Развитие творческих способностей у дошкольников на основе народных традиций


Развитие творческих способностей у дошкольников на основе народных традицийПодготовила воспитатель первой квалификационной категории Галимова Лилия РихватовнаМАДОУ «Детский сад №7» г. Лениногорск Р. Т.«Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия». М.И. Калинин Введение.О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, и его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Этно – национальная культура помогает сформировать у детей эмоционально - положительное отношение к самому факту существования разных народов, языков, культур, понять, что мир прекрасен и многообразная встреча с любой из культур дарит радость открытий. Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь, отдельные стороны национального воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. «Музейная педагогика», как один из методов развития творческих способностей. Я считаю, что развитие творческих способностей дошкольников на основе народных традиций более глубже и шире поможет именно музейная педагогика. Знакомство с орнаментами и орнаментация как самостоятельный вид продуктивной деятельности развивает творческие способности дошкольников. Музеи – это древнейшее хранилище общечеловеческого опыта и ценностей. Но сокровища, чтобы не таять, а приумножаться, должны работать. Мы, педагоги, можем и должны выступить хранителями ценностей человечества, а главное, выполнить свою миссию и передать их следующим поколениям. Знакомство с народными традициями способствует решению труднейших задач, стоящих перед педагогом в области эстетического воспитания подрастающего поколения, расширения и развития у детей художественных представлений, духовных потребностей, навыков оценки произведений искусства, становления художественного вкуса, эстетического отношения к окружающему Музейная педагогика помогает решить такие задачи:Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире.Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность.Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.Формирование у дошкольников представления о музее. «Народные промыслы» Знакомство с историей, традициями в декоративно-прикладном искусстве, с промыслами народов Поволжья Мини-музеи и встречи хорошими людьми в работе с дошкольниками, как развитие творческих способностей. Продуктивная художественная деятельность Ознакомление с художественной литературой тоже способствует развитию творческих способностей. Игровая деятельность, как прием развития творческих спобностей.ИГРА «Тюбетей»Дети становятся в круг. Передают тюбетей друг другу и поют:Түп,түп, түбәтәй,Түбәтәең укалы.Чиккән матур түбәтәеңМенә кемдә тукталды!ИГРА ”Платок”Дети становятся в круг и поют. Яшерәм яулык, яшерәм яулык,Яшел каен астына.Сиздермичә салып китәм,Бер иптәшем артына! Изучение народных традиций на занятиях музыкального развития. Итоговое мероприятие“Үз илемдә, үз телемдә” Народное искусство – явление целостное, так как основой его является жизнь и быт людей, их представления о мироздании, трудовая деятельность, обряды и праздники. В предметах народного искусства материализовано образное мышление народа. В течение веков развивались и совершенствовались в единстве разные виды народного искусства: устное,народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство, архитектура. Народное искусство – это прежде всего огромный мир духовного опыта народа, его художественные идеи – неотъемлемая часть культуры. В основе народного искусства – творческая деятельность народа, отражающая его самосознание, историческую память. Общение с народным искусством, с его выработанными в веках нравственно-эстетическими идеалами играет значительную воспитательную роль. Народные традиции, национальные по содержанию, способны активно воздействовать на духовное развитие ребенка, на формирование нравственных и патриотических чувств. В произведениях народного творчества отражаются любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир. В содержании большинства народных произведений многое идет от природы – от земли, леса, трав, воды и солнца, от всего живого, что любит и ценит человек. Народное искусство способствует художественному воспитанию детей, так как в его основе заложены все специфические закономерности декоративного искусства – симметрия и ритм. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира.