Коррекционная программа, направленная на снижение агрессии и агрессивности подростков

Коррекционно-развивающая программа по
снижению агрессивности у подростков








« Я – настоящий!»











МБУ «МЦ «Алан»
Пгт. Камские Поляны
Автор:Коваль И.Н.
2017


Содержание:
I. Коррекционно-развивающая программа по снижению агрессивности у подростков
« Я – настоящий!»

І. Название коррекционно-развивающей программы.
ІІ. Пояснительная записка, которая содержит:
Теоретическое обоснование и актуальность
Цель программы
Задачи
Возраст участников программы
Количество участников программы
Время реализации программы
Оборудование и техническое обслуживаение
ІІІ. Тематический план
ІV. Структура занятий ( ход проведения занятий)
V. Список использованной литературы.

Психо коррекционная программа разрабатывалась на основе работ следующих авторов: И.А. Фурманова, И.В. Дубровиной, Р.В. Овчаровой, М.Р. Битяновой, С.А.Игумнова.
Ведущую цель психологической коррекции агрессивного поведения личности можно сформулировать как достижение позитивных поведенческих изменений.
На формирование поведения подростка влияние оказывает окружение, в котором формируется личность. Это и условия семейного воспитания, и взаимоотношения с педагогами. Коррекционно-развивающая работа проводится интенсивным блоком, одновременно с проведением консультаций с педагогами и родителями, что, на наш взгляд, существенно повышает ее эффективность.

Цель коррекционной программы. Снижение уровня агрессивности девиантных подростков, через объединение усилий педагогов, родителей и педагогов-психологов в профилактике и коррекции агрессивности подростков.
Первым и последующими шагами к этому является изменение отношений между учителями и подростками, между подростками и родителями, родителями и учителями. Средством такого изменения были выбраны тренинговые занятия для подростков, цикл семинарских занятий для родителей и педагогов, направленные на совершенствование умений адекватного поведения и реагирования на агрессивное поведение подростков.
Задачи коррекционной программы:
– снижение тревожности и повышение уровня уверенности в себе у подростков за счет развития толерантности и способности к эмпатии, осознания собственной индивидуальности.
– переосмысление роли и позиции учителя, родителя и подростка;
– выработка взаимопонимания и взаимоуважения прав и потребностей друг друга;
– формирование готовности у всех субъектов образовательного процесса обсуждать с подростками все спорные и конфликтные ситуации в школе и семье;
–познакомить с понятием «гендер», «тип гендерной идентичности»;
–привести в соответствие тип гендерной идентичности и пол подростка.

Описание программы.
На формирование поведения подростка влияние оказывает окружение, в котором формируется личность. Важную роль в формировании агрессивности играет ранний опыт воспитания ребенка в семье: семейные традиции, эмоциональный фон отношения родителей к ребенку и т.д. Большую роль в формировании агрессивности играют установки и гендерные стереотипы общества, в котором воспитывается ребёнок. Негативные характеристики личности и способы поведения подростков укореняются и развиваются вследствие неблагоприятных взаимоотношений с педагогами, не обладающими навыками общения с детьми, требующими особенного педагогического внимания. Многие педагоги позволяют себе агрессивные выпады в адрес подростков, унижение личностного достоинства в ответ на асоциальное поведение ребенка, чем усугубляют ситуацию: обоюдная конфронтация, непрекращающиеся конфликты и эмоциональная неприязнь вызывает вербальную и косвенную агрессию учащихся на педагогов и физическую агрессию на своих сверстников.
Возраст участников программы – от 15 до 18 лет.
Количество участников программы: 15 человек.
Программа рассчитана на 10 занятий по 90 минут, периодичность проведения занятия- 2 раза в неделю. Всего длительность программы составляет 1,5 месяца.
Оборудование: занятия проводятся в просторном помещении, мягкие стулья расставлены по кругу, образуя внутри сцену, на которой и происходит основное действие занятий. Пачка бумаги формата А4, наборы маркеров разных цветов- 2 шт.; фломастеры – 3 пачки.; клей в стиках- 5 шт. бейджики- 15 шт., ватманы- 20 шт, краски (12 цветов) – 3 палетки, кисти для рисования – 15 шт, мелки для рисования, карточки с описанием ситуаций для «театра угнетённых» - 5 шт.
III. Тематический план
№п/п
Тема занятия
Цель занятия
Содержание занятия
Количество (количество времени на каждое упр.)
Оборудо-вание
Ответ-ствен-ные

1
Осознание и понимание своих эмоций и внутреннего состояния
Ознакомить учащихся с понятиями «агрессия», «агрессив-ность», «девиантное поведение», разработать правила работы в группе,

1. Приветствие «Комплимент»
2.Обсуждение и принятий правил работы группы
3.«Ледоколь-чики»
4.Проэкт «Защита определения»
5.Рефлексия
6. «Самопохвала»

20 мин.




20 мин.





15 мин.


20мин
10мин.


5 мин.
3 листа ватмана, фломасте-ры, маркеры, листы А4, содержащие текст с определе-ниями.
Психо-лог

2.
Проблемы – на первый план
Расширение информации о своей собственной личности, отработка учений работать в команде
1. Приветствие «Комплимент»
2.Разминка «Зеркало»
3. Упр. «Камешек в кроссовке»
4. Рефлексия
5. «Самопохвала»
10 мин.



20мин.

40 мин.
15 мин

5 мин.



-
Психо-лог

3.
Взрыв эмоций
Обучить навыкам самообладания. Социализация: демонстрация расширения возможностей в социальной жизни в связи с отказом от агрессивного поведения.
Привет-ствие «Комплимент»
Разминка «Тень»
Упр. «Спустить пар»
Упр. «Юмористиче-ское письмо»
« Снежки»
Рефлек-сия
7. «Самопохвала»
10 мин.



