олимпиаде «ОЛИМПУС» по русскому языку приняло участие 6 учащихся. Они были отмечены Дипломами, грамотами, памятными подарками.
Список литературыБьюзен Т. и Б. Супермышление Т. и Б. Бьюзен., пер. с англ. Е.А. Самсонов. 4 ― е изд. «Попурри», 2007, С. 161-164.
Валькова Г., Зайнуллина Ф., Штейнберг В., Логико-смысловые модели - дидактическая многомерная технология ДИРЕКТОР ШКОЛЫ: науч.-метод. журн. для рук. учеб. заведений и органов образования. - 2009. - № 1.
Канаева М.В., Развитие универсальных учебных действий. -2011.
Ковалева Г.С., Красновский Э.А., Краснянская К.А., Логинова О.Б., Татур О.А., Модель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ. /www. standart. edu. ru/.
Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения. - 2008
А.А. Кузнецов., Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008.
Новак Д., Канас А., Теория построения карт понятий и практика их применения. М., 2010Словарь-справочник по педагогике. Автор-составитель В.А. Мижериков., под ред. П.И. Пидкасистого,М.2004.
Семёнов, А.Л., Роль информационных технологий в общем среднем образовании. ― М.: Изд-во МИПКРО, 2010Тришина С.В. Информационная компетентность как педагогическая категория Интернет-журнал "Эйдос".
Приложение №1Урок русского языка в 7 классе
по теме «Слова категории состояния» (урок-исследование, обобщение материала по теме «Наречие», «Прилагательное»)
Цели:
Обучающие:
дать понятие о категории состояния как части речи,
научить детей распознавать эту часть речи среди других,
использовать слова категории состояния в своей речи;
Развивающие:
развивать речь учащихся;
Воспитательные:
воспитывать толерантное отношение друг к другу;
развивать способность видеть красоту, эстетический вкус;
Мотивационные:
сформировать у детей интерес к изучению русского языка;
Диагностические:
осуществить первичную диагностику общего уровня обученности детей;
Управленческие:
обеспечить четкую организацию учебного занятия.
Материально-техническое обеспечение урока:
компьютер;
мультимедийный проектор;
экран;
набор карточек с заданиями;
альбом, фломастеры
учебник русского языка для 7 класса М.Т. Баранова и Т.А. Ладыженской;
Ход урока:
Предлагаю начать наш урок с игры «Кто больше». Ваша задача - назвать слова, которые передают состояние, давайте я начну, а вы мне поможете: мне с вами ИНТЕРЕСНО (немного ВОЛНИТЕЛЬНО, ТЕПЛО, УЮТНО, РАДОСТНО, СВЕТЛО, ХОРОШО, ЛЮБОПЫТНО). Молодцы, ребята!
- А что все эти слова обозначают?
-Они передают состояние!
Знаете, ребята, мы стоим с вами на пороге открытия, оказывается, в русском языке есть часть речи, которая так и называется – категория состояния! Предлагаю вам сегодня поучаствовать в научном исследовании по открытию новой для вас части речи!
Открываем тетради, записываем число, классная работа и тему нашего урока:
Слова категории состояния (урок- исследование)
- Чем же мы будем заниматься сегодня на уроке?
- Мы будем открывать новую часть речи и учиться отличать ее от других слов!
Во время исследования мы будем опираться на уже известные вам знания, проводить лингвистические опыты, а в конце пройдем испытания. По ходу нашего исследования мы с вами запишем ключевые (важные) понятия, составим интеллект – карту, которая поможет в дальнейшей вашей работе по этой теме.
А начнем мы наше исследование с повторения, потому что «Повторенье – мать ученья».
Запишем слова, объясним их написание, у доски работает…
Горячо, дремуч, некогда, свежо, неуклюже, горяч, нигде, чуть-чуть, свеж, во-первых, хорош, еще, слева.
- На какие 2 группы можно разделить все записанные слова? (наречия, краткие прилагательные)
- Вспомните, по каким признакам мы определяем части речи? (задаем вопрос и определяем значение, затем определяем морфологические признаки и, наконец, – роль в предложении).
