Презентация к итоговой работе на тему Развитие творческих способностей младших школьников.


Итоговая работа по курсам повышения квалификациипо именному образовательному чекуИБ: 1с. «11.03.2014г-15.03.2014г» 2с.«24.03.2014г-29.03.2014г.» «Создание условий для развития творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения во 2 классе»  Выполнила:Соколова Н. А.учитель начальных классовГБОУ СОШ «ОЦ с. Августовка “Ребенок, испытавший радость творчествадаже в самой минимальной степени,становится другим, чем ребенок,подражающий актам других.”Б.Асафьев Тема: Создание условий для развития творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения во 2 классе» Правительство нашей страны в лице президента В.В.Путинауказало, что одним из приоритетов развития России является образование, причём качественное образование. В “Концепции модернизации российского образования”, чётко сформулированы требования к современной школе:школе необходимо не просто вооружить выпускника набором знаний, но и сформировать такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Главная цель школы – способствовать умственному развитию личности, раскрывать ее творческие возможности, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей. С сентября 2011года во всех образовательных учреждениях введен новый федеральный государственный образовательный стандарт. ФГОС предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; учёт индивидуальных особенностей учащихся; разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.Сегодня, когда перестраивается мышление, как никогда осознается необходимость повысить внимание к процессу формирования личности, дать ей возможность свободного творческого развития. Актуальность Выбранная мною тема является актуальной, так как в наше время существует потребность в людях творческих и нестандартно мыслящих. Сегодня, когда перестраивается мышление, как никогда осознается необходимость повысить внимание к процессу формирования личности, дать ей возможность свободного творческого развития. Обращение к Концепции общего среднего образования подтверждает актуальность данной проблемы, так как в ней говорится, что основным смыслом педагогического процесса становится развитие ученика. Современное общество предъявляет новые требования к развитию личности человека: сегодня каждому человеку необходимо обладать творческим мышлением, собственным мнением, гибкостью в различных жизненных ситуациях. Таким образом, в современной школе обозначились противоречия:между традиционными методами и формами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний, и ориентацией нового содержания на развитие творческих способностей учащихся в процессе предметного образования;между целостным реальным миром и стремлением многих учащихся творчески развивать себя. Проблема:необходимость создания условий для творческого развития личности. Цель проекта: создание условий для развития творческих способностей учащихся 2 класса на уроках литературного чтения. Задачи: 1. Изучить педагогические условия для развития творческих способностей учащихся 2 класса на уроках. 2. Выявить уровень развития творческих способностей у учащихся 2 класса. 3. Составить систему упражнений, способствующих развитию творческих способностей учащихся 2 класса на уроках литературного чтения. • ИЗУЧУ педагогические условия для развития Творческих способностей учащихся; выявлЮ уровень развития творческих способностей у учащихся 2 класса; разработаЮ системУ упражнений, способствующих развитию творческих СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. Ожидаемый результат В качестве методики исследования развития творческих способностей младших школьников я воспользовалась фигурными тестами креативности немецкого учёного Е. Торренса ( субтест№1 « Использование предметов»,субтест№ 2 «Эскизы»), «диагностика вербальной креативности» (методика С. Медника), «диагностика невербальной креативности» (Е. Торренса), уровня развития творческих способностей младших школьников: диагностика уровня развития творческих способностей младших школьников, веДУ дневник наблюдений за ребёнком. Методика оценки результативности: Критерии оценки результата Когнитивный критерий, с помощью которого выявляются знания, представления младших школьников о творчестве и творческих способностях, понимание сути творческих заданий.Мотивационно - потребностный критерий - характеризует стремление ученика проявить себя как творческую личность, наличие интереса к творческим видам учебных заданий.