10 мин.

40 мин.


35 мин.

15 мин.



5 мин.
Листы бумаги формата А4 по числу участников, фломастеры, карандаши, маркеры.
Психо-лог

4.
Конструктив-ное выражение гнева
Отработать навыки конструктив-ного выражения гнева
1. Приветсвие « Замок»
2. Упр. «Обзывалки»
3. Упр. «Датский бокс»
4. Упр. «Самопохвала»
5. Рефлексия

10 мин.

10 мин.

45 мин.

10 мин.

15 мин.

-
Психо-лог

5.
Агрессия в социуме
Научить чётко определять рамки агрессии в поведении людей и своим собственном
1. Приветствие «Комплимент»
2. Разминка «Путаница»
3. Упр. «Визитная карточка агрессии»
4. Анализ упр.3
5. Рефлексия
6. «Самопохвала»
10 мин.



15 мин.

40 мин.

10 мин.
10 мин.

5 мин.
Листы бумаги формата А4 для всех участников, карандаши, маркеры, ассоциатив-ные карточки- 2 набора.
Психо-лог

6.
Гендерные различия
Познакомиться с понятиями «гендер», «тип гендерной идентичности»
1.Приветствие «Комплимент»
2. Упр. «Ледокольчи-ки»
3. Работа в группах с литературой и представление понятий
4. Упр. «Театр угнетённых
5. Рефлексия
6. «Самопохвала»
10 мин.



5 мин.

20 мин.




35 мин.
15 мин

5 мин.
Книги Мельник Т.М.
«Творення суспільства гендерної рівності: міжнародний досвід. Закони зарубіжних країн з гендерної рівності» - 3 шт,
Листы ватмана- 3 шт,
маркеры
Психо-лог

7.
«Я– уникальная личность!»
Научить подростков осознавать себя уникальной личностью, повысить самооценку и привести в соответствие гендерный тип идентичности полу подростка
1. Приветствие «Комплимент»
2. Упр. «Разминка с мячом»
3. Упр. «Король»
4. Упр. « Я хочу сказать тебе спасибо!»
5. Рефлексия
10 мин.



10 мин.

45 мин.
10 мин.



10 мин.
Мяч, корона
Психо-лог

8.
Управление эмоциями
Выработать навыки поведения в негативных эмоциональных ситуаціях; составить описания гендерного характера женщины и мужчины
1. Приветствие «Комплимент»
2. Упр. «Цвета»
3. Упр. «Любовь и агрессия»
4. Упр. «Работа с понятиями, составление портрета мужчины и женщины»
5. Упр. «Я хочу сказать спасибо»
6. Рефлексия
5-7 мин.

5-7 мин.

20 миг.


30 мин.




12-14 мин.


10 мин.
-
Психо-лог

9.
Поведение – демонстра-ция характера
1. Выработать взаимопонима-ние и взаимоуваже-ние прав и потребностей других людей
1. Приветствие « Комплимент»
2. Упр. «Кто начинает»
3. Упр. «Пиктограммы»
4. Упр. «Радость»
5. Упр. « Ярость»
6. Рефлексия
10 мин.



25
мин.
30 мин.

20 мин.
20 мин.

15 мин.

Листы ватмана – 4 шт, фломастеры, краски, маркеры.
Психо-лог

10.
« Я – настояний!»
Переоценка собственной личности: оценка того, что подросток чувствует и думает о себе и собственном поведении;
1. Приветствие. Упр. «Ледокольчики»
2. Упр. «Компот»
3. Упр. «Театр угнетённых», история примирения
4. Упр. «Свободный микрофон»
5. Рефлексия
5-7 мин.



15 мин.

40 мин.



10 мин.



15 мин.
Распечатан-ные истории конфликт-ных ситуацій, 4 шт., игрушечный микрофон
Психо-лог