На основании наших выводов заполняем интеллект - карту
ЧАСТЬ РЕЧИ
ВОПРОС ЗНАЧЕНИЕ ПРИЗНАКИ РОЛЬ В ПРЕДЛОЖЕНИИ
НАРЕЧИЕ где, когда, куда как, зачем и дрпризнак действия не изменяется
обстоятельство
(связано с глаголом) Мать как-то спокойно сидела
КР.ПРИЛ. каков (а, о, ы) признак предмета изменяется по числам, родам сказуемое (связано с подлежащим) Утро тихо, радостно и молодо
Задание 1. Списать, вставить пропущенные буквы, используя карту, определите часть речи выделенных слов в данных предложениях (каждой группе по 1 предложению):
1 группа В этот тихий вечер море грус(?)но (И. Бунин) – КР.ПРИЛ
2 группа. В печ(?)ке грустно насвистывал свою песню сверч(?)к (А. Чехов).- НАРЕЧИЕ
3 группа. Сер(?)це грустно от холода зимнего (И. Бунин) – КР.ПРИЛ
Слушаем ваши предположения, анализируем в том же порядке:
1.Вопрос - КАК? КАКОВО?
2.Значение – СОСТОЯНИЕ человека, природы
3.Признаки – НЕ ИЗМЕНЯЕТСЯ
4. Роль в предложении – СКАЗУЕМОЕ, но обратите внимание, в предложении НЕТ и не может быть ПОДЛЕЖАЩЕГО
Что же это за часть речи: наречие или кр.прилагательное?
Почему это слово не является ни той, ни другой из названных частей речи? А как вы думаете, что это за часть речи? Правильно – это категория состояния, занесем признаки СКС на карту
Попробуем вместе по интеллект-карте сформулировать определение СКС.

Заполним таблицу:
Скучно, смешно, весело, жарко, больно, стыдно Состояние человека или животного
Дождливо, морозно, пыльно, тесно, темно Состояние природы или среды
Рано, поздно, близко, узко, высоко, далеко Временное или пространственное состояние
Можно, нельзя, надо, полно, охота, пора, лень Оценка, отношение к действию.
Еще раз сформулируем определение СКС.
Давайте сравним наше определение с определением учебника, правило в рамке, читаем вслух, сравниваем с таблицей.
Кто может повторить по памяти, что такое СКС? (Заслушиваются 2-3 ответа).
Ребята, я вас поздравляю, вы повторили лингвистическое открытие, сделанное известным ученым Львом Владимировичем Щербой в 1928 году, который объединил все слова со значением состояния в самостоятельную часть речи СКС. Запишите это имя в ключевые понятия. Хотя у лингвистов до сих пор нет единого мнения по поводу этих слов, некоторые называют их предикативными наречиями, т.е особой группой наречий, употребляемых в безличных предложениях.
Давайте дружно поаплодируем нашему открытию, пожмем друг другу руки и поиграем в вопрос- ответ. Это игра на внимательность. Я называю утверждение, если вы согласны с ним, то хлопаете, если нет – топаете
КС не изменяется
КС отвечает на вопрос что
КС – самостоятельная часть речи
КС в предложении является обстоятельством
КС употребляется в безличном предложении
КС обозначает предмет.
КС отвечает на вопрос каков
КС является сказуемым.

Работаем с учебником, упр. № 275 записываем предложение в тетрадь и комментируем по цепочке (один ученик у доски): предложение, СКС, значение.
Внимательно посмотрите на интеллект-карту и ответьте:
Какое же главное отличие между СКС, кр.пр. и наречием?
Роль в предложении.
Ребята, а что такое безличное предложение? Оно без чего?
Оно без лица, т.е. действие происходит само по себе, не от чего не зависит, в таком предложении не может быть лица, т.е. нет подлежащего (слова в Им.п.), его нельзя подставить.
А теперь усложним задачу: прочитайте текст, о чем он, определите тип текста, найдите СКС, наречия, кр.прилагательные в тексте и докажите. Работаем в группах устно.
Весна вступает в свои права. В воздухе чисто и свежо. Небо высоко. Солнце печет ласково. Хорошо на душе!
Сделайте вывод, для чего в речи нужны СКС?
Понравилась вам новая часть речи? Как она называется? Что она обозначает? Чем является в предложении? В каких предложениях употребляется?
Зачем она нужна в речи?