Деятельностный критерий - выявляет умение оригинально выполнять задания творческого характера, активизировать творческое воображение учащихся, осуществлять процесс мышления нестандартно, образно.  Основные условия развития творческих способностей младших школьников -Изменение роли ученика-Комфортная психологическая обстановка-Создание внутренней мотивации учения-Корректная педагогическая помощь ребенку-Сочетание разнообразных форм работы-Межпредметность-Создание ситуации успеха-Самостоятельность выполнения творческого задания-Разнообразие творческих заданий-Последовательность и системность в развитии творческих способностей младших школьников. Критерии уровня развития творческих способностей младших школьников. КогнитивныйМотивационно-потребностныйДеятельностный Характеристика уровней творческих способностей младших школьников 1. Высокий уровень.Учащиеся проявляют инициативность и самостоятельность принимаемых решений, у них выработана привычка к свободному самовыражению. У ребенка проявляется наблюдательность, сообразительность, воображение, высокая скорость мышления. Учащиеся создают что-то свое, новое, оригинальное, непохожее ни на что другое. Работа учителя с учащимися, обладающими высоким уровнем заключается в применении тех приемов, направленных на развитие у них самой потребности в творческой деятельности. 2.Средний уровень.Характерен для тех учащихся, которые достаточно осознанно воспринимают задания, работают преимущественно самостоятельно, но предлагают недостаточно оригинальные пути решения. Ребенок пытлив и любознателен, выдвигает идеи, но особого творчества и интереса к предложенной деятельности не проявляет. На анализ работы и её практическое решение идет лишь в том случае, если данная тема интересна, и деятельность подкрепляется волевыми и интеллектуальными усилиями. 3.Низкий уровень.Учащиеся, находящиеся на этом уровне овладевают умениями усваивать знания, овладевают определенной деятельностью. Они пассивны. С трудом включаются в творческую работу, ожидают причинного давления со стороны учителя. Эти учащиеся нуждаются в более длительном промежутке времени для обдумывания, их не стоит перебивать или задавать неожиданные вопросы. Все детские ответы шаблонны, нет индивидуальности, оригинальности, самостоятельности. Ребенок не проявляет инициативы и попыток к нетрадиционным способам решения. Методы для стимулирования творческой активностиСловесное развертывание образов произведения.Театральная творческая деятельность.Изобразительная творческая деятельность. Система упражнений Для достижения цели и решения поставленных задач использовались следующие методы:теоретический анализ научно- методической литературы, научных исследований;изучение педагогического опыта; диагностические методы. Вывод: Творческий подход к детям может решить ряд задач, а именно: развить самостоятельное мышление, воображение, речь, поможет установить доверительные отношения между ребенком и взрослыми, позволит ребятам свободно общаться друг с другом, проявлять критичность и самокритичность, свободно выражать свое мнение. Литература 1. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Начальная школа.- 1998 г.-№4.-с.80-81.2. Бермус А.Г.Гуманитарная методология разработки образовательных программ // Педагогические технологии.-2004 г. - № 2.-с.84-85.3. Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте. М.-1981 г.- с. 55-56.4.Гальперин П.Я. Поэтапное формирование как метод психологических исследований // Актуальные проблемы возрастной психологии - М 1987 5. Давыдов В В Проблемы развивающего обучения -М – 1986. Давыдов. Психологическое развитие в младшем щкольном возрасте // Возрастная и педагогическая психология - М 1973 7. Зак АЗ Методы развития способностей у детей М 1994 8. Ильичев Л.Ф.Федосеев Н.Н. Философский энциклопедический словарь. М.-1983 г. – с. 649.9. Крутецкий В.Н. Психология.-М.: Просвещение, 1986 г. – с.203.10. Круглова Л. Что делает человека счастливым ?// Народное образование. - 1996 г.-№8.-с.26-28.11. Ксензова Г.Ю.Успех рождает успех.// Открытая школа.-2004 г.- №4.- с.5212. Леднева С.А. Идентификация детской одаренности педагогами.//Научно-практический журнал. – 2002 г. - № 1.- с. 36-42.13. Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте. // Начальная школа.- 2004 г. - № 6.- с. 33-42.14. Мерлин З.С. Психология индивидуальности. – М.-1996 г.-с. 36.15. Страхова Н.М.Новые подходы к организации образовательного процесса.// Завуч начальной школы.- 2003 г. - № 3.- с.107. Информационные ресурсы - www. center.fio.ru/som - www.vspu.ac.ru/tol - www.ipkadmin.tstu.ru - www.school.edu.ru - festival@1september.ru СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ. Творческих всем начинаний!