Описание занятий, название упражнений, цели, инструкции занятий: Занятие №1  Ритуал приветствия "Комплимент» Каждый участник должен сказать своему соседу что-нибудь приятное. Обязательные условия "Комплимента": - Обращение по имени. - Сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.  ^ Обсуждение и принятие групповых правил. Правила принимаются совместно и вывешиваются в комнате для занятий. Во время работы ведущий постоянно обращается к ним. Примерный перечень правил: 1. Добровольность участия при четком определении своей позиции: выполнение задания и проговаривание только с согласия участника. 2. Правило "Стоп": если не хочешь обсуждать тему всегда можно сказать "стоп". 3. Конфиденциальность. Все обсуждение только в круге. 4. Правило "Здесь и теперь", говорить только о том, что происходит внутри группы. 5. Активность. 6. Искренность в общении. 7. Оценивается только поступок, а не личность человека. Разминка: "Змейка" Вся группа выстраивается за тренером в затылок, кладет руки на плечи предыдущему участнику и двигается по комнате. Задача: не порвать цепочку. Через некоторое время руководитель переходит в конец шеренги, а лидером становится следующий за ним участник и т.д. "Прогноз погоды"  Цели: Бывают дни, когда подростки чувствуют себя "не в форме". Может быть, их охватывает уныние, обида или злость, и им хочется, чтобы их оставили в покое. Получив право побыть какое-то время в одиночестве, они легче приходят в нормальное состояние, справляются со своими чувствами и быстрее включаются в жизнь группы. С помощью этого упражнения психолог дает ребенку понять, что он признает за ним право побыть какое-то время необщительным. В это время другие участники учатся уважать такое состояние души у каждого человека.  Материалы: Бумага и восковые мелки.  Инструкция: Иногда каждому из нас бывает необходимо побыть наедине с самим собой. Может быть, вы слишком рано встали и чувствуете себя не выспавшимися, может быть, что-то испортило вам настроение. И тогда вполне нормально, если другие оставят вас на некоторое время в покое, чтобы вы смогли восстановить свое внутреннее равновесие.  Если с вами случится такое, вы можете дать нам понять, что вам хочется побыть в одиночестве, чтобы к вам никто не подходил. Сделать это можно так: вы можете показать одногруппникам свой "прогноз погоды". Тогда всем будет понятно, что на какое-то время вас нужно оставить в покое.  Возьмите лист бумаги и восковые мелки и нарисуйте рисунок, который будет соответствовать вашему настроению в таких случаях. Или просто напишите большими раскрашенными буквами слова "Штормовое предупреждение". Таким способом вы можете показать другим, что у вас сейчас "плохая погода", и вас лучше не трогать. Если вы чувствуете, что вам хочется покоя, вы можете положить такой лист перед собой на парту, чтобы все знали об этом. Когда вы почувствуете себя лучше, можете "дать отбой". Для этого нарисуйте небольшую картинку, на которой из-за дождя и туч начинает проглядывать солнце или покажите своим рисунком, что для вас солнце уже светит вовсю.  Пожалуйста, поощряйте использование "прогнозов погоды" учащимися, будет очень здорово, если это станет для них привычным. Это сделает атмосферу в группе более гармоничной и научит не только подростков, но и педагогов считаться с настроением друг друга. Лучше всего, если педагоги сами время от времени будут представлять свой личный "прогноз погоды" подросткам, что позволит им принимать во внимание настроение и душевное состояние взрослого.  Рефлексия 1. Что я сегодня узнал нового о себе и других?  2.Чему я сегодня научился? "Самопохвала"  Участникам предлагается встать на какое-нибудь возвышение, например, на стул, и похвалить себя за то, что выполнял такие трудные задания.  Это упражнение очень важное, так как помогает участникам осознать, что самопознание тяжелый труд. Занятие №2 Ритуал приветствия "Комплимент" (Упражнение описано в предыдущем занятии) ^ Разминка: "Зеркало" Партнеры встают лицом друг к другу. Один из них совершает какие либо действия, например причесывается, а другой зеркально повторяет их. "Камушек в ботинке"  Цели: Эта игра представляет собой творческое переложение одного из правил взаимодействия в команде: "Проблемы на передний план". В этой игре мы используем простую и понятную подросткам метафору, с помощью которой они могут сообщать о своих трудностях, как только те возникают. Время от времени имеет смысл проводить игру "Камушек в ботинке" в качестве группового ритуала, чтобы побудить даже самых стеснительных учеников рассказывать о своих заботах и проблемах. Поощряйте молодёжь спонтанно применять ритуальную фразу "У меня в ботинке камушек!" всякий раз, когда они испытывают какие-либо трудности, когда им что-то мешает, когда они на кого-нибудь сердятся, когда они обижены или в силу каких-либо иных причин не могут сконцентрировать свое внимание на уроке.  Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Можете рассказать мне, что происходит, когда в ваш в ботинок попадает камушек? Возможно, сигнала этот камушек не сильно мешает, и вы оставляете все как есть. Может быть, даже случается и так, что вы забываете о неприятном камушке и ложитесь спать, а утром надеваете ботинок, забыв вытащить из него камушек. Но через некоторое время вы замечаете, что ноге становится больно. В конце концов, этот маленький камушек воспринимается уже как обломок целой скалы. Тогда вы снимаете обувь и вытряхиваете его оттуда. Однако на ноге уже может быть ранка, и маленькая проблема становится большой проблемой.  