А теперь самое решающее испытание: мини-тест на ваши знания (индивидуально), называется «На пятерку»
1. Слова категории состояния обозначают:
а) предмет
б) признак предмета
в) состояние природы
г) действие предмета
2. Слова категории состояния:
а) изменяются по числам
б) не изменяются
в) изменяются по падежам
г) спрягаются
3. Слова категории состояния в предложении являются:
а) сказуемым
б) подлежащим
в) обстоятельством
г) определением
4. В каком предложении есть слово категории состояния:
а) Бесшумно повернулся ключ в замке
б) Туманное утро бесшумно
в) В море за кормой бесшумно
5. Определите значение слова категории состояния в предложении:
В лесу морозно и снежно
а) оценка действия
б) состояние человека
в) временное состояние
г) состояние природы
Самопроверка, ключ – 1в 2б 3а 4в 5г, результат:
Итоги урока, домашнее задание
Урок русского языка в 7 классе
(составление интеллект-карты при изучении нового материала)
Тема урока: «Деепричастие как часть речи»
Цели урока: развитие языковедческой и коммуникативной компетенции учащихся.
Задачи урока:
Образовательные:
дать понятие о деепричастии как части речи;
научить находить деепричастие в предложении;
научить определять морфологические признаки деепричастия.
cоставление интеллект – карты.
Развивающие:
способствовать развитию умения использовать деепричастие в собственной речи;
развитие познавательных навыков, логического мышления.
Воспитательные:
способствовать воспитанию у учащихся уважения к родному языку;
формировать чувство долга и ответственности за разумный учебный процесс.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: учебник, тетрадь, карточки, компьютер, проектор, мультимедийный экран, лист контроля.
Ход урока:
Организационный. Приветствие учителя, знакомство с темой, целями и задачами урока.
Синтаксическая пятиминутка.
Бедная старушка, привыкшая уже к таким поступкам своего мужа, печально глядела на сыновей, и слезы остановились в морщинах, изменивших ее когда-то прекрасное лицо.
(учащимся предлагаю расставить знаки препинания, произвести синтаксический разбор предложения, составить схему и дать характеристику)
Вопросы учащимся:
Чем осложнены части сложного предложения?
Объясните постановку знаков препинания?
Знакомство с новым материалом.
- Мы закончили изучение сложной темы: - «Причастие». Сегодня мы приступаем к изучению сходной с ней по звучанию части речи – это деепричастие. Часть « дее-« означает близость этой части речи к действию, то есть к глаголу. Оно обозначает добавочно действие к основному.
На доске записаны два предложения.
Гость улыбнулся хозяевам и взял ложку.
Улыбнувшись хозяевам, гость взял ложку.
Предлагаю записать предложения и ответить на вопросы:
Какое из этих предложений точнее, выразительнее?
Как выражены действия в этих предложениях?
Какое действие основное, а какое добавочное?
Ребята отвечают, что в первом предложении действия выражены однородными сказуемыми – улыбнулся и взял -, во втором – сказуемым взял и добавочным действием улыбнувшись.
Анализируя предложение, приходим к выводу, что употребление однородных сказуемых не совсем точно: одно сказуемое подразумевает другое, второе кажется излишним. Предложение с добавочным действием делает картину образной, дополняет её, добавляет выразительности. Необходимо запомнить, что основное действие, обозначенное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, обозначенное деепричастием, относятся к одному и тому же лицу.
- Знакома ли Вам честь речи, которой выражено добавочное действие в предложении? Это деепричастие.
- Попробуем поставить вопрос к ней.
Взял (что сделав?) – улыбнувшись.
- С вопросом какой части речи схож вопрос деепричастия?
Приходим к выводу, что глагольные признаки налицо: образовано от глагола, имеет вид, возвратность.
- Связано ли деепричастие с другими словами? Задайте вопрос?
(улыбнувшись ( кому?) хозяевам). Деепричастие с зависимым словом образует деепричастный оборот, который на письме выделяется запятыми. Это материал следующих уроков.
Предлагаю изменить предложение, записав его с деепричастием без зависимого слова.
Улыбнувшись, гость взял вилку.
- Какой еще вопрос можно поставить к деепричастию?
(взял (как?) улыбнувшись)
- Для какого члена предложения характерен этот вопрос?
(обстоятельство)
- Какая часть речи чаще всего отвечает на этот вопрос?
(наречие)
Делаем вывод, обратившись к параграфу 28, стр.76(слайд №1,2,3


На основе материала параграфа №28 и слайдов из презентации составляется интеллект-карта«Деепричастие как часть речи». ( 5 групп по 4 человека в каждой)
Обсуждается в каждой группе и делается общий вывод. В тетрадях учащихся появляется вывод по теме «Деепричастие как часть речи» в виде интеллект-карты.

Закрепление нового материала с использованием интеллект-карты. При проверке каждое предложение обсуждается.
I.Цифровой диктант. Ребятам предлагаю несколько предложений с деепричастиями, они должны написать цифрами, сколько деепричастий в предложении .1. Войско, отступив, облегло весь город, а запорожцы, протянув вокруг города в два ряда свои телеги, расположились куренями.
2. Андрий же, сам не зная отчего, чувствовал какую-то духоту на сердце.
3. Опустясь в свою лощину, они скрылись из виду всего поля, занятого запорожским табором.
4. Андрий едва двигался в темном и узком земляном коридоре, следуя за татаркой и таща на себе мешки хлеба.
II. Предлагаю исправить ошибки в распределении деепричастий по видам
Совершенный Несовершенный
вид вид
прыгая поливая
решив замечая
не заметив помогая
улыбаясь страдая
управившись положив
нарисовав накормив
выучив бегая
Отработка навыков употребления деепричастий в речи.
А) Укажите грамматически правильное продолжение предложения, учитывая, что основное действие и добавочное относятся к одному и тому же лицу.
Анализируя данное произведение,
была описана целая эпоха.
учителем рассмотрены некоторые эпизоды.
необходимо понимать замысел автора.
ученикам были заданы вопросы.
Рассказывая о предстоящей экскурсии,
в классе начались споры.
у нас возник интерес к этой поездке.
необходимо участие родителей.
учитель заразил нас своим энтузиазмом.
Используя эпитеты и другие языковые средства,
сочинение становится ярче.
создается образность текста.
становится интереснее читать произведение.
писатель стремится донести до нас основную идею текста
Обращаемся к упражнению 181 на стр.77
Предлагаю выписать в один столбик слова, обозначающие основное действие, а в другой – добавочное действие. Определить вид деепричастия.
Комментирую домашнее задание: упр.183.
Урок русского языка в 5 классе
(Работа с интеллект-картой, созданной учащимися самостоятельно)
«Лексика. Синонимы и антонимы, их роль в речи».
Цель урока:
Обобщить, систематизировать и расширить знания по теме «Лексика. Синонимы и антонимы, их роль в речи».
Выяснить, какова роль в речи синонимов и антонимов; научиться подбирать к словам синонимы и антонимы, учитывая их лексическое значение.
Научиться правильно использовать лексические средства выразительности, уметь находить их в текст
Развивать орфографическую грамотность, культуру речи.
Воспитывать любовь к русскому языку.
Использовать подготовленную дома интеллект – карту при изучении данной темы.
Материально-техническое обеспечение урока:
компьютер;
мультимедийный проектор;
экран;
набор карточек с заданиями;
альбом, фломастеры
Ход урока:
Ход урока.
1. Орг. момент (подготовка тетрадей, учебников, конспектов, дневников).
2. Объявление темы и целей урока.
4. Фронтальный опрос:
- Что такое лексика? (Лексика – словарный состав языка).
- Что мы знаем о словах? (Слова имеют лексическое и грамматическое значение, бывают однозначными и многозначными, употребляются в прямом и переносном значении. В переносном значении слова образуют художественные средства: эпитеты, олицетворения, метафоры).
- Что такое синонимы и антонимы?
5. Обратить внимание ребят на эпиграф к теме урока.
Чтение эпиграфа, запись в тетрадь.
Нет таких звуков, красок, образов, мыслей – сложных и простых,- для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. (К.Г.Паустовский)
6. Наблюдение над эпиграфом.
- Какие из перечисленных лексических явлений есть в приведенном
высказывании? (антонимы: сложных – простых).
- Что такое антонимы?
Работа с интеллект-картой)
7. Выполнение задания «Доскажи пословицу»:
(пословицы выведены на экран)
1) Корень учения горек, а плод…
2) Ученье – свет, а неученье…
3) Мягко стелет, да…
4) Не бойся врага умного, а бойся друга…
5) Знай больше, говори…
6) Лучшая вещь – новая, лучший друг - …
7) Легко сказать, да…
Запись 2-3 пословиц в тетрадь.
Вывод: для чего нужны антонимы?
придают речи легкость, выразительность;
являются одним из способов толкования лексического значения слова
(в качестве дополнительной характеристики, когда слово имеет чёткий антоним)
9. Объяснительный диктант.