Когда мы сердимся, бываем чем-то озабочены или взволнованы, то сначала это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы вовремя позаботимся о том, чтобы вытащить его оттуда, то нога остается целой и невредимой, если же нет, то могут возникнуть проблемы, и немалые. Поэтому полезно как взрослым, так и подросткам говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят. Если вы скажете нам: "У меня камушек в ботинке", то все мы будем знать, что вам что-то мешает и сможем поговорить об этом. Я хочу, чтобы вы сейчас хорошенько подумали, нет ли в настоящий момент чего-то такого, что мешало бы вам. Скажите тогда: У меня нет камушка в ботинке", или: "У меня есть камушек в ботинке. Мне не нравится, что (имя обидчика) смеется над моими .". Расскажите нам, что еще вас удручает.  Дайте подросткам поэкспериментировать с этими двумя фразами в зависимости от их состояния. Затем обсудите отдельные "камушки", которые будут названы. Рефлексия 1. Что я сегодня узнал нового о себе и других? 2.Чему я сегодня научился? "Самопохвала" (Упражнение описано в предыдущем занятии.) Занятие №3 Ритуал приветствия "Комплимент" Обычный комплимент нужно закончить каким- либо пожеланием ^ Разминка: "Тень" Один из участников диады совершает какие либо действия, другой, находясь за его спиной как тень повторяет их. Потом участники меняются ролями.  ^ Упражнение "Спустить пар"  Цели: В данной игре мы работаем с гневом и обидами, которые возникают во взаимоотношениях между подростками, а также между ними и учителями. Эта игра подходит тем, кто уже в состоянии брать на себя ответственность за свое поведение. Ее полезно время от времени применять для поддержания психологического климата в группе, чтобы отношения между ребятами оставались открытыми и естественными, чтобы в группе не образовывались противостоящие друг другу, кланы и группировки. Особенно важно применять эту игру в группах, где царят враждебность и агрессивность, ведь в ходе нее можно дать подростку негативную обратную связь, и каждый уже может самостоятельно решать, насколько он будет изменять свое поведение в соответствии с недовольством одногруппников.  Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Я хочу предложить вам игру, которая называется "Спустить пар". Играют в нее так.  Каждый из вас может сказать остальным, что ему мешает или на что он сердится. Пожалуйста, обращайтесь при этом к конкретному человеку. Например: "Алена, мне обидно, когда ты говоришь, что ."; или: "Федя, я выхожу из себя, когда ты назло мне .".  Пожалуйста, не оправдывайтесь, когда на вас будут жаловаться. Просто внимательно выслушайте все, что вам хотят сказать. До каждого из вас дойдет очередь "спустить пар". Если кому-то из вас будет совершенно не на что пожаловаться, то можно просто сказать: "У меня пока ничего не накипело и мне не нужно "спускать пар".  Когда круг "спускания пара" завершится, подростки , на которых жаловались, могут высказаться по этому поводу.  А теперь подумайте о том, что вам сказали. Иногда вы можете изменить в себе то, что мешает другим, иногда вы не можете или не хотите ничего менять. Услышали ли вы о чем-то таком, что можете и хотите изменить в себе? Если да, то вы можете сказать, например: "Я не хочу больше ... ". "Шутливое письмо"  Цели: Часто проблему решить легче, если подходить к ней не только оптимистически, но и с чувством юмора. В ходе этого упражнения участники могут написать шутливое письмо знакомому, в общении с которым они испытывают трудности. Это письмо относится к разряду тех, которые можно писать, но не стоит отправлять.  Материалы: Каждому участнику нужны бумага и карандаш.  Инструкция: Выберите себе кого-нибудь, на кого вы недавно рассердились, с кем у вас сложные и непростые отношения. Напишите этому человеку шутливое письмо, в котором вы безмерно преувеличите все свои чувства по отношению к нему. Также вы можете безгранично преувеличить и "провинности" этого человека. Старайтесь писать так смешно, чтобы вам самому захотелось посмеяться над этой проблемой или этим конфликтом.  Попросите желающих прочитать свои письма вслух. Завершите этот процесс игрой в "снежки". Пусть все участники коррекционной группы скомкают свои письма и покидаются ими пару минут, прежде чем все они окажутся в корзине для бумаг.  Анализ упражнения: 1. Как ты себя чувствовал, когда писал шутливое письмо? 2. Что было при этом труднее всего? 3. Легко ли тебе было преувеличить свои собственные чувства, например, злость или обиду? 4. Можешь ли ты иногда смеяться над самим собой? 5. Как ты думаешь, что бы сказал человек, которому ты писал, если бы прочитал твое письмо? 6. Когда полезно смеяться над конфликтом? "Самопохвала" (Упражнение описано выше) Занятие №4 "Приветствие"  Участники садятся по кругу.  Начнем нашу работу так: встанем (ведущий встает, побуждая к тому же всех участников группы) и поздороваемся. Здороваться будем за руку с каждым, никого не пропуская. Не страшно, если с кем-то вы поздороваетесь два раза, главное никого не пропустить.  После выполнения упражнения ведущий задает группе один из вопросов: "Как настроение?", "Как вы себя чувствуете?", "Можем ли мы приступать к работе?" ^ Разминка: "Обзывалки" Цель: Знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств. Содержание: Участники игры передают по кругу мяч, при этом называют друг-друга разными необидными словами. Это могут быть названия деревьев, фруктов, грибов, рыб, цветов Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов "А ты". Например: "А ты - морковка!" В заключительном круге играющие обязательно говорят своему соседу что-нибудь приятное, например: "А ты – моя радость!" Примечание: Игра полезна если проводить ее в быстром темпе.  "Датский бокс"  Цели: С помощью этой игры Вы можете показать подросткам, что агрессивность может быть и конструктивна. Под конструктивной агрессией мы понимаем способность отстаивать собственные интересы, сохраняя при этом хорошие отношения с партнером. Многим людям это дается лишь с большим трудом, так как они привыкли к тому, что хорошие отношения связаны с дружелюбным поведением, а агрессивность с большим отчуждением от партнера.  Инструкция: Кто может рассказать мне о каком-нибудь своем хорошем споре? Как все происходило? Почему этот спор ты считаешь хорошим? О чем вы спорили?  Я хочу показать вам, как с помощью большого пальца руки вы можете провести хороший спор. Хорошим спор бывает до тех пор, пока мы следуем правилам ведения спора и радуемся тому, что и наш партнер выполняет правила. При этом мы не хотим никого обидеть.  Разбейтесь на пары и встаньте друг напротив друга на расстоянии вытянутой руки. Затем сожмите руку в кулак и прижмите его к кулаку своего партнера так, чтобы ваш мизинец был прижат к его мизинцу, ваш безымянный к его безымянному, ваш средний палец к его среднему пальцу, ваш указательный к его указательному. Стойте так, словно вы привязаны друг к другу. Тем более что это так и есть: во всяком споре спорящие всегда тем или иным образом зависят друг от друга. Итак, восемь пальцев прижаты друг к другу, а большие пальцы вступают в бой. Сначала они направлены вертикально вверх. Затем один из вас считает до трех, и на счет "три" начинается бокс. Побеждает тот, чей большой палец окажется сверху, прижав большой палец партнера к руке хотя бы на секунду. После этого вы можете начать следующий раунд. Все поняли суть игры?  Говорят, что эту игру придумали датские мужчины, скучая в долгую темную зиму у себя на Севере. Но в нее могут играть и девушки, и юноши, потому что все зависит не от силы, а от скорости реакции и остроты глаз. Можно выиграть и хитростью. Например, если делать обманные движения и броски, поддаваться на время, чтобы затем воспользоваться движением пальца партнера вниз. Попробовав поиграть в эту игру пару раундов, вы почувствуете, что у вас получается все лучше и лучше, и вам понравится эта игра. После пяти раундов сделайте перерыв, чтобы рука отдохнула, и выберите себе другого партнера. Прощаясь со своим партнером, поклонитесь ему в благодарность за честное ведение борьбы. Рефлексия 1. Что нового для себя вы сегодня узнали? 2. Как можно отстаивать свои интересы, не испортив отношения с другим человеком. "Самопохвала" (Упражнение описано выше) Занятие №5 "Приветствие" (Упражнение описано в предыдущем занятии) Разминка: "Путаница" Участники становятся в круг  Инструкция: "Давайте встанем поближе друг к другу, образуем более тесный круг и все протянем руки к его середине. По моей команде все одновременно возьмемся за руки и сделаем это так, чтобы в каждой руке каждого их нас оказалась чья-то одна рука. При этом постараемся не браться за руки с теми, кто стоит рядом с вами. Итак, давайте начнем. Раз, два, три".  После того как тренер убедится, что все руки соединены попарно, он предлагает участникам группы "распутаться", не разнимая рук. Тренер тоже принимает участие в упражнении, но при этом активного влияния на "распутывание" не оказывает. Во время выполнения упражнения достаточно часто возникает идея невозможности решения поставленной задачи. В этом случае тренер должен спокойно сказать: "Эта задача решаемая, распутаться можно всегда". Упражнение может завершиться одним из трех вариантов:  1. Все участники группы окажутся в одном кругу (при этом кто-то может стоять лицом в круг, кто-то спиной, это неважно, главное, чтобы все последовательно образовали круг). 2. Участники группы образуют два или больше независимых круга. 3. Участники группы образуют круги, которые соединены друг с другом, как звенья в цепочке. "Агрессивное поведение" Цели: В ходе этой игры подростки могут разобраться в том, что они называют агрессивным поведением. Они могут разобраться в своем собственном агрессивном поведении и исследовать чужое агрессивное поведение.  Материалы: Бумага и карандаш каждому участнику.  Инструкция: Возьмите каждый по листу бумаги и запишите на нем все, что делает тот человек, о котором можно сказать: "Да, он действительно агрессивный". Выпишите небольшой рецепт, следуя которому, можно создать агрессивного человека. Например: пара крепких кулаков, громкий голос, большая порция жестокости и т.д. (Затем попросите нескольких участников продемонстрировать элементы такого поведения, а группа должна отгадывать, что именно они показывают.)  А теперь подумайте о том, какие элементы агрессивного поведения ты встречаешь здесь, в этой группе. Что тебе кажется агрессивным? Когда ты сам проявляешь агрессивность? Каким образом ты можешь вызвать агрессию по отношению к себе?  Возьми еще один лист бумаги, раздели его вертикальной линией посередине. Слева запиши, как окружающие в течение учебного дня проявляют агрессию по отношению к тебе. Справа запиши, как ты сам проявляешь агрессию по отношению к однокурсникам.  На это упражнение можно отвести 10-15 минут. После этого попросите участников зачитать свои записи.  Анализ упражнения: - Вы можете представить, что кто-нибудь из вас станет драчуном или эдаким "Рэмбо"? - Бывают ли такие дети, которые проявляют свою агрессию не кулаками, а каким-то другим способом? - Почему люди так часто пытаются почувствовать свое превосходство, унизив других? - Как ведет себя жертва агрессии? - Как становятся жертвой? Что можно сделать, чтобы не быть жертвой? - В чем проявляется равноправие между людьми? - Как бы ты описал свое собственное поведение? "Самопохвала" (Упражнение описано выше) Занятие №6 "Приветствие" (Упражнение описано выше) Разминка с мячом Участники группы садятся в круг.  Инструкция: "Начнем сегодняшний день так: бросая друг другу мяч, будем называть имя того, кому бросаем. Тот, кто получит мяч, принимает любую позу, и все остальные вслед за ним воспроизводят эту позу. После этого тот, у кого находится мяч (и чью позу мы только что воспроизвели), бросает мяч следующему и так далее до тех пор, пока мяч не побывает у каждого из нас.  Упражнение позволяет участникам обратить внимание друг на друга, что создает чувство группы, объединяет ее для дальнейшей работы. 