Был прекрас…ный, чудес…ный зимний день. Со…нце св…тило ярко. Сне… блестел. Прозрач(?)ные сосульки сверкали, перел…вались всеми цв…тами радуги. Небо сияло ч…стейшей голубизной.
- Орфографический разбор (выделение орфограмм).
- Наблюдение над синонимами.
10. Вывод: какова роль синонимов в речи?
● подбор синонимов – один из способов толкования лексического значения слова;
● синонимы помогают избежать ненужного повторения слов, речевых недочетов;
● являются одним из лексических средств выразительности.
(Работа с интеллект – картой)

11. Лингвистическая минутка.
Ученики выписывают в тетради только слова на месте пропусков и анализируют их. (слова- синонимы)
Простое слово промежуток:
В театре несколько минуток,
Пока начнется новый акт,
Мы называем всё …(антракт).
В борьбе, в труде устали слишком,
Дают уставшим …. (передышку).
После урока непременно нужна ребятам …(перемена).
На время что-то прекратив, мы объявляем …(перерыв).
12. Игра «Третье лишнее»
(Выполняя задание, ребята объясняют свой выбор)
1) огонь, осень, пламя
2) алфавит, азбука, чистописание
3) прыгать, бросать, кидать
4) ураган, дождь, пурга
5) колосс, малыш, гигант
6) отважный, дерзкий, храбрый
7) вьюга, холод, стужа
13. Наблюдение над художественными средствами.
Синонимы и антонимы являются лексическими средствами выразительности. Какие ещё художественные средства вы знаете?
Проверка домашнего задания: примеры эпитетов, олицетворений и метафор из стихотворений Ф.И.Тютчева, А.Н.Майкова, И.Никитина, анализируемых на уроке литературы (попутное повторение).
Дремлет чуткий камыш. Тишь-безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом,- на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.
Зима недаром злится.
Прошла ее пора.
Весна в окно стучится и гонит со двора.
14. Анализ текста.
В уставшем зимнем лесу неожиданно донесся запах подснежника!
Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья. Но для каждого, и счастливого, и несчастного, он сейчас - украшение жизни.
Вот так и среди нас есть скромные люди с чистым сердцем, «незаметные» и «маленькие», но с огромной душой. Они-то и украшают жизнь, вмещая в себя все лучшее, что есть в человечестве: доброту, простоту, доверие. Так и подснежник кажется капелькой неба на земле.
Г.ТроепольскийЗадание
Найти синонимы и антонимы.
Объясните, как вы понимаете смысл 3 абзаца. О каких людях говорит автор?
Какие слова употреблены в переносном значении?
Являются ли слова «скромные», «незаметные», «маленькие» синонимами? – понятие о контекстных синонимах.
Приведите примеры художественных средств, используемых автором (эпитеты «чистое сердце», «огромная душа» и др.; олицетворение «стоит цветок», метафоры «цветок – крохотная капля голубого неба», «цветок – первовестник радости и счастья», «подснежник – капелька неба на земле».
- С какой целью эти средства используются? Что они придают тексту?
Проверяем интеллект – карты, дополненные учениками во время урока.
Приложение № 2
Интеллект-карты, составленные детьми на различных этапах урока




Приложение №3Урок-обобщение в 6 классе по теме «Местоимение как часть речи».
Цель урока:
Обобщить, систематизировать и расширить знания по теме «Местоимение как часть речи».
Развивать орфографическую грамотность, культуру речи.
Воспитывать любовь к русскому языку.
Cоставить интеллект – карту .Материально-техническое обеспечение урока:
компьютер;
мультимедийный проектор;
экран;
набор карточек с заданиями;
альбом, фломастеры
Ход урока:
Слово учителя.
Называю тему урока, обращаю внимание на цели урока. Они выведены на экран.
- Посмотрите вокруг, и вы увидите много удивительных вещей, созданных разумом и руками человека. Но самое поразительное и мудрое, что создало человечество, - это язык, главная задача которого состоит, как вы думаете, в чем?
(Ответы ребят)
- Общаясь между собой, мы употребляем различные части речи. Давайте вспомним, сколько частей речи вы знаете? Перечислите их.
(Дети перечисляют)
- Каждая самостоятельная часть речи что-либо обозначает, и только одна из них не обозначает. Что же она делает и как называется?
(Учащиеся называют местоимение и дают определение этой части речи)
2. Отмечаем на интеллект-карте значение местоимения, синтаксическую роль и роль в тексте.