Работа в группах с понятиями .
Участники коррекционной группы объединяются в 4 группы и работают с заданными понятиями с помощью выданных книг и журналов. Каждая группа представляет одно из понятий, составляет плакат или коллаж, который коллективно защищает перед аудиторией.

«Театр угнетённых» . Группа объединяется в две группы: актёры театра и зрители. Участники получают задание в виде проблемной ситуации, доведённой до абсурда, их задание проиграть ситуацию по ролям. Задача зрителей внимательно смотреть спектакль и по его окончании предложить другой сценарий развития событий, самим заменить актёров и проиграть спектакль по-новому. Зрители и актёры частично меняются местами. После представления проходит групповое обсуждение причин замены актёров и изменения сценария, психолог обращает внимание на то, было ли поведение в проблемной ситуации присуще большинству женщин или мужчин и почему? Гендерная идентичность рассматривается с позиции поведения в социальных ролях. "Безмолвный крик" Цели: подросткам важно научиться даже при самой сильной обиде или гневе не чувствовать себя жертвой. Игра "безмолвный крик" помогает участнику ощутить себя хозяином положения. Игра помогает молодёжи понять, что они могут одновременно контролировать себя и избавляться от напряжения, а это хороший фундамент для последующего размышления о том, как избавиться от проблемы, являющейся причиной этого напряжения.  Инструкция: Закрой глаза и трижды глубоко и сильно выдохни. Представь себе, что ты идешь в тихое и приятное место, где никто тебе не помешает. Вспомни о ком-нибудь, кто действует тебе на нервы, кто тебя злит или причиняет тебе какое-либо зло. Представь себе, что этот человек еще сильнее раздражает тебя. Пусть твое раздражение усиливается. Определи сам, когда раздражение станет достаточно сильным. Тот человек тоже должен понять, что больше раздражать тебя уже нельзя. Для этого ты можешь закричать изо всех твоих сил, но так, чтобы этого никто не услышал. То есть, кричать нужно про себя. Может быть, ты захочешь заорать: "Хватит! Перестань! Исчезни!" Открой рот и закричи про себя так громко, как только сможешь. В твоем тайном месте ты один, там никто не может услышать тебя. Закричи еще раз, и в этот раз ори еще громче! Ну вот, теперь хорошо...  А теперь снова вспомни о человеке, который осложняет тебе жизнь. Представь себе, что каким-то образом ты мешаешь этому человеку по-прежнему злить тебя. Придумай в своем воображении, как ты сможешь сделать так, чтобы он больше тебя не мучил. (1 минута.)  А теперь открой глаза и расскажи нам о том, что ты пережил.  Анализ упражнения: 1. Смог ли ты в своем воображении крикнуть очень-очень громко? 2. Кого ты представил в образе твоего злого духа? 3. Что ты кричал? 4. Что ты придумал, чтобы остановить этого человека? "Я хочу сказать "Спасибо"  Инструкция: Мы часто, а может быть и не очень часто, говорим "спасибо". Так принято. Принято благодарить за подарки, за вкусный обед, за оказанную услугу и за многое другое. Слово "спасибо" приятно не только тому, кто его слышит, но и тому, кто произносит. Не верите? Давайте проверим. Часто мы забываем или просто не успеваем поблагодарить человека за что-то важное, что он для нас сделал или делает. Сейчас в течение двух минут мы посидим молча. В это время постарайтесь вспомнить человека, которому вы хотели бы сказать "спасибо", и за что именно вы благодарны ему. Когда вы будете готовы, я попрошу вас сказать, кого вы хотели бы поблагодарить и за что. Начните со слов: "Я хочу сказать "спасибо"..." Занятие №7 "Приветствие" (Упражнение описано выше) ^ Разминка с мячом Инструкция:  Участники садятся по кругу.  "Начнем сегодняшний день так: бросая друг другу мяч, будем называть вслух имя того, кому бросаем. Тот, кто получает мяч, принимает такую позу, которая отражает его внутреннее состояние, а все остальные, воспроизводя позу, стараются почувствовать, понять состояние этого человека".  В случае использования данной модификации после завершения упражнения можно задать вопрос группе: "Как вам кажется, какое состояние у каждого из нас?". После того как относительно каждого высказывается несколько гипотез, следует обратиться к самому человеку с тем, чтобы он сам сказал, какое у него состояние.  Этот вариант упражнения хорошо использовать, если далее предполагается работа, связанная с пониманием состояния собеседника или своего состояния в общении, с вербализацией этого состояния. "Король"  Цели: Эта игра предоставляет подросткам возможность на некоторое время оказаться в центре внимания, при этом никого не смущая и не обижая. Наиболее полезна она для стеснительных и агрессивных участников. Они получают право высказывать все свои желания, не боясь "потерять лицо". В роли короля они даже могут проявить определенную щедрость и открыть новые стороны в самих себе. Поскольку в игре четко заданы границы, все участвующие чувствуют себя в полной безопасности. Последующий анализ игры позволяет предотвратить возможное появление "жертв" в группе.  Инструкция: Кто из вас когда-нибудь мечтал стать королем? Какие преимущества получает тот, кто становится королем? А какие неприятности это приносит?   Я хочу предложить вам игру, в которой вы можете побыть королем. Не навсегда, конечно, а всего лишь минут на десять. Все остальные участники становятся слугами и должны делать все, что приказывает король. Естественно, король не имеет права отдавать такие приказы, которые могут обидеть или оскорбить других , но он может позволить себе многое. Он может приказать, например, чтобы его носили на руках, чтобы ему кланялись, чтобы подавали ему питье, чтобы слуги были у него "на посылках" и так далее. Кто хочет стать первым королем?  Пусть со временем каждый участник получит возможность побыть королем. Сразу же скажите участникам, что наступит очередь каждого. За один раз в этой роли могут побыть два-три человека. Когда время правления короля закончится, соберите всю группу в круг и обсудите полученный в игре опыт. Это поможет следующим королям соизмерять свои желания с внутренними возможностями остальных учеников и войти в историю добрым королем.  Анализ упражнения:  - Как ты чувствовал себя, когда был королем? - Что тебе больше всего понравилось в этой роли? - Легко ли было тебе отдавать приказы окружающим? - Что ты чувствовал, когда был слугой? - Легко ли тебе было выполнять желания короля? - Когда королем был . (имя ), он был для тебя добрым или злым королем? - Как далеко добрый король может заходить в своих желаниях? "Я хочу сказать "Спасибо" (Описание упражнения дано в предыдущем занятии)  Занятие №8 "Приветствие" (Упражнение описано выше) "Цвета"  Участники группы садятся по кругу.  Инструкция: "Сейчас я раздам вам карточки с названиями цветов, которые повторяются дважды, т. е., если вам, например, досталась карточка, на которой написано „красный", то вы знаете, что еще у кого-то есть такая же карточка. Я буду перечислять название овощей и фруктов, и каждый раз должны вставать те цвета, которые соответствуют названным. Иногда я буду произносить названия предметов, которые не являются овощем или фруктом. В этом случае все остаются сидеть. По ходу упражнения внимательно следите за действиями остальных участников группы. Постарайтесь понять, у кого какой цвет".  В конце упражнения тренер предлагает объединиться в пары тем, кому достались одинаковые цвета. Объединение в пары происходит молча. После того как пары образованы, каждая пара по очереди говорит, какой у нее цвет.  "Любовь и злость"  Цели: В ходе этой игры дети могут обратить внимание на то, что по отношению к одним и тем же людям они одновременно испытывают и позитивные, и негативные чувства. Кроме того, они могут научиться не поддаваться этим чувствам целиком, а ощущать и любовь, и злость, сохраняя при этом глубокий контакт с другим человеком.  Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один общий круг и закройте глаза.  Представь себе, что сейчас ты разговариваешь с кем-нибудь, на кого ты рассердился. Скажи этому человеку, за что ты на него рассердился. Может быть, он не выполнил своего обещания или не сделал того, что ты ожидал от него. Поговори с этим человеком про себя, так, чтобы никто не мог тебя услышать. Скажи очень четко и точно, на что именно ты рассердился. Если, к примеру, ты рассердился на своего младшего братишку Федьку, то можешь сказать ему: "Федя, меня выводит из себя, когда ты рисуешь всякие каракули в моей тетради". Если ты рассердился на свою сестру Соню, можешь сказать ей, например: "Я весь дрожу от злости, когда ты проходишь через мою комнату и по дороге разбрасываешь все мои вещи и выключаешь ноутбук". Если ты рассердился на своих родителей, скажи им тоже как можно точнее, чем они тебя прогневили: "Мама, меня очень обижает, что ты заставляешь меня опять выносить мусорное ведро, тогда как Маша и Ира могут вовсе не помогать тебе". (1-2 минуты.)  А теперь скажи человеку, с которым ты разговаривал, что тебе в нем нравится. Скажи об этом тоже как можно конкретнее. Например: "Федя, мне очень нравится, что когда я прихожу из лицея, ты бросаешься мне навстречу и радостно обнимаешь меня" или: "Мама, мне очень нравится, когда перед сном ты беседуешь со мной о том, как прошёл у меня день". (1-2 минуты.)  А теперь подумай немного о том, кто в группе тебя иногда злит. Представь, что ты подходишь к этому человеку и четко и конкретно говоришь ему, чем именно он тебя вывел из себя... (1 минута.)  Теперь мысленно подойди к этому одногруппнику вновь и скажи ему, что тебе нравится в нем. (1 минута.)  Теперь ты можешь снова открыть глаза и оглядеть круг. Внимательно посмотри на других участников. А сейчас мы можем обсудить, что каждый из вас пережил в своем воображении.  Если Вы заметите, что кто-то из участников допускает обидные замечания в адрес кого-то из присутствующих или отсутствующих в группе, тут же потребуйте, чтобы он сказал в адрес этого же человека что-то позитивное. Также внимательно отслеживайте, чтобы все выражали свою злость или обиду без обобщений и оценок, то есть, чтобы никто не говорил ничего типа: "Ты - придурок!". Допустимо только выражение своих чувств в отношении другого человека в виде описания фактов и чувств, например: "Я обижаюсь, когда ты ". Таким способом подростки могут ощутить свои негативные эмоции и скрывающуюся за ними энергетику. Благодаря содержательно точному называнию причин своей злости или обиды участники могут заметить, что отвергают не всего человека, а только определенный способ его поведения. Когда гнев точно сфокусирован, человек не подпадает столь сильно под его воздействие.  Анализ упражнения: Как ты себя чувствуешь, когда не говоришь другому о том, что ты рассердился на него? А как ты себя чувствуешь, когда сообщаешь ему о том, что ты рассердился? А можешь ли ты выдержать, если кто-нибудь скажет тебе, что он рассердился на тебя? Есть ли такие люди, на которых ты никогда не сердишься? Есть ли такие люди, которые никогда не сердятся на тебя? Почему так важно точно говорить, на что именно ты рассердился? Когда твой гнев проходит быстрее, когда ты замалчиваешь его, или когда ты о нем рассказываешь?