- Как ещё в русском языке называют эту часть речи, вспомните, какого происхождения слово «местоимение» и что оно обозначает?
(Ответы ребят)
- На дом Вы получили задание по рядам:
1 ряд – все о личных, возвратных и притяжательных местоимениях
2 ряд – все о вопросительных, относительных, неопределенных
местоимениях.
3 ряд – все об отрицательных, указательных и определительных
местоимениях.
(Учащиеся должны защитить каждую часть речи, подтвердить морфологические признаки и синтаксическую функцию местоимений)
Во время защиты идет продолжение составления интеллект-карты: морфологических признаков – постоянных (разряды) и непостоянных.
На каждой парте предложения из художественной литературы. Защищая свой разряд местоимений, ученики находят предложения, в которых эти местоимения использованы, указывают морфологические признаки и синтаксическую функцию местоимений, используя интеллект – карту.
Я, ты, он, она – вместе целая страна, вместе дружная семья.
Матушка, который час?
Что же ты уходишь прочь?
Наша ветхая лачужка
И печальна, и темна.
Мой конь и доныне носил бы меня.
Изведал враг в тот день немало, что значит русский бой удалый, наш рукопашный бой.
Все их громко величают и царевича венчают княжей шапкой, и главой возглашают над собой.
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь.
Злой дух тревожил и смущал его тоскующую душу.
После гибели семьи Ване не от кого было получать писем и некому было больше писать.
Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика.
Перед камином сидело несколько молодых людей.
Трудно, не видя, представить себе этот насыщенный, густой цвет.
Приход каждого нового дня нашей жизни – простое и величавое зрелище.
Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.
Дети работают в группах (по рядам). Они составляют речь в защиту местоимения, указывают морфологические признаки и синтаксическую функцию.
После выступления представителей всех групп обращаю внимание на предложение 8.
- К какому разряду относится местоимение в этом предложении?
- Приведите пример, в котором это местоимение будет относится к другому разряду. На что необходимо обратить внимание при определении разряда местоимений его, её, их?
Предлагаю ребятам ответить на вопросы. Работаем в группах. Каждой группе по три вопроса.
Можно ли к местоимениям 1 и 2 лица задать вопрос ЧТО?
Можно ли к местоимениям 3 лица задать вопрос Кто?
А ещё какой вопрос можно задать?
Какие предметы называет местоимение?
К какому разряду относится только одно местоимение?
Какое местоимение при прочтении наоборот превращается в союз?
Можно ли, не изменяя корня слова, изменить личные местоимения по падежам?
Можно ли сказать так и почему? Увидел нее, посмотрел на ее.
Можно ли незнакомому человеку сказать: «Как тебя зовут, дядя?»
Какие местоимения опасны для водителей на дорогах?
Какие личные местоимения имеют значение любого рода?
Какое местоимение требует чистоты?
Когда руки бывают тремя местоимениями? (вопрос для всех групп).
- Подводим итоги, определяем места и переходим к следующему этапу урока.
- Учимся употреблять местоимения в речи.








- Мы вспомнили все разряды местоимений, их морфологические признаки, синтаксическую функцию, повторили употребление местоимений в речи. Обратимся к орфографии, вспомним основные правила правописания местоимений. Произведите морфологический разбор местоимений.
1 ряд 2 ряд 3 ряд
Что-то никто его



- Заключительный этап нашего урока: прочтение интеллект – карты по теме «Местоимение как часть речи».

488950508635


Приложение №4
ПАМЯТКАпо составлению интеллектуальных карт
В центре страницы пишется и обводиться главная идея (образ).
Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления, используя ручки разного цвета.
Для каждого ответвления пишется ключевое слово или фраза, оставив возможность для добавления деталей.
Добавляются символы и иллюстрации.
Писать надо разборчиво заглавными (печатными) буквами.
Важные идеи записываются более крупным шрифтом.
Подчеркиваются слова и используются жирные буквы.
Для выделения определенных элементов или идей используются линии произвольной формы.
При построении карты памяти лист бумаги располагается горизонтально.
Структура
Соблюдаем принцип иерархичности. Ближе к центру – более важные понятия. Дальше от центра – менее важные понятия.
Для повышения понятности карты используем следующие элементы:
Порядок: нумеруем веточки цифрами – «1», «2», «3»…
3-4 ответвления: Стараемся так простроить структуру, чтобы от каждой веточки отходило максимум 3-4 ответвления.