«Составление портрета мужчины и женщины: гендерный аспект» Упражнение проводится в объединённых командах, каждая из которых изображает на ватмане своего героя – мужчину и женщину, описывая прямо на портрете присущие героям качества. Потом проводится презентация групповых работ, обоснование каждого качества и обсуждение работы. "Я хочу сказать "Спасибо" (Описание упражнения дано в предыдущем занятии)  Занятие №9 "Приветствие" (Упражнение описано выше)  "Кто начинает?"  Все участники становятся по кругу.  Инструкция: "Пусть кто-то из вас выйдет за дверь. Мы (те, кто останется) выберем одного человека, который будет инициатором движения. Он будет выполнять какие-либо движения, время от времени меняя их, а мы все будем их повторять. Участник, находившийся за дверью, вернется в комнату, встанет в центр круга и, внимательно наблюдая за нами, постарается понять, кто же является инициатором движения". Когда один из участников выйдет за дверь, группа решает, кто будет инициатором движения.  "Обратите внимание на то, как будет происходить смена движения. Постараемся не смотреть на (тренер называет имя того участника, который избран инициатором движения). , а ты постарайся менять движения часто, помня о том, что делать это надо незаметно ".  В ролях инициатора движения и того, кто пытается его обнаружить, могут выступить несколько человек. Тренер может предложить кому-либо это сделать или спросить, нет ли желающих выступить в этих ролях.  В ходе обсуждения упражнения тренер спрашивает о впечатлениях участников, о том, как, каким способом удавалось найти инициатора движения, что можно было сделать участникам, чтобы затруднить решение этой задачи.  "Пиктограммы"  Необходимо вспомнить, что такое пиктограммы.  Инструкция: Пиктограмма это емкое графическое изображение предметов, всякого рода информации. Вы все видели примеры пиктограмм, например, на дорожных знаках. Если на знаке крест-накрест нарисованы вилка и ложка это, конечно, столовая или кафе. Красный крест это больница или медицинский пункт. Если мы видим табличку с черепом и молнией это сообщение "Не влезай, убьет". Давайте вспомним, с какими пиктограммами мы еще сталкиваемся в жизни?  После того как участники вспомнили, какие пиктограммы они видели, начинается само упражнение. Оно проходит в несколько этапов: Участникам предлагается продумать, а потом нарисовать следующие пиктограммы: "Веселый праздник", "Глухая старушка", "Мелкий дождик", "Счастье". После окончания работы устраивается выставка пиктограмм, а затем проводится короткое обсуждение на тему: "Почему пиктограммы одного и того же содержания могут быть нарисованы по-разному?". Группа объединяется в две команды. Командам предлагается самим придумать содержание пиктограмм и нарисовать их. Рисунков должно быть столько же, сколько человек в команде. Одна из команд поочередно предъявляет свои рисунки, а другая должна угадать, какое содержание скрыто за ними. Побеждает та команда, которая угадывала лучше и более подробно могла объяснить ход своих рассуждений. ^ Упражнение "радость"  Участникам предъявляется пиктограмма с изображением эмоции радости. После того как все поняли, какую эмоцию изображает пиктограмма, ведущий просит объяснить: "По каким признакам мы можем определить, что человек испытывает радость?"  В конце упражнения проводится конкурс на самое радостное лицо.  Упражнение "ярость"  Участникам предъявляется пиктограмма с изображением эмоции ярости . После того как все поняли, какую эмоцию изображает пиктограмма, ведущий просит объяснить: "По каким признакам мы можем определить, что человек испытывает ярость?" "Я хочу сказать "Спасибо" (Описание упражнения дано в предыдущих занятиях) ^ Занятие №10 "Приветствие" (Упражнение описано выше) Упражнение "Компот"  Участники сидят в кругу, ведущий стоит, так как у него нет стула. Ведущий обращается к участникам с просьбой: "Пусть сейчас встанут и поменяются местами те, кто любит мороженое". Когда участники встали ведущий быстро занимает место одного из них. Тот, кто остался без места, становится ведущим.  Условия: При обмене местами игрокам нельзя занимать стулья соседей справа и слева. Важно следить за тем, чтобы новые ведущие полностью проговаривали формулировку просьбы. (Игра повторяется 35 раз.) Упражнение «Театр угнетённых»
Одно из упражнений метода форум-театр. Для инсценировки предлагается конфликтная ситуация между мужчиной и женщиной. Задача: после проигрывания спектакля изменить сценарий так, чтобы конфликт был полностью исчерпан, при этом женщина должна использовать только женский тип гендерной идентичности, а мужчина- мужской.
Обсуждение:
Какие сложности возникли при изменении сценария?
Знаете ли вы какие качества позволяют женщине быть женственной, а мужчине- мужественным?
В чём состояли ошибки персонажей предложенной вам ситуации?
С помощью каких изменений удалось полностью разрешить конфликтную ситуацию?
Как вы считаете, где можно применить полученные вами знания?
Были ли эти знания для вас полезными? «Я хочу сказать «Спасибо» (Описание упражнения дано в предыдущих занятиях).
Список используемой литературы:
Битянова М.Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития. – М.: МГППУ, 2006. – 76с.
Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): – М.: “Академия”, 2003. – 288 с.
Дубровина И.В. Психологическая служба школы.– М.: МПА, 1995. – 222 с.
Игумнов С.А., Клиническая психотерапия и психологическая коррекция в детском и подростковом возрасте. //Сборник научных трудов. -М.: Изд-во Московского НИИ психиатрии МЗ РФ, 1994. -с.42-46.
Овчарова Р.В. Практическая психология образования. – М.: “Академия”, 2005. – 448 с.
Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М.: ТЦ СФЕРА,2000. – 449с.
Овчарова Р.В. Методика работы школьного психолога с детьми и подростками группы риска. – Курган, 2002. – 182 с.
Практическая психология образования /Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: ТЦ “Сфера”, 1997. – 528 с.
Пахальян В.Э. Каким должен или может быть психолог, работающий в системе образования //Вопросы психологии. – 2002, № 6. С. 103 – 112.
Реан А.А. Психология подростка. Учебник. СПб.: Прайм-евро-знак, 2003. – 324 с.
Рабочая книга школьного психолога /Под ред. И.В.Дубровиной. – СПб.,1998. – 298 с.
Теория и практика психологической службы в образовании. 2-е изд., доп. /Автор-составитель:О.А.Белобрыкина. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2005. 508 с.
Фридман Л.М. О концепции школьной психологической службы //Вопросы психологии. – 2001, № 1. С. 97-107.
Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. М.: Трикста, 2005. – 336 с.
Электронный ресурс: Фурманов И.А., Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315